Серебряный след

Владислав Одегов
Самым ярким и уникальным следом иранской цивилизации на земле Прикамья является, безусловно, так называемое сасанидское серебро. К настоящему времени учтено "более 170 предметов (до 200) драгоценной столовой утвари, найденной на Урале (в основном бывшая Пермская губерния). Состав находок следующий: 80 блюд, 40 чаш, 12 кувшинов, 3 ковша, 23 кружки и кубка, 6 ведер, 3 светильника. Это составляет более половины находок серебряных вещей этой категории и времени в мире"69.


О "серебре закамском" (помимо утвари, это и монеты, и украшения, и другие изделия) за три века написано немало, однако интерес к  этой теме не угасает. Ученые выявляют все новые и новые аспекты проблемы, позволяющие глубже понять и характер взаимоотношений народов, и особенности их жизни, культуры. Оказывается, немое серебро может о многом "рассказать".


Даже одно описание обстоятельств серебряных находок вызывает понятный интерес. Далеко не всегда серебряные вещи находили археологи во время целенаправленных раскопок. Вот, например, как была найдена иранская серебряная чаша с изображением четырёхрукой богини. Летом 1952 года жительница деревни Быртым Березовского района (что неподалеку от речки Шаквы) окучивала в своем огороде картофель. И внезапно при одном из ударов тяпкой изумленная крестьянка увидела  серебряную чашу. Порадовалась дивной красоте и заявила о находке властям. После изучения находки специалистами чашу передали в областной краеведческий музей70.


Известный журналист кунгуряк Е.Н. Косвинцев нашел клад вообще не в земле: "В 1896 году мне… удалось открыть в Кунгурской публичной библиотеке сасанидский сосуд, валявшийся в ящике библиотекаря Л.В. Грачева вместе с разным хламом, и вскоре уже фляга была востребована в Эрмитаж"71.


Кстати, большинство находок "закамского серебра" в настоящее время  сосредоточено в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Лучшая коллекция сасанидского серебра, которая хранится в Эрмитаже, в основном представлена находками из Прикамья72.При этом надо учитывать, что далеко не все из находок дошли до музеев. Многое из уже найденного утрачено. Например, известный писатель  Д.Н.  Мамин-Сибиряк, который в конце XIX века получил от Московского археологического общества "свидетельство на право производить раскопки", в своем отчете отмечал, что "в Чердыни в былое время было много интересных собраний древностей, но все это сгорело в пожарах – город выгорал несколько раз дотла… Теперь в Чердыни, за исключением церковных древностей, ничего не осталось. В сороковых годах уездный судья Коновалов успел собрать богатую коллекцию булгарских древностей, но и эта коллекция погибла в огне. Мне удалось видеть только одну вещь из этой коллекции, оловянный сосуд с бронзовыми инкрустациями… Среди инкрустаций центральное место занимает слон с сидящей на нем женской фигурой"73.Отмечает писатель, помимо пожаров, и другую напасть, из-за которой бесследно для науки исчезли сотни сокровищ. Это так называемые черные археологи. Со следами их деятельности он столкнулся на Южном Урале: "Четыре главных кургана носили следы раскопок, о чем свидетельствовали ямы в центре. Старатель, которого я нанял для раскопок, объяснил, что лет 15 назад двое стариков действительно искали здесь клад…"74.


Много ценного "закамского серебра" утеряно в результате революционных потрясений 1917 года. Например, бесследно исчезло хранящееся в Кунгурском музее "серебряное блюдо эпохи Сасанидов, найденное в 1900 году около Кунгура и приобретенное коллекционером"75.


О чем же "рассказывают" ученым дошедшие до наших дней находки  сасанидских серебряных изделий в Прикамье? О многих аспектах давних связей древних народов Урала и Арианы. Мы не будем  градировать эти аспекты по степени важности. На наш взгляд, они все важны, и каждый по-своему проливает свет на далекое прошлое.


69. Ронжин Ю.Л. Серебро закамское. // Грибушинские чтения. 2006. Историко-культурное наследие как фактор развития территории. Кунгур, 2006. С. 124.

70. См.: Даркевич В.П. Художественный металл Востока YII – XII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М.: Наука, 1976, С. 18.
71. Косвинцев Е.Н. К истории Кунгурской археологии // Пермский краеведческий сборник. Вып. II. Пермь, 1926. С. 181.

72. Бадер О.Н., Смирнов А.П. "Серебро закамское" первых веков нашей эры. М.: Госкультпросветиздат, 1954. С. 5.

73. Археологический отчет Д.Н. Мамина-Сибиряка. // Быть просто человеком. Литературно-краеведческий альманах. Н. Тагил, 2002. С. 137-138.

74. Там же.  С. 140.

75. Кунгурский краеведческий музей. Пермь. 1999. С. 5.

Предыдущую главу см. здесь:http://www.proza.ru/2017/11/27/243