О литературе будущего

Илья Ерошенков
Если взглянуть на развитие литературы, можно увидеть такую картину:

1) "литература прошлого" стремилась в первую очередь описать и понять объективную реальность, а внутренний мир героев выразить через механику объективных черт. Развитие такой литературы шло от классицизма через романтизм к реализму. Её значимым достижением являются романы Флобера, Стендаля и тд.
2) "литература настоящего" постепенно перенесла центр повествования на субъективный мир автора, её целью стало пережить и понять субъективную реальность во всей ее полноте. Началась она психологическим романом и ее главным достижением стал модерн - Пруст, Джойс, Кафка, а любимым стилем - поток сознания.
3) "литература будущего" будет уже стремиться не описать реальность "объектно" через механику внешнего и не пережить реальность "субъектно" через поток внутреннего, а будет пытаться сотворить реальность по ту сторону деления на субъект и объект.

К литературе будущего и ее отдельным приемам можно отнести:
1) коаны дзен-буддизма, умную молитву исихазма, мантры в тантрическом буддизме, зикры в суфизме - все те вещи, которые посредством ресурсов языка и музыки способны погрузить читателя в состояние длящегося парадокса, выходом из которого (если он будет достигнут) является рождение в читателе некоторого нового состояния понимания, которое называется "решением коана", "озарением" и тд.
2) перформанс как такое переосмысление литературы, при котором роль слов и букв выполняют реальные предметы, события, движения людей, и весь мир становится текстом.
3) отдельные стихи поэзии 19-20 века (Уитмен, Бродский, Целан и тд) и литературы 20 века (например, Беккет), способные вызывать в читателе качественно новые эмоциональные состояния, не имеющие названия в языке и личном опыте читателя.
4) абстрактный юмор как вид юмора (пример - мультфильмы Максимова).

Короче говоря, литература будущего, продолжая многовековую традицию поиска новых способов достижения подлинности повествования, будет стремиться создать текст, который будет реальнее самой реальности. В этой устремленности будет, с одной стороны, ее преемственность классике, и в этом же, с другой стороны, будет отличие от постмодерна, основной ценностью которого является только новизна, а основным методом - неограниченная игра с формой.

И в любом тексте литературы будущего будет прежде всего два героя: мы, какие мы есть (бытие), и Мы, какими Мы Есть (пакибытие); все остальные элементы романа (сюжет и тд) станут лишь элементами ритма, благодаря которому эта драма "мы-Мы" будет разворачиваться и выходить за пределы текста, так, чтобы становиться собственной драмой читателя.

Как сказал Томас Манн, "Все, что смеет называться искусством, свидетельствует о воле к предельному усилию, о решимости идти до границы возможностей".