В умном и добром управлении собой

Валентина Баскакова
   С Тамарой Николаевной, подругой моей свекрови, я познакомилась вскоре после замужества. Доброжелательностью, невысоким ростом и простотой общения, неуловимо родным выражением приветливого лица она напоминала мне покойницу-маму, будучи впридачу её ровесницей, и я легко нашла с ней общий язык. В канун её юбилея я хочу рассказать о ней, тем более, что юбилей достойный – 27 ноября Тамаре Николаевне исполняется 90 лет.

   Родилась и выросла Тамара в обычной крестьянской семье Ануфриевых в д.Волонковской, «золотой серединочкой» между братом Василием и сестрой Любой. Василий, 1919 гр, работал в колхозе, молотил хлеб, был призван на воинскую службу за два года до войны. В 1942-ом связь с Васей прервалась. Даже извещения о пропавшем без вести не пришло из военной мясорубки...

   Никакой мерой не измерить пролитых женских слёз в лихую военную годину! Без мужской поддержки (семья к этой поре состояла только из женщин: мать, дочки-подростки да ещё престарелая свекровь), Федосья Ивановна тянула семью как могла, впроголодь жили, как и все в ту пору. Давали 5 кг ячменя или ржи, молотили в колхозе «Спартак», хлеба не хватало, добавляли в муку то клевер, то мох. Стараясь накормить семью, мать питалась кое-как, и однажды чуть не пришла беда: отравилась Федосья, травы какой-то наевшись. Выручал огород с картошкой, полоской жита, да куры,- только их и могла держать семья. А как сдать государству продналог без коровы в хозяйстве? Покупай или выменивай продукты, которых сами не ели. Жили при школе, где работала мать: убирала, кипятила чай. Тамара не помнит ребячьих игр, в войну взрослели рано: старшие с младшими водились да хозяйничали дома. Родители и старики, кто мог, с утра до ночи на работе в колхозе. Подростки вязали веники, снопы в уборочную, сено возили, пилили лучковкой лес на дрова и кололи их.

   Тамара тоже работала в колхозе, а осенью 1943г, когда исполнилось 16 лет, выдали временный паспорт и направили на оборонные работы. В военкомате предложили запись в школу ФЗО. По примеру ровесников-односельчан Тамара выбрала школу ФЗО №21. Дорога в Архангельск запомнилась на всю жизнь. Нехитрые пожитки везли на лошадях, а подростки шагали следом. Дорога шла по правому берегу, через Тимошино,- в Абрамково через Двину санного пути не было. Холодно, одежда не греет, ноги в худых валенках промокли, настыли. На привалах каждый ел своё, что было. В Соезерье переправились на левый берег,  ночевали у людей, погрелись и снова в путь до Котласа, оттуда на дежурке по рельсам – в Архангельск, в Соломбалу. Поселили в общежитие, стали обучать молодёжь обучать плотницкому ремеслу, и Тамара вместе со всеми сколачивала щитовые домики для Диксона. Здесь сделаем небольшой экскурс в историю.

   К 1942г фашисты заняли огромные территории Советского Союза, доступ к важным районам добычи рыбы был утрачен. В январе 1942г на Диксоне организован комбинат для отлова морского зверя (белухи, нерпы). В течение 1942-1943гг созданы 5 моторно-рыболовецких станций, восстановлен рыбоконсервный комбинат, действовали до десяти рыбоприёмных и обрабатывающих пунктов, 3 новых рыбзавода.

   Таймыр вошёл в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где шли бои с немцами. Фашисты разработали операцию по установлению контроля над Северным морским путём. По великой арктической магистрали шли с востока на запад караваны судов с грузами для фронта. Прервать их движение, разрушить полярные порты СССР, прекратить доставку грузов по Северному морскому пути – кратчайшему морскому пути между Европейской частью России и Дальним Востоком по морям Северного Ледовитого океана – такова была цель вражеской операции.

   В августе 1942г. шли кровопролитные бои около Диксона, фашисты потопили ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков», вплотную подошли к Диксону. Но, поняв безоговорочную победу защитников порта: моряков, красноармейцев, бойцов НКВД, гражданских ополченцев, враг отступил. Операция фашистов сорвалась.

   Добыча рыбы в морях и озёрах Таймырского национального округа в годы войны выросла в три раза: с 1200 тонн в 1940г до 4000 тонн в 1942г. Возросла и потребность в обеспечении коренного и приезжего населения Диксона жильём. Не зная в те годы о подвиге советских людей на о. Диксон, не задумываясь о важности своих усилий, хрупкая девчушка Тамара с друзьями-фзошниками вносила свой вклад в Победу в незримом строю на защите своей Родины.

   В общежитии было тесно, народу много. Кормили 3 раза в день и хлеба давали по 600г, но питание было скудным. Как-то на обед дали грибовницу, а в ней черви. Брезгливая Тамара есть не стала. По осени просили у сердобольных горожан капустный лист-капустницу ели. Зато чай был сладкий. По окончании учёбы работали на стройках: носили кирпич, глину, обшивали стены дранкой.

   Молодёжь одевалась плохо. А красиво выглядеть хотелось! Старую одежду перешивали, перелицовывали не по разу, придавая приличный вид тряпью или создавая видимость новизны. Уроки родной мамушки пригодились Тамаре: мастерица от нужды, мать рано научила и дочку шить-перешивать вручную. Выручит Тамару швейное мастерство не раз и после войны.

   Прошёл ещё год, а в мае пришла долгожданная победа! Как счастливы были все вокруг, казалось, что уже завтра жизнь будет иной! Тамара вслед за подругой Ниной собралась ехать домой, соскучившись по маме и сестрёнке, надеясь на скорое возвращение в город, к привычному уже труду. Не думала девушка, что дома ждёт её западня: срок паспорта истёк, новый не дали, селу были нужны молодые руки. Так и осталась в колхозе: летом сенокос, уборка зерновых, зимой вывозка леса на конях от колхоза. Не было сытости и достатка - была сила и молодость, а в сердцах - вера и надежда на перемены к лучшему. 

   В трудовых заботах и хлопотах летели молодые годики. Мужчин вернулось с войны  в деревню мало, потенциальные женихи большей частью сложили свои головы в боях за Родину или подросли для них более молодые и удачливые невесты – такова трагедия многих женщин-ровесниц Тамары. Но природа и молодость берёт своё, и Тамара не упала духом, не закрылась в четырёх стенах. В 1952г  родила она дочку Таню, а через пять лет – сына Володю. Пока жива была Федосья Ивановна, помогала растить внуков. Слова порочащего не слышала я от коллег-ветеранов Устьерогодской школы о детях Тамары Николаевны, лишь положительные характеристики: скромные, приветливые, трудолюбивые.

   Позже Тамара заменила мать на скотнем дворе, где та работала после переноса школьного здания в посёлок, и до выхода на пенсию работала дояркой. Будучи  депутатом Корниловского сельского совета, она представляла часть его населения, как истинный человек труда, искренне уважаемый  односельчанами. Честная и трудолюбивая в работе, приветливая и порядочная с людьми, она была авторитетна в среде коллег и соседей. И на пенсии не замкнулась в тесном единоличном мирке, оказывая посильную помощь родному колхозу.
 
   С восхищением вспоминает бывший бригадир Нина Васильевна Чецкая неравнодушную колхозницу Тамару! Безотказная труженица, ответственный человек, на кого во всём можно положиться, любую работу поручи – выполнит без ворчания и недовольства, - наоборот, подскажет при случае. Бессменный, незаменимый повар в летнюю страду, накормив работников, останется на лугу вместе со всеми допоздна, хотя пенсионерку не неволят. Да мало ли в колхозе работы низкооплачиваемой: убрать двор, вычистить от навоза, вымыть, сторожа подменить, мешки в порядок привести: ушить, выстирать – не чуралась Тамара Николаевна никакой работы, честь ей и хвала. И очень добрый, отзывчивый человек в горе и в радости, даже с чужими детьми останется, если заболеют. Какая весёлая и заводная бывала она в праздники – на приветное слово бойкая и на звонкую частушку в пляске находчивая! А как радовалась новому жилью – одной из светлых квартир вновь выстроенного колхозного домика! Дети уже жили отдельно от матери: Татьяна работала в Нижней Тойме почтальоном, растили с мужем Иваном Васильевичем Пятиным шестерых детей: пятерых сыночков и лапочку-дочку; у Володи с женой Ольгой, военнослужащих, подрастали сын и дочка. Летом домик на берегу двинского полоя наполнялся звонкими детскими голосами,  и прибавлялось хлопот у заботливой бабушки.

   Осенью традиционно мы всей семьёй ходили к ней в день работников сельского хозяйства, в дни рождения. И она бывала у нас. Наши разговоры были бесконечны, но особую радость доставляли ей рассказы о внучатах. Нынче уже несколько лет Тамара Николаевна безвыездно живёт у дочери в Нижней Тойме; пока была в силе, помогала дочери по хозяйству. Моя свекровь сначала очень тосковала по Тамаре, они подолгу говорили по телефону; я видела, как у нашей бабушки поднимается настроение после бесед с подругой.

   Любовь бабушки и внуков взаимна. Перед юбилеем, пообщавшись с внуками, я получила отклики  и хочу украсить ими свой материал.

   Любовь Николаевна, жена старшего внука, рассказывая о бабушке, назвала лучистой её добрую приветливую улыбку, восхищалась её моложавостью. Сергей вспоминал, как летом в Усть-Ёрге бабушка кормила всю ораву, заботилась о них, стирала; как однажды один из внуков развёл костёр, не подумав, что рядом сено, и оно сгорело. Бабушка переживала, а они не меньше расстроились! А как Серёжа однажды мёду переел, и температура поднялась, как волновалась бабушка! Он потом 30 лет к мёду не прикасался…Когда он, последний из внуков, выехал в город по семейным обстоятельствам, какие градины слёз беспрестанно катились по её щекам при расставании. Незаметно состарилась, оглохла и ослепла наша бабушка, - грустно заметил Сергей.
    Маша назвала бабушку справедливой и замечательной во всех отношениях, и первые её слова о бабушке были словами признания в любви к ней.

    Андрей, вспоминая своё детство у бабушки и варенье клубничное, вкуснее которого не было ничего на свете, помнил трудовое воспитание - окучку картошки, - процесс, который он рационализировал, окучивая квадратами или кругами, а бабушка принимала его выходки и смеялась вместе с внуком. Он помнит долгие разговоры и рассказы бабушки о детстве, о юности и очень благодарен за помощь ему в трудные моменты жизни. Жаль, что теперь не поговорить с ней по телефону, не услышать её родной тёплый голос, так как она плохо слышит. Радуются внуки и правнуки встречам с родным человеком. Дай Бог ей здоровья и дожить до столетнего юбилея! Это пожелания внуков милой бабушке, этого желают дети, сами уже ветераны труда, почитающие и горячо любящие свою мамочку. Счастлива мать, вырастившая достойных детей и любящих внуков и правнуков.
   
     У Пришвина в «Незабудках» есть такие слова: «Есть люди такие хорошие, что все вопросы любви и брака, отношения индивидуальности к обществу лично их совершенно минуют, исчезая в их умном и добром управлении самими собой. Они проходят в жизни мало заметно, как неслышное тикание маятника и бой часов: надо нарочно прислушиваться».

     Вокруг нас так много простых и добрых людей, честных и ответственных тружеников, скромных и незаметных, и в то же время таких незаменимых в трудных случаях нашей обыденности. Это и есть лучшие представители русского народа, которые живут просто и естественно, в соответствии со своими нравственными принципами. И как чудесные деревья, сохраняющие листву после морозов, так же прекрасны эти простые люди и в преклонном возрасте, потому что с годами становятся только красивее.

Тамара Hиколаeвна скончалась послe продолжитeльной болeзни 09.10.2019г в Hижнeй Тоймe, у дочeри, гдe жила послeдниe годы... До 92-лeтия нe дожила полтора мeсяца.

Статья опубликована в районной газете "Заря" 23 ноября 2017г