Горемычные еврейские мозги

Моисей Харитонов
ВВЕДЕНИЕ

Выступление д-ра. Николая Голубева на нетанийской конференции явилось повторением его публикации на портале http://dom.co.il/news/view/3876 27.12.2016 «Еще раз о школьном образовании в Израиле».
Это дает еще один пример непродуктивности проработки ОТДЕЛЬНЫМИ узкими специалистами ОТДЕЛЬНЫХ фрагментов Системы «Возможность выживания Израиля в нарастающем межцивилизационном противоборстве».
 Непродуктивность в том, что 1.нет достаточно ясного и содержательного обозначения Системы, фрагмент которой предложен к обсуждению и, соответственно, 2.нет достаточно ясного и содержательного обсуждения системной взаимообусловленности фрагмента.

I. ИЗРАИЛЬ КАК СИСТЕМА

Исходный тезис д-ра Николая Голубева –

«Качество государственной политики определяется отношением к образованию нации – это показатель, характеризующий державное достоинство, как государства, так и граждан. В конкурентном мире мы должны понимать, что мозги народа – наше главное богатство»

- не отражает системообразующую основу Государства Израиль. Государство Израиль, как и предшествующие ему и ныне параллельно существующие еврейские общины, не нацелено на полное использование «мозгового» потенциала нации.
Целью является использование только части этого потенциала, тщательно и умело отфильтрованного таким образом, чтобы «мозги» не порождали угрозу слома укорененных структуры организации и условий существования общины.

Одним из инструментов осуществления этой цели являлась и является подсистема «Образование» - см. рисунок над текстом вверху.

Уточним предметы «нация» и «государство».

Нация. В Израиле, по моим представлениям и в аспекте жизнеспособности страны, нацию можно определить следующими признаками:

1. Множество людей, проживающих на территории формального Израиля и разделенных между собой по множеству аспектов на конкурирующие группы.

2. Доминирующий менталитет в этом множестве людей сформирован в древности и закреплен практикой столетий иудейской общины. Основа менталитета – привычное досознательное мироотношение, в котором присутствует наличие «верхов» и «низовых» евреев.

a. низы приучены, при всем поверхностном и показном критическом отношении к «верхам», подчиняться им, следовать ориентирам от «верхов».
b. те ориентируют низы на готовность стоически принимать, как должное, неизбежные гонения от нееврейского окружения;
c. предоставляют этому окружению низовую массу неготовой к упреждающим действиям перед всплеском гонений («хмельнитчина», Холокост) и к сопротивлению при всплеске.
d. за это «верха» получают от нееврейского окружения возможность благополучно существовать до всплеска, а к моменту всплеска своевременно покинуть опасную территорию.
e. такое ориентирование низов обеспечивалось и обеспечивается комплексом двух каналов воздействия:

i. образовательное и воспитательное в сфере религиозных и идеологических влияний,
ii. трансляция соответствующих кодов и норм в обиходной культурной жизни.

Государство (цитирую Википедию) — «форма самоорганизации  общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом». В эти механизмы входят и идеологическое, и моральное установление порядка, манипулирование  нормами культуры. Формируют и используют эти механизмы «верха» во внутренней конкуренции в своей среде. В этой конкуренции «верха», во-многом, используют вовлекаемые части низовых масс. Иногда в низах развивается «возмущение», но «верха» развращают и покупают руководителей возмущения (а нередко, как показывает и проанализированный мною опыт русскоязычных израильских сетевых сообществ, изначально инициаторы «возмущения» ориентированы видеть в нем средство собственного продвижения в «верха»).

Системообразующая доминанта в израильской государственности – взаимное соответствие двух факторов:

1) относительная слабость (прежде всего - маломерность) израильской еврейской нации по сравнению с конкурирующим и, часто, остро враждебным внешним окружением;

2) укорененность в еврейском менталитете культурного кода «верха ориентируют низы на готовность стоически (не без проявлений героизма) принимать, как должное, неизбежные гонения от нееврейского окружения и, тем самым, предоставляют этому окружению низовую массу неготовой к упреждающим действиям перед всплеском гонений; за это «верха» получают от нееврейского окружения возможность благополучно существовать до всплеска, а к моменту всплеска своевременно покинуть опасную территорию».

Следствием этого сочетания является объективное условие существования Государства Израиль:

• государство (как и еврейские общины, в прошлом и в настоящем, на территории других государств) имеет возможность существовать, получая поддержку другого или других сильных государств в обмен на выполнение некоторых функций в интересах государств-патронов.
 
• современное Государство Израиль функционирует как далеко выдвинутый форпост «мира западной цивилизации» в иноцивилизационном пространстве. В исполнении этой функции, в современный период нарастания межцивилизационного противоборства, Израиль обречен на гибель по традиционной модели – низы, с готовностью, героически и мучительно погибают, верха своевременно и подготовленно покидают территорию.

Эти особенности государства и нации предопределяют задачу для образовательной подсистемы:

• образовывать (обучать и воспитывать) низовых израильтян на таком уровне, чтобы сохранялось сочетание
=== o настроенности продуктивно трудиться, проживать насыщенный фольклорный досуг (широко включая поверхностное, без глубокого философского осмысления, проживание классики) и быть готовыми стойко переживать наезды на общину;
=== o неспособности почувствовать и осознавать свою заведомую обреченность, неспособности изменить извечный характер внутриобщинных отношений.
• образовывать (обучать и воспитывать) израильтян из «верхов» и интегрируемых в «верха» особо способных или пронырливых единиц из «низов» на таком уровне, чтобы сохранялась способность использовать общину в традиционной парадигме.

Критикуемые характеристики израильской системы образования подтверждают правильность моего предположения о сути израильской еврейской общины и её государственности.

Выходцы из бывшего СССР нередко являются критиками израильского широкого (для низов) образования, но в силу двойной ментальной «инвалидности» - общинной еврейской и советской идеологической – не в состоянии системно увидеть проблемные ситуации. Частная критика характеристик израильской образовательной ПОДсистемы без учета системных отношений с доминантными особенностями нации и государства – только защитительный выпуск критической энергии для поддержания неизменности Системы. В верхах подобная критика принимается к использованию только в демагогической продукции для соревнования с политическими конкурентами и для манипулятивного управления «низами».

Объективно задача выживания израильской нации и сохранения государственности (может быть, и путем временной передислокацией на другую территорию) – найти и актуализировать в себе ценностные, интеллектуальные и волевые ресурсы к выявлению и осуществлению неочевидного жизнеспасительного маневра в отношениях с окружением. Но, в пределах моего кругозора, наличие субъектов-носителей такой задачи не просматривается. Указанный укорененный менталитет еврейских общин препятствует появлению и проявлению таких субъектов. Одним из фильтров такого препятствования является сама природа «верхов» - острая конкуренция множества групп, ведущая к доминированию цинизма и приспособленчества.

Государство Израиль не является всенародным в том смысле, что каждый гражданин ПРОИЗВОЛЬНО = СВОЕЙ ВОЛЕЙ И СОЗНАНИЕМ влияет на поведение государства.
Поведение Государства Израиль определяется только частью населения, которую условно обозначу термином «верха». Структуру «верхов» и характеристику я представить не в состоянии. Хотя предполагаю, что социология израильской государственности, в какой-то степени, отражена в материалах интернета, но это требует специального поиска.

II. НЕТ ВОЛИ СМОТРЕТЬ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Попытка рассмотрения изолированного фрагмента Системы ведет к неверному определению «базового понятия» и «главного» -

«Начну с базового понятия. Нельзя оценивать вложения в развитие человеческого капитала только деньгами, затраченными на систему образования. Деньги важны, но вторичны. Главное – что и как, каким образом вкладывается головы учеников. Для успеха надо понимать механизмы процесса обучения, то, что называется основами процесса познания».

При верной констатации «главное – что и как, каким образом вкладывается в головы учеников», Автор фокусирует внимание на средстве – «механизмах процесса обучения»

Констатирует профессиональный психолог, в общем - высокого уровня компетентности, но «уродованной» советской идеологизированной средой: «Психология школьного возраста доказала, что именно период с 6 до 10 лет является наиболее благоприятным периодом для освоения огромного количества информации, для поиска оригинальных решений в оценках окружающего мира и усвоении новых знаний. … закономерности психического развития личности изменить нельзя. А то, что происходит в школах – это свидетельство незнания или непонимания этого».

В израильской школе он видит и поясняет причину «значительного разрыва между начальным и средним образованием. Дескать, в начальной школе надо воспитывать свободную личность, а в средней этот ребенок наверстает пропущенные знания».

Вместо учета психологических особенностей возрастного развития в израильских школах до 6 класса «не учат, а воспитывают». Поэтому не удивительно, что каждый 10-тый ученик 6 класса не умеет читать, каждый пятый ученик не обучен умножению, но и сложению. А в «выпускных» классах только трое из ста учеников имеют положительные оценки по техническим дисциплинам. По данным Института Просвещения Израиля в 2014 – 2015 году число выпускников, получивших аттестат, составило 52,7 %».

Неверным оказывается предположение о причине – «нам начал отказывать свойственный нам на генетическом уровне инстинкт самосохранения». Возможно, есть у евреев «свойственный нам на генетическом уровне инстинкт самосохранения». Возможно, это не просто красивый штамп национального возвеличивания и есть научно обоснованные, содержательно прописанные предъявления этой «свойственности». Но, похоже, что в действительности этот «инстинкт самосохранения» в существенных своих частях был искусственно и целенаправленно приглушен, искажен.

«Инстинкт самосохранения» повелевает 1.всматриваться в динамичную среду проживания, 2.всматриваться в динамику своих состояний, 3.соотносить себя со средой, 4.выявлять угрозы и 5.управлять своим поведением относительно угроз.

Однако сформированная в древности мощная система религиозного воспитания и нормирования всех сторон жизни еврейской общины приучили (до «генетического уровня») низы еврейской общины видеть в динамике своих состояний божественное предписание. И не видеть спекулятивного поведения «верхушки». Приучили, незаметно для самих себя, на досознательном уровне, подавлять естественные способность и позывы всматриваться в мир реальных предметов и отношений.

Тезис Автора «Образование – это государственная стратегия, поэтому приоритетом нации должны быть не только оборона и хай-тех, но и создание лучшей в мире системы образования» не релевантен сути израильской общины и сути израильской государствнности.

В моем варианте системного представления проблемы выживания Израиля, объективно, «лучшая в мире система образования» для нас – это такая система образования, которая:

• способна подготовить израильтян к нахождению и актуализации выживания в условиях нарастания противоборства цивилизационных гигантов (мир «западной» цивилизации во главе с Америкой; исламизм; Китай; …)
• в темпах, соответствующих динамике развития противоборства.

Для «западной» цивилизации во главе с Америкой, «лучшая в мире система образования» для Израиля – это такая система образования, которая:

• способна подготовить израильтян к максимальному отвлечению на себя сил исламизма – вплоть до поголовной гибели бойцов и мучительной гибели гражданского населения в исламистской вакханалии.

Уместно Автор привел слова Цицерона: «Слепец не тот, кто таковым родился, а зрячий, не желающий смотреть правде в глаза». Но, ослепленные в советском образовании и советской науке, бывшие советские ученые, видимо, как правило, не в состоянии смотреть СИСТЕМНОЙ правде в глаза.