17. Сапфира. Уровни

Димитрий Галкин
Молодой человек, до невозможности похожий на него самого, подошёл к Игорю и спросил:
- Ты кто?
- Игорь, а ты?
- Это я Игорь, - ответил он и захохотал, - а вот кто ты? Ты самозванец! Пошёл прочь отсюда! И не попадайся мне на глаза.
Игорь вздрогнул и проснулся. Перед глазами была широкая спина Варфоломея. Нарты неслись с бешеной скоростью. Пейзаж был до невозможности однообразен: всё тот же снег и глазу зацепиться было не за что. Вдруг нарты резко затормозили. Игорь уткнулся носом в широкую спину Вара.
- Что случилось? – спросил Игорь.
- Не знаю, это чудо остановилось и всё. Стоит как вкопанное. Н-но!  Пошёл, скотина!
- Шаман сказал же, что управлять им не надо. Чего зря орёшь?
- Не знаю….
Друзья выбрались на снег и принялись разминать затекшие ноги. Игорь осмотрелся, и ему показалось, что что-то изменилось.  Потом он понял, в чём дело и спросил у Вара:
- Ты заметил, что становится темнее?
- Заметил и не могу понять: должен же быть полярный день!  Сейчас не время темнеть.
- Странно всё это, - сказал Игорь, - да ещё сон этот….
- Какой сон?
- Да задремал я, пока ехали, и увидел себя со стороны. Причём в нехорошем виде.
- А! Это подсознание готовит тебя к следующему уровню. Там  все твои сущности явятся к тебе.
- Слушай, Вар. Ведь ты был здесь, когда тебя этапировали с Сапфиры? И сущностей видел, и зиму, не так ли?
- Конечно! Только в обратном порядке. Знаешь, сколько всего я натерпелся?
- А как же охрана?  То же переживала с вами все прелести уровней?
- Нет, - ответил Вар и насупился, - они гномы заговоренные. На них не действует магия уровней. Мы страдали, а они смеялись над нами.
- Прости…. Я не знал.
- Да ладно, чего уж там. Единственное что меня радует, так это то, что я старался всё запомнить. Хорошо, что смог приметить хижину этого, Тактака, или как там его.
- Тымнэваката, - рассмеялся Игорь, - ты молодец, Вар. Я бы один давно погиб.
- Спасибо на добром слове!
К этому времени совсем стемнело. Вдруг на чёрном небе появилось свечение.
- Это что? Полярное сияние что ли?
- Наверное, - ответил Вар, - точно не знаю.
Свечение пульсировало синим, красным и зелёным цветами. Затем, по небу пробежала трещина, и словно разорвало его на две половины. Узкая вертикальная щель превращалась в широкий проём. Остолбеневшие люди смотрели на разъехавшееся небо с дырой посредине. Только Снежный дух ничему не удивлялся. Его словно временно отключили. Как, впрочем, отключили окружающий мир. Игорь давно заметил, что вокруг тишина и даже ветра нет. Снег не идёт и всё кругом стихло. «Как будто отключили энергию», - подумал Игорь. Вдруг Варфоломей громко вскрикнул:
- Игорь смотри!
Сквозь прореху в небе, словно на большом экране, проступили два силуэта. Судя по всему, они боролись между собой. Картинка становилась четче. Посреди чёрного неба появилась окружённая скалами поляна. На ней сошлись в поединке мужчина и женщина. Картинка была настолько чёткой, что Игорь и Вар без труда узнали в женщине Лору. А вот мужчина был незнаком, причем было не совсем понятно, человек ли это вообще. У него была зелёная кожа, и светились жёлтым цветом глаза.
- Я думал небо гораздо выше, - пробормотал Вар, - это же земля следующего уровня! В сражении кто-то из них ударил в землю. Вот у нас небо и нарушилось.
- С кем Лора дерётся? – спросил Игорь.
- Колдун какой-то, я не знаю.
Неожиданно Лора хитрым выпадом меча выбила у противника его оружие и мгновением позже снесла ему голову. Раздался треск и «дыра» в небе начала затягиваться. Вскоре небо стало снова единым целым. А потом Игорь заметил, что стало светлеть. Затем, что-то щёлкнуло, и жизнь снова вернулась в эти холодные земли. Появился ветер, пошёл снег, а чудо, стоящее перед нартами зафыркало в нетерпении, готовое отправиться в путь. Друзья бросились к нартам и заняли свои места. Снежный дух тронулся с места и мгновенно набрал скорость. Через некоторое время Вар повернулся к Игорю:
- Впереди какой-то поселок! Похоже, мы здесь остановимся.
Вар угадал. Нарты снизили скорость, а на территории посёлка остановились. Из стоящих поблизости яранг вышли люди, все как один похожие на старого шамана.
- Еттык*! – сказал первый подошедший к нартам человек,- Однако Тымнэвакат вас собирал!
- Здравствуйте! А как вы догадались?
- Его имя означает «Шагающий куда попало», - засмеялся туземец, - вот он и камлает, как попало – вон какое чудо создал!
Он указал рукой на Снежного духа.
- Зато он быстрый, - сказал Игорь.
- Вы наверх путешествуете?
- Да, - ответил Вар, - долго нам ещё ехать?
- Прилично!
- А вы сможете указать нам дорогу?
- Мы укажем дорогу, но сначала вы должны погреться с нами у костра и выпить чаю. Так у нас принято. Проходите в ярангу. Меня зовут Тынэвири.
Игорь и Вар направились в сторону яранги. Тынэвири хлопнул в ладоши и чудище, которое сотворил Тымнэвакат, рассыпалось мириадами белых снежинок.
- Не бойтесь, - сказал  Тынэвири, увидев, как вытянулись лица у гостей. – Будет вам новый транспорт.
В яранге было дымно, но теплее чем на улице. В центре постройки женщина готовила на огне мясо. Слева поскуливали во сне собаки. За очагом, напротив входа, Игорь увидел знакомое прямоугольное сооружение из шкур.
- Раздевайтесь и проходите в полог, - сказал Тынэвири, - там тепло, а в чоттагине холодно. Кэлена уже приготовила еду.
Скинув верхние кухлянки, Игорь и Вар забрались в жаркий полог. Следом туда влез сам хозяин. Потом женские руки просунули в полог узкую и длинную доску с горой жареного на огне мяса. Ужин прошёл точно так же, как и в яранге шамана. Когда всё мясо было съедено, доску убрали, а вместо неё подали чай. Чай – время для бесед. Поэтому хозяин задал традиционный вопрос:
- Расскажите, кто вы и откуда? 
Начал Игорь, потом продолжил Вар. Тынэвири слушал внимательно, не перебивая. Когда гости замолчали, он глубокомысленно произнёс:
- Вы ищете путь домой! Это хорошо. Каждый человек должен быть дома. Вот я у себя дома и мне хорошо. И вам нужно попасть к себе домой.
- А вам здесь нравится? – спросил Игорь.
- Да, - сказал Тынэвири, - это самое лучшее место в мире!
Гости не стали с этим спорить, хотя Игорю такое существование казалось, по меньшей мере, странным. Они допили ароматный чай и так согрелись, что сняли с себя нижние кухлянки.
- Впереди горы, - сказал вдруг хозяин, - вам предстоит подъём, поэтому ваши нарты потащит ореоп.
- А это кто? – удивился Вар.
- Ореоп – это нечто среднее между ездовой собакой и горным козлом.  А по размерам он как две лошади. Большой и сильный, и по горам скачет. Пойдёмте, я вас провожу.
На улице было морозно, но безветренно. Тынэвири хлопнул в ладони, и около нарт появилось смешное животное: голова как у собаки, но с рогами и козлиными ногами с собачьими подушечками вместо копыт.
- Усаживайтесь, а я ореопа запрягу.
На этот раз позади нарт уселся Вар, а вперёд сел Игорь. Тынэвири привязал животину и хлопнул его по крупу. Нарты медленно сдвинулись с места.
- Ореоп по равнине побежит быстро, а в гору пойдёт медленно. Но это будет быстрее, чем идти самим, - напутствовал напоследок гостеприимный хозяин, - на горе увидите вход в верхний мир. Главное – отвяжите ореопа. Он сам домой прибежит.
Игорь и Вар от всей души поблагодарили Тынэвири. Нарты двигались всё быстрее и быстрее, и вот уже посёлок скрылся из виду. Через несколько часов местность сильно изменилась. Дорога стала неровной и холмистой. Впереди замаячили горы. Ореоп сбавил темп. Тем более, что дорога круто пошла вверх. Пользуясь отсутствием ветра и чтобы скоротать время, друзья принялись беседовать.
- Ты мне так и не рассказал про своё золото, - напомнил Вар.
- Так некогда всё: то нас амазонки чуть не это, сам понимаешь, то пираты, то холод. И поговорить некогда. У меня была в кармане обычная мелочь. Ничего не стоит. Мы зашли с Лорой в харчевню – ещё там, на лестнице. И вдруг мои деньги стали золотыми. Лора объяснила, что это случайность, мол, из-за неё. А теперь я думаю, что не случайность. Она волшебница, вот и наколдовала золото.
- Точно, что не случайно…. Придём наверх, дашь посмотреть ещё раз. Может золото ещё силу не потеряло.
- Ладно….  Вот ты мне лучше объясни, вот что. Мы сейчас находимся выше, чем морской уровень, но, чтобы сюда попасть, долго спускались.  У меня голова чуть не лопнула. Как такое может быть?
- Я тебе скажу, только сам не знаю, что это значит. Просто я запомнил. Искривление пространства-времени! Так нам сказали надсмотрщики. А что это такое объяснить не могу.
- Понятно, только для чего это? Зачем те, кто строил Сапфиру, придумали всё это?
- Я не знаю. Но на Сапфире есть те, кто знают. Мы найдем их и спросим.
За разговором они не заметили, как добрались до небольшой пещеры. Дорога закончилась, а гора простиралась ещё выше, и, казалось, сливалась с небом. Ореоп остановился у небольшой пещеры и мелодично замурлыкал.
- Вот это голос, - рассмеялись мужчины, - Вар, отвязывай его!
Освобождённый от привязи ореоп развернулся, и направился обратно под гору. Игорь и Вар зашли в пещеру и увидели спиралеобразный пандус, уходящий вверх.
- Нужно идти по пандусу, - сказал Вар и направился вверх.
Пройдя половину пути, Игорь почувствовал, что ему жарко. Обливаясь потом, друзья принялись стаскивать с себя тёплую северную одежду.
- Север остался внизу, - констатировал факт Игорь.
- Да, а вот и шкаф!
Вар объяснил, что одежду нужно сложить в шкафу – она может пригодиться тем, кто пойдёт сверху.
- Как тут всё продумано! Кругом взаимовыручка, - улыбнулся Игорь, - кстати, ты хотел деньги посмотреть. По-моему они до сих пор золотые.
Вар попробовал на зуб золотую двухрублёвую монету.
- Точно настоящее золото! Береги, пригодится ещё. И будь осторожнее на этом уровне. Здесь нет врагов и хищных зверей, но здесь очень опасно. 
- Почему? Кто нам может угрожать?
- Там только один враг.
- И кто же он?
- Ты сам.
- Как это? Не понимаю я.
- Это трудно понять. А мне – человеку простому, тем более. Я, Игорь, когда первый раз тут был, чуть с ума не спятил. Главное,  держись, и всё будет хорошо. А вот уже и выход.
Пандус закончился обыкновенной деревянной дверью. Игорь вышел наружу и оказался на зелёной лужайке, под тёплым ласковым солнцем. От двери шла вымощенная кирпичом дорога, а справа и слева виднелись скалы. Он повернулся, чтобы что-то сказать Вару, но увидел себя, который удивленно глазел на него. В то же время кто-то похлопал его по плечу. Игорь оглянулся и снова увидел другого себя.  Тот другой, стоял позади него и улыбался.






Еттык — здравствуйте (чук.)