Лексикон. Ч

Александр Павлов 6
ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН.Ч.
(навеяно Г. Флобером)

Чернильница. Подносится в подарок врачу.
Чихание. Сказав "будьте здоровы", начать дискуссию  о  происхождении
этого обычая.
Чудовища. Их больше не существует.
[Флобер. Лексикон прописных истин.]

ЧАПУРА.
Лукашка быстрыми шагами, согнувшись, выбежал под окнами на двор и побежал к Ямке; только один Оленин и видел его. Выпив чапуры две чихиря, они выехали с Назаркой за станицу. Ночь была теплая, темная и тихая. Они ехали молча, только слышались шаги коней. Лукашка запел было песню про казака Мингаля, но, не допев первого стиха, затих…
[Л.Толстой].

ЧАРОЧКА.
Меня матушка будит спозаранья,
Я поздёшенько, девушка, встаю.
Покуль белое личко умываю –
Мне изюмный калачик испечеён,
Покуль в цветное платье обряжаюсь,
Мне-ка чарочка меду подана…[Н.Клюев].

ЧАЦКИЙ. Александр Андреевич.
Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад –
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Ах! если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев [А. Грибоедов].

ЧЕЛОВЕК.
О дне для человека много написано и рассказано. Пожалуй, самое хрестоматийное, – пьеса Горького «На дне». Классика. Великий пролетарский писатель знал дно не понаслышке. Хотел показать, что и там люди, и они могут быть гордыми. И их надо уважать. И всё же не появляется даже ощущения, что кто-то из его героев сможет выбраться оттуда. Разве что, Актёр, который удавился в конце последнего действия и тем испортил песню.
*
Все казаки, ямщики, смотрителя казались ему простыми существами, с которыми ему можно было просто шутить, беседовать, не соображая, кто к какому разряду принадлежит. Все принадлежали к роду человеческому, который был весь бессознательно мил Оленину, и все дружелюбно относились к нему.[Л.Толстой].
*
Хоть то в пример возьми: человек по следу пройдет, не заметит, а свинья как наткнется на твой след, так сейчас отдует и прочь; значит, ум в ней есть, что ты свою вонь не чувствуешь, а она слышит. [Л.Толстой].

ЧЕРВЬ.
Лежнев и Рудин выпили по бокалу.
– Ты знаешь, – начал опять, с ударением на слове «ты» и с улыбкою, Рудин, – во мне сидит какой-то червь, который грызёт меня и гложет и не даст мне успокоиться до конца. Он наталкивает меня на людей – они сперва подвергаются моему влиянию, а потом...[И. Тугенев].

ЧЕРЁМУХА.
Расцвела сирень, черемуха в саду
На мое несчастье, на мою беду.
Я в саду хожу, хожу, да на цветы гляжу, гляжу,
Но никак в цветах, в цветах я милой не найду,
Я милой не найду, ой, не найду, ой, не найду. [А. Сафронов].

ЧЕРКЕСКА.
Лукашка распоясался и стал скидывать черкеску.
– Куда ты, дурак? – крикнул Ергушов, – сунься только, ни за что пропадешь, я тебе верно говорю. Коли убил, не уйдет. Дай натруску, порошку подсыпать. У тебя есть? Назар! Ты ступай живо на кордон, да не по берегу ходи: убьют, верно говорю. [Л.Толстой].

ЧЕРНОМОРСКИЕ УСТРИЦЫ.
…Рассказывая, Юра заметил, что на полигоне довольно много мидий и на месте грифонов они особенно крупные. Пристрастился готовить из них вкусный плов и начал есть сырыми, как устриц.
– Хочешь попробовать? Это вкусно.
Я высказал готовность. Он тут же вошёл в море и принёс несколько крупных экземпляров. Стал показывать, как их надо есть:
– Аккуратно раскрываем ножом. Смотрим внимательно внутри. Видишь, в этой мидии есть небольшая жемчужина. Она не бросается в глаза. Невзрачный серый шарик. Его надо вынуть. А то, можно и зуб поломать. Вот собственно и всё. Теперь остаётся открыть рот и съесть этого моллюска. Собственно самого «мяса» мало. Это так называемая ножка. Остальное… На него не обращай внимание. Ну, ты же знаешь. Палеонтологию ведь в Горном изучал. Давай.

Года два спустя, мне пришлось побывать в этих же местах со своим приятелем по горному институту. Погрелись на солнышке. Поплавали. Рассказал, как почти здесь же попробовал сырую мидию. Соблазнил его, хотя чувствовал, он колеблется.

Я показал, как это делается. Потом взял в руки его мидию и, рассказывая кулинарную процедуру снова, уже хотел передать черноморскую красавицу ему. Но он весь как-то замкнулся и твёрдо заявил:
– Нет. Я это есть не буду. Не могу.

ЧЕРНИЛА.
Возьмите другое общеупотребительное выражение «красные чернила».
Очевидно, то, что называется «чернила», было раньше только чёрное. Теперь появилось красное, лиловое. Название этому предмету придумать не могли, и вот склеили два слова, друг друга исключающие. На слове «к р а с н ы е» слово «ч е р н и л а» – это та же мешающая пуговица. [В.Маяковский].

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.
Некрасов, Добролюбов, Чернышевский,
Дорогу в революцию нашедший,
Что делать знавший и с чего начать,
О вас всё чаще думаем сегодня, —
На вас благословение Господне
И каинова вечная печать.

Те приступы историобоязни,
Что после привели к гражданской казни,
Уже не могут кончиться добром.
Царей и царств нарушена отрада.
Ах, Николай Гаврилович, не надо
Заигрывать с крестьянским топором! [А.Городницкий].

ЧЕРТОГИ.
Я говорил тебе о Боге,
Непостижимое вещал
И об украшенном чертоге
С тобою вместе тосковал. [Н. Клюев.]

ЧЕСТОЛЮБИЕ.
Способности Пигасова не выходили из разряда обыкновенных; терпением и настойчивостью он отличался, но особенно сильно было в нем чувство честолюбия, желание попасть в хорошее общество, не отстать от других, назло судьбе. Он и учился прилежно и в Дерптский университет поступил из честолюбия. Бедность сердила его и развила в нём наблюдательность и лукавство. [И. Тургенев].

ЧЕСТЬ.
На другой день по утру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь с молоду».[А.Пушкин].

ЧЕХОВ.
Не идея рождает слово, а слово рождает идею. И у Чехова вы не найдете ни одного легкомысленного рассказа, появление которого оправдывается только «нужной» идеей.
Все произведения Чехова – это решение только словесных задач.
… Язык Чехова определенен, как «здравствуйте», прост, как «дайте стакан чаю».
[В. Маяковский].

ЧИСТОТА.
Лаврецкий вспомнил, что и у Калитиных в саду пел соловей; он вспомнил также тихое движение Лизиных глаз, когда, при первых его звуках, они обратились к тёмному окну. Он стал думать о ней, и сердце в нём утихло. «Чистая девушка, – проговорил он вполголоса, – чистые звезды», – прибавил он с улыбкой и спокойно лег спать.[И. Тургенев].
*
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. [И. Бунин].

ЧИХИРЬ.
– Все одно, что Ванюша, что Иван. Отчего у вас, у солдат, все Иваны? Иван! – повторил старик. – Ты спроси, батюшка, из начатой бочки. У них первый чихирь в станице. Да больше тридцати копеек за осьмуху смотри не давай…[Л.Толстой].

ЧТЕНИЕ.
– Как всё это премудро, господи! – вполголоса заговорил он. – Написал
человек книгу... бумага и на ней точечки разные – вот и всё. Написал и...умер он?
– Умер, – сказал я.
– Умер, а книга осталась, и её читают. Смотрит в неё человек глазами и говорит разные слова. А ты слушаешь и понимаешь: жили на свете люди – Пила, Сысойка, Апроська... И жалко тебе людей, хоть ты их никогда не видал и они тебе совсем – ничего! По улице они такие, может, десятками живые ходят, ты их видишь, а не знаешь про них ничего... и тебе нет до них дела... идут они и идут... А в книге тебе их жалко до того, что даже сердце щемит... [М.Горький].

ЧУВСТВО.
Он испытывал молодое чувство беспричинной радости жизни и, посматривая то в окно на мальчишек, гонявших кубари в тени около дома, то в свою новую прибранную квартирку, думал о том, как он приятно устроится в этой новой для него станичной жизни. Посматривал он ещё на горы и небо, и ко всем его воспоминаниям и мечтам примешивалось строгое чувство величавой природы. Жизнь его началась не так, как он ожидал, уезжая из Москвы, но неожиданно хорошо. Горы, горы, горы чуялись во всем, что он думал и чувствовал. [Л.Толстой].
*
Если бы мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы.
– А крылья могут у нас вырасти, – возразил я.
– Как?
– Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья. [И. Тургенев].

ЧУДО.
– Это то, чего не может быть, но бывает.
… где-то месяц назад, во сне я прочитал такое откровение:
«Некоторые учёные считают нашу Землю восьмым чудом Света. В 11 или 12 знаке хранится информация о её будущем».

С числом 8 мне удалось более или менее определиться. Оно рассматривается как нечто полное сверх меры или как Господнее число (число воскресения). Иными словами, в этом числе как бы присутствует Бог. Действительно, Земля не является творением рук человеческих. Сами люди – это продукт Космоса и его законов. Можно ли называть её чудом? Я бы ответил: – Конечно. Для этого есть много резонов.

Один из первых состоит в том, что аналогов Земле до сих пор в нашей Метагалактике не обнаружено. Похоже, что она сотворена в единственном (штучном) экземпляре, что она уникальна.

Числа 11 и 12 могут означать знаки зодиака, соответственно Водолея и Рыбы.
Водолей относится к группе фиксированных и стабильных стихий и связан с воздухом (тепло и влажность, гибкость, делимость, приспособляемость).
Рыбы попадают в группу – мутабельных (подвижных) стихий и связаны с водой (холод, влажность, метафизическая чувствительность).

Применительно к тексту моего утреннего сна интерпретировать эти знаки, вероятнее всего, следует как прямую зависимость Жизни на Земле от сохранения существующих пропорций в составе воздушной и водной оболочек 8-го чуда Света. Поэтому прогноз будущего довольно прост: беречь то, что есть, то, что дадено. Разрушение Божественной гармонии Природы приведёт к разрушению 8-го чуда.

Если люди не поймут этой простой истины, Земля будет обречена на погибель, а с нею и всё живое на ней.
ЧУДО ЗАКОНЧИТСЯ

ЧУМАЦКАЯ ЗОЛА.
В степи чумацкая зола –
Твой стих, гордынею остужен.
Из мыловарного котла
Тебе не выловить жемчужин.
И груз «Кобыльих кораблей»–
Обломки рифм, хромые стопы. [Н.Клюев].

ЧУТКАЯ ДУША РЕБЁНКА.
К тёще приехала дальняя родственница из Узбекистана. Звали её Валя. Достаточно молода, но в жизни успела хлебнуть много горечи и бед. Левая нога сломана. Срослась неудачно. Хромала. Образования не получила. Специальности тоже не приобрела. Что называется, мыкалась по свету. Приехала с надеждой найти работу и устроиться в жизни на российской земле.
Приехала не одна. С гражданским мужем – узбеком. Мелкого роста. Нос набок, ноги кривые. По-русски говорил плохо. Отсидел срок. Ломаный жизнью человек.

 В то время мы часто приезжали к тёще. Привозили нашу маленькую дочурку. Они с узбеком быстро сдружились. Он ласково смотрел на неё. Много возился. Просто обожал. С удовольствием таскал на руках. Бегал в догонялки. Играл в какие-то игры. Оба смеялись и были друг другом довольны. Меня это радовало и поражало. Ведь наша Леночка была очень избирательна. Как-то соседка, молодая и с виду приятная хохлушка, хотела приласкать её. Взяла на руки и что-то там «защебетала» нежное. Но дитё наше упёрлось в её в грудь кулачками, стало вырываться, а потом и заревело «дурным» голосом. Мы были сконфужены не меньше соседки. А вот искалеченный кривоногий узбек, бывший зэк пришёлся ей по душе.

ЧЮРЛЁНИС.
(до 1955 г. использовалась русская форма имени. Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas ;iurlionis; польск. Mikolaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911) – литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.