Часть 31. 1867-1870 года

Катарина Эберманн
Вот это всё, что было в дневнике про последние года…
оставляю текст какой есть.

На этом дневник Мартина Классен прерывается, родственники сделали пометку, что потеряно несколько листов, а это значит несколько годов.

Часть 31

1867-1870

1867
Апрель 1867. В течение двух недель стояла хорошая погода, была немного оттепель и канал уже течёт. Из-за обильного снегопада в феврале и марте влаги было много, она медленно просачивалась в сухую почву, было довольно прохладно. А теперь воды в канале много. Через Варшину пройти было невозможно и миссис Фанк была в их доме, они пригласили её к себе, потому что ждали ребёнка. Хвала Богу, Который услышал их молитвы и помог им. Их семья, с момента рождения сына, стала больше на одного человека. Он родился в 4:30 и назвали его Якоб. Господь подарил им шестого ребёнка. Мария и малыш чувствуют себя достаточно хорошо. Это самое главное. Весна началась, а с ней и посевная. Мартин занимался садом всё свободное время. Отец привёз Мартину письмо от Ренате Шульц, в котором была печальная новость, что Vetter Corn. Dyck, вдовец, покончил с собой. Боже! Возможно ли, что человек отвергает Спасителя и Его благодать!
День рождения дорогой матери, ей 74 года. Аллилуйя за её сохранение в старости, ещё один год видеть родителей вместе, так что можно иметь радость празднования их золотой свадьбы. Да, Господи, если это Твоя воля, дай нам эту радость! В воскресенье Пасха, первый праздник. А на кануне они испытали большой страх. В небе со стороны Фрезенхайм был свет, и выглядел как пламя огня, который, без сомнения, был похож на пожар. Слава Богу, что, несмотря на сильный северный ветер к ним он не пришёл.
Декабрь 1867.Рождество, второй отпуск. Однако, отец в течение нескольких дней был болен. На Адвент в воскресенье, он жаловался на усталость. В последующие дни он жаловался на ревматизм в спине. В среду он не пришёл к вечерней встрече. В пятницу утром он был в постели. Все, действительно, волновались, так хотелось, чтобы он продержался до юбилея 50-летия свадьбы, но как хочет Господь. Ему дали отвары, поставили пиявки, потом он выпил сок, в затем поел суп с курицы. Пусть Господь похвалит за его выздоровление! Сильвестр. Празднование Нового года в церкви. Посещаемость хорошая, этот праздник любят все!


1868
Январь 1868.Здоровья отца не улучшалось, тогда был приглашён доктор и всё изменилось, отцу стало много лучше и было принято решение провести в церкви золотую свадьбу. 29 января 1868 в разгар большого собрания, дорогие родители праздновали их пятидесятую годовщину свадьбы. На улице было ветрено, но не очень холодно. Сам праздник начался в 8:30 в их доме, с добрых пожеланий своих детей, внуков и близких друзей. Потом пригласили родителей в гостиную, где они сидели на новом диване, который им подарили дети.  Все пели первые два стиха из гимна:" Хвала Господу“. От имени их четверых детей Мартин прочитал стихотворение собственного сочинения. От имени министерства выступил Давид Хамм и подарил им прекрасную Hirschberger Bibel 65, весьма уместный и ценный подарок. Затем друзья стали дарить подарки и говорить свои пожелания. Эта часть праздника была закрыта пением последнего стиха: "Lobe den Herren ...", и чашкой кофе. В церкви празднование было продолжено.  Их сосед Тиссен предложил свои сани, в которых Abr. Фрезе, закутанных в шубы и одеяла и отвёз родителей в церковь. Там уже собрались люди в большом количестве. Сестра Елена Фрезе, как дочь, и Мартин, как старший сын сопровождали почётных Юбиляров. Они будут усажены на их новый диван, который стоял перед алтарём. Члены семьи сидели по обе стороны, и ждали их, и когда они вошли, их встречали гимном:"Sei willkommen hier in diesen Hallen! написанным специально для этого случая. Юбилейная пара и члены семьи были усажены, программа началась. Основным пунктом программы была проповедь старейшины Дэвида Хамм, который сам был очень близким членом семьи. Он подарил Библию от Ее Величества, Королевской вдовы Елизаветы Prussia 66/ 65. /Это большой формат немецкий язык лютеранская ссылка, Библия опубликована в Herschberg , Германии , Иммануил Krahn. 66 Это Элизабет Ludovika Виттельсбахов Баварии (1801-1873) вдова короля Фридриха Вильгельма IV Пруссия. / Родственники и близкие друзья, после церковной службы, собрались в доме родителей. Даже на следующий день, провели небольшой праздник в небольшом кругу родственников. Хвала и спасибо Господу за то, что Он сделал для нас! Аминь!
Май 1868. У дома С. Froese собралось много народа, провожали F. Froese. Он покидал их колонию и в сопровождение ещё нескольких уезжали в Самару на новое место жительства. Пусть Господь будет с ними. Согласно письму Elder Toews, подавляющее большинство прусских братьев приняли предложение в отношении невоенной службы. Некоторые, конечно лучше будут эмигрировать. На улице погода стоит дождливая, все указывает на хороший урожай. Никогда не было столько травы как в этом году, благодарим Господа за это. Мартин организовал старших школьников на уборку в саду, всё стало выглядеть аккуратно и красиво, ученики были довольны своей работой. А потом ещё и дома продолжил работу в огороде. Вечером пошли к Д. Хамм, чтобы увидеть новую швейную машину, которую недавно получила Анна. А в это в время в Ханс-Ау прибыл новый главный судья Шафранов, вместе с администратором. Там они были в течение часа, затем отправились в Коппенталь, и посетили школу, пока Мартина там не было. Миссис Коппер сопровождала их, было очень жаль, что его не было. Ио. Эпп принёс книги из Самары. Которые заказывал Мартин. А Дитрихсен принёс подборку сочинений с Саратова. Теперь есть чем заняться.
Июнь-Июль 1868.Мария и Мартин приняли участие в первом праздновании причастия. Господи! помилуй, и может эта еда была настоящим благословением для них. Аминь! Дитр. Пеннер был снова принят в церковное общении после того, как был отлучён. Господь дал ему просветление, чтобы он понял, что он был неправ. В Ханс-Ау был хороший дождь, но в Коппенталь совсем мало. Жара была под тридцать, и вечером облетела неожиданное известие о том, что у Германа Янтцен в Хохендорф был пожар, который уничтожил все, в чём стояли в том остались. Мария была в Ханс-Ау весь день, а Мартин старательно писал российские истории. К вечеру Х. Альбрехт и Хайнрих Хорн

 вместе с жёнами, прибыли из Пруссии, а с ними 20 или 30 человек. Подавляющее большинство в Пруссии, кажется, решили пойти на полную строевую службу, а не в нестроевую. Мало будет тех, кто решил покинуть свою родину ради своей конфессии. Von Riesen посетил их, беседа была долгой, он пробыл до 12 вечера, он планирует отъезд в Пруссию в ближайшее будущее. События и обстановка стают всё тревожней. Представить их братьев с оружием в руках на баррикадах, в окопах просто невозможно. От переезда в Россию люди ожидали большего, гости из Пруссии, по возвращению, уже не рассказывали о ожидаемом рае, реальность оказалось сложней. А многие не хотели ждать лучшие времена, они хотели всё и сразу, а значит они могут принять не достойное их вере решение
Сентябрь 1868. Во второй половине дня братья и сестры Мари собрались вместе, был покупатель дома их родителей в Ханс-Ау. Надо срочно принимать решение. Вопрос купли продажи в последнее время стал очень опасным. В Самаре было насильственное вторжение к Питер Вибе, дело чуть не дошло до убийства. А месяц назад произошёл инцидент в Мариенталь у Fr. Квиринг, так там кто-то был убит. Что стало происходить, в их колонии, где все меж собой близкие родственники, или соседи с Пруссии, и все в одной вере. Такой вопрос Мартина мучил уже давно.



1870
Апрель 1870. Был день рождения матери Мартина, ей исполнилось 77-лет. К сожалению, она теперь уже больше лежит в постель. Однако, хотя она в возрасте, и ее сила не та, но ее сердце сильное и ее дух живой. А на следующий день Мартину исполняется 50! Юбилей! Это, несомненно, более половины из оставшихся дней жизни. Да, как поётся в гимне: "Wer weiss Wie Nahe mir mein Ende"/ (Кто знает, когда может быть мой конец). Утром он проснулся необычно рано, чтобы не разбудить домашних он вышел на улицу. Рассвет ещё только-только начинал брезжить. Он смотрел на эти пробивающиеся пучки света, подумал, что вот даже они борются, чтобы пробиться. А что сделал он, чего он достиг, доволен ли он к чему стремился. Он как клубок ниток стал отматывать год за годом, и за годами года. Что было в его прошедшей жизни, за что он может гордится, а что считает упущенным безвозвратно. Мартин не из тех, кто достигает такого возраста с хорошим состоянием, и хорошим здоровьем. Он признаёт, что, хотя не мог считать себя как хорошо обеспеченным, но он никогда не страдал недостатками, всегда всего было достаточно, он даже мог поделиться с нуждающимся. Что касается семейной жизни, он не должен лукавить перед Господом во славу , обожания, и глубоко смирение; которые среди тысяч недостойных, как и он, имел честь получить от Господа жену, которая каждый день, да каждый час, снова и снова даёт ему большую  радость! Небо их семейного счастья до сих пор не потемнело даже не на один день, и это действительно так. Христос, наш Спаситель умер ради нас, и воскрес за правду, он подготовил место для нас в доме Своего Отца. Ему слава, хвала и благодарность вечно! Аминь!
Во второй половине дня отец, D. Хамм, Фрёзе, двоюродный брат Зукау и D Классен посетил их. Вечером, ещё несколько гостей пришло: P. Dyck, Fast, учитель Diedrichsen и Strempler. Подарков было много: красиво оформленный портрет "Менно Симонс", пару обуви, много для школы. Мартин сердечно благодарил всех за заботу. На следующий день он садил картофель, к нему в сад вышла Мария, до этого она одна не выходила, она уже неделю болеет. Ее состояние постепенно улучшается. Их дочери Марии исполнилось 8 лет. После потери детей эти ныне живущие были им особо дороги. В конце месяца была конференция, на которой были новые коллеги, Kuhrke и Strempler. Май 1870. После школы Мартин пошёл к Diedrichsen, там был пастор Hoelz из Warenburg. Он прибыл навестить их. Потом пошёл к матери, она очень больна, думают, что она не выздоровеет. Он остался на ночь смотреть за ней. Но у него дома дети тоже болеют и Мария тоже. Господь помоги, и дай всем силы. Дни и ночи были сплошным кошмаром, он разрывался между домом и домом матери. В эту ночь он остался с матерью, она была в том состоянии, как будто спит. Душа матери ушла к ее Спасителю, который искупил ее от всякого зла и принял ее в Его небесное Царство. Мартину разрешили выполнить долг сына, и он закрыл ей веки. Присутствовали: Отец, брат Diedrich с женой, муж сестры A. Froese, J. Klaassen, Peter Horn и его дочь M. Янцен Все опустились на колени и Horn молился Господу, выражая свои чувства в этот тревожный, эмоциональной час. Ее страдания закончились, ее борьба жизни и смерти закончилась. Аминь!
Июнь 1870. Отец проповедовал в Хохендорф. Во второй половине дня пошли с Фрёзе в дом отца. На улице было жарко, под тридцать градусов. Мартин получил приглашение на встречу во главе которой был Cl. Эпп. Темой обсуждения стало строительство окружной средней школы. Вопрос был уже принят, оставалось решить, где? Неожиданно, Rev. Toews предложил для этой цели свой дом. Это было принятой радостью. С организацией совета школы также обсудили, которые должен были перенять все заботы о школе. Дай Господь своё благословение для этого проекта. Да, Господи, помоги, и не оставь, и не дай сбиться с пути! Аминь!

Дальше дневник начнётся с 1880 года. И это уже будет
Азия.