Урок преодоления

Виктор Решетнев
          Этим эссе, написанным почти восемнадцать лет назад,  начинается серия моих рассказов о занятиях каратэ.

                Урок преодоления

                Кара – пустая, Тэ – рука, До – путь.

      Кажется, ещё совсем недавно я впервые переступил порог Б…ой областной федерации Каратэ-до Вадо-кай России. Будто вчера передо мной распахнулись двери школы Олимпийского резерва, где проходят наши вечерние занятия. Ещё свежи впечатления о тёплом приёме и напутственных пожеланиях сэнсэя Владимира Николаевича.
      И вот минуло уже почти три года с тех пор. За это время я окреп – и  физически, и морально, втянулся в жёсткий режим занятий, познакомился и подружился с ребятами, которые начали тренироваться гораздо раньше меня и, как результат, на последней аттестации мне присвоили 6-й кю (оранжевый пояс), и я получил Будо Паспорт. Вроде бы всё нормально, теперь я с нетерпением жду каждую тренировку и иду на неё, как на праздник, но не каждое занятие даётся мне легко и просто. В этом году мне исполнилось сорок лет, а, значит, я уже далеко не мальчик. Плюс к этому, на тренировки я хожу после работы, на которой выматываюсь за день, как проклятый, и вечером всё валится из рук. Но идти всё равно нужно, иначе, зачем тогда было вообще приходить в спортзал.
      Сегодня я чувствую себя не очень: на работе были очередные сложности, и с другом повздорил. Тренировка ещё не началась, а делать мне уже ничего не хочется. Мышцы тяжёлые, будто свинцом налитые, и колени не гнутся. Но, надо преодолеть себя, настроиться на тренировку, малодушие здесь не поощряется…
      Ждём сэнсэя. Наконец, в зал входит Владимир Николаевич, мы выстраиваемся в шеренгу и приветствуем его. Старший ученик командует, а мы громко кричим:
    - Сэнсей-ни-рэй,
    - Отагай-ни-рэй,   
    - Додзё-рэй, - и кланяемся сначала учителю, потом друг другу и всему залу.
      После приветствия и поклонов начинается подготовительный массаж. Разминаем пальцы рук, надавливаем с двух сторон на суставы, растираем мочки ушей, делаем массаж шейных мышц, потом дышим поочерёдно правой и левой ноздрёй и, наконец, встряхиваем руками, освобождаясь от дневной усталости.
      Впереди бег по залу. Перед ним сэнсэй делает последние наставления.
    - Главное, - говорит он, - надо оставить свои треволнения за пределами зала. Здесь мы должны тренироваться без посторонних мыслей. Надо настроиться на тренировку и только на неё, иначе пользы от занятий не будет никакой.
      Раньше я не понимал, как это можно оставить свои мысли и проблемы за пределами зала и не думать о них, ведь они от этого никуда не денутся. Но потом понял, что проблемы у нас, россиян, перманентные, и они никуда не деваются, пока мы живы – они всегда с нами и постоянно обновляются. Поэтому их, конечно же, надо решать, но лучше изменить к ним своё отношение.
      Где-то, через месяц упорных тренировок я вдруг почувствовал, что что-то изменилось. Улучшилось настроение, теперь, когда я иду на тренировку, и когда возвращаюсь обратно, я чувствую себя по-разному. Когда иду, то еле переставляю ноги, потому что всё ещё продолжаю думать о работе, о нерешённых проблемах, а вот когда возвращаюсь обратно – это становится для меня не таким важным. Конечно, физически я по-прежнему очень устаю на занятиях каратэ, но духовно я вырастаю. Мне хочется петь, от того что я смог, от того что преодолел свои страхи и слабости…и проблемы на работе и дома уже не кажутся неразрешимыми. Но главное, у меня появилась радость от ощущения жизни. А это не измеришь никакими физическими ценностями: ни деньгами, ни успехом, ни благополучием. Вроде бы ничего не изменилось, а душа твоя поёт…
      Но вот массаж закончен, звучит команда сэнсэя, и мы начинаем бег. Сегодня необходимо пробежать десять кругов вокруг зала. Начинаем мы в медленном темпе, но с каждым кругом бег ускоряется. Я слышу учащённое дыхание бегущих впереди и сзади меня людей. Сам я стараюсь дышать размеренно полной грудью, чувствуя, как с каждым вдохом получаю заряд энергии, которой, кажется, пропитан весь зал. После пятого круга приходит второе дыхание, и я чувствую, как тяжесть в руках и ногах куда-то пропадает, а вместо неё появляется лёгкость, от которой хочется взлететь. Бегущие впереди ребята ещё ускоряются, я держусь за ними, стараясь не отстать. Вот уже шестой круг, за ним седьмой, восьмой, девятый… наконец, и десятый, последний. Последний круг мы несёмся, как стадо бизонов в прерии. Сэнсэй делает нам жест рукой, и мы прыгаем в страховочный приямок, куда соскакивают с перекладины гимнасты. Всё его дно устлано толстым слоем поролона, куски которого летят от нас в разные стороны. На своём лбу я чувствую испарину, лицо моё раскраснелось и пышет жаром, а вся спина взмокла от пота.
      Наконец, бег закончен, и без какого-либо перерыва начинается разминка. Вращаем головой, туловищем, разминаем колени, коши, делаем растяжку. В коротких промежутках между упражнениями отжимаемся и приседаем по тридцать раз. Первый подход отжиманий для меня сегодня самый тяжёлый, успеваю отжаться не более двадцати раз, но затем всё начинает идти, как по маслу. К пятому-шестому подходам я уже не чувствую ни рук, ни ног. Ощущение такое, будто смогу отжаться раз сто, не говоря уже про приседания, это упражнение для меня – одно удовольствие. Не забываем про пресс. Сэнсэй говорит, что живот у настоящего мужчины не должен свисать через ремень, он должен быть подтянутым с красивыми кубиками пресса. 
      Сегодня наш учитель по-настоящему строг, муштрует нас, как драных котят. Через полчаса разминка переходит в кихон, тоже без намёка отдыха. Кихон в каратэ – это отработка базовой техники. Мы выстраиваемся в прямоугольником и начинаем под счёт сэнсэя с криками «Ки-я» на каждое десятое движение перемещаться по татами. Если выкрик недостаточно боевой, не наполнен преодолением, тут же следует внеочередной подход отжиманий. После них опять кихон, и никакой тебе поблажки.
      Я чувствую, как мне снова становится тяжело. Пот застилает глаза, кимоно взмокло, будто в нём я выкупался. Краем глаза я кошу на электронные часы (только бы сэнсэй не заметил моей слабости, он этого, ох как не любит), висящие на стене. С начала тренировки прошёл всего лишь час, а я уже еле жив. Потом я скашиваю глаза на ребят, им тоже нелегко, но они не показывают вида. Нет, и я не должен сдаваться, надо проявить характер и выдержать всё до конца.
      Я концентрируюсь и на десятое движение громче всех кричу «Ки-я». Ещё минута, и я свалюсь на ковёр. Но сэнсэй всё видит, когда уже совсем не остаётся сил, он даёт нам  минутный перерыв. Во время отдыха восстанавливаем дыхание. Ибуки – силовое дыхание, за ним следует ногарэ – мягкое дыхание, после него снова кихон.
      После базовых упражнений мы работаем в паре с партнёром, применяя лёгкий контакт. Это называется рандори кумитэ. В голову стараемся не бить, только обозначать, ну а в корпус лупим по полной программе. Стараемся отработать удары и блоки до автоматизма. Мало ли, может быть, когда-нибудь пригодится. В жизни всякое бывает, и мы должны уметь защищать себя и своих близких. Одно осознание того, что ты можешь – даёт очень многое. Оно меняет психику, укрепляет её, и делает из юноши мужчину. Но применять навыки первым, сэнсэй не советует.
    - Самый лучший ваш бой тот, которого не случилось, - учит он нас. На улице лучше решать всё мирным путём. А сделать это всегда легче, когда ты уверен в себе…
      Я снова бросаю короткий взгляд на часы. До конца тренировки остаётся десять минут.
    - На сегодня всё, - объявляет сэнсэй, - но, прежде чем закончить, сделаем необычную концовку. На преодоление…
      Он улыбается, смотря нам в глаза.   
      Потом он даёт команду всем раздеться до пояса и выстроиться полукругом. Внутри этой импровизированной арены будет идти борьба. По олимпийской системе, на высадку – кто кого.
      Сначала выходят двое, они хватают друг друга за голые тела и стараются повалить соперника на ковёр. Минута, другая , и один из борцов повержен, его место занимает другой, потом третий. Очень быстро очередь доходит до меня. Я становлюсь в полукруг и сражу же бросаюсь на соперника. И вот он на ковре, за ним выходит второй, потом  третий. Этот хватает меня за ноги, пытается приподнять меня, чтобы сделать подсечку. Но каким-то замысловатым движением я ухожу от захвата, и сам первым делаю подсечку. Соперник падает на ковёр, я наваливаюсь на него сверху, пытаясь сделать удержание. Всё получается, соперник недвижим, и вот уже передо мной четвёртый претендент на победу. Дыхание у меня рвётся с сиплым хрипом, и я понимаю, что сил у меня уже никаких не осталось.
    - Может, незаметно упасть, - мелькает мысль, - и тогда всё закончится…
      Но нет, сэнсэй заметит подвох, да и не по-мужски это.
      Я начинаю сопротивляться из последних сил, но это меня не спасает. И вот уже и я на ковре, а соперник на мне. Теперь моё место снова в полукруге. Я побеждён, но не сломлен, наоборот, мой дух сегодня крепок, как никогда…
      Через полчаса я возвращаюсь домой. Мышцы гудят, как высоковольтные провода, но душа поёт. Сегодня я смог, преодолел, впрочем, как всегда. И теперь мне понятно, почему наши ребята побеждают на всероссийских и международных соревнованиях. Когда-нибудь на них выступлю и я. А пока мне нужно сдать экзамен на зелёный пояс.

    Эта статья была написана 30 января 1999 года для областной газеты «Пересвет».

                Продолжение следует