Чёрное дерево. Окончание

Валерий Соболев
Начало рассказа: proza.ru/2017/11/06/854
Продолжение: proza.ru/2017/11/10/1322


До трапа – рукой подать. Команда поднимается на борт судна. У меня за спиной рюкзак, а из него на полметра вверх торчит моя куколка. Вот так беспечно, не прикрыв ничем свой экспонат, я взобрался на пароход, не допустив даже мысли о том, что за нами могут наблюдать бдительные стражи порядка, которые, узрев-таки мою «добычу», не на шутку всполошились и доложили в соответствующие службы порта.

Вскоре капитану сообщили, что зафиксирован несанкционированный ввоз на судно запрещённого товара, и что на борт следует комиссия властей порта для разбирательства и наложения прещений. Находясь в своей каюте, и услышав доносящиеся извне возбуждённые голоса, я по обрывкам фраз понял, что речь идёт обо мне и моей «штучке».

Вот теперь точно попал - так попал!

Лихорадочно я стал соображать, что делать. Комиссия напыщенных африканцев уже поднималась на борт судна. Казалось, что уже ничего не сможет спасти ситуацию. Но вот взгляд мой упал на записную книжку, из которой торчал краешек жёлтой бумажки. Ба! Да это же чек на покупку видеомагнитофона*, который я приобрёл в Нью-Йорке в январе. Ну, думаю, покажу им этот чек, вдруг пронесёт?  Да, но сейчас декабрь, а дата в чеке январская, да и на чеке указан адрес магазина в Нью-Йорке, - не пойдёт! Было от чего отчаяться…

Зазвонил телефон. «Зайдите в каюту капитана!» - прозвучал металлический голос в трубке. В последний момент отрезаю кромку чека, на которой указан адрес в Нью-Йорке, слово «видеомагнитофон» нигде не прописано – только буквенно-цифровая аббревиатура; но что делать с датой? Сегодня же 1 декабря, а чек от 12 января!

Вхожу в каюту капитана. Там несколько негров в униформе сидят, развалившись в креслах и на диване. Кроме них и капитана в каюте находятся старший и первый помощники капитана.

- Валерий Леонидович, по информации портовых властей Вы пронесли на борт судна товар, запрещённый к вывозу за пределы страны, - возвестил один их них.

- Товар приобретён мной официально в одном из городских магазинов, расположенных в туристической зоне, а потому не может быть запрещён, - парирую я уверенным голосом.

- Тогда у Вас должен быть чек. Предъявите!

- Пожалуйста, - достаю чек из нагрудного кармана и передаю в руки старпома.

Тот смотрит в чек, глаза его округляются (он-то знает, что ни в какой магазин группа не заезжала), и передаёт чек предводителю полицейских.

- O’key, captain. No problem! Sorry to disturb you. Have a nice voyage! – спустя несколько секунд блюститель порядка говорит капитану. Мол, вопросов у него нет, -  всё, дескать, в порядке. Желает счастливого рейса, и, не скрывая разочарования, вместе с подручными удаляется.

Что же произошло? Почему вопрос был так сравнительно легко урегулирован? Всё дело в датах. Вернее, в том, как датируют документы в Америке и как в остальном мире. В США сначала  цифрами пишется месяц, затем день месяца, и потом год. А в Африке, как и у нас: день, месяц, год.  Случилось чудесное совпадение: видеомагнитофон был приобретён мною в Нью-Йорке 12 января 1989 года, что и отражено в чеке по-американски как 01.12.89.  А описываемые события развивались 01 декабря 1989 года, т.е. 01.12.89. И вот, увидев эту дату, впечатанную в чек кассовым аппаратом, и старпом остолбенел от непонимания происходящего, и полицейскому нечего было возразить.**

Заканчивая этот рассказ, поднимаю глаза и перевожу взгляд чуть правее от себя: вот она – моя красавица - передо мной; и на фотографии - перед Вами***.



* Видеомагнитофон в 1989 году – это нечто, не поддающееся описанию и здравому смыслу: и я был неадекватен в своем порыве его купить, и – главное - потом не продать. А ведь на проходной порта мне давали за него четыре тысячи(!) рублей. Столько же стоил автомобиль «Запорожец» в те годы («Жигули–«копейка» - пять с половиной тысяч). По сегодняшним деньгам это, примерно, полтора миллиона рублей.

** В те годы ещё не было компьютеров и принтеров,  на которых можно было бы подделать чек, и это, конечно, осознавали участники сцены. Да и указанная сумма 180$ соответствовала цене такой статуэтки.

*** На этой же фотографии виден и краешек того самого видеомагнитофона, чек на покупку которого таким невероятным образом спас меня от самых неблагоприятных последствий.