Военно-строительный цирк

Анатолий Ефимов
                Военно-строительный цирк

     После оперативки вечером в пятницу, на которой подвели итоги работы за неделю и определились с задачами на следующую неделю, в прорабке остались старшина роты и командиры взводов  и отделений.
-  Ну чем будем, командиры развлекать народ в выходной день? Работать не будем в это воскресенье. Дадим людям передохнуть.  Да и сами отдохнете.  Но нужно как-то культурно и спортивно бойцов организовать, чтобы не толкались по деревне без дела. А то еще некоторых на подвиги потянет. Соблазнов и искушений много.  А тут еще вечером из города прибудет теплоход с молодыми ребятами и девчатами. Надо быть повнимательнее в клубе на танцах.  Горячих голов много, а в магазине «горячительного» тоже хватает.
-  Наши бойцы инициативу в конфликтах не проявят.  Строго предупреждены, да и наряд проследит. А местные,  с нами не конфликтуют.  Побаиваются.  Мы же все-таки воинское подразделение – заверил меня старшина Грудинин С.
-  Тем не менее «береженого Бог бережет». Ну, а по части культурного отдыха, какие будут предложения?
- С утра после политинформации, организуем спортивные соревнования между отделениями и взводами.  Как всегда будут городки, перетягивание каната, подтягивание на перекладине, отжим от пола, гиря и стометровка. Подведем итоги.  Приз- обещали испеч повара в столовой пироги, по весу согласно выигранного места.  -  доложил старшина.
-  Согласен.  Тоже приду и даже поучаствую.- одобрил я программу.
-Товарищ лейтенант! Личный состав очень проситься  съездить на море покупаться. Заодно после работы смоем недельную пыль и пот.  Погода теплая, вода в море тоже уже согрелась – попросили командиры взводов.
-  Старшина! Нужно все это организовать, согласно устава Внутренней службы.  Подберите на море подходящее для купания место.  Без коряг, камней и ила. Нужной глубины. Назначьте дежурных из числа тех,  кто хорошо плавает. Опросите всех, чтобы выяснить, кто не умеет плавать. Их на глубину не пускать. Командирам взводов купаться по очереди.  Одному быть постоянно на берегу для контроля. Машину возьмем новый  ЗиС -157. Вездеход, чтобы мог выехать по песчаному спуску к морю. Выезд после обеда в 15-00 часов. Я еду с вами тоже.
-  Есть еще один вопрос товарищ  лейтенант.  Даже не знаю,  как сказать – неуверенно проговорил сержант Гуров И..
-  Что еще Гуров?  Говори как есть.
-  Ко мне во взвод прибыло пять бойцов из молодого пополнения  -  начал сержант.
-  Что-то случилось с ними?  За новобранцев вы мне отвечаете головой.
-  Нет.  С ними ничего не случилось. Просто один из них из потомственных циркачей.
-  Кто это?
- Рядовой Арипов (фамилия из-за давности лет может быть неверная).
-  Помню я его. Маленький такой парнишка, немного пухленький  из Узбекистана  С живыми любопытными глазами. Артистам очень часто дают отсрочку от призыва в армию. А его призвали.
-  Он канатоходец  и еще гимнаст на ковре. Сам настоял на призыве в армию и его поддержал дедушка. Он захватил с собой цирковой  костюм и теперь вечером в казарме  веселит ребят своими пируэтами и кульбитами. Додумались бойцы, узнав, что он канатоходец, натянуть в лесу между  двумя соснами канат и в перерывах он с водопроводной трубой ходит по этому канату.  Народ собирается со всех объектов, приходят даже ракетчики, смотреть на его чудеса.  Только вот канат тягучий и провисает, а для него это неудобство  -  рассказывал сержант   Гуров.
-  А я то думаю,  Гуров, почему у тебя падает выработка.  Оказывается,  вы  на  работе  развлекаетесь.
-  Наоборот, товарищ лейтенант, ребята работают после его концертов с лучшим настроением.
-  Ну и что же вы хотите от меня? Чтобы запретил его самодеятельные выступления 
-  Он хочет выступать перед всеми,  чтобы зрителей было много.  И канат нужно более упругий.  Может мы здесь в деревне натянем на поляне хороший  канат и он покажет всем нашим и деревенским  свое мастерство. Да и местные жители и дети кроме редкого кино мало что видят.  Пусть приходят посмотреть на настоящего артиста.
-  А если он сорвется.  Мало нам всем не покажется.  Особенно мне.  Что разрешил.
-  Он говорит, что в цирке на высоте он в последнее время уже  работал без страховки. То есть он выступает профессионально уверенно и надежно. Кроме того, можно под канатом на земле что-нибудь постелить на всякий случай.
-  Ну а где мы возьмем настоящий канат? И как его натянем, чтобы он не провисал.
-  Попросим водителя  вездехода  Зис-157 Бусарева Н. натянуть трос от лебедки.  Мы уже с ним говорили и он согласен помочь и поучаствовать в этом мероприятии. – убеждали меня сержанты.
    Риск,  конечно был большой, но мне самому было всего лишь двадцать два года. Хотелось поддержать молодого талантливого солдата, который проявлял смелость и порадовать его товарищей по службе и живущих рядом с нами людей и детишек этой деревни. Они никогда такое не видели и вряд ли увидят.  Телевидения еще только появлялось в нашей стране. Скорее всего, в более позднем возрасте я бы это выступление не разрешил. Но молодость более смелая и чиста в помыслах. Видимо поэтому, в войну,  к сожалению гибли больше всего  молодые офицеры от своей решительности и смелости, принимавшие ради защиты Отечества,  смертельно опасные для себя решения.
-  Вижу, что вы уже все решили и продумали.  И между собой договорились обо всем.  Толкаете вы меня на противозаконные действия! Ну, хорошо.  Когда вы все это решили устроить?  - спрашиваю сержантов.
-  Лучше всего в воскресенье вечером.  Приедем с купанья с моря поужинаем и дадим концерт.  Кроме циркача у нас есть гармонист и ребята, которые могут спеть.  Может кто-то из деревенских выступит.
-  Да вы, я смотрю готовитесь организовать выступление  целого ансамбля.  Учтите, у вас на всю подготовку только суббота и половина воскресенья.
-  Успеем.  Только Вы кое в чем помогите нам.
-  Можете на меня рассчитывать. Перед народом «ударить в грязь  лицом»  нам никак нельзя.
 
     Вечером следующего дня, возвращаясь с объекта я на поляне в центре села увидел необычайное столпотворение и суету. Бойцы нашей роты и местные жители после вчерашнего разговора энергично готовились к завтрашнему выступлению.  Уже соорудили что-то типа легкого  небольшого  помоста в виде сцены. Стоящую на поляне большую  старую березу обложили на высоте около    шести метров  досками и зацепили петлей троса лебедки  Зис-157, стоящего на другой стороне поляны.
     Для горизонтальности со стройки привезли три стальные длинные трубы диаметром 108 миллиметров, соединили их вверху металлическим хомутом и установили эту высоченную треногу на расстоянии 15 метров от березы..  Второй конец каната перебросили через ролик подвешенный к верхней части треноги.  Бусарев Н  разблокировал лебедку машины, отъехал метров на двадцать и включив сцепление натянул трос, как струну.
Для контроля натяжения троса, его снова ослабили, подвесили к его средине железобетонный блок весом около
двухсот  килограммов.  После новой натяжки блок поднялся от земли. Бусарев Н заблокировал лебедку и поставил машину на тормоз.  Железобетонный блок отцепили от троса.  Трос был готов для принятия артиста.
      Под тросом настлали целую машину свежей соломы, которую сверху накрыли слоем  солдатских матрасов с кроватей.  Кроме того, над этой подушкой на специальных приспособлениях натянули широкую транспортерную ленту.  Возле треноги  установили  одну ячейку  металлических трубчатых лесов для отделки зданий с лестницами и настилом на уровне  троса, с которого канатоходец должен заходить на трос.
        Выходной день в роте прошел, согласно принятого плана.  После возвращения с моря и торжественного ужина с пирогами победителей спортивных соревнований все отправились на поляну, где уже собрались местные жители и дети.
      Арипов, одетый в яркий цирковой костюм легко поднялся по лестнице на  площадку, ему подали стальную полдюймовую водопроводную  трубу длиной  шесть метров и он в полной тишине ступил на трос.  Кто-то среди зрителей охнул и перекрестился.
    Видимо, я среди присутствующих переживал больше всех, чувствуя на своих плечах груз конкретной своей личной ответственности. Перед началом выступления я заставил водителя  Бусарева Н. положить под колеса тягача огромные камни, если вдруг ослабнет ручной тормоз, а сержанта Гурова послал на березу проверить лично  крепление  троса.

     Картина  выступления  Арипова на тросе высоко над землей была впечатляющая.  На  фоне предзакатного неба, в последних лучах  уходящего солнца, над притихшей русской деревней  и  синеющим вдали уже темно синим  морем,  под сенью раскидистой березы летал в ярко красном  с желтыми и зелеными полями костюме маленький сказочный принц из далекого Узбекистана показывая своим полетом красоту жизни, свободы  и красоту  искусства.
       Тоненький трос в вечернем прозрачном воздухе не был издалека виден и это ощущение внеземного свободного полета мальчика артиста, делало его выступление настоящей сказкой.  Глубокое волнение охватило всех присутствующих.  Дети, от переполнявших  их чувств тихо повизгивали и хлопали в такт движения артиста в ладошки. Многие взрослые зрители,  в том числе и наш водитель Николай, сидя в кабине своего автомобиля вытирали невольные  слезы любви и доброты.
     После выполнения обычной программы канатоходца от одного конца троса до другого., Арипов вдруг, видимо одухотворенный приемом зрителей, начал на тросе совершать прыжки, танцующие движения и развороты, чем привел публику в необычайный восторг..  Меня же наоборот в крайнюю степень беспокойства.
        Но слава Богу, все закончилось благополучно под бурные длительные аплодисменты зрителей.  Спустившись с площадки вниз, Арипов еще радовал долго присутствующих своими  прыжками, переворотами и  кульбидами. Потом выступили певцы роты и свои деревенские под гармошку.  Вечер удался на славу. Он в определенной степени сблизил бойцов нашей роты и местное  население. А  Арипова просто все полюбили за талант ,смелость,  добрую душу и интеллигентность.
 Вот такие бывали у нас чудеса.

  Но слухи о нашем культурном досуге дошли все-таки до высокого начальства и на одном из совещаний начальник политотдела  Управления  посоветовал некоторым Руководителям строек  не путать военные стройки с цирковым искусством.