Как мы были строительной бригадой

Татьяна Полякова Нея
    Настали времена, когда многим людям не надо ходить на работу. Её просто нет. Нечего работать. С одной стороны - это хорошо. Обязаловка сидеть ежедневно на работе с 8 до 5 в проектном институте, помню, угнетала. Если план выполнила, или простой-заминка какая вышла из-за руководства - всё равно выжидай время, делай вид, что работаешь, и только в 17-00 можешь покинуть учреждение, отметившись на вахте. ( Даже панно - макраме нельзя было плести в свободное время на работе!)Так было до перестройки в Свердловске, в учреждении с пропускным режимом. Это вызывало внутренний протест. Наверное, так было повсеместно. Потому и перестройка нагрянула.
    Сейчас - свобода во всём и от всего. Гуляй, безбрежная!
    Но кушать-то хочется. Спасала и сейчас спасает деревня: всё, что выросло в огороде, что заготовлено из даров природы, принесённых с лесов и болот, даёт уверенность , что от голода не протянем ноги. Жили же раньше в деревнях на земле все россияне - и нормально. Даже песни пели, хороводы водили, играли. Значит, хорошо жили. Кто не ленился. Живёшь в деревне, как в царстве: сам - правитель, нет над тобой начальника. Один Бог, надо полагать, твой царь. Любота!
    Но подрастают дети, ради которых всё - и дом, и хозяйство - ведётся. И потребности растут. Денег от того, что снесёшь в воскресенье на рынок со своего личного подсобного хозяйства, уже не хватает... Это ведь только-только на хлебушек без масла... А цивилизация вон куда вырвалась! Чего ни наизобретали! Всего хочется молодым, да и нам, родителям: мысли в голове роятся, планы выстраиваются насчёт того, чтобы жить да радоваться. И хочется денег... Чтобы их обменивать на эти блага цивилизации.
     И тут подвернулся случай. Дело было в 2007 году. Наш Ванёк учился в ПТУ на плотника-столяра, а Коля - в КГТУ, в Костромском универе на инженера по автоматизации систем и производств.. А наш  четырёхквартирный дом попал в список капремонта ветхого жилья по государственной программе. Мужа на весь городок выбрали начальником ТСЖ (мой брат был тогда зам мэра), и через него все бумаги проводили. Он всё подписывал на свой страх и риск, только чтобы этой программе ход дать, и деньги на капремонт выделили. А по бумагам этим - миллионы! И штрафы какие-то контролирующим органам. Вобщем, не разбирайся, а знай - подписывай. Мы видим по бумагам, что зарплата строителям на ремонт крыши нашего дома ого-го! - не чета нашим, вырученным от пчеловодства. Их на год не хватает, как раскинешь на пятерых, на каждого гораздо меньше минималки получается.
     Вот и пришла идея нам самим свой дом отремонтировать! Тем более, что у троих из нас был опыт в строительстве, и даже дипломы кой-какие имеются. Только заняты мы были по жизни пчеловодством и землёй - 19 лет даже коня Орлика держали. Однако, не видать нам было бы этой работы по замене кровли на нашем доме, как своих ушей, если бы не дранка! Дом с 30-х годов, и дранка была в то время, видать, самым распространённым кровельным материалом в нашей лесной местности. А после прямо по ней шифер положили. А потом его ещё раз поменяли...
    Подъезжали к дому матёрые, опытные стройбригады, приценивались. Однако дранка всех отпугивала... И в смету, как оказалось, её обдирка не заложена - в Костроме её делали, на места не выезжали, получается. Таким образом достался сей вожделенный объект нашей семье. Вот уж мои мужички и поднакачали мускулы на этой дранке! - 6 гвоздиков на каждой, и этих дранок на площади кровли в 420 м2 миллионы! Надо было на чердаке голову задрать кверху и лопатой со всех сил снизу вверх стучать по этим дранкам до тех пор, пока они с гвоздиками не отлетят. Пыль в глаза, куски дранки тоже. А потом, лавируя по скатной крыше, сгребать её совковой лопатой, попутно отдирая неоторванные с первого раза. Но об этой работе мы заранее не подозревали, и поэтому шаг за шагом, метр за метром преодолевали препятствие в виде шифера и дранки, продираясь к завершению работы и большим денежкам. "Глаза боятся, а руки делают!" Мы успешно разобрались со всем этим, покрыли крышу металлическими листами (их приходилось неоднократно поправлять, т.е. конкретно переделывать по утрам, потому что наш сын Николай о-о-очень скрупулёзный во всём, в отличие от папы.) А за штукатурку 8 -ми труб нас даже поставили всем в пример, и вообще заметку в газете местной о нашей бригаде сочинили. Кстати, штукатурить я научилась в советский период в стройотряде САИ (Свердловский арх. институт), и на нашей крыше учила этому сыновей и мужа. Мы побелили эти 8 труб, обрамили их металлическими колпаками по моему проекту. Пришлось также заменить часть обрешётки на крыше, выставить кое-где подпорки под балки, сделать новую лестницу взамен гнилой старой из своих досок - она не заложена была в смете!? А сколько было вывезено строительного мусора в виде дранки! Её, со 100-летней пылью, мы, конечно же, оставили частично на дрова, а остальную вывозили тракторными телегами на свалку. Она была ещё и мокрющая, так как дело было, отгадайте когда! - в конце октября - ноябре. Скользко на крыше, холодно на улице.
        Сделали, однако. Деньги получили под Новый год. Помню, пришла в "Белый дом", а там дядя такой толщины сидит! - никогда таких людей не видела близко - босс, одним словом. Он в ведомости мне велел расписаться за 68 тыс.руб. (на бригаду из 4-х человек). А когда подъехал в эту администрацию наш непосредственный мастер со своей ведомостью и сказал боссу, что нам начислено вообще-то 72 тыс.руб., а не 68  -  босс просто махнул рукой: мол, и этого достаточно! Я не смела возразить в силу своей скромности и тому, что несказанно обрадовалась несметному богатству.
        P.S. Денежки поделили поровну. Я купила стирмашину - автомат, отказавшись от стирки вручную и полоскания белья в проруби. А ведь с реки потемну возил меня муж на санках  верхом на мешках! А остальное потратила, конечно же, на еду. Муж купил сварочный агрегат не самый дешёвый, а сыновья - не помню что. Это их дела.