Диалог о творчестве...

Мейрам Кален-Улы
Я

Как вы думаете : есть ли разница между искусством и творчеством?


Собеседник

Творчество – так или иначе – выступает в момент своего рождения против всего, что уже утверждено. Искусство – лучшая форма «утвержденного». Идеальная, почти несуществующая же форма – Абсолют. Творчество выступает и против него (есть в нём много богоборческого). Искусство можно оценивать и принимать лишь с позиции времени и некой дистанции. В творчестве дистанция стирается, а времени и вовсе нет. Целью любого искусства является таинственный катарсис (очищение, преображение, озарение), как и в творчестве. Только с помощью искусства тебя как бы окатывают холодной водой со стороны, в творчестве же – ты сам прыгаешь в ледяной бассейн и плывёшь. В искусстве ты выступаешь как бы сторонним наблюдателем, созерцателем, а иногда и зевакой (к сожалению), в творчестве – ты главный субъект, творец. Искусство понимается и принимается, пропущенное через культурный фон, через накопления цивилизационные; творчество – через жизненный фон, через личный опыт.


Это если говорить о творчестве, как о личном акте.


Я

Можно ли назвать тогда творчеством искусство Леонардо или Рафаэля?
Ведь по сути они не выступали против искусства, а развивали его.
С Малевичем, например, понятно : он своим абстрактным искусством разрушал формы восприятия. Его творчество выступало против всего, что уже было утверждено.
Хотя первыми разрушать реализм начали ещё до него импрессионисты и постимпрессионисты.


Собеседник

С позиции самого же Леонардо или Рафаэля – они творили, то есть занимались творчеством. С моей же позиции (дистанция + время, как я уже говорил) – это искусство.
"Ведь по сути они не выступали против искусства, а развивали его"
Выступали – это не всегда значит, что они изобретали новую форму, выдвигаясь против царствующего к тому времени стиля или направления, но выступали против всего того, что уже было, пытаясь сделать не просто "не хуже", а даже лучше. А оставались ли они в рамках – другое дело. Творчество есть всегда некий бунт

Я

" Творчество есть всегда некий бунт"
Мне кажется, что такое понимание творчества характерно только для последних двух - трёх веков.
И то в рамках в основном европейского искусства.

Мне ближе понимание искусства и творчества с позиции воображения.

Где больше воображения, там больше и творчества.
Где меньше воображения, там больше искусства.


Ещё мне нравятся размышления Кришнамурти о творчестве.

Примерно в нескольких словах приведу - он говорил, что творчество не есть то, что мы привыкли считать : картины,стихи и прочее.
Творчество - это то, что "ново от момента к моменту..."