Ставка по федеральным фондам ФРС США

Андрианов Владимир 2
               
               
                Политика изменения процентных ставок центральных банков

В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной (учетной) ставки, ключевой ставки или ставки рефинансирования, под которые центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.

Обычно учетные ставки несколько отличаются от рыночных ставок и служат ориентиром для формирования кредитной и депозитной политики коммерческих банков. Изменение ставки позволяет центральному банку проводить политику «дорогих» и «дешевых» денег.

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков – это издержки избыточных резервов.

Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег для хозяйствующих субъектов.

Таким образом, снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую активность, инвестиционную деятельность и это непосредственно сказывается на динамике экономического роста.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей также понижается уровень процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег в экономике.

С точки зрения движения мирового капитала, высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих» денег, как правило, для краткосрочных спекулятивных операций на фондовых рынках.

                Ставка по федеральным фондам
                американской Федеральной резервной системы (ФРС)

Денежно-кредитная политика США, проводимая через ФРС оказывает существенное влияние на положение с ликвидностью, уровень внутренней и мировой инфляции, а также на изменение курсов иностранных валют, цен на нефть и монетарное золото, ситуацию на фондовых и финансовых рынках.

Федеральная резервная система (ФРС) – Центральный банк США, была создана в 1913 г. на основании закона, именуемого Федеральным резервным актом.

ФРС имеет статус независимого государственного агентства. В организационном плане

ФРС состоит из совета управляющих ФРС, 12 федеральных резервных банков и около 6 тыс. коммерческих банков – членов ФРС, на долю которых приходится свыше 75% общего объема банковских депозитов в стране.

В организационную структуру ФРС входят два комитета:
• Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;
• Федеральный консультационный совет.

Общее руководство ФРС осуществляет совет управляющих, который состоит из семи постоянных членов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената.

Фактически совет определяет денежно-кредитную политику США, которая реализуется через федеральные резервные банки, расположенные во всех 12 федеральных округах, объединяющие все американские штаты.

Только совет управляющих может устанавливать нормы обязательного резервирования депозитных учреждений США, определять агрегаты денежной массы, уровень ставок по федеральным фондам.

Важнейшим инструментом денежно-кредитной политики США является ставка по федеральным фондам (Federal funds rate), которая представляет собой процентную ставку, по которой банки США предоставляют в кредит свои избыточные резервы на короткие сроки другим банкам.

Целевое значение ставки по федеральным фондам определяется на заседании Федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС.

На заседании рассматривается основные макроэкономические показатели, которые характеризуют экономическую ситуацию в стране. На основании анализа определяются дальнейшие направления денежно-кредитной политики страны.

Заседания Комитета обычно проводятся восемь раз в год, приблизительно раз в семь недель. В экстренных и кризисных ситуациях Комитет может проводить дополнительные заседания и менять целевую ставку вне своего обычного расписания.

Уровень ставок по федеральным фондам, с учетом основных макроэкономических показателей, утверждается открытым голосованием постоянных членами совета управляющих ФРС.

По уровню ставки по федеральным фондам определяется значение дисконтной процентной ставки (Discount Rate) - аналог ставки рефинансирования, а также формируются эффективные ставки (Effective rate), отражающие реальную стоимость кредитных ресурсов на рынке.

Целевое значение ставки, при котором рост реального ВВП является стабильным по отношению к долгосрочному совокупному предложению и ожидаемой инфляции, называется нейтральной ставкой по федеральным фондам.

Понижая процентные ставки ФРС увеличивает денежную массу, покупая государственные облигации на открытом рынке. Это приводит к притоку средств на рынок, делает кредит дешевле и стимулирует инвестиции в экономику. Таким образом, снижение ставок используется для предотвращения кризисных явлений.

Вместе с тем излишек денежных средств может привести к инфляции. Чтобы избежать этого ФРС повышает ставки и продаёт государственные облигации, изымая из оборота денежные ресурсы.

В послевоенный период в 50-60-х годах прошлого столетия ставка по федеральным фондам США колебалась в диапазоне от 0,5% до 9%.

В 1973 г. нефтяной кризис привел к росту темпов инфляции в США. В результате целевая ставка была резко повышена с 5,75% до 10,5% и затем до 10,75%. К средине 70-х годов столетия ставка постепенно снижалась до уровня 7% и к концу десятилетия до 4%.

Новый всплеск инфляции в США был зафиксирован 1980-1981 гг. на уровне 18-20%. Соответственно в 1981 г. ставка по федеральным фондам была повышена до рекордного значения в 20%. 

Высокая процентная ставка наряду со снижением налогового бремени стала одним из инструментов экономической политики Президента США Рональда Рейгана (1981-1989) известной как «Рейганомика».

Чтобы помочь американской экономике преодолеть негативные последствия азиатского финансового кризиса 1998 г., ФРС проводила политику понижения процентной ставки. 

Снижение учетной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в стране в размере 1,6%.  Тогда это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г.

Начиная с середины 1999 г. с целью не допустить перегрева экономики США, затормозить чрезмерно высокие темпы ее роста, ФРС проводило политику повышение ставки по федеральным фондам.

За период с июня 1999 г. по май 2000 г. ФРС четыре раза пересматривала учетную ставку, повысив ее значение до 5,75%.

В 2001 г. ситуация в американской экономике изменилась – началась рецессия. Для стимулирования роста экономики ФРС в период 2001 – 2003 гг. снижала ставку по федеральным фондам 13 раз, которая в итоге к июню 2003 г.  сократилась до самого низкого на тот период показателя – 1,0%.

На таком низком уровне ставка продержалась до середины 2004 г. Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста и ставка рефинансирования стала повышаться.

Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления денежно-кредитной политики, проводимой ФРС США.

Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по октябрь 2006 г. ФРС семнадцать раз повышала ставку в среднем на 0,25%, доведя ее к сентябрю 2007 г. до 5,25%.

В связи с возникшей кризисной ситуацией на рынке ипотечного кредитования США в сентябре 2007 г. изменился тренд в денежно-кредитной политике с целью противодействия росту финансового «пузыря» на рынке недвижимости.

Ставка по федеральным фондам ФРС была понижена сразу на 0,5%. Затем последовало еще одно понижение до уровня 4,25%. Указанный размер ставки сохранялся до 22 января 2008 г.

Однако после опубликования прогноза относительно перспектив развития американской экономики и мировых фондовых рынков ставка была понижена сразу на 0,75% до 3,5%.

С целью стабилизации ситуации на финансовых рынках 30 января 2008 г. ставка была вновь понижена на 0,5% и составила 3,0%. При этом прогнозировалось ее дальнейшее понижение до середины текущего года. К середине 2008 г. ставка понизилась до 2%.

В разгар мирового-финансового кризиса 16 декабря 2008 г. ставка рефинансирования была зафиксирована на рекордно низком уровне, в диапазоне от 0 до 0,25%.

Соответственно был зафиксирован и самый низкий уровень эффективной ставки, отражающей реальную стоимость кредитных ресурсов на рынке, которая в августе 2008 г. составляла 0,14%.

Такой уровень ставки по федеральным фондам и эффективной ставки оказались самыми низкими в США с середины 60-х годов прошлого столетия.

Одновременно для обеспечения ликвидностью банковской системы ФРС проводил политику количественного смягчения. Всего ФРС скупила активов на сумму около 4,5 трлн долларов.

Для преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса в долгосрочном плане руководство ФРС планировало удерживать низкий уровень ставки рефинансирования вплоть до 2015 г.

Эта стратегия была реализована. Столь низкий уровень ставки сохранялся семь лет вплоть до декабря 2015 г. Для США это был своеобразный временной рекорд стабильно низкого значения ставки по федеральным фондам.

Изменение экономической ситуации в США, выход на траекторию роста требовало изменения тренда в денежно-кредитной политике ФРС.

Начиная с декабря 2015 г. начался очередной период плавного повышения ставки. Учетная ставка была повышена в два раза до 0,5%.

В 2017 г. повышательная тенденция сохранилась. В январе  ставка по федеральным фондам ФРС возросла до 0,75%., в апреле до - 1,0%, в октябре до 1,25%.

Следует подчеркнуть, что стоимость кредитных ресурсов в США имеет большое значение не только для самой Америки, но и для других стран, использующих доллар в торговых и инвестиционных операциях и в качестве резервной валюты.

Кроме чисто монетарного регулятора этот показатель стал индикатором тенденций движения денежного рынка и чисто психологическим фактором для принятия решений о размещении финансовых ресурсов институциональными и индивидуальными инвесторами.

Показатель ставки рефинансирования в США фактически приобрел статусную функцию – основного регулятора экономического роста и уровня инфляции в самих США и во многих промышленно развитых и развивающихся странах.

Тренды изменения учетной ставки в США учитываются ведущими промышленно развитыми странами при формировании денежно-кредитной политики.