6. Великие встречи...

Фокас Владимир
ОСЕННИЕ ПИСЬМА.

ПИСЬМО ШЕСТОЕ - ВЕЛИКИЕ ВСТРЕЧИ.

"Пути Господни неисповедимы"… Удивительно точная, емкая и всеобъемлющая истина. Говорят, история не знает сослагательного наклонения. То же самое можно сказать и о человеческой судьбе. Бессмысленно гадать, что было бы, если бы...

Кому-то там, "наверху", виднее. В определенной степени могу сказать это и о себе. Ибо долгое время честно пытался понять, почувствовать, угадать, но увы... Ныне смирился и больше не пытаюсь задавать глупых вопросов и ждать однозначных исчерпывающих ответов. Придет время и для них. Или не придет вообще, что, в сущности, не так уж и важно. Самое время вспомнить слова Шри Ауробиндо:

"Психическая, или подлинная, личность выражает уникальность судьбы каждого человека под покровами его культурного, социального и религиозного воспитания. Так, в разных жизнях человек может быть мореплавателем, ученым, врачом, музыкантом, революционером, христианином, мусульманином и атеистом.

При этом в каждой из жизней в нем будут проявляться все тем же, присущим только ему образом любовь, например, или побеждающая энергия, или радость, или чистота, или потребность в истинном знании, жертвенном служении, великом искусстве и т.д, что придает особый колорит всему, что он предпринимает. И с каждым разом эта особенность его самовыражения будет становиться все более определенной, очищенной и широкой."
 
Что же касается стариков Юрия Роста, то это особая тема. И дело не в том, что эти люди (старики) разные как "снаружи", так и "внутри". Надо обладать особым талантом, чтобы не просто увидеть, но и заставить душу человека показать себя, заговорить, рассказать о себе... Редчайшее искусство... Мы привыкли к словам, формам речи, смыслам, оборотам; душа же молчалива, сдержанна, целомудренна.
 
Есть еще и художественные средства, но и здесь личность и чувство играют немалую роль. Нередко они отображают не то, что есть, а то, что видят сами.
Фотография (особенно черно-белая) позволяет ухватить непостижимую суть мгновения, почти мистическую связь двух, а то и множества миров.

В случае "мгновения старости" происходит смена приоритетов - внешние неприглядные и даже уродливые проявления ее житейского "фона" куда-то уходят, растворяются, на первый же план выходит нечто совсем иное... Можно говорить о мудрости, опыте, знании, величии духа, но все это лишь слова, не удовлетворяющие ни души, ни сердца.
 
Интересно, что тема твоего письма обозначена как "О великих встречах". Не могу не воспользоваться этой подсказкой, ибо она объединяет и тему встреч, и тайну мгновенного запечатления, и величайшее мастерство "умеющего видеть". ИТАК:
 
"Шри  Ауробиндо... Все-таки для меня он был не больше, чем «мыслитель». И вдруг я встречаю его — не философа, но СУЩЕСТВО — никого, ему подобного, я никогда не встречал на земле. Это было живой МИР, это было само БЫТИЕ. Не человек в костюме или даже в белом шаддаре, накинутом на плечи. Это существо было… оно воплощало в своем взгляде, в теле, в своей атмосфере то, что я ощущал, плавая по бескрайним морским просторам… Вся эта безбрежность — в одном-единственном существе!  И именно ЭТО смотрело на меня.
 
Это было подобно тому, как если бы я вдруг узнал, определил, увидел свое место — место, где я мог дышать. Место, откуда я пришел, — я пребывал там.
 
- И все это — в течение одного лишь взгляда?
 
- Это длилось, не знаю, может быть, четыре секунды… Четыре секунды — но мне их не забыть никогда.
 
Понимаете, это узнавание. Именно так: не открываешь нечто «иное» (или внешнее), но то, что вдруг оказывается знакомым, и ты узнаешь это.
 
Это… как «да» — только гораздо глубже, чем любое «да». Поистине это «ТО». Нет больше незнакомца, нет… Это «я» смотрю на свое «я» — внезапно появляется то самое «Я». «Я», истинное «Я» — это «то-что-остается» после того, как с него сорваны все покровы лжи и излишеств. «То-Что-Выдерживает-Испытание-Временем». И все это было в том взгляде.
 
- Это была первая встреча.
 
- Да. И я никогда не забуду ее.
 
Я захотел ПЕРЕЖИТЬ все это. Я сказал себе: если есть человек, который воплощает это и ЯВЛЯЕТСЯ им — то, что я чувствовал, является и «моим», — то, значит, именно это нужно найти и пережить.
 
Но я еще не был готов... Мне еще предстояло помотаться по белу свету и исчерпать много других путей..
 
И все же… Этот взгляд продолжал преследовать меня долгие годы и не собирался никуда уходить. Это Существо, Бытие, этот Миг бытия продолжали жить во мне"...
 
(САТПРЕМ).
 
Есть над чем подумать, правда?  А основой для обращения к этой теме послужила лекция Ю. Лотмана о принципах человеческого общения. Часто кажется, что эта проблема давно разобрана самым подробнейшим образом и добавить к общеизвестному практически нечего.

Ан нет... Талант часто заключается не в создании чего-то принципиально нового, а в удивительной способности взглянуть на привычное с самой неожиданной стороны и порождающей ряд непривычных и столь же неожиданных ассоциаций. И не просто ассоциаций, а иного, совершенно непривычного взгляда на мир, человека и Вселенную. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из Шри Ауробиндо:

"Подобно тому, как стремление к разуму вариируется от все более ощущаемых реакций жизни в металле и растении до своей полной организации в человеке, так и в самом человеке происходит то же самое восхождение, подготовка, если не нечто большее, к более высокой и божественной жизни.

Животные - это живая лаборатория, в которой Природа, можно сказать, выработала человека. Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с помощью его, теперь уже сознательного сотрудничества, Природа хочет создать нового человека. Или, почему бы не сказать большего, проявить Бога? Ибо если эволюция есть последовательное проявление в природе того, что спало в ней или подспудно работало, то эволюция также предстает открытой реализацией того, что тайно заложено в Природе.

Мы не можем заставить Природу остановиться на данном этапе ее эволюции, а также не имеем права осуждать вместе с религиозными людьми любые ее намерения как несговорчивые и самонадеянные или осуждать вместе с рационалистами как болезненные или иллюзорные любые намерения Природы, которые она проявляет в своем замысле или попытке выйти за очерченные границы. Если верно то, что дух вовлечен в материю и видимая Природа является скрытым Богом, то проявление божественного в себе и реализация Бога внутри и вовне - высочайшая закономерная цель, предначертанная человеку на Земле.

Временами предпринимаются попытки окончательно покончить с мучающими вопросами, которые столь часто объявлялись неразрешимыми для логического мышления, и склонить людей ограничить сферу их ментальной активности практическими и сиюминутными вопросами их материального существования во вселенной; но такие увертки никогда не имеют стойкого влияния.

Человечество возвращается от них с более страстным импульсом к исследованию или с более неистовым голодом найти решение. Мистицизм пользуется этим голодом, так что возникают новые религии взамен старых, разрушенных или утративших свое значение под напором скептицизма, который сам по себе не может удовлетворить, поскольку, хотя его делом является исследование, он недостаточно расположен к нему.

И если существует какой-либо высший свет озаренной интуиции или
самораскрывающейся истины, которая сейчас в человеке либо затемнена и бездеятельна, либо работает с перемежающими проблесками, как будто из-под вуали, либо от случая к случаю проглядывает подобно северному сиянию в наших материальных небесах, то мы также не должны бояться стремления к этому. Ибо, по всей вероятности, это и есть следующее более высокое состояние сознания, по отношению к которому Разум представляется только формой и вуалью, и через сияние этого света может лежать путь нашего поступательного саморасширения в то навечно высочайшее состояние, являющееся конечным местом пребывания человечества."

Конечно, для неподготовленного читателя это очень сложный материал. Однако и в простом всегда присутствует особая потенциальность, способность к развитию и усложнению. Та же любовь... Все давно решено, обговорено, раскрыто, проанализировано, просчитано... Не о чем говорить. Особенно после того, что было сказано ап. Павлом.

Кажется, что феномен этот настолько разнообразен, многолик и разнопроявлен, что просто невозможно найти ни общего определения, ни какой-то скрытой сути, ни подсказки. (Кстати, а что может находится ПОД- или НАД- СКАЗКОЙ???) И все же "подсказка" есть.

Это СЛИЯНИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, т.е. те категории, которые лежат в самом фундаменте и религии, и йоги; это их краеугольный камень. И то, и другое переводится именно как "Слияние", "Объединение", причем такое, в котором обе или несколько сторон не поглощают и не уничтожают друг друга (и не "дополняют друг друга"), а создают нечто принципиально новое и небывалое. Это та самая ДВЕРЬ, которая открывается символическим ключом под именем ЛЮБОВЬ"

Открыв ее, мы ступаем на перекресток самых разных миров существования, на котором линия Инь и Ян - лишь одна из множества. Это еще и Душа и Личность, Разум и Сознание, это наши прошлые и будущие воплощения, это страсть к вершинам и страх завершенности, это Творец и Сотворенное, Учитель и Ученик, Отец и Сын, Бог и Человек...

Застряв на какой-то одной ступени, мы делаем бессмысленной саму идею восхождения. Цепляясь за любовь в ее чисто человеческой интерпретации, мы превращаем вечно живое в химеру, иллюзию, фетиш... Мы безмерно утяжеляем ее и предъявляем и к ней, и к миру требования, несовместимые с их истинной сутью и предназначением, в то время как эти требования мы должны предъявлять к себе и только к себе. И самые, пожалуй, главные из них - достижение единства, целостности, завершенности того, что должно вступить в свою новую форму, жизнь, сознание, даже Любовь, если она так вам необходима... Однако еще и еще раз:

СТУПИТЬ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ПОЛНОСТЬЮ БУДЕТ ЗАВЕРШЕНА ПРЕДЫДУЩАЯ.

Однако это – и вера, и религия, и христианское понятие любви - отдельная и очень серьезная тема. Мы обязательно обратимся к ней чуть позже…

До встречи!

***