потомок наместика часть 1

Елистратов
ЧАСТЬ   ПЕРВАЯ
ИНТУИЦИЯ:
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

«Интуиция. Служит равноправным с прочими методами познания природы.
Фундаментом интуиции являются:
1. Личные способности человека к ней.
2. Первичный материал, груда фактов, которыми он располагает.
3. Сильное и длительное напряжение мозга.
Достоинства. Это прямой и безошибочный метод познания.
Недостатки. Проверить правильность интуитивной догадки
 можно лишь обычными методами».
Олег Куваев
«Территория»

Июль, 12е, 2010 в 23.45
ТАМЕРЛАН
ЛОВЕЦ ЗАБЫТЫХ ГОЛОСОВ
Было такое чувство, что телефон окончательно спятил.
На днях ошалелый соседский кот ворвался ко мне из квартиры напротив, запутался в проводах и уронил его со стола. Телефон вмиг превратился в груду бесполезного хлама. Хозяйкой этой хвостатой бестии оказалась, к слову, вполне хорошенькая девчушка. Она очень долго извинялась за питомца.
Но, разумеется, легче от этого не сделалось.
(Читать дальше…)

Всяческие материальные или, чем чёрт не шутит, моральные компенсации я отверг тут же. Слишком много работы накопилось. Оставалось только от души порадоваться, что этот дикий котяра не успел добраться до ноутбука.
-Так что, всё будет нормально, - заверил я соседку. - Не сорок второй год, прорвёмся как-нибудь сквозь линии вражеской блокады.
Поэтому до сих пор телефон молчал, не выказывая ни малейших признаков жизни. Однако сегодня, уже ближе к вечеру, он проснулся, и принялся выдавать забытые давно голоса, искаженные испорченной мембраной до неузнаваемости. Впрочем, так даже интереснее. Только лишь, исходя из тематики предлагаемой беседы, я старался идентифицировать личность собеседника.
Но этот голос узнал практически сразу.
Не мог не узнать.
-Алло. Здравствуйте. Тимура я услышать могу?
-Можешь, дружище. Можешь. Привет, Глеб. Рад тебя слышать…
Голос в трубке разом встряхнул калейдоскоп воспоминаний. Закружились перед глазами миниатюрные цветные стекляшки, складываясь в картинки, одна другой ярче. Я даже зажмурился от неожиданности.
Сколько бессонных ночей пробежало - протекло под брезентовыми тентами палаток, при тёплом свете костров в полевых археологических лагерях. Сколько песен спето под гитару на скамейках в городских скверах. Сколько литров пива выпито на открытых террасах летних кафе под горячие споры на самые разные научные и около-научные темы.
Ах, студенческая пора, сердец и душ очарование…
Получив на руки красный диплом выпускника Института Истории и Права Хакасского госуниверситета имени Николая Федоровича Катанова, Глеб Гейгер почти сразу убыл на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия. Куда-то в восточную её часть.
С тех пор мы с ним не виделись. Так, общались временами, через интернет.
Вначале это были длинные, многостраничные письма электронной почтой. Но год от года они становились всё короче, суше, превращаясь в формальность. Потом в моду безгранично вошли социальные сети, окончательно превратив нас в застывшие картинки-аватары. Мы стали обмениваться короткими приветами и виртуальными подарками по большим праздникам.
Но и этот период длился недолго. Оранжево-сиропная назойливость одних сайтов очень быстро наскучила, а искать другие я даже не пытался. Во-первых, устал от борьбы с системным администратором, который постоянно блокировал доступ к социальным сетям в нашей конторе, следуя распоряжению главного редактора. А во-вторых, просто-напросто ушёл с головой в работу. В почтовом ящике накопились рассылки и личные сообщения от абсолютно незнакомых и случайных людей. Читать их, а уж тем паче - отвечать, я не намерен, поскольку, как уже говорил, работа превратилась для меня в кумира, коий жадно требовал все новых и новых жертв.
Насколько я знаю, в Германии Глеб ремесло так и не сменил. По-прежнему продолжал заниматься археологическими изысканиями. Правда, масштабы их стали несколько иными. После грандиозных хакасских курганов, ему пришлось копать по квадратному метру, по строго размеченной траншее, под зорким оком практичного бюргера-землевладельца.
Как следовало из первых писем, Глебу это явно было не по нраву. Но, что ж делать? В Дойчлянде кругом частная собственность, а в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не лезут. Тем более что в Европе профессиональный археолог, какими бы учёными степенями и почётными регалиями он не обладал, прежде всего госслужащий. Работает по вызову, как сантехник. Пришёл, нашёл и устранил причину неприятностей для хозяина, на земельной участке которого вдруг обнаружилось нечто древнее и охраняемое законом; получил положенное  вознаграждение, да и ушел восвояси. Мелкотравчато и скучно до нельзя.
-Ты, знаешь, Тимур, я уже два дня как в Питере. Зашёл в вашу лабораторию при Музее, но тебя не застал. Никто мне так ничего и не смог толком объяснить, где ты, что ты. Логично было предположить, что ты вернулся в Абакан… - Глеб выдержал преувеличенно-тактичную паузу. - Надеюсь, ты в порядке?
-Вполне.
Развивать эту тему дальше я не стал.
В самом деле, карьера в городе трёх революций для меня не сложилась. Я вернулся в родные края, устроился в редакцию местного глянцевого журнала. И в этом мне пригодился навык работы в музейной фотолаборатории. В свободное от работы время я вёл блог в интернете и изучал технологию видеосъемки.
-Как ты нашёл мой номер?
-В своей старенькой записной книжке.
Я неожиданно очень живо себе представил, как Глеб улыбается, произнося эти слова. Видно не так часто ему приходится прибегать к помощи подаренного ещё в университетские годы, по случаю дня рождения, блокнота там, у себя, в новом «Фатерлянде». Показательно, что звонил он на городской номер. Причем, явно набрал его с мобильного телефона.
Так уж повелось. Сотовый для всех. Домашний только для своих. «Цифра» ещё не добралась до моей квартиры. Угрожали сменить на днях. Но, видит Бог, пока не успели. Потому-то Глеб смог до меня дозвониться. По номеру телефона, который знал ещё со студенческой скамьи.
-Мне профессиональный фотограф нужен.
Ох уж, мне этот их «западный» подход. Сто лет не виделись, не слышались, а он с места в карьер, и сразу о делах. Но что-то заставило меня насторожиться. Зазвучали в этом полузабытом голосе какие-то необычайные нотки. Я бы даже сказал, почти торжествующие.
-Фотосессию решил заказать?
-Да уж. Вот как только стану академиком, непременно закажу. На вручение Демидовской премии будь уверен: поедем вместе. А пока заботы кандидатские. Нам нужно будет выбраться на Коровий перевал.
-Жутко романтичное название. И где ж находится это замечательное место? В первый раз слышу о таком, если честно.
Коровий перевал, значиться? Чудненько...
Звучит не так круто, как, допустим, Волчий лог, ну, или Медвежий ручей. Но это ведь как посмотреть. Лично по мне так куда лучше встретить корову на перевале, чем волка в логу или медведя у ручья.
-Это в Хакасии. Боградский район. На берегу Красноярского моря. У самых песков. Если расчёты верны, там нас ждут новые Оглахты. Не памятник - мечта. Обещает стать главной сенсацией XXI века в археологии Хакасии. Но... Об этом поговорим позже. Скажи, могу я на тебя рассчитывать, Тамерлан?
Тамерлан... Давно никто меня так не называл. Это прозвище я заработал на третьем курсе. Накануне сессии неудачно упал в гололёд и сломал ногу. А когда на костылях приковылял сдавать экзамен по палеолитоведению, то первым, кого я встретил у дверей аудитории, был староста нашей группы Марат. Он оглядел меня с изумлением, хлопнул по плечу и сказал: «Тимур, ты прямо как Тамерлан. Сегодняшний твой бой войдёт в историю...»
Как в воду глядел. Про каждый свой бой на стезе жизни я мог бы написать по книге. Но, думаю, достаточно будет и этой.
-Спрашиваешь. Только не думай, что я повёлся на твои сказки. Прибереги их для менее искушённого люда. Археолог на все сто процентов уверенный в будущем своём успехе - это нонсенс.
-Поживём - увидим. - весело откликнулся Глеб. - Поездку планируй недели на две. Все расходы за счёт моего делового партнёра. Думаю, если ты возьмёшь отпуск, то в накладе не останешься. Все ответы на твои последующие вопросы будут позже. Как ты на это смотришь?
-М-м. Мы едем вдвоём? Или с нами будет кто-то ещё? Этот твой… хм-м, «деловой партнёр»? – От расспросов я просто не мог удержаться.
-Будет археологическая команда в полном боекомплекте. Я рассчитываю на помощь профессионалов. Нож - кисточку в руках держать, надеюсь, ты не ещё разучился? Вот и отлично. Значит, согласен. – Сказал и сразу отключил связь.
Что же, подход Глеба не нов.
В качестве эталона он взял состав классических экспедиций. Так поступали все учёные и путешественники, своими открытиями изменившие представление человечества о мире. От Козлова и Пржевальского до Тура Хейердала и Марка Подольского.
Даже обыкновенный кашевар при экспедиционном лагере, при ближайшем рассмотрении, подчас может оказаться всамделишным маэстро итальянской или вьетнамской кухни из элитного питерского ресторана. Кругом – одни сплошные «профи». Каждый занимается исключительно своим делом. И ведь едут-то они за тысячи вёрст в «археологическую Мекку» не из-за денег, а ради впечатлений. Ради того, чтобы пообщаться с занятными людьми, такими же, как и они сами, профессионалами до мозга костей, и пожить недельку – другую вдали от грязи мегаполисов среди роскошных степей и прозрачных таёжных речек Хакасии.
Итак, фотографа, по совместительству археолога, Глеб нашёл. Отказать ему я, наверное, бы не смог. Но будем надеяться, также легко соберется и остальной состав команды.
Я сразу перезвонил Джеффу в Питер, чтобы извиниться. К его экспедиции на озере Иткёль я присоединюсь не ранее середины августа. А может быть нам и вообще не доведётся свидеться в этом полевом сезоне. Кто знает?
Жаль, конечно, потому как Иткёльский отряд Джеффа - последний приют «вольных стрелков» от археологии. Тех, кому не по нраву казарменные порядки нынешних «новостроечных» экспедиций в ложах водохранилищ будущих ГЭС или по маршруту железной дороги в Туву. На Иткёле мы работали вне графика, не на скорость, но на результат. Не стеснялись остановиться и сообща подумать, с тем чтобы принять единственно правильное решение. Наука не терпит суеты, так частенько говаривал мой старый Учитель и друг...
Евгений Дитрихович лишних вопросов задавать не стал. Это и к лучшему. Об «Охглахтинском прожекте», почему-то именно так мысленно окрестил я про себя замысел Глеба, распространяться, у меня не было права. На то были свои особые причины.
Оглахтинский могильник…
О, если б вы слыхали хотя бы десятую долю всех тех легенд и небылиц, что рассказывали, рассказывают и, наверное, долго ещё будут рассказывать о нём, вы бы меня сразу поняли.
В двадцатом столетии археологи находили его трижды.
И трижды теряли.
Каждое последующее открытие знаменитых гробниц дарил исключительно счастливый случай. А уж, какие роскошные, бесценные и неожиданные находки поджидали этого исследователя-счастливчика. Даже теперь, когда весь учёный мир давным - давно знает об этом могильнике, едва ли кто-то отважится точно указать, где именно следует его искать. Сомневаюсь. Это на карте со спутника район Оглахтинского хребта кажется небольшим. Уверяю - будете бродить весь день. И если повезёт что-нибудь найдете. И не факт, что это «что-то» и окажется тем самым могильником.
А уж найти Оглахты №2! Это была бы настоящая «бомба» для современной археологии, сравнимая, по значимости, ну, разве что с открытием усыпальницы принцессы в вечных льдах на плато Укок в Горном Алтае и курганом скифского вождя в тувинском урочище Аржаан.
Глебу явно подфартило. Судя по настрою, он намерен взять быка за рога.
Хотел бы я знать, с чего это в нем проснулась такая железная уверенность. Кому обязаны мы – двухнедельным оплаченным туром в Хакасию? Ехать куда-то наугад, рассчитывая на одну только удачу не в правилах Глеба. Вот этим он всегда и отличался от остальных. Карты «Острова сокровищ» его не манили. За каждым без исключения Глебовским проектом стояли чётко, почти маниакально выверенные расчёты.
Знать бы только, на чём основаны они в этот раз?
@@@
Михаил Артамонов, знаменитый археолог, директор Эрмитажа, как-то сказал: «Археология – это профессия для идиотов и энтузиастов, потому что если ты не энтузиаст, то ты идиот».