Стёпка

Людмила Ильина-Бахтина
Из цикла "Рассказы о животных и не только..."

   В моём детстве у нас дома никогда не держали кошек. Семья из пяти человек ютилась в маленьком, тесном доме, где можно было спать, есть, делать уроки. На кошек было табу.
   Собак держали. Помню дворняжку Тузика, который жил во дворе и имел собственный дом - конуру.
   Когда я выросла, вышла замуж и родила детей, тогда и появились в моей жизни кошки, вернее, не кошки, а коты. Они были разных пород, окрасов и кличек. Но как бы их не называли, для меня все эти Барсики, Маркизы, Рыжики, Кейты... были просто Васьками. Коты были красивые, ухоженные и, если нечаянно убегали в открытую дверь, то как бы мы их не искали, они исчезали навсегда.
   Последний сбежавший был Кейт. Тогда дочь училась в Хабаровске и в студенческое общежитие взяла котёночка. Прошло несколько месяцев и подросший хвостатый друг прибыл самолётом на Сахалин.
   Кот действительно был хорош собой! Такого окраса не видела ни до Кейта, ни после него. Поэтому убежавшему красавцу быстро нашёлся хозяин. Обошли все подъезды, подвалы соседних домов, но поиски оказались безуспешными.
 - Всё, - сказала я себе, - котов в доме больше не будет...
   На последнем курсе у дочери появился новый котёнок - Маркиз. Со временем котяра оправдал свою гордую кличку. Дома на Сахалине он у меня не появился. Дочь расписала его внешность по телефону. В моём представлении это был серо - белый, солидной комплекции кот с важной походкой и внимательным, слегка презрительным взглядом.
   Окончив университет, дочь вышла замуж и уехала в Сибирь. Маркиз на поводке последовал за хозяйкой, будто бы на Кузбассе не было своих котов. Через три года я тоже переехала в Сибирь. Четвероногий член семьи, прожив шесть лет в Сибири, чуть не оказался москвичом. Молодые супруги с трёхлетним сыном уехали дальше на запад. Хотели забрать с собой Маркиза.
   Как на духу признаюсь - и в мыслях не было оставлять себе кота, но уговорила детей не таскать за собой бедное животное.
   Теперь он скрадывает моё одиночество... Честно сказать - Маркиз доставляет мне много хлопот. Кота надо пристраивать куда-то, когда уезжаю к родным. А кому нужен чужой кот?
   Всё это ещё полбеды. Полная беда появилась вчера, когда явилась ко мне из Кемерово ещё одна студентка - моя внучка. Распахнув куртку, сообщила "радостную" весть, что привезла мне котёнка - Стёпку.
 - Бабушка, только на месяц. Потом заберу.
   Меня чуть инфаркт не хватил. Глядя на его милую мордашку и огромный пушистый хвост, я уговариваю себя оставить котёнка. Но душа усиленно противится моей жалости.
   Да, я люблю внучку, не хочу причинять ей боль. Когда-то я уговаривала её не брать котёнка в общежитие. В комнате живут три девушки. Одна из них совсем не терпит котов. Внучка души в них не чает. Взяла, меня не послушала. Что из этого вышло?..
   Бывает, звучат по радио и с экрана телевизора слова:
 - Как часто из-за своей любви к животным мы забываем о родных и близких людях и приносим им не только простые хлопоты, но и наносим смертельные раны душам и телам...
   На память мне пришла одна история.
   С моей подругой я дружила ещё со школы. Дружба продолжилась и после нашего замужества. У меня уже была дочь, когда подруга собралась рожать. Роды прошли тяжело. После родов у неё отнялись ноги. Дочь её росла нормальным ребёнком, а мать навсегда осталась инвалидом. По профессии она была медработником с очень добрым характером.
   Никакое лечение не помогло, и в итоге женщина стала передвигаться по квартире, держась руками за стены. Муж её не бросил, как иногда бывает с инвалидами, но и сердечности особой не проявлял.
   Он был охотником и дома держал собаку. Точно породу не знаю, я не знаток охотничьих собак. Пёс нужен был только для охоты. Квартира небольшая, угловая, двухкомнатная. В одной - супруги, а в другой - на кровати больной лежачий свёкор и рядом на раскладушке дочь - старшеклассница.
   У мужа подруги была ещё замужняя сестра. Больного отца она не забирала к себе, ссылаясь на то, что она работает, а золовка - инвалид всегда дома. Конечно, сестра приходила к отцу, помогала. Помогала и моей подруге, но делала вид, что не замечает, как в тесноте мучается больная женщина...
   Но я хотела рассказать о другом... Собака была очень сильная, недаром на охоте бегала за дичью. Как часто она сбивала женщину с ног и та, смущаясь меня, со слезами падала на пол. Я тогда спрашивала её:
 - Зачем держите собаку дома?
 - Больше негде, - отвечала подруга.
 - Если негде, зачем вообще держать? Я бы не согласилась, - твёрдо говорила я, не думая о том, что из-за любви к своим детям и внукам, когда-то и мне придётся идти против себя...
   Ещё несколько слов о моей подруге. Она умерла много лет назад, в тот год, когда я похоронила свою старшую дочь. Видно, моё горе притупило чувства, так как прощаясь с подругой, я с горечью думала: "Вот и отмучилась сердечная моя, не было тебе дома покоя..."
   Снова вернусь к перипетиям Стёпкиной судьбы. На другой день внучка, придя от подружки, проговорила:
 - Бабушка, попрощайся со Стёпкой, я его подруге отдам, у них свой дом, будет мышей ловить.
   Я облегчённо вздохнула, хотя сердцем понимала, каково сейчас девушке расставаться с котёнком.
 - Никогда не бери в общежитие животных, - сказала я. - Выучишься, будет своя квартира, где ты будешь хозяйкой, тогда и возьмёшь котёнка...
   Через некоторое время моя внучка снова вернулась со Стёпкой. Никто его не взял. Виновато глядя на меня, она умоляюще произнесла всё те же слова, только срок пребывания у меня котёнка уменьшился наполовину:
 - Бабушка, пусть две недельки Стёпка поживёт у тебя, потом я его заберу...
   Кошачий спор между Маркизом и Стёпкой за свою территорию продолжился: Маркизу не хотелось делиться своими благами, а Стёпке необходимо было защитить себя, показать всему миру, что и он имеет право на своё тёплое место в жизни.
   Стёпка оказался шустрым, нахальным котёнком. Энергии у него было, как у новенькой батарейки, а уважения к старшим ни на йоту... Трёхмесячный котёнок стал гонять девятилетнего кота.
   Конечно, до прибытия Стёпки в наш дом Маркиз двигался мало. Основное своё время он проводил, лёжа на диване или в кресле, в общем, там, где желала быть его душа. Единственное, где ему запрещалось спать, так это на моей кровати, что и исполнялось с наилучшим прилежанием, как мне казалось до некоторого времени...
   Сделаю маленькое отступление. В моём присутствии Маркиз старался быть прилежным и законопослушным. Такого мнения я была о своём друге. Когда я поймала врунишку на его неблаговидном поступке, то мнение о совестливости кота изменилось не в лучшую сторону. А дело было так...
   Я собралась ехать в город. Уходя из квартиры, забыла закрыть дверь в спальню, так как торопилась на автобус. К тому же, торопясь, забыла телефон. Вернулась... Войдя в спальню, увидела картину, которую, смеясь, рассказывая друзьям, назвала "Не ждали"... Вернее, это Маркиз не ждал.
   Смотрю, котяра развалился на розовом атласном покрывале. Блаженство сквозило во всём: и в довольной хитрой морде кота, и в позе развалившегося, зажиревшего Обломова.
   Это наглое животное увидев хозяйку, так сигануло с уютного тёплого ложа, что только ветер просвистел, и я с ветром в унисон присвистнула от удивления. Так вот как выполнялось моё единственное, исполняемое, как мне казалось, указание... Но разговор идёт не о Маркизе, а о Стёпке.
   Кормлю обоих. Стёпке налила супа, а Маркизу положила рыбу. Маркиз обиженно сидит в сторонке и шипит, как змея. Только Стёпке, откровенно говоря, начихать на выпады Маркиза. Он с жадностью набрасывается на еду, съедает сначала первое - суп, потом переходит ко второму блюду - рыбе.
 - Не хочешь есть и не надо, продолжай дуться дальше, пока я буду поедать твой завтрак, - так думал прожорливый котёнок, у которого, как говорят сведущие люди, желудочек с напёрсток.
 - Это же, на какой палец надо надеть напёрсток, на палец великана? - думала я, поглядывая то на Стёпку, то на Маркиза. Когда от рыбки путассу осталась вторая часть,а первая была съедена маленьким котёночком, я выпроводила его с кухни и закрыла дверь.
 - Ешь, Маркиз, - в приказном тоне проговорила я, выходя в другую комнату, но... Маркиз устроил нам бойкот:
 - Или я, или этот обжора, - чётко прорисовывался ультиматум в его поведении...
   Внучка снова стала обзванивать своих знакомых...
 - Всё, - вздохнули все трое с облегчением - я, внучка и Маркиз, - Стёпка, наконец, пристроен в хорошие руки.