Послесловие

Александр Финогеев
   Жутко хочется знать, откуда берется порядочность? И почему добрый человек всегда остается добрым и отзывчивым? Почему дурак, иногда, становится умным, а умный – напыщенным дураком? Где грань величия и безнравственности? Почему гордыня и самовозвеличивание побеждают простые человеческие чувства? Не обожествляет ли человек себя раньше времени? И зачем тогда он это делает? Хочет остаться бессмертным или увековеченным в камне?

   Я полагаю, что такими людей делает среда, в которой они воспитывались.

   У меня мало подобных примеров, но всё же два приведу.

   Давно-давно мы учились в Военно-медицинской академии. Нас готовили стать военно-морскими врачами, а соседи по курсу одолевали науку авиационной и космической медицины.

   И было, естественно, два начальника курса, наш - Самбуров Юрий Сергеевич и их – Новодворский Ярослав Брониславович.

   Немного отступя от темы, хочу сказать, что Самбуров был очень порядочный и тактичный человек (я о нем и обо всём этом уже писал в своей первой книге). Он понимал нас и наши юношеские глупости.

   Я, будучи разгильдяем, и не отличаясь высокими показателями в учебе, не вылизывая срамные места у начальников и не «стуча» на своих товарищей, как это делали будущие профессора и доктора наук, благодаря ему, продолжал учиться и, достаточно успешно, закончил оную академию. За это я, Юрию Сергеевичу, безмерно благодарен. И я первым бы дал в морду тому, кто сказал, что Самбуров был плохим человеком.

    По оценке своих дальнейших начальников, я стал неплохим врачом, без званий и регалий. А вот теперь еще и книги пишу. Читатели говорят, что неплохие. Но это к слову.

   У каждого из этих начальников курсов были свои, абсолютно противоположные, методы воспитания.

   Принцип нашего – гениален и очень прост, но испытан временем и апробирован опытом прошлых властителей - разделяй и властвуй. Таковы получились и мы. У нас никогда не было и, естественно, уже не будет коллектива, взаимопонимания, сплоченности и, разумеется, дружбы. Мы были одиночки, плывя в этой мутной воде жизни. И тонущему никто и никогда не подавал бы руку. А если мы и дружили, то парами, тройками и, иногда, четверками. Разъехавшись по флотам, вовсе забыли друг о друге и вряд ли вспоминаем.

   Новодворский, играя со своими слушателями в «дурочка», привил им самое ценное, что есть у человека - дружбу, которая помогла многим выжить и стать большими людьми. Вот прошло уже почти тридцать пять лет, а эти парни, а точнее уже деды, дружат и протягивают руку помощи друг другу до сих пор! И это достойно подражанию. Именно в этом и есть великая сила воспитания!

   Почему я об этом пишу? Да только потому, чтобы выразить искреннюю благодарность тем, кто помогал в публикации прошлой и настоящей книги, людям, далеко не с нашего курса.

   В наше время, когда все дорожает с каждым днем,  даже хлеб, издать книгу самому нереально. И без чужой помощи со стороны просто неосуществимо.

   Это люди разные, но схожи в понимании и бескорыстности: и мой командир корабля, а в последующем и командир бригады Шевченко Григорий Николаевич, и заместитель начальника штаба Плехов Петр Иванович, и мои друзья-товарищи с лётного факультета: Алексанин Николай Сергеевич, Шагов Василий Семенович, Чичкалюк Валерий Александрович, Дармаев Андрей Дашиевич…

   Об Андрее Дармаеве хочу сказать особо. Именно он является осью, вокруг которой вращается масса народа. Именно он и есть тот самый цемент, скрепляющий кирпичики этой давней дружбы. Собственно говоря, он и явился организатором и вдохновителем идеи финансовой помощи мне и ее воплощением в жизнь. Андрей обзвонил, встретился и убедил ребят помочь мне в издательстве уже этой книги. Он звонил и с тем, с кем я шесть лет, плечо к плечу шел в одном строю и сидел в одной аудитории.

   - Что может написать Финогеев? – утверждали они, - Какую-то ересь? На заборе краше пишут! Проще пиво попить или что-то покрепче. Можно и в баньку с девочками… А денег, - фиг ему по всей морде!

   Сейчас кто-то произнесет, что во мне бурлит желчь… Отнюдь. Нас воспитали так! И подать руку помощи - такому явно не учили. Бог вам всем судья!

   А вот, Головочук Игорь Владимирович, которого я никогда не видел и, наверное, не увижу, прислал эти деньги. И майор милиции в отставке, Шагдарова Людмила Дашиевна, тоже. И десятки других бросили в копилку свои десять-двадцать гривен.

   Зато друг и земляк прохрипел: «Он что, нищий?! Я курить бросил, потому что денег на водку перестало хватать!».

   Каждому свое.

   Я писал, и буду писать.

   Для людей!

   Для тех, кто ценит мой труд.

   Кто смеется и плачет вместе с моими героями.

   И еще не раз увидят свет мои книги, благодаря поддержке моих друзей, товарищей и тех, кто с уважением относится к моему творчеству.

   Большое спасибо Вам. И низкий земной поклон!