Либо душа есть, либо её нет. Смерть покажет

Вячеслав Абрамов
                Лучше не начинайте болтать о душе наобум,
                А начав, не пытайте о ней мой беспомощный ум.
                Абуль-Ала аль-Маарри

Есть двухвариантность, в которую не очень-то хочется вникать, но она существует: или смерть физического тела влечёт за собой гибель самосознания, или самосознание, субъектность, «я» - это нечто иное, которое с исчезновением своего носителя не исчезает.

Какие бы хитросплетения слов и мыслей тут не вываливались на бедную голову, а всё сводится к принципиальному выбору: либо есть бессмертная душа, либо её нет.

Можно всячески избегать этого выбора и при этом полноценно жить, но временами сопутствующие вопросы лезут в голову, а рано или поздно - начинают мешать такой безоглядной «полноценности».

Можно этот выбор отложить? Можно. Можно подменить понятия или перевести на другой как бы объект. Самый естественный перевод - озаботиться здоровьем. Вступить в культ ЗОЖ, копаться в куче концепций и исследований о том, что вредно, что полезно. Вера в то, что здоровый образ жизни есть спасительный путь, кому-то помогает отложить проблему о существовании или отсутствии души.

А если с такой же ужасающей энергией, с какой бросаются на борьбу за здоровье, броситься на поиски этого самого духа для личного с ним знакомства, для личного переживания? Тогда ведь лично у него и можно будет выяснить, кто он, откуда, исчезнет он или не исчезнет.

Но такой прямой путь почему-то выбирают только немногочисленные придурки. Благоразумному большинству хочется верить, что после этой жизни что-то будет. Но позвольте... Тогда требуется что-то абсолютно гарантированное! А так, когда только какие-то там намёки, непонятные ощущения...

С учётом всего этого некорректная для любителей жизни фраза «Смерть - лучший учитель» звучит актуально и - буквально.

Только страх смерти не даёт «жить полноценно», создаёт напряжение. А если при том в ком-то случится критическое творческое напряжение между внутренним и внешним - может произойти ПОСТИЖЕНИЕ.

Ну, а если на tempus mortis всё кончается, то как я захочу прожить отведённый кусочек времени? Тогда возникает только вопрос «как?» и напрочь отпадают вопросы «зачем?», «для чего?». Ведь помру – всё! Всё кончится. Остаётся пожить как можно дольше и желательно лучше. Далее программа жизни верстается на этой мотивации.

Если же напряжение побудило сообщиться разуму с душой и произошло некоторое постижение, тогда возникает совсем другая мотивация: «зачем?», и начинается поиск СМЫСЛА.

Хотя бывают и другие варианты. Западает человек на заманчивый шанс заслужить жизнь после смерти. Тогда главным становится вопрос «что делать, чтобы заслужить?», - и всё, больше вопросов не возникает. И никаких условий и предпосылок для воплощённости не будет.

А когда человеки массово игнорируют базовый вопрос своего пребывания в мире, когда не нужен смысл, а важен только процесс – тогда... А тогда - чем больше хаоса, тем лучше. Чем больше страданий – тем больше будет побудительных мотивов поискать опору.

Получается, чтобы распознать человека, достаточно выяснить, какой вопрос для него основной: «как?», «что?» или «для чего?». Простое человекознание.

Если в том, что кому-то видится как развитие, фигурирует основной вопрос «для чего?» - значит, этот кто-то признаёт, что до рождения что-то было и после смерти что-то будет.

Если главный вопрос «что делать?» - признаёт, что после смерти что-то будет при определённых «договором» условиях и по результатам его исполнения.

Если говорит, что волнует только «как?», то ясно, что с ним ничего не было, и ничего не будет. Для него главное - это удовольствие от жизни. А там где удовольствия, там и страдания от потери удовольствия.

Любой вариант человек как бы может выбирать, хоть на рациональном уровне, хоть на другом уровне, ему доступном.  КАК БЫ может выбирать, может по очереди, может всё сразу. Для полноты хаоса.

Но суть дела от этого не изменится. Ибо суть - это самый глубокий уровень. Да можно и не нырять в глубину: на уровне живого вопрос смерти - основной. Можно впускать его в сознание, можно не впускать. Можно на него отвечать, можно не отвечать. И отвечать можно либо так, либо этак, но от memento mori никуда не денешься.

Есть ещё одна сопутствующая проблема. В нашей «человековости», то бишь тутошней воплощённости, имеются так называемые «тонкие» или «душевные» структуры, которые могут «устать жить». А без внимания к себе или от какого-то дурного воздействия ещё и разрушиться задолго до того, как устанет жить физическое тело.

И как ни крути, а проблема здоровья уходит из сферы ЗОЖ в другую область. Напряжённость процесса под названием «жизнь» делает более актуальной заботу о здоровье психоэнергетики и сознания.

Ё-п-р-с-т, одни кавычки, названия и подназвания! Могучий язык не выходит напрячь до полного соответствия одного другому, потому что словами названо только то, что видимо и осознано.

Где же прячется хитрая девушка Суть? А она нигде не прячется. Мы неспособны её увидеть. Нету у нас зенок такого диапазона. Потому она и девушка до сих пор. Всё что у нас может быть – это практика ощущений и насилования сознания. То, что связываем с душой, хотя эта связь – через пень-колоду.

А практика ведёт к тому, чтобы перевести вопрос о смерти из плоскости смерти тела в плоскость наличия или отсутствия смерти духа. Рассматривать хотя бы в плоскости, а не в тупой линейности с линейной логикой.

Итак, я не имею знания о том, существовал ли мой дух до моего рождения? Я узнал о нём тогда, когда узнал. И у всех наверное так. Я не могу даже сказать, существовал ли он до того, как я его открыл для себя. Точнее: открыл, что у «я» может быть управляющий. И не знаю, что будет, если, скажем, психоэнергетика умрёт, разрушится, а тело еще нет. Тем более не могу знать, будет ли он, и каким он будет после смерти. Нужно ли ему будет моё «я»?

А ответ лежит на поверхности, то бишь – на плоскости. Если «я» будет сосудом души, вмещающей дух и открывается управлению им, возможности радоваться вместе с ним, одним и тем же наслаждаться – резонировать, то оно будет.