Мутная вода

Анатолий Ефимов
                Мутная вода

     Возвращаемся со станции на стройку пешком. Решили идти не по обычной дороге, а по берегу водохранилища, местные называют его морем, напрямую по лугам и перелескам.  День изумительно  летний.  Светит июньское солнце, от воды веет свежим чуть уже подогретым ветерком. Идем по цветущим лугам с редкими молодыми соснами и березками, обходя ещё не высохшие после весенней распутицы мелкие болотца и небольшие  водоемчики типа прудов.
     Товарищ лейтенант! Вы только посмотрите, что в этом болоте плавает! – неожиданно громко в тишине прозвучал удивленный голос командира     отделения бетонщиков сержанта Ахмедова  С. Я шел впереди и услышав удивленные голоса отставших от меня  сержантов Ахмедова С и Родикова Н оглянулся. Сержанты, раздвинув прибрежные камыши что-то с интересом рассматривали в воде.
-  Ну и что Вы тут обнаружили в этом болоте – подойдя, спрашиваю я их.
-  А Вы неужели не видите!? Тут плавают в воде какие-то громадные рыбы – в голос воскликнули они одновременно.
-  Какие тут могут быть рыбы.  Да ещё огромные.  Большие рыбы живут вон там, в море, на глубине.
  Но, внимательно присмотревшись, я действительно  увидел в воде плавающих больших рыб до полуметра и даже больше размером.
-  Действительно рыбы приличных размеров. Вот бы их наловить и принести в роту.  Повара бы из них приготовили замечательный ужин с картошечкой и лучком на маслице.
-  прокомментировал я находку бойцов.
-  Да было бы здорова поесть свеженькой рыбки, а то эта мороженная уже приелась. Но их же не поймать. Вон, они какие верткие в воде. У нас нет с собой ни сачков, ни сетей, ни даже удочек. – с сожалением сетовали ребята.
-  Интересно, здесь глубоко или нет.- поинтересовался я.
  Замерив глубину воды валяющейся на берегу палкой, Николай сказал, что не очень глубоко, меньше метра.
-  Бойцы, а вы знаете старинную русскую пословицу «Рыбу нужно ловить в мутной воде».  Думаете,  почему появилась такая пословица?
-  Не знаем.
-  Да потому, что в мутной воде, жабры у рыб забиваются взвесями растительности, ила и мелких частиц и   не выделяют кислород из воды, а от его недостатка рыба всплывает и  пытается хватать кислород сверху, прямо из воздух. Вот тут её и можно ловить прямо голыми руками. – объяснил я сержантам.
-  И  что это означает для нас.  Как это поможет нам поймать рыбу? - спросили озадаченные сержанты.
-  Нужно взмутить воду в этом  маленьком  болотце, рыба начнет всплывать и мы будем  её ловить  рукам прямо за жабры.
-  А куда мы будем её складывать?  У нас же нет с собой никакой тары. А рыбки бы конечно хотелось принести в роту.
-  Значит, мужики делаем так. Снимайте свои армейские брюки галифе и веревочками завязываете снизу обе штанины.
-  А как мы пойдем в часть.  В трусах и как коты в сапогах. Да нас дежурный по части еще в воротах тут же задержит и еще дисциплинарки  вкатит.
-  Со мной не накажет. Залезайте в воду и взмучивайте её. Когда рыба начнет всплывать.  Хватайте ее за открытые жабры и подавайте мне. Я её буду складывать в  ваши штаны.
  Бойцам очень понравилась эта идея. Повторять команду не пришлось. Через минуту они уже были в воде и ногами начали взмучивать дно. Рыба, а это были налимы, начали  высовывать свои большие морды из воды.  Ребята хватали их за жабры и подавали мне.
  Я давно не встречал такой  в своей жизни шумной и веселой рыбалки. Ребята в такой  жаркий день хорошо освежились гоняясь по всему болоту за убегавшими от них налимами.  Рыбы наловили полные штаны.  Штук сорок.
  Дежурный по части капитан Завалишин А очень удивился когда увидел идущих по военному городку солдат без брюк в сапогах и гимнастерках,  несущих в мокрых штанах через плечо  что-то трепыхающееся.
-  Стоять!  Что за вид! Кто такие? Что и куда вы несете в своих мокрых штанах.?
  Бойцы оглянулись на меня, как бы говоря «А мы о чем Вас предупреждали.  Сейчас нас заберут,  да еще и накажут за неприглядный вид»
  Увидев меня  Алексей подошел и спросил: «Откуда ты ведешь в таком виде своих архаровцев и что они несут в своих мокрых штанах.».
-  Да, понимаешь, ребята случайно увидели в маленьком болоте  налимов.  А снастей для ловли и тары с собой не было. А бойцов хотелось угостить свежей рыбкой.  Мороженная , честно говоря, надоела.  Вот пришлось наловить подручными средствами и сложить в штаны, чтобы донести до кухни. – рассказал я детали нашей рыбалки Алексею, объясняя  ему наш не армейский вид.
-  Скажи мне, где это болото, я пошлю своего офицера с бойцами нашей батареи.  Пусть тоже половят рыбки
-  Мы в этом болоте уже выловили всю рыбу, но рядом есть еще такие же заводи. Видимо, в них во время  весеннего разлива нанесло мальков и теперь когда сошла большая вода они остались в этих низинах и выросли до больших налимов. Ты готовь команду и посылай.  Я думаю, командир дивизиона будет доволен.
-  Сейчас доложу командиру и пойду организовывать свою рыбалку.  Сам, к сожалению, из-за дежурства не могу.  А я ведь заядлый рыбак любитель.  С Волги
      Мы отнесли рыбу на кухню и к ужину повара подали с картошечкой прекрасную  жареную рыбу.  Здесь, должен сказать что технология приготовления жареной рыбы в армейских столовых  и так всегда была на высоте.  А тут  были свежие налимы.

   Уже после демобилизации призыва о котором я пишу, я получил письмо  из Таджикистана от Сергея Ахмедова, где он с теплотой и благодарностью вспоминает нашу военно-строительную одиссею по сооружению военного комплекса на берегу моря, нашу прогулку по цветущим лугам и такую необычную рыбалку.

                г.Москва  22.11.2017г