Первый Учитель

Людмила Яременко
Тот год у маленькой Лизы был особенным – первого сентября она пошла в первый класс сразу в две школы: общеобразовательную и музыкальную. Если в первую школу шли все, кому исполнилось семь лет, то для поступления в музыкальную школу нужно было пройти конкурс. Дать дочке музыкальное образование очень хотел отец. Когда они выбирали, на каком музыкальном инструменте она будет учиться играть, Лиза выбрала скрипку. На конкурсе в музыкальной школе сначала у Лизы проверили гибкость пальцев. Затем ей предстояло продемонстрировать хороший слух, и она со всеми заданиями легко справилась. Под конец ее попросили спеть какую-нибудь любимую песню. Такой у нее была песня «Ходит по полю девчонка» на музыку Марка Фрадкина и слова Н.Рыленкова, и Лиза, у которой тоже было две косички, как у девочки в песне, запела:
«До заката путь далек,
Шел я вдоль и поперек,
Все искал я ту, что в поле
Знает каждый стебелек.
Вешним солнцем опален,
Прорастает в поле лен,
Ходит по полю девчонка –
Та, в чьи косы я влюблен…»
Когда в конце каждого куплета Лиза пела те же последние две строчки, все члены комиссии, не сговариваясь, начинали улыбаться. Маленькая Лиза умилила всех преподавателей своей непосредственностью. После исполнения песни члены комиссии ей похлопали и сказали, что она принята в музыкальную школу. Затем к Лизе подошел интеллигентного вида преподаватель с пышной шевелюрой седеющих волос и сказал, что зовут его Герман Павлович Шалагин. Он взял Лизу за руку и повел по коридору, чтобы показать ей класс, куда она должна прийти к нему на занятие первого сентября.
Придя первого сентября в музыкальную школу, Лиза увидела, что в классе ее ожидал не только Герман Павлович, но и фотокорреспондент газеты. Он сделал несколько снимков, а через два дня в главной республиканской газете появилась статья о начале учебного года в музыкальной школе с фотографией маленькой Лизы и склонившегося над ней Германа Павловича, помогавшего Лизе держать смычок. Эту фотографию отец Лизы вырезал из газеты, чтобы сохранить ее на память.
Лиза с удовольствием ходила в музыкальную школу. Герман Павлович учил ее правильно держать скрипку и смычок, чтобы извлекать с открытых струн чистый звук. Вскоре она стала играть гаммы, этюды и небольшие пьески. Однажды Герман Павлович заболел и с трудом ходил из-за болевшей ноги, но чтобы не пропускать занятий, он попросил Лизу приходить к нему домой. Он жил недалеко от музыкальной школы в деревянном доме, который показался Лизе каким-то покосившимся, и половицы в доме неприятно скрипели. Когда Лиза видела, в каких условиях жил ее учитель, ей становилось его жалко, потому что она жила в кирпичном доме с высокими потолками, построенном еще перед войной, называемом сталинским.
Проучилась Лиза у своего учителя недолго. Не дождавшись улучшения жилищных условий, Герман Павлович в конце зимы переехал жить в другой город, в котором ему предоставили и хорошую квартиру, и работу. Это было полной неожиданностью для Лизы. Новый преподаватель музыки был тоже профессионал в своем деле, но у него уже были свои ученики, а те, кто учился у Германа Павловича, были распределены между другими преподавателями музыкальной школы, как дополнительная нагрузка. Администрация музыкальной школы ошибочно полагала, что для учеников смена преподавателя пройдет безболезненно. Но Лиза почувствовала разницу между формальной передачей другому преподавателю и тем незабываемым событием, когда учитель музыки, взяв ее за руку, повел в свой класс. Она помнила и то, как ее первый учитель, даже будучи больным, не прекращал с ней занятий. Поэтому Лиза очень переживала смену первого учителя, к которому уже успела привыкнуть.

Музыкальную школу Лиза закончила, но от предложения ее нового преподавателя продолжить учебу в музыкальном училище, она отказалась. В 50-60-х годах прошлого столетия одной из самых востребованных специальностей была инженерная. На выбор Лизой технического вуза повлиял не только существовавший в то время тренд, как сейчас принято говорить, но и кинофильмы, которые демонстрировались в то время на экранах кинотеатров. Так, герой французского фильма «Колдунья», снятого по мотивам повести А.Куприна «Олеся», - инженер Лоран Брюлар (в роли Мориса Роне), приехавший из Парижа в глухой уголок Скандинавии, чтобы строить там дорогу, покорил Елизавету своим профессионализмом и почтительным отношением к нему жителей глубинки. Именно после просмотра этого фильма она стала мечтать тоже стать инженером и после окончания общеобразовательной школы поступила учиться в технический вуз по специальности «Счетно-решающие приборы и устройства» на дневное отделение. Но тогда Никита Сергеевич Хрущев своим волюнтаристским решением не дал студентам дневных отделений первые три семестра только учиться - студенты-дневники одну неделю утром учились, а во второй половине дня должны были работать полную смену на заводах, куда они были определены проходить так называемую "производственную практику". А в другую неделю наоборот - утром студенты-дневники работали на заводах, а во второй половине дня шли на занятия в институты как вечерники. И студентка Лиза помимо учебы в институте в течение полутора лет, проходя практику на заводе, по восемь часов в день стачивала напильником заусенцы с металлических и пластмассовых деталей. Что могла дать будущим разработчикам счетно-решающих устройств подобная «производственная практика»?
На втором курсе после Нового года производственная практика у Лизы наконец-то закончилась.

В один из мартовских дней, вернувшись домой из института, Елизавета увидела на кухне сидевшего за столом пожилого мужчину с густой седой шевелюрой и поздоровалась с ним. На вопрос отца, узнала ли его Елизавета, она сначала какое-то время всматривалась в него, но потом сказала, что не может его вспомнить. Мужчина в это время, поднявшись со стула, тоже очень внимательно разглядывал двадцатилетнюю Елизавету. Он тоже не мог узнать в ней ту, какую видел двенадцать лет назад.
Тут отец, не выдержав затянувшейся паузы, наконец назвал имя гостя:
- Лизонька, это же твой первый учитель в музыкальной школе Герман Павлович! Теперь ты его узнала?
Елизавета не смогла сразу узнать в нем своего учителя музыки. Герман Павлович очень изменился за эти годы. Но когда она услышала знакомый голос, сразу же сказала, что узнала его. Они подошли друг к другу и пожали руки.
До прихода Елизаветы Герман Павлович успел расспросить ее отца о том, где она учится и играет ли на скрипке, и узнал, что она учится в институте и вот-вот должна прийти. Герман Павлович также узнал, что после окончания семи классов музыкальной школы Лиза несколько месяцев работала в оркестре музыкально-драматического театра, чтобы на заработанные деньги купить у одного оркестранта дорогую скрипку. Тогда из-за чудовищных последствий прокатившейся по стране войны в оркестрах оставались вакантные места. Устроил Елизавету в оркестр ее преподаватель из музыкальной школы, он был в оркестре первой скрипкой. Когда через полгода музыкальный инструмент был куплен, отец попросил Лизу больше не работать в оркестре, так как нужно было основное внимание уделять учебе в общеобразовательной школе.
- Покажи мне свою скрипку, - попросил Герман Павлович.
Елизавета повела его в свою комнату, открыла футляр, и Герман Павлович стал внимательно разглядывать инструмент, из-за которого Лиза после занятий в школе ходила днем на репетиции оркестра, а вечерами играла в оркестровой яме на спектаклях в музыкально-драматическом театре. Рассмотрев через эфу внутри скрипки на нижней деке надпись, выполненную готическим шрифтом: «Koncert Violine nach Antonius Stradivarius», Герман Павлович понял, что это была обычная немецкая фабричная скрипка, а не штучное изделие последователя великого скрипичного мастера. Но для оркестранта, продавшего скрипку Елизавете, она несомненно представляла ценность. Вернувшись со скрипкой с войны, он хранил ее как вещественную память о великой победе и лишь банальная нехватка денег в семейном бюджете принудила его расстаться со своим трофеем.
- Ты можешь мне что-нибудь сыграть? – спросил Герман Павлович.
Елизавета отказалась что-либо исполнить, сославшись на то, что она уже давно не играет на скрипке. Это было правдой. За последние полтора года, когда ей приходилось, как другим дневникам, не только учиться, но и работать, она действительно ни разу не брала в руки инструмент. По выходным дням она писала лабораторные и курсовые работы, а в конце семестров сдавала зачеты и экзамены. Елизавета понимала, что без подготовки она не сможет хорошо сыграть, и ей стыдно было своим исполнением оскорбить слух учителя.
Прощаясь, Герман Павлович сказал, что завтра днем он уезжает на поезде. Елизавета узнала номер поезда, вагон и время и пообещала приехать на вокзал его проводить.
На следующий день, подходя к нужному вагону, она увидела на перроне окруженную провожающими высокую фигуру своего учителя. Когда она приблизилась, Герман Павлович, тоже увидев ее, неожиданно обратился к окружавшим его родным и знакомым со словами:
- Вы только посмотрите, какая красавица пришла меня провожать!
Провожающие расступились, а Герман Павлович подошел к Елизавете, по-отцовски обнял ее и тихо спросил:
- Помнишь ту фотографию в газете, сделанную в музыкальной школе первого сентября, на которой ты стоишь со скрипкой маленькая-маленькая, а я помогаю тебе держать смычок? Ты же еще не умела его держать.
- Конечно помню, Герман Павлович! Я все помню и никогда Вас не забуду! Вы, разыскивая меня, наверное, думали, что услышите скрипачку? Простите меня за то, что я ничего не исполнила для Вас! – дрожащим голосом шептала Елизавета своему учителю.
- Не переживай об этом. Я рад, что увидел тебя вот такую повзрослевшую! Все у тебя будет хорошо! – сказал напоследок Герман Павлович Елизавете и стал прощаться со своими родными и знакомыми.
Вдруг раздался голос проводницы: «Прошу отъезжающих зайти в вагон!»
Герман Павлович помахал всем рукой, на мгновение остановил взгляд на Елизавете, ободряюще кивнул ей, после чего поднялся по ступенькам и зашел внутрь вагона. В этот момент Елизавета поняла, что больше она никогда не увидит своего учителя, оставившего в ее сердце самые светлые и добрые воспоминания.
Когда поезд, вздрогнув, медленно тронулся, Елизавете, провожавшей взглядом последний вагон, увозивший ее учителя, казалось сквозь слезы, что летевшие ему вслед снежинки переливались на солнце нежным перламутром.

Кто знает, какую профессию избрала бы Елизавета, если бы этот замечательный человек доучил ее до окончания музыкальной школы. Любой поступок и даже слово взрослого, сказанное ребенку, может оставить в его душе незабываемые воспоминания и повлиять на формирование характера будущего человека. Хотя Герман Павлович и учил Елизавету недолго, но он успел преподать ей самый главный урок – ответственное отношение к своему делу.

Служение скрипке или другому делу кропотливо и оно требует полной самоотдачи и ежедневного интенсивного труда при наличии соответствующих способностей.
Скрипачкой Елизавета не стала, она нашла себя в другом - работая на одном из секретных предприятий, она стала ведущим инженером-разработчиком цифровых счетно-решающих приборов и устройств, автором изобретений, нашедших применение в оборонных заказах. Когда она находила верные схемотехнические решения и реализовывала их в электрических принципиальных схемах, этот творческий процесс увлекал ее как музыка.