Йети

Клеопатра Тимофеевна Алёшина
 Йети - Снежный человек обосновался в лесах Вытего;рии.
может стоит взятся сейчас за поиски вытегорского страховища? Когда ещё выпадет такой  случай, может опять через 100 лет как и теперь(если считать что на Вертосельге встреча произошла примерно, в 1898, а на Онего - в 2008).               
Это произошло в вертосельгских лесах, давным-давно, лет сто назад с моей бабушкой Матроной Ильиничной Алёшыной. Об этом случае я слышала от родителей, а позднее в начале 21 века от вертосёлов, и записала как сказку. Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения «Среда» вытегорка Нина Писарчик   рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит  это чудо ещё живо! А я не верила рассказам отца и написала сказку (записана вытегорским говором). Случай с моей бабушкой Матроной Ильиничной  Алёшиной помнили долго в Ве;ртосельге, и старики-вертосёла(родившиеся в 20-е годы 20 столетия) вспоминали этот случай, а это моя запись того случая: 

                "Ой, миня бедную!»               
                (быль 1898).

Да, вото, совсем недавно; было  - Матрёшу Тишыну... Да Тиша – сын Матюшы-ты Алексеева, што уж ты забывать стал родню-ту? Ак Матрона-та - Тишына жонка будёт, ак вот с ей-то што ско;илосе, ак -ой!  И, ты знаш-ли, водило ту;ю жонку, таскало, да таскало по болотам, ак токо-токо што жыва осталасе! А погоди-ко, воно и сама она - лёхка; на поми;ни, мот она те и сама  обскажот – што, да как. Доброва здоровьиця, Матрона свет- Ильинишна! Проходи, приса;жывайсе, в ногах правды нет ! Да сидим во;то суме;рницям с робятам, да были с небыли;цям спомина;м, да. Но-ко, Мо;тюшка, росскажы, любушка, как дело-то было, как  тогда жы;ва-та с лесу возвернуласе! Ак вот ыть молодяжка-та не верят што тако можот ста;тисе. Здо;брись, любушка Матрона Ильинишна, росскажы, но-ко, што ско;илосе-то, пусь послухают!». «Оой ты, любушка, ты моя, ить така ока;зия со мной-от приклюци;ласе, дак ой - што ста;лосе! Борони; Хосподь ище; кому! Пошла я лоне;сь по ягоды, а побежала-та в ту;ю сторону, где зольни;к-от над Могильним болотом. Вот уж не зря бают - кля;та земелюшка! То и не ростет-то на ей не цё! Вот уж натерпеласе я страху-ту, оой! Век боле одна в лис не побегу, внукам-пра;внукам закажу! Вот уж и правда, год тих, да цяс лих! Ить пошла-та – думаю, збегану; пока Талька спит, церни;ци назбера;ю на киселёк. Цё-то жывотом девцёшко ма;ицце, но. Пошла. Да недалёко и ходила-то - о край е;льницька, а и деревня-та на глазах вото - рукой подать! Пошла. Иду.  Идуу - уж взать пошла. Иду сибе не поспеша;ю. Ягодки с кустиков пошшы;пываю да в рот, пошшыпываю да, ак а зо;бенька-та уж полнёхонька, ак, но. Иду-иду... хый - шыпи;ця! Отку;ль туто-ка шыпице взяцце? Туды шла - не было, не примитила ие, ли цё-ли?  Помяла лепесток, понюхала - ну шыпиця, как шыпиця. К цему бы – думаю, откуль она туто;? Как глаза-та кинула, ма;а-ттышки мое – а;льни а;;ймешталасе - небо церны;м-церно;, а ить не до ноци, ить жо я, но. Вы;тарашшыласе, не цёо понять-от не могу - где-ка я?! Ойи миня бедную, и лесу-то такова круг деревни не бывало! Не тро-пи-нки! Не сле-да како;ва! Буреломы страшэнны! Куды, в каку; сторо;нушку бе;хти? Туды су;нуласе, туды - всюды вале;жына, да крапива, да. Вдруг это, веришь-нет, всё круг  зашумело, зашшо;лкало, свист поднялсе, гага;йканьё,  филин ухнул, схохотало на болоти, волки звыли, е;лья на; зень опрокинулисе, и така, знаш-ли, миня жуть взя;ла -кажы;сь, ноги в зень вросли, и зво;ны в головы; пошли, в глазах круги огненныё, а  по за кругам-от, о-ой миня беднуюу, о-ой ёханьки-то, оой! Ог-грома;дной  - вышэ лесу тёмнова, мии-лте мое, ээк-ка страхолю;дина-та! У миня зобе;нька с рук выпала и, знаш-ли, серцё бутто ожгло;. Хосподи-Хосподи Исусе Христе! Стоит…ойи,  ллох-ма;ттой, сед-да;той!  Миил-те мое-э, стоит! Пригнулсе, ровно скакану;ть збираицце, руки в коли;на упёр, и гледит на миня, гледит нециста сила, впе;рилсе не мигне;т! Глаза -што пло;шки! Оой, миня бедну-ю, серцё стало, дых спёрло!  Я за крест! Тольке крестик-от увидал, и вериш-нет откинуло ёо, и такой, знаш-ли зделалсе роскрасивой, да бравой! А я-то вза;тпятки, да взатпятки, а тот к мине близицце, з глаз слеза в три ру;цья, а голос-от такой-ли уле;сливой. Слышу: "Пошли со мной, Матро;нушка, ыть я сужоной твой, аль не признала! Хош глазком погледи на миня, ми;лушко!" А я зду;ру-ту зырк на ево, да крестик-от и выпустила. А ён скок, да хвать миня! Да на заго;рбок сибе – хлоп, да и по-нё-ос! Ой, девы-матушки, натерпеласе я страху:  скакнул,  да в оха;пку миня – и поволо;к не путём-не доро;гой, а всё боло;там, да  уро;чищям! Ыых, лю;у-убушки мое, как, но-сило миня, да носи-илоо, носило да носило!  А токо оцюти;ласе я, не знаю и как, в нашой ко;рбы, под цясо;венькой нашои - ыш, куды загнало! Ить уж и знала, знала, дак ыть на грех ума не напасе;се - не типерь сказано!  Ишо; мамынька-покойна голоушка сказывала «как што приви;дицце в ли;;се, ли где, ну - всяко тако, ак виду не давай што спугаласе, и не гледи в тую сторону, а схлопай,  лишо,; в ладошы, ак всё, и зги;нёт! А нет, ак скорёхонько всё на сибе переверни с права налево, ли наизнану».  Да мине бы  тольке не гледеть на ево, ак мот и обошлосе бы, но. Ак, а  я-та, видать, со страху-ту,  забыла мамынькины-ты заветы, но. И вот, любушки мое;, стою я в ко;рбы-ты, серцё бу;;хат, голова – што цигун,  стою, зобенька с ягодам в руках, и одоле;ни белой, знаш-ли, по;лно бере;мё, но. Отку;ль?!. Ну, вот,  ланно этот.  Оцю;халасе, перекрестиласе на цясо;венку, да давай бох ноги, в гору-в гору к дому! А и времё - ышо мужыки с поля не вернулисе! И Наталька спит-поса;пыват! Ак вот,  любушка моя! Видно Ле;ман миня носил! Мот не испросила до;зволу у Хозяина , зашла не куды надэ, ак, вот и понёс. И где токо не носил нециста сила! А у цесовенки, знать, спотыкну;лсе! Видать, Богородиця-заступниця пути ёму пресекла, нет, ак занесло бы и хто знат куды! 
Ак вот, любушка, кака ока;зия-та со мной-от приклюци;ласе, дак ой! Борони; Хосподь ище; кому, упаси Хосподи, лю;душэк всех хрещёныих от нецистова! Оно хош и правда, што у стараха глаза вели;ки, да пу;гана ворона куста боицце, нать сходити в цэркву, свецьку поставити Пресвятыя Девы Марии.

Пояснения:
 бере;мё – подол; глаза кинула – взглянула, (зд.) подняла глаза; зобе;нька – корзиночка небольшая; зольни;к – остатки языческих ритуальных кострищ; лоне;сь – недавно (на днях); ма;ицце – мучается; одоле;нь – белая водяная лилия; пло;шки – низенькие круглые (жестяные, глинянные)миски, горшочки; церни;ця – ягода черника;