Автографы в Рейхстаге - Здесь были медики!..

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


         *  *  *

     Автограф (коллективная надпись):

     «Здесь были медики: АХВЛЕДИАНИ – Кавказ, СТРЕЛЬЦОВА – Урал, БУРОБИНА – Кубань».

         *  *  *

     Место надписи:

     - Северный флигель, уровень Пленарного зала, северная стена, ниша B (Б), справа от кафе.

     Ort der Inschrift: Nordfl;gel, Plenarsaalebene, Nordwand, Nische B, rechts der T;r *.

     *Место надписи определено с помощью фото-каталога, созданного сотрудницей Бундестага Карин Феликс: «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018).

                *  *  *

     Авторы – военнослужащие терапевтического полевого госпиталя № 116 (47-я армия, 1-й Белорусский фронт):

- ст. сержант АХВЛЕДИАНИ Нина Григорьевна, 1918 г.р., ТПГ № 116, медсестра, грузинка. Место рождения: с. Ласуреаши (ныне Цагерского района), Грузия. Призвана в РККА в 1941 г., Кутаисский ГВК, Грузинская ССР;

- мл. лейтенант СТРЕЛЬЦОВА Анисия Никифоровна, 1918 г.р., ТПГ № 116, старший лаборант, русская. Место рождения: г. Чермоз (ныне Пермского края), РСФСР. Призвана в РККА в 1941 г., Кропоткинский РВК, Краснодарский край, РСФСР:

- красноармеец БУРОБИНА Елизавета Георгиевна, 1923 г.р., ТПГ № 116, санитарка, русская. Место рождения: г. Новороссийск Краснодарского края, РСФСР. В РККА с 1942 г., добровольно.

                *  *  *

     Из наградного приказа:

     «…Мною, начальником 116-го терапевтического полевого госпиталя майором м/с Шевченко Евтихием Семеновичем, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1-го мая 1944 г. произведено вручение медалей «За оборону Кавказа» офицерскому, сержантскому, рядовому и вольнонаемному составу:

- п.п. № 2 – ст. сержант АХВЛЕДИАНИ Нина Григорьевна;
- п.п. № 3 – красноармеец БУРОБИНА Елизавета Георгиевна;
- п.п. № 14 – лейтенант СТРЕЛЬЦОВА Анисья Никифоровна.

9 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 402, оп. 9634, д. 14, л. 484.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. АХВЛЕДИАНИ в ТПГ № 116 работает с июня месяца 1941 г. В действующей армии с февраля месяца 1942 г.

     Работая по обслуживанию раненых с февраля месяца по май месяц 1942 г., тов Ахвледиани работала с нагрузкой в 400-500 %, одна обслуживала ежедневно 40-50 тяжелораненых.

     С января по апрель 1943 г. в сложной боевой обстановке, под непрерывным обстрелом противника, одна обслуживала ежедневно 40 тяжелобольных дизентерией.

     Кроме этого тов. Ахвледиани под Новороссийском все время высылалась с перевязочно-операционной группой на передовую линию.

     Имеет ряд благодарностей от раненых и больных.

     Сейчас тов. Ахвледиани обслуживает 50 терапевтических больных.

     Достойна награждения медалью «За боевые заслуги».

     Начальник ТПГ № 116 майор м/с ЕРМОЛОВ. 27 июля 1943 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 500, л. 140.

                *  *  *

     Из наградного листа:
   
     «…Тов. АХВЛЕДИАНИ в ТПГ № 116 работает с 23 июня 1941 г. Как самая опытная и квалифицированная медсестра, тов. Ахвледиани все время посылается на самые ответственные участки работы, главным образом, по обслуживанию тяжелейших больных.

     Только за последний период, с 06.11.1944 г., тов. Ахвледиани все время обслуживает 60-70 человек тяжелых и тяжелейших больных. Сидя у постели тяжелейших больных, тов. Ахвледиани лично кормит и поит их.

     Благодаря самоотверженной работе и энергии, тов. Ахвледиани помогла возвратить в строй сотни бойцов и офицеров.

     В связи с большой перегрузкой госпиталя, тов. Ахвледиани работает по несколько суток без смены. Больных обслуживает с исключительной заботой и вниманием, за что пользуется среди них большой любовью.

     Вполне заслуживает награждения орденом Красной Звезды.

     Начальник ТПГ № 116 майор м/с ШЕВЧЕНКО. 21 февраля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686196, д. 4266, л. 135. 

                *  *  *

     Из наградного листа: 

     «…Тов. СТРЕЛЬЦОВА в армии с 1941 г. Вначале работала лаборантом СЭГ № 4526, где один год работала самостоятельно, обеспечивая все потребности в лабораторных анализах.
 
     С ноября 1943 г. тов. Стрельцова работает в ТПГ № 116 старшим лаборантом. Одна производит все клинические лабораторные анализы, обеспечивая полное лабораторное исследование всех больных.
 
     Работая с большой перегрузкой, тов. Стрельцова производит в сутки до 70 анализов, выполняя в срок, и с хорошим качеством, все заказы отделений.

     Всего тов. Стрельцова произвела в ТПГ № 116 до 5000 анализов.
    
     Бережно и экономно относится к реактивам. Все оборудование и аппаратуру лаборатории содержит в образцовом состоянии. Неустанно заботится об обеспечении лаборатории реактивами.

     Начальник ТПГ № 116 майор м/с ЕРМОЛОВ. 19 августа 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 5587, л. 260.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…СТРЕЛЬЦОВА Анисья Никифоровна. Год рождения: 1918. Место рождения: Пермская область, г. Чермоз».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 57, ящик 10, номер документа 87.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. БУРОБИНА все время работает по обслуживанию тяжелораненых инфекционных больных. Не считаясь с временем, не жалея сил, тов. Буроьина зачастую по 3-4 суток без смены обслуживает больных.

     Например, в г. Сарны, во время перегрузки госпиталя, и отсутствия замены, по 3 суток не отходила со своего поста, сидя у постели тяжелораненых больных.

     Лично кормила их, поила, и, не брезгуя ничем, делала все, от нее зависящее, для спасения жизни бойцам и офицерам. Даже больные, видя усталость тов. Буробиной, неоднократно предлагали ей уйти отдыхать.

     Не было ни одного случая, чтобы тов. Буробину не поблагодарил бы больной во время выписки из госпиталя, за ее внимание и заботу.

     Достойна награждения медалью «За боевые заслуги».

     Начальник ТПГ № 116 майор м/с ЕРМОЛОВ. 26 апреля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 5120, л. 244.

               *  *  *

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

А. Фатьянов
1947 г.

                *  *  *

     Газета «ВОЛЬНАЯ КУБАНЬ» (г. Краснодар, Россия) от 13 января 2009 года:

     «…В новогодние дни 2018 г. старейшей читательнице нашей газеты Анисье Никифоровне Стрельцовой исполнилось 90 лет.

     Любая газета — это содружество журналистов и читателей. О журналистах «Вольной Кубани» в нашем крае хорошо известно, их имена у всех на слуху. А вот кто они, наши читатели? Чем занимаются? Какие у них интересы? Какие биографии? Много лет все собирался выяснить, кто же является старейшим читателем «Вольной Кубани», да все как-то руки не доходили. А тут удача явилась собственной персоной. В редакцию позвонили из службы социальной защиты Лазаревского района Сочи.

     — Вы знаете, что жительнице станции Волконка Анисье Стрельцовой в новогодние дни исполняется 90 лет?

     — Рады за нее! Передайте поздравления! Но только скажите: а наша газета тут при чем?

     — Как при чем! Да это же старейшая читательница «Вольной Кубани»! Помнит ваше издание еще с довоенных лет! Наш вам совет: срочно приезжайте в Волконку…

     Поехали! Познакомились! Все подтвердилось до деталей! Действительно, старейшая читательница нашей газеты Анисья Стрельцова живет неподалеку от станции Волконка, в жилом поселке, состоящем из домов санатория военных летчиков «Чемитоквадже». Выписывает «Вольную Кубань» уже многие годы. И биография у нее оказалась просто замечательной!

     Родилась наша старейшая читательница в 1918 году на Урале. Отец плотничал на строительстве химического комбината в Березниках. В семье шестеро детей. Прокормить всех было трудновато, дети начинали работать очень рано. Едва Анисья окончила школу-семилетку, как пошла трудиться медсестрой в поликлинике. По вечерам училась на фельдшерских курсах.

     Тем временем заканчивались 30-е годы, война замаячила на пороге. По выходным дням с группой местных девушек и юношей начальной военной подготовкой стал заниматься молоденький лейтенант Григорий Стрельцов. Очень четкие команды отдавал: «Стройся! Равняйсь! Штыком коли! Целься точнее! Огонь!» И только однажды вечером, совсем не по уставу, обратился к молоденькой медсестре из группы:

     — Может, погуляем по парку сегодня…

     Через неделю он явился к родителям нашей героини и заявил:

     — Меня переводят служить на Кубань! Прошу у вас руки вашей дочери и надеюсь, что она поедет со мной. Обещаю быть хорошим мужем…

     В декабре 1940 года молодая семья приехала к месту службы в город Кропоткин. Лейтенант Григорий Стрельцов был человеком партийным и в первый же вечер принес домой свежий номер газеты «Большевик», именно так называлась в довоенные годы «Вольная Кубань».

     — И вы помните, какой тогда была наша газета? — начали мы расспрашивать Анисью Стрельцову.

     — Отлично помню! Тогда Кубань готовилась к весеннему севу, и журналист Валентин Овечкин призывал всех обратить особое внимание на содержание сельскохозяйственной техники. Еще тогда подписка велась на набор грампластинок с выступлениями Иосифа Сталина. Да и про театр мне нравилось читать, в Краснодаре как раз была премьера спектакля «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.

     Ну а потом, уже летом, муж мне вашу газету показал с обращением Вячеслава Молотова: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня утром фашистская Германия вероломно напала на нашу страну!» Тогда нам уже стало ясно, что эта война надолго разлучит нас. Гриша сразу же уехал в школу разведчиков в Армавире, да и меня, как медсестру, призвали в армию. Наш госпиталь вначале был в станице Казанской, затем его перевели в Новороссийск…

     — Ого! Да в Новороссийске в войну такие ужасы творились!

     — Это верно! Помню, бригада моряков на передовую мимо наших палаток шла. Все кричали нам, дескать, дождитесь нас, девушки! Напрасно мы их ждали, никто не вернулся, все полегли на подступах к городу! Потом давку в порту помню! Один катер остался, а женщин с детьми эвакуировать не успевали! Крики, слезы! А вагон-памятник в Новороссийске знаете? Он же на моих глазах горел! В нем лошади были, они так страшно ржали, выскакивая из огня! А немцы с самолетов этих лошадей расстреливали, в крови была вся площадь…

     — Ваш госпиталь полевым был?

     — Да, он так и назывался 116-м полевым госпиталем. Принимали раненых с линии фронта, перевязывали и вывозили в Туапсе. Кстати, по вечерам мы солдатам вашу газету читали, тогда в ней военные сводки печатались. А однажды довелось и впрямую столкнуться с вашим братом. На КПП возле Архипо-Осиповки часовой остановил:

     — Кто старший в санитарной машине? Вам в штаб велели зайти!

     Захожу, представляюсь:

     — Лейтенант медицинской службы Анисья Стрельцова!

     А коренастый офицер встает из-за стола и говорит в ответ:

     — Фронтовой корреспондент Михаил Светлов!

     — Вы часом не из «Большевика» будете? Мы эту газету до войны в доме читали…

     Он тогда засмеялся! Нет, говорит, не из «Большевика», а из «Комсомольской правды». Почти час расспрашивал о нашей службе. Впервые узнала, какими они бывают, настоящие-то газетчики! Он мне на прощание еще стихи свои почитал, про Гренаду. Это область такая в Испании есть…

     — А как дальше жизнь сложилась?

     — Да как у всей Красной Армии! Из Новороссийска перевели нас в Курск, там танковая битва была! Днепр переплыли и Киев взяли! Вислу форсировали и Варшаву взяли! Через Одер перебрались, а там уже и Берлин! Когда стрельба закончилась, мы с девочками отпросились к рейхстагу сбегать. Примчались, а там Лидия Русланова на ступеньках концерт дает, все про русские валенки распевает!

     Гляжу, возле колонны ведро с краской стоит. Ну я за себя и за мужа написала: «Анисья и Григорий Стрельцовы. Дошли до Берлина!» Хотя Гриши-то уже в живых не было, погиб он в Карпатах. Горько, конечно, было! После войны из армии не ушла. Вначале в окружных госпиталях работала, а потом меня направили в поселок Лазаревское. Снова я стала выписывать вашу газету, она уже «Советской Кубанью» называлась. А служба моя была медсестрой в санатории «Чемитоквадже». У нас военные летчики отдыхали.

     — Интересные люди попадались?

     — Конечно же! Вот однажды привезли группу молоденьких пилотов, а с ними целую бригаду врачей. Все целыми днями пропадали в спортивном зале, занимались. Ночью гляжу, один паренек в холле сидит, учебник какой-то читает. Вам, говорю, спать положено! А он говорит: да у меня экзамен завтра, хочу знаниями блеснуть! Что же за экзамен такой серьезный? Да я, говорит, к звездам собираюсь!

     Тогда я только улыбнулась про себя. Скажет тоже, к звездам. Но ведь правда! Месяца через три раскрываю «Советскую Кубань», а там этот паренек на портрете! И подпись: «Советский человек в космосе! Первый космонавт планеты — Юрий Гагарин!» Знала бы раньше, подольше бы с ним в ту ночь поговорила…

     — Вы и сейчас нашу газету выписываете?

     — Конечно! И о муже это память, и о боях под Новороссийском, и о работе в санатории летчиков-космонавтов. Когда Евгений Рожанский о Малой земле пишет, все знакомые имена в его статьях разыскиваю. Нахожу иногда! И Ольгу Цветкову очень люблю читать. Она недавно про Валентину Терешкову очерк сочинила, приятно было вспомнить и о своих встречах с «Чайкой». Словом, спасибо, что не забываете нас, пенсионеров! Вы нас и дальше не забывайте…

     Боже мой, да какие же замечательные у нас читатели! Сколько добрых дел они успели в своей жизни совершить! И страну отстояли в войну! И на рейхстаге нашли время расписаться! И Юрия Гагарина в полет достойно проводили! А самое главное, до седых волос сохранили интерес к жизни, интерес ко всему, что происходит в стране!

     Вот уж кем по праву может гордиться «Вольная Кубань»! Наши читатели — наша главная гордость, можно сказать!

     С юбилеем Вас, наша дорогая старейшая читательница Анисья Стрельцова! Мы гордимся Вами!

     Мы гордимся вами сегодня и будем гордиться всегда».

                *  *  *

     Пожалуй, лучше о фронтовиках-Победителях, независимо от того, удалось им оставить на Рейхстаге Автографы Победы, или нет, и не скажешь! Для нас, потомков, они навсегда останутся Победителями, которые ценой огромных лишений, страданий и жертв спасли мир от ужасающих последствий катастрофы, уготованной человечеству нацистами.

     Вечная им Слава, и вечная Память!..

     Примечание (авт.): Анисья Никифоровна СТРЕЛЬЦОВА ушла из жизни, когда ей было далеко за 90. Однако, в 2012 г. она успела записать видео-рассказ, в котором выразила мысли и чувства своего поколения (См. https://www.youtube.com/watch?v=L9tJGIoP9EA ).

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1 (слева) – Н.Г.АХВЛЕДИАНИ скопировано из сайта «Память народа» (Галерея «Дорога памяти»).
     Фото 2 - А.Н.СТРЕЛЬЦОВА скопировано с учетно-послужной карточки (УПК), хранящейся в ЦАМО РФ.
     Фото 3 (в Рейхстаге) найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным.
     Фото 4 (справа): 2012 г., Сочи, Россия - А.Н.СТРЕЛЬЦОВА (фото из интернета, установление его подлинного авторства не представляется возможным).


     2017 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о других воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).
 
     *После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 70 авторов надписей.