Рассказ Сноха

Лидия Рязанова
                С Н О Х А
                --- Рассказ ---
В  телеграмме  всего два слова: « Срочно приезжай!». Даже подписи нет. Я догадалась – это от родителей мужа.
 Но что же у них  там могло случиться!  Может, заболел кто? Помощь моя нужна?   Отпуск у меня только начался. К  ним  собиралась  съездить, всё же полгода не виделись, но позднее. Сначала хотела навестить мужа, который вот уже три месяца  лежит в областной больнице.
 « Срочно…»  я стала не на шутку  беспокоиться. Взглянула на часы.  Через сорок минут отходит автобус. Начала лихорадочно собираться. Почти  всю дорогу до автовокзала бежала. Успела.  Сев в автобус, старалась успокоиться.
 - Может просто соскучились, - подумала я, а в памяти между тем, как в кадрах кинохроники, вдруг замелькали картины недавнего прошлого.
 Мой будущий свёкор овдовел рано. Осталось у него четыре сына: старшему – 12 лет, а младшему – шесть.  Трудно ему было. Через год привел в дом  весёлую  молодую женщину с двухлетней  дочкой.
 - Вот ваша мать, - сказал детям.
 Вскоре у них и свои дети пошли, но о старших сиротах Василий Дмитриевич  особенно заботился. К тому времени я приехала к ним  в село работать  в школу.  Самый старший  Сергей  уже был женат, жил


 отдельно своей семьёй,  второй   сын  Александр остался  в армии на сверхсрочную,  Алексей  служил действительную, а самый младший Геннадий после семилетки работал в колхозе.
 Как – то, встретив меня на улице, будущий свекор сказал:
- Любят тебя, дочка, в селе, быть тебе моей снохой! Есть у меня         хо-о-о-роший сын, Алексеем зовут только он в Армии сейчас.
 Я смутилась, а потом улыбнулась и спросила: « А почему именно за него, ведь у вас  трое не женатых?»
 - Нет, только за Алексея.
 Странно, но  так почему-то и случилось, хотя я тот разговор с Василием  Дмитриевичем всерьёз не восприняла. Да и мне было хорошо с ними. Когда к ним приезжали с мужем, всегда старались им  помочь.  Муж по хозяйству, а я по женским делам.
 - Лида, мне  даже неудобно как-то,  - сетовала свекровь Мария Григорьевна, - чай в гости приехала, отдыхай.  Другие снохи все на речке загорают.
 Очень любила она посидеть со мной, рассказать о своих радостях и огорчениях, ведь семья сейчас большая: семь сыновей женатых, две дочери замужние, а внуков, чтоб перечесть,  пальцев не хватит.         Она как – то призналась: « Я только с тобой,  Лида, так, ты всегда выслушаешь, советом поможешь.  С другими не могу, даже дочерям не всё говорю».
 А свекор, тот  при всех называл меня любимой снохой.
Автобус  в их село не заходил, от  остановки на  шоссе нужно  было идти до их села 7 километров.

Поэтому, выйдя из  автобуса,  заторопилась, прикидывая, почему вдруг « срочно».
 Дорога была знакомой. В селе я проработала 2 года.  Сколько раз по ней я отправлялась в райцентр на совещания, семинары, смотры художественной самодеятельности.  Но чаще  приходилось ездить в райком комсомола, где эти 2 года была членом ревизионной комиссии.  Меня  очень уговаривали в райкоме перейти к ним  инструктором.  Когда я сказала Алексею, я с ним уже встречалась, о том, что меня уговаривают переехать в райцентр на работу в Райком, он на второй день меня посадил на мотоцикл и  в ЗАГС  повёз: говорил: « А то еще хватишься, а тебя – нет».
 Да, давно это было. Уж и свои дети подросли.
 Когда я вошла в село и стала подходить к дому, сердце снова тревожно застучало. Открыла калитку и замерла, прислонившись к столбику.
 Во дворе весело суетились  накрывая столы, шесть жен братьев мужа. Тут только я окончательно поверила, что в доме всё в порядке.
 - Ли-и-да, - вскрикнул кто-то из них, заметив меня.
- Доченька, Лидушка, - причитала  мать, - праздник у нас какой, первый раз шесть снох собрались вместе, а нашей любимой нет, вот , все   решили дать « срочную», как же без тебя?

                Лидия Рязанова
                25 июля 1985 г.