Наша семья Гл. 1 Джуна Часть 5-2 Храм Мат Марьям

Дудко 3
Храм Мат Марьям (во имя Пресвятой Девы Марии) — храм Ассирийской Церкви Востока, находящийся в Москве на Дубровке. Относится к епархии Северного Ирака и стран СНГ.


  НАША  СЕМЬЯ

  ГЛАВА 1  Джуна

  ЧАСТЬ 5-2  ХРАМ  МАТ МАРЬЯМ

   
  19 октября  2014 года в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла "История народов Российской Федерации".

  Ассирийцы в России: кто они?

  Об ассирийцах слышали, если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира.

  Но когда современный человек неожиданно заявляет: "Я ассириец!", - удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли?

  О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова.

  Отец Анны - ассириец, мать - Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

-------------------------------------------

Анна Мурадова…

  О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты.

  Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV-IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли.

  Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я половина VIII - 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

  Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако, далеко не все историки и этнографы согласны с этим.

  В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев или сирийцев (как их называли греки и римляне) сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

  В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX - начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора.

  На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно, после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914-1918 гг.

  На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов.

  Само название восточных ассирийцев - атурая, сурая, а западных - сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции.

  Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

  Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство.

  В Москве людей с ассирийскими корнями - около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

  В 1998-99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

  В августе 1992 года инициативная группа организовала визит в Россию епископа Ассирийской Церкви Востока Мар-Априма Хамиса. Тогда была организована церковная община. Председателем её стал внук последнего московского ассирийского шамаши (диакона ассирийской церкви) Михаил (Мухатас) Францевич Шмовель, который начал работу по регистрации общины. Община была зарегистрирована в начале 1994 года. Первые годы богослужения проводились только во время визитов в Россию представителей ассирийского духовенства. В начале 1996 года в московскую общину был назначен уроженец Ирака, каша (священник) Хамис Хормиз Юсиф.
 
  13 мая 1996 года по адресу Шарикоподшипниковская ул., 16 состоялась торжественная закладка камня на месте строительства будущего храма. Церемонию закладки произвел митрополит Багдадский Мар-Геваргиз Слыва.
Архитектором храма стал А. Павловский. На время строительства здания Московская Патриархия разрешила общине ассирийцев в первое и третье воскресенье месяца проводить службы в помещении одного из крестильных храмов при входе на Ваганьковское кладбище.

  Освящение храма состоялось 27 сентября 1998 года. Оно было произведено патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар-Дынха IV.

  В 1999 году первый настоятель храма был отозван патриархом с целью назначения на кафедру епископа Северного Ирака и стран СНГ.

  Сейчас приход возглавляет отец Самано, который много делает для привлечения в храм молодежи.

  При храме работает воскресная школа ассирийского языка. Периодически проводятся встречи, лекции, круглые столы на национальные темы.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ