Запасной аэродром

Галина Айзенштадт
  Белорусская оппозиция обиделась на белорусскую оппозиционную газету "Наша Нива": она опубликовала список оппозиционеров, чьи дети живут и работают за границей.
  Таких набралось полтора десятка, а у некоторых оппозиционеров там живут по двое детей.
  Возмущение вызвал и сам факт публикации, и то, что в ней не указано, что многие уехавшие вынуждены были покинуть Беларусь из-за политического преследования.
  Об этом крайне взволнованно говорили в передаче белорусской службы радио "Свобода" три женщины, у которых сыновья участвовали в борьбе с "режимом Лукашенко", и сами они тоже бывали на протестных акциях.
  Одна из них задалась вопросом, а можно ли после этой публикации считать "Нашу Ниву" оппозиционной газетой?
  В этом вопросе проклюнулся рецидив прошлого. В девяностых годах и даже еще в начале нынешнего века оппозиция вела себя так, как будто она священная корова, и на нее не то, что чихнуть нельзя, а, наоборот, надо сдувать малейшие пылинки.
  У оппозиционеров - еще с той поры, когда был мощный Белорусский Фронт и его возглавлял жесткий и неуступчивый Зенон Пазняк,- было убеждение, что оппозиционные журналисты должны их "обслуживать", "плясать под их дудку", и ни в коем случае не критиковать, ибо это - "услуга режиму", работа на него.
  С годами оппозиция измельчала, ни один из нынешних лидеров "на Пазняка" не потянул и не тянет, тем не менее, требование к себе особого отношения продолжало оставаться в силе.
  Стоило кому-нибудь из журналистов даже намеком не одобрить действия какого-либо оппозиционера, как следовала отповедь:и это, дескать, независимый журналист, а чью мельницу он льет воду, критикуя оппозицию?
  С трудом, но журналисты, критически настроенные и к Лукашенко, начали писать об оппозиционерах более объективно, и тем - волей-неволей - пришлось смириться с этим.
  И вот эта публикация в "Нашай Ниве", на которую - хочешь-не хочешь-, а нужно как-то реагировать. Некоторые оппозиционеры пояснили журналистам, что дети их уехали за границу потому, что их преследовали, а также потому, что в Беларуси трудно найти работу.
  Нашлись и журналисты, особенно на "Свободе", выходцы из Беларуси, которые остались недовольны публикацией в "НН". Дескать, зачем вообще было поднимать эту тему? Разве сегодня, при открытых границах, человек не может ехать, куда хочет, и там оставаться, тем более, что при нынешних транспортных возможностях, прилететь в Беларусь не проблема?
  Слушая этот аргумент, невольно вспоминаешь высказывание главы так называемого независимого профсоюза Беларуси, сын которого одиннадцать лет живет в США, но, по словам отца, остается белорусом, потому что раз в год приезжает в РБ.
  Вот тут-то и кроется корень проблемы, которую, похоже, сознательно не "замечают" и замалчивают обиженные на "НН". И вряд ли даже рискнут обсуждать, потому что тогда откроется весьма неутешительная реальность:белорусы в эмиграции остаются белорусами в подавляющем своем большинстве только по паспорту, они довольно быстро ассимилируются, вживаясь в новую жизнь.
  Отъезд детей оппозиционеров за границу начался еще "при Пазняке". Белорусская эмиграция, "усе людзи сталага узросту"(все люди пожилые), сбежавшие за границу с отступавшими немцами, остро нуждалась в обновлении. А тут дети своих по духу деятелей БНФ. Как им не поспособствовать?
  И что же? Прошло два десятилетия, и не один десяток "детей" осели в США и Канаде, а диаспоры белорусские  все с теми же персонажами на главных ролях(одному  из известных тамошних деятелей исполнилось 90 лет).
  А где же "дети", пополнившие белорусскую эмиграцию? Они заняты своей - американской и канадской жизнью, и в лучшем случае принимают участие в каком-либо празднике, устроенном стариками.
  Дети же нынешних оппозиционеров в основном живут в Европе. У известного оппозиционера Николая Статкевича дочери уже давным-давно обитают в Германии, выучились там и вышли замуж.
  У не менее известного оппозиционера Владимира Некляева одна дочь живет в Москве, вторая в Финляндии.
  Собственно, об этом известно давно. Куда более удивило, что у недавно избранной депутатом Палаты представителей, оппозиционерки Канапацкой дети тоже оказались в Германии.
  Этично ли в таком случае призывать молодежь, живущую в Беларуси, выходить на баррикады?
  Этично ли призывать ее пользоваться белорусским, а не русским языком, чтобы повышать и отстаивать свою национальную идентичность? В то время, как их дети становятся носителями немецкого, английского, польского языков?
  Как только за порог - и язык родной долой?
  Могут возразить:так ведь необходимость заставляет, не изучишь чужой язык,- не вольешься в местную жизнь.
  Всё как будто верно. Но почему-то людям русского мира, о котором, кстати, так презрительно пишет та же "Наша Нива", и в голову не придет отказываться от русского языка. В Израиле в среде репатриантов растет уже четвертое поколение русскоязычных граждан. И никого это не удивляет, а воспринимается как  само собой разумеющееся.
  Беларусь - маленькая страна. В советское время здесь было десять миллионов населения, сейчас - девять с половиной.
  Уезжают не только "дети", но и родители - уже к ним. "Наша Нива" поздравила с 80-летним юбилеем историка, бывшую сотрудницу Белорусской академии наук, которая живет теперь в Канаде, куда уехали ее дети.
  В 90-х годах она подружилась со старой белорусской эмиграцией, и теперь и она была рада поздравить ее в своих рядах и с юбилеем.
  Давно уехала к сыну в Канаду известная белорусская писательница, автор исторических книг Ольга Ипатова, называвшая себя оппозиционеркой. Сначала как будто влилась в жизнь белорусской эмиграции, но потом занялась тремя внуками, и стало не до того. А сыну-врачу тем более не до этого.
  Вполне возможно, что такой путь повторят и нынешние родители-оппозиционеры.
  Может, для этого и отсылают своих детей за границу? Готовят запасной аэродром?