о молодежи 60-е, 70-е. 80-е. 90-е

Айдар Сахибзадинов
   

«Молодежь растленна до глубины души. Молодежь злокозненна и нерадива и не походит на молодежь наших дней. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру и донести ее до наших далеких потомков».
       Надпись на глиняном горшке, найденном в развалинах Вавилона.


Хорошо  за чашкой кофе с бутербродом из красной рыбы, поглядывая в окно, где блестит  твоя иномарка,  критиковать нынешнее время и петь осанну совковым временам. Совершенно забыв при этом,  что   при Советах  критиковать власть была кишка тонка … Вместо кофе  хлебали грузинский чай,   на бутерброде был фиг с маслом. А  «Жигули»,  из-за которых  полжизни скаредничали и  стояли  в  очереди, не состоялись, ибо в профсоюзе вам уже  сказали, что  по разнарядке пришли всего две машины. Но и тут « Москвич» взял главный инженер, остался  «Запорожец»,   будете брать?
Автор статьи вовсе не собирается   хвалить нынешнее время( В России всегда все плохо). Хочется лишь, обернувшись назад, пристальней взглянуть на самое житье-бытье дорогих соотечественников , большей частью молодежи  за последние 50 лет.
    Не буду прибегать к современным методам научного психоанализа социумов,   буду проще , и напомню, что берестяные грамоты  новгородцев с описанием бытовых деталей дали историкам более ценную информацию о жизни  горожан, чем предвзятые и домысленные опусы монастырских «журналистов» тех времен.  Именно из-за таких мы не знаем, насколько свята княгиня Ольга, сжигавшая древлян за убийство мужа, ненасытного в грабеже  норманна, и насколько Святополк Окаянный окаянней Ярослава-«хромца», пошедшего войной на отца – крестителя Владимира. Не знаем, кто же на самом деле убивал братьев – Бориса и Глеба ? Имя «Мудрый» Ярославу дали в 60-х годах 19 века. В той России, говорящей на парижском диалекте, Ярослав был мил тем, что отдал дочь Анну за короля французского. Но этот король -  не тот пернатый ,как павлин, король из Версаля, что подскакивает в изящном реверансе, как альпийский козел, а - потомок варваров в скотоводческом городишке Париж, где Анна воротила нос от телесной  вони и жаловалась отцу Ярославу, что ее муж писать не умеет.
     Заслуги Ярослава описывал монах под зорким оком наследников князя, и смею представить, как изменилась бы  летопись, напиши ее другой писарь - холоп  потомка Святополка Окаянного , победи последний в братоубийственной войне.
      Вспомните, как при Советах пренебрежительно писали о белогвардейцах, и с какой неприязнью  пишут сейчас о красных комиссарах.
       Или вот  что такое - церковная реформа? Трехперстное знамение да  какие-то правки в  книжках. Ан нет! Там сподручный злобного  мордвина Никона - Амфросий Грек, выкрест из ислама, а  прежде иуезуит, одним словом Антихрист,  на основе католических небрежных переводов греческих книг пересмотрел -  исковеркал  восточное православие, которое чтили на Руси веками, -  и  Никон мужицкой рукой  перевернул этот пласт земли, не взирая на то, что там за  века выросли северные цветы. Цветы  новой  веры, которую сейчас считают «старой» - называют Старообрядческой
        Отсюда в статье будем больше обращать внимание на детали, характерные моменты, память о которых обычно исчезает с уходящими поколениями и уж забывается человечеством навсегда. Именно они, указанные мелочи,  в свое время сыграли  важную историческую роль в жизни страны , а не  правительственные указы, которые в сущности  вообще не наложили отпечатка на жизнь поколения, остались  лишь  в документах - и вот историки  лет через сто кумекают , глядя на решения ХХУ съезда КПСС, «что и как было» и составляют свой шарлатанский календарь событий. 
Например, в самом начале шестидесятых голода не было, нигде  в исторических и государственных документах не отмечены  трудные условия жизни населения страны, но мы  , дети тех лет, хорошо помним, как  «несладко» -  в прямом и переносном смысле-  жилось: белый хлеб и масло исчезли с прилавков магазинов,  сахар  тоже, я носил кусочек в кармане,  откусывал понемногу и так  мне хватало на целый день пить чай;  в лютый мороз мы с мамой стояли в  длинной очереди за мукой, будто это была война. Муку продавали дозировано в окошко из холодного сарая, и окоченевшая продавщица, возникая  из морозной дымки и мучной пыли,  сипло кричала людям,  что она кончает торговать,  что   ее предшественница уже  легла в больницу   с воспалением легких, и вот завтра   сляжет  она.   Что может знать об этом времени нынешняя молодежь, последующие поколения, если нет об этом официальных документов? Конечно ничего. Память об этом уйдет вместе с нами. А последующие поколения будут повторять о том времени одно: «хрущевская оттепель, крушение культа личности». Они не могут ненавидеть Хрущева, как  мы. «Демократические» СМИ   нынче восхваляют   эту «оттепель». Особенно  за то, что она   позволила горстке  населения , то бишь писателям, сочинить нечто «смелое, правдивое» ( а без разрешения о правде  писать было нельзя ?). Либералы  прощают    украинскому мяснику    за эту «оттепель» даже расстрел населения  в  Новочесркасске. 

Шестидесятые.

О простыни новобрачных и вообще о «стерильности»

Описывая периоды национального самосознания , в данном случае десятилетия,  также  невозможно дать им однозначную оценку. Более того,  они дробятся на разнохарактерные пятилетия (не «пятилетки»), даже меньшие периоды.  Сравнить, например, начало 60-х , где тот же Хрущев  в ООН грозит  капиталистам ботиком , распоясывая национальный дух,  первые шаги Брежнева, обещающие уважение к личности и порядок, - и конец этих 60-х, где в руках правителя, вместо ботинка,  уже гаечный ключ, которым, хмуря кустистые брови, обозначенный  генсек  завинчивает институты свободы. Несмотря на короткие периоды, это разные эпохи, другой дух.
  Или 90-й год, где заикающийся от страха Ельцин с безвольно отвисшими щеками  уничижительно       просит съезд восстановить его в компартии, - и другой Ельцин , пьяный,  распоясавшийся на троне дядька, дирижирующий на сцене подобострастным оркестром. И опять это же лицо видим через пять лет, когда пить уже было нельзя, - монументально сияющий важностью восково-гипсовый , словно посмертная маска,   лик царя  Бориса. В качестве Новогоднего подарка  снисходительно оставляющего нам наследника - карманного на ту пору инфанта из спецслужб, с голоском тоненьким, взором мышиным, который так же в силу мимикрии преобразится, станет зорким беркутом (а по сути мудрящим филином, который днем с огнем ничего не видит , или не хочет видеть) 
        В российской традиции   границы собственно молодежного возраста в социальной статистике  варьировали от 10-12 до 20 лет в начале 20 века и  от 17 до 28-30 лет к нашему времени. Вот как это объясняют социологи. «Недоверие и авторитаризм в советское время по отношению к молодежи выразились в постепенном искусственном продлении возрастных рамок юности (и соответственно принадлежности к молодежной организации) до 28 лет: легитимное свидетельство отказа в предоставлении статуса взрослости, в правах и возможностях для полноценной самореализации».
Так какие же они были , эти «безстатусные» годы ?
 
         Шестидесятые.  О  «стерильности» подштанников и простыней

 Итак, большой плюс в смысле морально-этическом получает молодежь  шестидесятых. Ранняя.  Не тот творческий,  запоздавший со взрослением  молодой клан ( который в древности  годился бы уже в совет старейшин) , клан,   имена которого  либеральные СМИ держат у всех на слуху. Нет. Ноги этих ребят с  не совсем стерильными  штанами торчат, как ни крути,   из страшных  пятидесятых, и мы помним их верноподданнические опусы. В силу возраста я не имел возможности обонять   отмосферу   той интеллектуальной среды,    а собирать материал по чужим публикациям,  не хочется,  это значит: опять же попадаться на расставленные коньюктурщиками удочки, становиться жертвой вкуса того или другого  летописца
Речь о юношах и девушках, которые  в начале  шестидесятых  были еще детьми и  подростками.  На мой взгляд это самое чистое поколение,  первые, чье  сознание    не было обременено  остаточным  страхом времен культа личности, а лишь слегка тронуто волюнтаризмом   Хрущева. Эти дети счастливы, рот их до ушей,  кругом портреты Гагарина, Титова, Терешковой, и в воздухе, где летают   снежки, вместе с арбузным запахом снега, ощущается привкус радостной свободы. Дети первые  приняли  брежневские прививки  уважения  к народу как самый чувствительный и восприимчивый класс. А  первач он и в Африке первач! И если социологи возьмутся измерять   градус патриотизма в среде  поколений, то именно у этих ребят он будет зашкаливать.   
Итак, «оттепель» (все же ее невозможно не признать) и толчок,  сместивший Хрущева,  двинули лед, мышление преобразилось. Дети радуются за космонавтов, как за своих родственников, будто это  их дяди и тети. Мы лучше всех в мире  стали играть  в хоккей, на телевидении появился  КВН с изящным юношей Сашей Мосляковым, состязания  веселых и находчивых проводятся в каждом вузе, в каждой школе.  В стране гармоник и балалаек, где парень с фанерной гитарой по девять рублей,  вызывал у обывателей осуждение как похабник, а Высоцкий считался бандитом, вдруг зазвучала   электронная  музыка. В каждом казанском  институте  создавались  ВИА, и  было слышно  по вечерам  под окнами общежитий , как увлеченная молодежь на репетициях перебирала струны электрогитар, которые издавали какие-то  неведомые доселе электронные  звуки. Ритмично, словно  в такт космическому темпу, стучал ударник.
В  обществе шел процесс сопереживания со страной, рабочая, студенческая и даже криминальная молодежь в застольях всерьез   дискутировала о возможности   построения коммунизма.
 Среди юношей и девушек были в моде и процветали   романтические отношения, редко кто не писал в те годы стихи.  А уж лирические опусы  Асадова переписывались от руки в миллионах экземпляров. Для того, чтобы поцеловать девушку, нужно было ухаживать за ней неделю; девственность  считалась непременным атрибутом невесты, после брачной ночи родители жениха обязаны  показать гостям простыню новобрачных, где должна алеть кровь, если не девичья,  то хотя бы  куриная.

О казанских стилягах и натуральной колбасе

Девушки   носили тогда скромные, до колен, прямые   платья  с закрытым воротником, как у Эдиты Пьехи, поющей о городке «Манжерок». Часто шили обновки сами,  помогали матушки. Супермодными были у мужчин нейлоновые рубашки, плащи «болонья»
Девицы  дефилировали в высоких прическах,  заправляли под волосяные шары на  темени мудреные шиньоны ( «банки»).И на танцплощадках, стараясь не особо запрокидываться, чтоб не задралось платье, «ломали» твист», позже «шейк», а сверху от комсомольских мудрецов насаждалась «Летка-Енька», которую молодежь, конечно, не танцевала. Тогда в начале  шестидесятых патлатых стиляг отлавливали по танцплощадкам народные  дружинники из ДНД(добровольная народная дружина), или еще страшнее из БКД (боевая комсомольская дружина),  наддавая в темных аллеях парка им. Горького по бокам, приводили в отдел к милиционерам, носившим тогда темно-синюю форму, и там с наслаждением палачей стригли наголо.
Кстати сказать, у  казанских стиляг, как и  у  прочих провинциалов,  в подборе одежды соблюдалась  мера. Они не клоунничали,  не наряжались под трансвеститов, как в столице блатная молодежь, был строгий мужской вкус.   Из плотного материала болотного цвета в ателье заказывались узкие брюки, которые натягивались с мылом,   через разрез  у щиколоток виднелись светлые носки, на которых красовались остроносые коры. И выглядели голливудскими красавцами наши калужские авторитеты   Колька Гришин, Толик Ершов,  особенно Валера Басанов, «сам-мый сим-мпатичный во дворе». Поставив ногу на бревно, он извлекал из своей семиструнной гитары великолепные звуки для девушек,   очарованно  внимающих ему  каждый вечер у огромных гришинских черемух. Если прибегать к берестяной документальности, нужно сказать, что  эти ребята были классные воры, работали по крупному и сели, как полагается,  надолго. Да и в  зоне, в Бондюгах Менделеевского района,  они устроили легендарный бунт, всколыхнули весь  лагерь и получили еще полстолька.         А пока они поведут в кинотеатр «Мир» этих девушек,  билеты  на сеанс лежат в узеньких пистонах  , скрытых достоинствах модных брюк. Пролетарские фабрики тогда шить одежду для народа не умели и не хотели, гнали костюмы ,похожие на спецовку, без загашников, удобных карманов, будто на покойников – двоечку  во гроб. 
Телевизор в ту пору был один на всю улицу, дети на показ фильма просились к соседям, входили гурьбой, скидывали на пол свои пальтишки, ушанки, садились на них  и  замирали, как в кинотеатре. Всю эту несмышленую ватагу приглашали на поминки, кормили вкусно, блинами и медом, раздавали конфеты. Дети были  равны   социально  и счастливы,  верили, что вырастут и станут   архитекторами,  врачами и писателями ( кстати, все мечты   моих  друзей детства сбылись).
  Шестидесятые  - время сплошной романтики. Одолев хрущевскую нищету, с полуголодом, талонами на продукты, народ наконец вздохнул: на столе стало вдоволь сахару, дети уже  не клянчили и не воровали его из буфета, в закромах горожан появилась мука, хочешь блинная, хочешь ржаная. Молодежь набивала рюкзаки «завтраками туриста» и на автобусах, электричках отбывала на природу. Другие уезжали на новостройки, сама возможность отъезда в неведомые края воспринималась как шанс на счастье. Но чаще  ехали  не за деньгами, а « за туманом, за мечтами и за запахом тайги».  Были в моде таежные песни «Лесорубы»,  «Костер на снегу», «Песня о друге».  Дети  мечтали  о профессии геологов, а пока в соревновательном порыве собирали металлолом и макулатуру для школы.    
В магазинах пахло натуральной колбасой, которая с мясом, сельдью в бочках и пряниками. Наши отцы пили недорогую, но качественную водку по цене  «2. 87», эта  цифра для старожилов -  как крылатая фраза, она до сих пор бодрит и   провоцирует благородную отрыжку; звучит из уст ,  как воспоминание о чем-то  добром, сердитом, надежном. Вина изготовлялось мало, и не ощущалось такого повального пьянства, как в семидесятых.

Семидесятые.

 Отчего в России пьют?

 Берусь утверждать, что  массовое пьянство в нашей стране началось именно с  семидесятых. Государство, будто стараясь наверстать упущенное, стало выпускать миллионы литров некачественного вина,  открывались винные ларьки, бормотуху разливали на каждом углу , перед каждой школой, и  во время перемен мы,  школьники, в кедах перепрыгивая через лужи, бегали в эти «чапки» заложить за пионерский галстук.
Вездесущность и доступность вина  вызывали нравственное и физическое ослабление здоровья  нации.  Нередки были случаи со смертельным исходом.  Молодежь начала прогуливать работу, не из развязности, а  просто не в состоянии была доставить свои умелые руки к станку ( отравление, стенокардия, гипертонический криз) А на заводах группы слесарей, токарей и сварщиков  кучковались, подозрительные, как на революционных  летучках Путиловского завода,  соображая  как бы достать на режимном предприятии опохмелку .  Пропивали обед, принимали во внутрь некачественный спирт или преобразованный в мутную  супесь клей БФ, который покупали у заводских спекулянтов. Сыпали в  клей соли и ,прячась от начальства в ячейках  уборных, трясли бутыль, пока в середине  емкости не образуется продукт сцепления  клейкой субстанции  и  соли - нейтрализовавшийся ком резины; остальную муть, жмурясь,  выпивали…
Часто наркологи обзаводятся большими трудами, производят фолианты, в которых решают вечный вопрос, отчего же в России пьют? Приводят различные причины: отсутствие занятости, свободы и проч.
 Но если по правде: отчего в России пьют?
 Да не отчего! От того, что выпил и становится хорошо. Это от кротости. Выпил  - и  юноше радостно! И завтра . И послезавтра. А потом начинается привыкание. Ведь кротость –синоним мягкости.
  В наркомании  мужи от науки почему –то солидарны, сразу признают: принял наркотик и – привыкание. А вот  в отношении вина ищут социальную причину…
В питие вина останавливаются лишь те, у кого есть   чувство ответственности и благодарного страха за собственное здоровье, за семью. Такие и за бутылкой-то не откровенны. Откровенные же продолжают пить. 
В чем можно согласиться с нашими учеными мужами , так это с тем, что у россиян плохо с выводом из крови ферментов алкоголя. Но это уже открытие не наркологов , а химиков. Жутко страдают финны и угры и прочие северные народы  с похмелья, после веселья алкоголь в их крови  преобразуется в синюшный яд. Их предки не знали вина , как , например, предки якутов не знали  киви, продукт, который в желудке у них не переваривается! Так не знали наши  далекие пращуры и   не видели винограда ( и потому в Финляндии, дознавшейся до истины и поныне сухой закон ).  Если грузин, турок, француз  пьет вино между делом как чай , хлебнет и бежит по делам, то наш человек к стулу прилипает, ищет глазами гармонь.  Древнейшее питие наших предков - хмельной кумыс или медовуху надо  употреблять  нашему человеку , и  тогда физических и как следствие моральных страданий не будет.

О солидарности в нищете и тайно трепещущем сексе

 В 70-х сознание населения начинает слегка подгнивать.
Если в начале 60-х обещанный Хрущевым коммунизм был в далеких туманных перспективах, в него еще можно было верить только из-за этой самой  отдаленности. То в начале 70-х  люди начинают понимать , что сроку-то осталось мало, всего  5-10 лет, и кто будет строить этот самый коммунизм? 
Брежнев к 1977 году резко постарел, ослабел памятью и,  быстро одряхлев,  сквозь  оплывшие веки, как Вий, ничего не  видел. Попросился на отдых, но члены Политбюро уговорили его остаться,  а сами кинулись под ковер  - бороться за власть, оставив страну в небрежении. 
И пошло, поехало…Его величество план губит экономику, она не корректируется. Продукции производится много,  но она не востребована, - и на огромных пространствах страны   царит картина бесхозности. У молодежи как нигилистического класса  это вызывает насмешку и презрение, которые переходят  в ледяное равнодушие к государственным проблемам или неосознанный протест в виде хулиганства и  разгильдяйства.  В стране , где плохой хозяин,  работяги начинают прибирать к рукам все, что плохо лежит. Несуны   становятся сущей  бедой для народного хозяйства - на заводах, фабриках и колхозах. Понятие государственности, сопричастности к проблемам страны постепенно вымывается из сознания, народ не чувствует себя частью  державы, государство для него  – «это которые там, в кремле…»   
Тронувшийся лед сознания 60-х в  конце концов начал собираться в громадном плесе образующегося застоя.
 Молодежь бросает престижные, воспетые в песнях  профессии монтажников, лесорубов,  сварщиков и    поступает в официанты,  таксисты, кладовщики. Теперь продавщицы восседают жрицами  у прилавков и, вывернув губу, хамят покупателям.  Еще недавно все довольствовались скромным достатком,    никому не было обидно и  каким-то благостным первомайским чувством солидарности разливалось в груди ощущение, что у   соседа тоже нет того, чего нет  у тебя.  Но  вот  имяреки   начинают покупать модные диван-кровати,    мебель темной полировки,  другие вообще  ошарашивают околоток,  приобретя «Москвич». Пьяный  мужик с обреченностью приговоренного жалуется соседу (местечково-исторический факт!), что его жена лежала в больнице, и там «какая-то  баба все двадцать дней хвастала, что муж подарил ей шубу, и теперь моя дура визжит днем и ночью, требует такую же!..» 
Семидесятые открывают эру  мелко-совкового потребительства  и блата.
Между тем провинциальные интеллектуалы начинают искать ответы на волнующие их глобальные вопросы  в диссидентской литературе, слушании западных радиопередач. Планктонное студенчество же полностью поглощает прагматизм. Коллективное сознание, привитое в пионерии,  еще до конца не разбито, еще есть понятие «наши», но       у большинства студентов возникает тяга к конформизму. Самые ловкие , презирая комсомол, стремятся между тем его возглавить, чтобы получить кандидатский билет в компартию, а оттуда  в обком. Вездесущий  карьеризм порождает пустопорожнюю  риторику,  неприкрытое лицемерие,  высокие идеалы дискредицированы , люди понимают, что коммунизм не состоятелен,  и  разговоры о  нем  - повод для ухмылки над чьей-то юродивостью. Преобладают эгоистические начала,  гонка за тряпками становиться уважаемым родом деятельности. Оболтус в американских джинсах вызывает   у девушек больший интерес , чем   очкарик в оттянутом свитере, увлеченно грызущий гранит науки. Дело приобретения редких барахольных брендов становится пандемией в масштабах страны,  и на это занятие безжалостно расходуется пассионарная  энергия поколения -  такой  мощности, которая в  иные времена позволяла  сокрушать континенты.
  Как бы то ни было, в  70-х   страна увидела наконец через мини насколько  прекрасны у   наших девушек ноги.  Жгуче каштановые дамы, прежде гонявшие в  Москву за «Лондотоном», теперь жгут волосы перекисью водорода,  перекрашиваются в блондинок.  В моде начесы а ля одуванчик и не снимаемые даже летом  сапоги-чулки «на платформе». Парни грезят   американскими джинсами, а у кого денег нет, шьют   их из парусины или брезента. Брезент выбеливают хлоркой, морят синькой и уксусом, а потом   отдают  отчаянному кустарю-портному, у которого крепкие иглы на машинке «Зингер». Одолевая  такие брючины, портной ставит их стоймя на пол , как алюминиевые.
Секс, трепеща,  выбирается из сетей  идеологического рабства, в кино стали дольше целоваться, показывать  немного сраму. На пляжах  через узкие купальники  взору социалистического общества открылась половина ягодиц его   прекрасной половины. Впрочем , девушку давно уже зовут  чувихой. Теперь в туристический поход  да в сырую палатку ее романтическими россказнями  не заманить, теперь она согласна только на дачу. Хотя в  порядке   исключения секс можно осуществить   и без дачи,  пусть на волглой траве , пусть на  узкой  скамейке,  -  для этого нужно только ослепить пассию гранатовым  блеском спортивного мотоцикла «Ява».

О чем помнят в Англии

    Непременно ведущую роль в   поведении молодых людей играет одежда, а в системе учебного заведения форма. Глянешь на фотографии прошлых лет: последний звонок, мальчики в строгих костюмах с бабочками, девочки в коричневых формах и ослепительно белых на майском солнце  фартуках. Прелесть и чистота! Мечта Набокова и Ивана Бунина.
Еще когда я готовился в первый класс, мальчики носили картузы, костюмы в виде гимнастерок, с бляхой на ремне , с золотыми пуговицами на груди, - объект мальчишеской зависти. Ведь как у военных! Форма дисциплинирует, внушает ответственность, как понятие «мундир». Раньше  так одевались в царских учебных заведениях, например, юнкера. Понятие формы обдумывались профессиональными чиновниками,   несли психологическую нагрузку и понятийный смысл, как наука геральдики.    Сейчас форму отменили. И только в древних оплотах науки, в частности Англии   учебные  заведения соблюдают традиции. Ибо там понимают, что форма это не только образ поведения, но и образ мышления.
Не знаю, как сейчас, но лет пять назад в Казани было модно приходить на «Последний звонок» в школьной форме, коричневое платьице и фартук. Дочь моего друга вместе со своей мамой  с ног сбились, рыскали по родным, чтобы приобрести заветную одежку, последний писк моды для выпускницы. И вправду это  самый   продуманный наряд , что могла бы надеть на себя стройная девушка в день прощания с обителью грез – школой.     Военная форма облагораживает внешний вид мужчин, делает их брутальными. Но нет ничего эротичнее девичьей школьной формы - символа юности и чистоты.
 

«Товарищи, мце… Некоторые члены Политбюро страдают склерозом. Например, вчера на похоронах товарища N (кстати, где он?..) Один я вспомнил, что нужно даму пригласить на   танец…» . Из  анекота

 Между тем    семидесятые переваливают за вторую половину. Власть вариться в своем котле,    ничего не знает и не хочет знать о жизни страны  и нуждах населения. Был случай: кто-то  из высших кремлевских чинов, член политбюро, приятным летним  вечером вышел побродить по Тверской, и вдруг ему захотелось пить. Одолевая жажду, он бродил битых два часа в центре Москвы , но к своему удивлению ни одного ларька с напитками, ни одного автомата с газированной водой не нашел… Народ чувствует , что забыт. Несмотря на то, что днем  и вечером по телевизору транслируются всевозможные партийные   пленумы и заседания, где старики « с чувством глубокого удовлетворения» шамкают о благе народа, о повышении производительности труда,  работяги  исполняют свой труд без энтузиазма. Застойное время нивелировало ощущение собственной значимости, которое двигало великое комсомольское переселение народов еще лет десять назад. Яркие личности видят свою бесперспективность, изобретения лежат под сукном, как чайная фольга под клеенкой старушки, ученные стареют  в захудалых КБ.   Работяги от скуки тащат с предприятия домой все, что можно  унести.  Знакомый признавался мне, что воровал  в те годы каждый день. «Если чего-нибудь не зацеплю после работы, казалось, что день прожит зря, тащил даже то, что не нужно» Дедушка Брежнев на доклады о несунах отвечал так:  «Пусть тащат, народу надо. Мы сам в молодости  грешили: выгружаешь вагон картошки,  мешок – налево»
Между тем та самая невостребованная пассионарность  начинает проявляться в рабочих кварталах. Далеко неглупая  молодежь, чтобы проявить  себя, организует силовые группировки. В   семидесятых начинает массово развиваться культуризм, ребята любят пощеголять мышцами. По закону природы физическая сила  , а попутно продукты мозгового брожения,   ищут  выхода.  Чиновникам же не до этого. Да и  что бы они могли бы  предложить? Призвать  юношей к межрайонным соревнованиям? Но власть до того себя дискредитировала в глазах нигилистически настроенной молодежи, что идти куда-то и под флагами маршировать  в трусах   ей было просто заподло. Молодые люди от 20 до 28  лет все еще считаются , как указано выше,  великовозрастными детьми, понятие «акселерация» еще не в обиходе. Да и не могли государственные чиновники придумать новые лозунги, пригодные для восприятия при тогдашнем менталитете  мужающего поколения.
В конце концов молодежь сама устраивает свои жестокие соревнования  и игры. Группировки  «Тяп-ляп», «Борисково», «Мирный» , «Чайники» и другие начинают делить город на сферы влияния. Происходят жестокие групповые бои, иногда со смертельным исходом. Ситуация выходит из-под контроля милиции. Лидер «Тяп-Ляпа» Джавда, Джаудат Хантермиров, во главе своих культуристов организует  «жесткий рейд» на территорию Ново-Татарской слободы, где происходит  перестрелка из обрезов с применением боевых  гранат.
    Власти , своим бездействием упустившие момент зарождения силовых группировок, ярко проявили себя в осуществили   кары:   «тяп-ляповских» лидеров казнили,  рядовые юнцы, пробежавшие  с монтировками по Ново-Татарской слободе, получили длительные сроки.    Наказали только одну сторону.

Восьмидесятые

Андроповские кутузки

 Это десятилетие метаморфоз, два пятилетия, резко отличающихся друг от друга,  их можно окрасить поочередно в черный и оранжевый цвет.
Молодежь спивалась, употребляя дешевую сивуху, которую гнали из испорченных яблок и помидор, так называемое  «Яблочное» по цене  рубль семнадцать. Однажды хмурым  похмельным утром страна узнает: умер Брежнев. Вскоре покидают  мир Андропов и Черненко. После череды кремлевских похорон в стране наступило долгое оцепление  с трупным запашком. После андроновских рейдов по кинотеатрам, пивным и баням, когда  воронки вплотную подгоняли  к дверям названных учреждений и досужий люд по замкнутому тоннелю отправлялся  «в соответствующие  органы» для разбирательства, народ перестал в дневные часы посещать  общественные места. Помниться мрачная  атмосфера в городе,  ощущение  безысходности и гнетущая тишина, которая иногда нарушалась звуком одинокого клаксона или утробным гудком режимного предприятия.  Народ по-черепашьи утянул  голову в междусобойчиковый  панцирь. Тогда даже свадьбы играли взаперти.
 Однажды ко мне   подошла  незнакомая старушка.
- Слышь, как тихо, сынок, - сказала она и вскинула палец: - люди, как мыши!
          Однако молодежь трудно удержать к каких-либо рамках, она абстрагировалась от общества,  устраивала сивушные пикники в запертых комнатах общежитий и в квартирах,    справляла    всевозможные потребности. В продуктовых магазинах ничего не было,   на прилавках   хоть квадратным шаром кати, - покатится!  И на закуску брали   « томаты» - в жестяных банках рыхлую кильку или фрикадельки из оной.
А между тем в продовольственных складах, в подвалах магазинов, где восседали накаченные жиром   завмаги,  имелось все: икра и колбасы,  хорошие вина,  болгарские  фрукты и овощи. Ах, поджарая наша молодость! Штаны наши держались лишь на энтузиазме.  Именно в ту пору  посчастливилось мне прокатиться по Золотому кольцу России, и случись  у нашего общего друга юбилей – тридцатилетие. Мы   облазили все магазины Суздаля и Владимира, но ничего не нашли ни выпить, ни закусить.  И вот , наконец,   в одном из овощных магазинов, где на белых  эмалированных подносах с черной каемочкой лежали лишь  зеленые сморщенные помидоры,   бог послал нам пахнущий клопами коньяк. После  отчаянных поисков  это было наградой. 
В народе  саркастически шутят о «голодающем Поволжье», но руководство страны по-прежнему это не волнует.
И конечно людей разбудила гласность Горбачева. Его приход, его лозунги  всколыхнули страну. Ему поверили, казалось, это был мессия. Идут собрания, обсуждения, народ принимает активное участие  в общественной жизни, смещаются директора заводов по желанию трудящихся. 

Девяностые

 За что боролись?

Однако волна гласности, пущенная Горбачевым , смыла его самого. Он не рассчитал силы, мощность центробежной волны, которая, откатываясь к берегам страны, возрастала,  словно цунами.  Дельцы на окраинах хотели безраздельно править своими республиками, как вотчинами,   – и полетели с полос газет  в сторону России обвинения, что все забрала она, что у них,  в республиках,  свое производно, имеется  то-то и то-то, и они жили бы очень богато.
   Пуще того  упавший занавес между кордонами  открывает   голь и срам страны советов. Журналисты наперебой начинают  строчить статьи с восхвалением западного образа жизни , у  совков вдруг открылись глаза! Все вдруг начинают понимать:  истинная   жизнь, оказывается, проходила  мимо! Оказывается не зазорно быть куркулем – это менеджерская жилка,  вместо кораблей и самолетов выгодней производить кастрюли и сковородки! Ведь даже в сексе народ обокрали! Ладно молодежь , она наверстает упущенное. Но как быть старикам? Как заставить старуху совершать бездарно упущенный разврат?         
Оказывается можно за деньги убить друга,  брата , даже отца, и это тоже будет по Фрейду. Кто не по Фрейду – тот лох!  Да, получается,   народ обокрали. Жесточайшим образом облапошили! И тогда симптомом  небывалого возмущения вырастает в мозгу российского человека  вопрос « Кто виноват?» Отнюдь не философский вопрос, не тот, о котором   говорили в школе на уроках литературы и истории, а реальный: «кого на кичу?»  Ага,  коммунистов? Еще кого? Ага, фронтовиков! Которые, гады, победили немцев. А мы бы в плену   лучше жили, познали бы уже давно западный пряник.
Народ мучается в лихорадке: просрали, просрали! И думает народ: кому бы теперь сдаться! Чтоб лучше жить. Девки бегут на запад – в проститутки.  Других опьяняет молодежный экстремизм.  Не дай бог, в парке им. Горького встретится отвратительный своей немощью фронтовик с этакой  советской рожей. Медали вырвут с  лацканом  и советскую эту рожу натрут.  Об избиении фронтовиков 9 Мая тогда писали казанские газеты.

 

 Все те же бесы…
.
В эпоху войн и революций человеческая жизнь обесценивается. «Убью любого за сто тысяч рублей! Я хочу хорошо жить!» Кто это сказал?    Братан из группировки 90-х? Нет, это признание Ивану Бунину в 1920-ом году белогвардейского офицера, кавалера «Георгия»,  молодого писателя Валентина Катаева,   гуманиста, автора повести «Белеет парус одинокий».  Что случается с людьми в такие постреволюционные периоды?  Они будто сходят с ума, проявляются чувства стадности, первобытности, и не в счет труды  предшественников в области культуры, науки, гуманистической философии,-  все коту под хвост! Главное успеть вырвать кусок, быть сытым и носить добротные ботинки. Но бывает и хуже. В 90-х понятие убить ради наживы воспринималось молодежью не только как должное. Но считалось  и достоинством. Это не то, что  мой знакомый опер, вхожий  к высоким чинам, говорил мне, что    бывшие менты  просят у него   предоставить работу  наемного убийцы - киллера, ибо семью  содержать не на что ( и они готовы кормить своих детей трупами).   Тут другое - не ради хлеба насущного даже. А ради искаженного понятия  о молодечестве. Иллюзии Рембо!
 Можно не любить государство, то бишь администрацию. Но страну любить должно. Ее леса, реки. Историю.  Но тут подойдет   ко мне мальчик с рахитическим животом, с ранними старческими морщинами и скажет:  а как  любить свою родину, если историки пишут, что мы повинны в развязывании войны, как фашисты? Как любить ту березку, которая растет за шлагбаумом, где угодья  казнокрада? Как любить те озера, о которых пел Лебедев-Кумач, те озера , к которым поудить пескаря пускают только за деньги? Как любить? Теперь  вам понятно, дядя писатель, почему крестьяне резали ножом сиденья в железнодорожным вагонах,  чему так удивлялся генерал Деникин,   а Бунин  « В окаянных днях»  - тому, что бунтари ощипали живьем помещичьих павлинов?   
 Случись в 90-е крупномасштабная война и наша армия, состоящая из таких ребят,  в одночасье развалилась бы. Эта не та стычка с  маленькой Грузией, где одержал победу бронированный спецназ и чеченский батальон «Восток». Грузины бросили свои танки и разбежались,  услыхав по рации , что вышли на них с  «мухами» в руках ямадаевцы.   По мнению СМИ США лучшие  в мире партизаны - чеченцы. Я сказал об этом  одному  парню из Ичкерии. Он ответил: «Нет. Лучшие – это пуштуны, афганцы. Те воюют за веру, а наши за деньги. Наши  дрались из-за танков, кому подбить. Ведь за каждый танк – платили». Итак,  случись крупномасштабная война, армия  разбежалась бы. Откуда взять, выжать патриотизм? Если в высших эшелонах власти по-прежнему воруют и кормят солдат опарышами, как сообщалась недавно СМИ о  возмущении военных по этому поводу в Камчатском округе, и это уже в 2013 году, когда стал МО С. Шойгу.
 Иные люди идут во власть  с благими намерениям, но обретя ее, отходят от простой жизни , происходит привыкание к благам, заиливание мозга и не желание менять свой райский режим . Зачем сотрясать свиту, на которую можно опереться? Нужно только подкармливать ее за счет народа. Оградить себя охраной в миллион мундиров и жить. Но они ошибаются.  Именно охрана -  полиция или гвардия - в первую очередь сдает своих правителей. Это видно из истории Востока, древнего Рима. Калигуле начальник охраны при обмене паролями мечом срубил подбородок. Да и у нас , в России,   примеры такого предательства имеются. Упомянем из корректности только женщин: всех четырех цариц на трон у нас посадила та самая гвардия, предавшая тех, кому  прежде служила. 
 Лужин и Свидригайлов, о нравственной нечистоплотности  которых нам твердили в  школе, теперь на фоне нынешних мерзавцев сошли бы за весьма порядочных людей,  да и то  нынче многим не дотянуть до второго, в ком  наблюдаются задатки джентльмена. Но эти двое лишь цветочки несозревшего творческого воображения. И только к концу жизни прозрел Достоевский в соплеменниках Смердяковых и вывел , как тех же бесов, в будущее. Смердяковы нынче вышли в большой тираж, но только более грязные, невычитанные, без знаков препинания в голове. Сам  оригинал  как таковой   превосходит их и порой даже трогает:  то лиричностью, то скрытой дворянской порядочностью. Где уж до нее   дорвавшимся до раздачи колбасы сыновьям кухарки! Нет подлее начальника, чем бывший раб!



Где  нашей бабе шишка, там немке смерть

Всему виной наша финно-угорская терпимость. Мы  тихие, безропотные, как и тысячу лет назад, уступавшие бескрайние земли  переселенцам от половчан, славян, мадьяр, булгар и прочих.   Бескрайние территории  размыли в  нас всякие представления о форме.  Как  в части быта, так и в части поведения.
  Как посмотрит мужик на просторы, которым и конца и края нет… и уж устал смотреть, рукой махнул , куда там :бездна! пусть ветер правит!
Возразят: вот живут же немцы  в наших безднах, живут компактно и все у них аккуратно, и сарай не кривой, и дорожки песком посыпаны, и за женой с оглоблей по улицам не бегают. Но в том –то и дело , что живут  компактно! Держатся друг за друга и  умом, и делами,  и немчуровским своим менталитетом , что приволокли оттуда, из тесной Баварии, хранят его, иначе   размоет. Да и не дают им тут по части территории большего, что  отмеряно. Не может немец сказать: «зеен зи! все - майне, и капута не видать».   Не может сказать, как наш мужик: «мое»! «Мое» у немчуры только во дворе, и потому по селу  за женой с оглоблей   не бегает, а тихо в подвальчике прирежет и кровь по желобку в отхожую яму сольет. И тем самым песочком посыплет.  Когда двор мал, он дорог,  и потому его золотят. А тех немцев ,кто «размыт» и живет в среде россиян я встречал: хорошие пьяницы и бездельники, служили вместе в армии.
Но если появится в нашей среде  болящий за  порядок на улицах, против грязи и рытвин в асфальте и  начнет, как немец, наводит орднунг, то все его труды   разрушит  эффект «колорадского жука». То есть  нет смысла собирать  вредителей на своем картофельном участке – все равно перебегут от соседей.  Так и  возле его облагороженного двора кто-нибудь   выгрузит ночью  самосвал строительного мусора, ветром нанесет туда  груду полиэтиленовых  мешков, а обочину  любимой лесной тропы  изгадят  отходами (из лени отнести мусор к контейнеру). А если он отчается и отгородится от  мира высокой кирпичной стеной, то как-нибудь в четверг соседний химзавод пошлет ему «небесную страницу» - кислотный дождь погубит все его розы и олеандры.
Итак, мы непредприимчивы. Непредприимчивы даже в буйстве. Но если уж превзойдем кого в  этом деле, то это тоже от финно-угорской кротости, вернее, широты, нежелания мелочиться, а еще точнее от лени -  просчитывать. Сосчитать хотя бы до десяти перед свершением какого-нибудь акта, « бессмысленного и беспощадного» Мы любим жить по наитию  , мы лучшие  в мире импровизаторы, творцы! Особенно по части своей истории!  На Западе до сих с интересом сморят на «русские спектакли». 

Нулевые

Нынешняя молодежь.

  В формировании мировоззрения молодежи после 1991 года  большую роль сыграли СМИ. Ребятам много чего наобещали , но ничего не дали. Они подпали под массированную рекламу, суть которой сводилась к одному: «хватай», « обогащайся» , «не дай себе засохнуть». Тогдашним  подросткам, возраст  становления  личности, крайне не повезло. Если нынешние девочки знают, что став  «ночными бабочками»,   заработают лишь на еду и кое-какие тряпки, то   нимфы 80-х г.р. верили, что , отработав валютными проститутками, будут жить в вилах на берегу океана,   а ребята  станут суперкиллерами, как герой Антонио Бандереса.  Этому поколению тяжелее, оно не может смириться с фиаско. Если  дети помладше ( 85 года рождения)  после  череды обманов  возрастали  уже  в недоверии, то этим, свято уверовавшим в блага капитализма,  просто сломали хребет. Именно среди них, оставшихся у обочины,  отмечается массовая депрессия и социальный протест.
  Сейчас входит в жизнь другая молодежь. Это прагматики. Им не больно за лихие 90-е, ибо тогда они ничего еще не понимали. Они читают в интернете споры старших о СССР и капитализме, и  не могут решить, где лучше, у них нет возможности сравнить, а   оппоненты в СМИ и на форумах слишком убедительны, как с одной стороны, так и с другой.
У нынешней молодежи заметны зачатки  патриотизма. Это уже не имперский патриотизм,  а скорее националистический, а еще индивидуальный, ментальный. Новая фаза в строении менталитета россиян, когда не достижения страны (например СССР), не причастность к общественному сознанию, а попытка самоиндефикации заставляет быть патриотом. Тут просто собственное «я» и есть Родина. А другие – как хотят. «Я» с генетическим кодом, с бессознательным тем, что есть культура, история, язык и песни. И причем здесь Россия, или  Рашка?  Когда есть обыкновенная человеческая гордость.    Сейчас молодежь  уже не говорит, как старшее поколение, мол, не буду защищать нефть Абрамовича (Абрамович был давно и неправда).   А буду защищать то, доставшееся, какое уж есть… 
И в то же время, если смотреть на данные опросов, цифра желающих уехать из России  колеблется от 30 до 80 процентов. Конечно, тут играет роль молодая кровь, жажда повсеместности, ведь и наше поколение еще со школьной скамьи мечтало уехать на БАМ,  на земли, где все иное, необычайное, встречи, знакомства, заработок.
 Невозможно всех стричь под одну гребенку. Люди разные.
 Не дает покоя фраза Юрия Бондарева, что цвет нации выбит в последней войне,   остались в большинстве те, кто пытался сберечься. Конечно, писатель прав, в сражениях погибают самые храбрые. И генофонд скудеет. Но дело в том , что любая нация генерирует новых людей. И если поселить на необитаемый остров  чистых негодяев, то через десятки лет среди появятся люди, ищущие правы и справедливости, то есть люди честные, они будут множиться , назло отцам, и сравняются в количестве с негодяями. Это закон природы, как закон парности. То же самое может произойти на острове и с честнейшими людьми, среди них появятся негодяи.  То же самое может произойти на острове и с честнейшими людьми, среди них появятся негодяи.
 Свято пусто не бывает.
Так что не все потеряно. Были в истории России времена и похуже…
 
2011-2013гг