Триумф кошечки. Картина М. Жерар

Анна Нильсен
               

     Удивительно, но иногда, бывая в картинных галереях, равнодушно или совсем не замечая ничего особенного, скользишь холодным взглядом по известным или неизвестным картинам, и ничто не трогает твоей души, и вдруг… Это необъяснимо! Упавший из букета цветок или грачи на весенних проталинах, мерцание прохладного жемчуга на шее гордой аристократки или тёмный силуэт старинного замка – незначительная деталь, коснувшаяся сердца, - и открывается внутренний взор.

     Наверное, и мимо этой картины я проходила не раз – именно проходила, но увидела только теперь.

     Знакомьтесь, картина французской художницы Маргерит Жерар «Триумф кошечки» (около 1785 года) - небольшое полотно, написанное в так называемой манере Метсю, голландского живописца 17 века, известного, прежде всего, своими жанровыми композициями.  Картина «Триумф кошечки» была передана в Музей на Волхонке из Юсуповского дворца-музея.

     Расскажу немного о художнице Маргерит Жерар: вероятно, это имя остаётся для большинства из нас неизвестным, а ведь она была очень успешна и популярна в своё время. Родилась Маргерит в далёком 1761 году в Провансе, в Грассе – столице французской парфюмерии. Рано лишившись матери, в юном возрасте, напутствуемая благословением отца, покидает родной город и отправляется в Париж обучаться живописи в семье старшей сестры Мари-Анны.

     Мужем сестры был известный художник Жан Оноре Фрагонар, тот самый талантливый художник своей эпохи, осыпанный милостями королевского двора и обласканный вниманием публики. Сразу же вспоминаются его картины: «Поцелуй украдкой», «Купальщицы», «Объяснение в любви», «Выигранный поцелуй». Напрасно было бы искать в его работах философской глубины и богатства духовных оттенков, но художник пленяет свежестью и чистотой чувства, упоением красотой жизни.  Фрагонару покровительствовала сама мадам Помпадур, которая кроме шампанского, трюфелей и шоколада, конечно же, обожала себя и старалась запечатлеть свой прекрасный облик на полотнах. Художник со всей куртуазностью умел угодить знаменитой фаворитке Людовика ХIV.

     Когда Маргерит приехала в Париж, она поселилась в Лувре – там Франонару выделили мастерскую, а его семье - квартиру. Маргерит была одарённой ученицей, отличалась трудолюбием и усидчивостью, однако её способности были несравнимы с мощью таланта учителя.

     Вскоре по Парижу поползли слухи о романе между учителем и его протеже. Так утверждали злые языки, но сама Маргерит всегда отрицала приписываемую ей любовную связь, хотя живописец действительно был влюблён в Маргерит…

     Карьера М.Жерар развивалась стремительно, и вскоре она стала одной из ведущих художниц Франции. В её живописных работах преобладала тема радостей спокойной семейной жизни и счастливого материнства. Эти семейные сценки художница наблюдала со стороны – сама Маргерит никогда не была замужем и детей не имела.

      Для её работ характерно внимание к деталям и тщательность исполнения.  Помимо живописных работ и гравюр, Маргерит выполнила ряд иллюстраций к роману Шодерло де Лакло «Опасные связи» - лучшему роману 18 века о нравах французской аристократии. В некоторых работах просматривается сдержанный, едва уловимый эротизм: он проявляется в повороте головы, в жестах персонажей, во взгляде – видимо, это влияние талантливого Фрагонара.

     После Великой французской революции женщины получили право выставлять свои картины в художественных галереях, и Маргерит воспользовалась этой возможностью: на протяжении двадцати пяти лет она активно участвовала в выставках. В 1801 году Маргерит получила специальную награду, которую вручали талантливым художникам, а три года спустя - золотую медаль из рук самого Наполеона, который по достоинству оценил её прекрасные картины.

     В Лувре Маргерит проживала в течение долгих тридцати лет. Там она имела возможность познакомиться с творениями блестящих мастеров прошлого и современности – в те времена Лувр был не просто королевской резиденцией, но и настоящим городом мастеров. Творческое наследие М.Жерар насчитывает более трехсот картин, которые находятся в лучших музеях мира.

     Нередко домашние питомцы, особенно кошки, становились персонажами картин художницы. И какими персонажами! Главными! Вот вам пример – «Триумф кошечки». В центре картины - хотела сказать: молодая девушка с кошкой на руках, но это не совсем так. Правильнее будет: в центре – белая кошка, которая на руках молодой девушки. Видите, фигура девушки немного отклонена влево, уступая главную середину домашней любимице.

     Правая рука девушки не просто поддерживает кошку, но нежно и крепко прижимает сокровище к сердцу – кошку она держит на левой руке. Задний план картины выдержан в тёмных тонах: мрачная зелень тяжёлой портьеры слева и коричневато-синие драпировки едва просматриваемой перспективы – ничто не отвлекает от созерцания главной героини – белой кошки, которая, как царская особа выбрала себе подножием два цвета: красный и белый. Именно так одета девушка: красный жакет, отороченный белым мехом, и белая атласная юбка со множеством складок.

     Такая палитра выбрана неслучайно: как известно, оттенки красного символизируют принадлежность к королевскому роду, и тут вспоминается Тэффи: «…ты в рубище нищей рабыни мой царственный пурпур узнай…». А символическое значение белого цвета очень необычное: это духовность, нематериальный мир, добро и чистота. Белый цвет – это абсолютная свобода!  Ведь не зря же сама кошка тоже белого цвета!

     Она покоится на руках девушки, удобно подвернув лапки, и смотрит прямо на зрителя умудрённым, немного печальным взглядом, не замечая, как к ногам хозяйки (или может быть, всё же к ней?!) подобострастно припала какая-то маленькая собачонка. Нет, кошка никого не презирает – и собачонка-то тоже беленькая, видимо, дальняя родня, - но у каждого в этой жизни своё место. Кошка знает об этом всегда, знает также и о своём невероятном обаянии, которое иначе, как колдовским, и не назовёшь, поэтому может позволить себе иногда и капризы.

     Вот и теперь ради неё, белой кошки, оставлены все занятия, увлекавшие девушку: остывает на столике кофе, на кресло небрежно брошена одежда, папка с рисунками и веер, в соседнем помещении, отгороженном портьерой, стоит ненужная виолончель… И обратите внимание, неспроста весь перечисленный антураж находится на уровне, который гораздо ниже уровня, занимаемого кошкой!

     Сцена, запечатленная на картине, и есть подлинный триумф кошачьего превосходства - благородного, спокойного, без эффектов, и от этого особенно притягательного. Браво, белая кошечка!

     Ни в коей мере не претендую на роль искусствоведа, но уверена, что Маргерит Жерар была бы полностью согласна со мною, потому что настоящую любовь не могут скрыть ни века, ни пространства. И правильно сказал известный поэт, тоже кстати, любитель кошек: «… нет, не скрыть нам, что мы влюблены…»

     Да здравствуют кошки!