А он мне нравится

Александр Щербаков 5
Машенька росла в простой рабочей семье. Её папа был  токарь на заводе. Правда, не простой, очень квалифицированный, ему поручалось вытачивать самые сложные узлы к оборудованию, которое выпускалось на этом заводе. Как квалифицированный работник, он уже давно получил от завода двухкомнатную квартиру в доме, расположенном недалеко от завода.  Мама Маши была воспитательницей в детском садике, тоже заводском, именно в этот садик и ходила девочка до школы.  А сейчас ей было уже 13 лет,  и она только что закончила 6 класс школы все в том же рабочем районе города.  Как обычно, часть лета она должна будет провести в пионерском лагере, тем более что это была уже последняя возможность поехать в лагерь простой пионеркой. Конечно, и на следующий год тоже можно будет поехать, но только в качестве обслуги – или пионервожатой, или на кухне работать, или уборщицей.  В те далекие 80-е годы,  о которых пойдет речь в моем повествовании, это было в порядке вещей.

Школьные друзья Машеньки тоже были из рабочих семей, живущих в её доме или по соседству.  В советские времена так было принято – строить какой-то большой завод и рядом с ним жилой микрорайон, сразу со школой, детским садом, кинотеатром, поликлиникой, магазинами и другими учреждениями. Можно было прожить в этом районе всю жизнь и,  никуда не выезжая, иметь все удобства.  Родители Машеньки предпочитали проводить отпуск на даче, выращивая так необходимую для семьи продукцию. Дача у них была очень обустроенная, уютная, на ней можно было ночевать в домике, построенного руками отца девочки.  И ехать на дачу не надо было, можно было дойти пешком за 25 минут, если не торопиться.  Отец Машеньки ездил на дачу на велосипеде, на котором возил и инструмент, и продукцию с дачи. Умелые руки отца, его работа на заводе позволяли изготавливать все необходимое и с высоким качеством.  А так как завод, на котором работал отец девочки, относился к оборонным, был очень большой, имел много цехов, то изготовить на нем было можно все, что угодно.

Накануне отъезда в пионерский лагерь в квартире Машеньки состоялся такой разговор. Начала его мать Машеньки, Тамара Иосифовна:
- Доченька, ты уже подросла. На тебя мальчики постарше возрастом могут обращать внимание. Ты девочка красивая, рослая, фигурка у тебя хорошая, так что этого исключать нельзя. Будь умницей, не делай необдуманных поступков.
- Ну что ты, мама. Мне никто из наших мальчишек не нравится, - ответила девочка.
- Там туда привезут мальчишек из других районов города. Всякие бывают, и испорченные тоже. Кто из твоих одноклассниц еще поедет?
- Валя Лопатина, Таня Серебрякова, Маша Донцова. Ты всех их знаешь, они ко мне приходили.
- Ну,  это хорошо, что у тебя будет много знакомых одноклассниц.

Мать отпросилась с работы, чтобы проводить дочь в пионерлагерь. На школьном дворе стояли три автобуса, в которые садились пионеры. Мама Маши с удовлетворением отметила, что старшая пионервожатая школы выезжает с этой группой пионеров, значит, там должен быть порядок. Поцеловав на прощанье дочь, она пошла в свой садик.

Маша оказалась в одном автобусе со старшей пионервожатой. Та быстро организовала хор,  и из открытых окон автобуса понеслось «Взвейтесь, кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих!».  Это была самая популярная песня у пионеров школы.  Пионерский лагерь был довольно далеко от города, в хорошем сосновом лесу на берегу реки. Был он построено давно, в те же годы, что и завод, жилой микрорайон. Поэтому лагерь был хорошо обустроен, имел крепкие спальные корпуса, столовую, клуб и спортивную площадку.  С первых же дней в пионерлагере закипела настоящая жизнь, где сочетались и отдых, и спортивные соревнования между отрядами, и художественная самодеятельность.

Через неделю после начала смены в отряде Маши сменился вожатый.  Прежнего увезли в больницу с аппендицитом. И на смену ему пришел юноша  лет 16-17, очень высокий, черноволосый, с карими глазами в обрамлении длинных ресниц.  Он на своей рубашке носил и комсомольский значок, и красный галстук. Представляя отряду нового вожатого, директор лагеря и старшая пионервожатая сказали, что Игоря прислал районный комитет ВЛКСМ из резерва вместо заболевшего вожатого,  что Игорь учится в средней школе, расположенной совершенно в другом районе города. 

Девчонкам новый вожатый очень понравился, прежний был какой-то тихий, не очень активный. А этот сразу развил бурную деятельность.  Собрал весь отряд и стал спрашивать, кто что умеет делать или кому что нравится. Узнал, кто знает стихи и хорошо их читает, кто поет, кто спортом занимается.  Очень быстро запомнил имя и фамилию всех своих пионеров.  Особенно понравились Маше слова Игоря:
- Ребята, наш народ очень мудрый, и поэтому есть много умных пословиц и поговорок. Например, такая,  – без труда и не вынешь и рыбку из пруда.   У нас в лагере три отряда из старшей возрастной группы.  Мы должны подавать пример малышне, а иногда и помогать не только личным примером, но и работой с младшими. Давайте станем лучшим отрядом в пионерском лагере! У нас для этого все есть, вон вы какие молодцы, много что умеете.

И ребята пошли за своим вожатым.  Все старались активно участвовать во всех мероприятиях, которые неутомимый Игорь организовывал. Особенно старалась Маша, которой вожатый очень понравился.  Активность Маши заметил Игорь и как-то на собрании отряда перед сном  похвалил её,   и предложил брать с неё пример. Он таких слов Маша покраснела и засмущалась. Но в душе у неё все полыхало от радости, что Игорь заметил её, выделил среди всех и похвалил.

Однажды поздно вечером, после отбоя, Маше захотелось в туалет, и она вышли из спального корпуса. И на крыльце увидела сидящего Игоря, который смотрел на небо.  Маша засмеялась и спросила:
- Игорь, ты что, звезды считаешь?
Юноша посмотрел на неё и ответил:
- А что их считать,  их миллиарды миллиардов,  со счета собьешься. Нет, смотрю некоторые созвездия, по которым можно ориентироваться, чтобы не заблудиться.
- Ты что, и это знаешь?
- Да, знаю.  Мне интересная астрономия.
- Игорь, а может быть, ты нам как-нибудь расскажешь об этом, когда вечером безоблачное небо будет. Ну и что, что на час позже ляжем.  Мы успеем выспаться.
- А ведь это идея. Спасибо, Маша, за подсказку. Ну а теперь иди спать, поздно уже.
Маша, лежа в кровати, все думала о пионервожатом:
-  Ведь он чуть старше меня, а как много знает. И наверно, не только про звездное небо. Начитанный какой. И спортивный. Вон как быстро бежал на стометровке, да и на турнике подтягивается. Мама говорит о таких,  – целеустремленный.

И Машенька уснула с улыбкой на губах.  Ночью ней приснился Игорь, который держал её за руку и куда-то вел.  Они шли по лесу,  но уже осеннему. Это Маше хорошо запомнилось, когда она проснулась и старалась вспомнить сон. Но вот куда они пришли, и вообще пришли куда-то, в её памяти не отложилось.  Здоровый образ жизни, хорошее питание, всевозможные игры на свежем воздухе и положительные эмоции очень благоприятно отразились на девочке. Она просто на глазах росла и расцветала.  Появились бугорки грудей под её пионерской блузкой,  юбочка стала тесноватой на округлившейся попе.  Она все чаще стала ловить на себе внимательный взгляд пионервожатого.

По традиции вечером накануне отъезда устроили пионерский костер. Отвечали за его организацию  старшие отряды. Они принесли все, что нужно для костра, организовали скамейки вокруг площадки, где собирались жечь костер. Наконец, весь пионерский лагерь имени Бонивура собрался вокруг костра. Появилось пламя над ворохом  хвороста, которое поднималось все выше и выше, и отдельные искорки отлетали по сторонам. Торжественную линейку начал директор лагеря. Он подвел итоги социалистического соревнования между отрядами разных возрастных групп. Среди старших победил отряд, в котором была Маша. Игорь получил похвальную грамоту, а потом директор лагеря назвал фамилию Маши и попросил ей  выйти перед  всеми. И торжественно вручил ей грамоту и ценный подарок за активное участие в общественной  жизни лагеря.

После того, как были спеты все пионерские песни под гитару, потух костер, ребята еще долго не расходились по своим корпусам.  За смену у многих появились новые друзья и подружки, и перед расставанием всем хотелось поговорить, назначить свидания в городе в летние месяцы.  Маша не заметила, как к ней подошел Игорь и сказал:
- Маша, пойдем погуляем?
У Маши сильно-сильно заколотилось сердце от такого неожиданного предложения.  Но она, стараясь не выдавать своего волнения, промолвила:
- Пойдем, Игорь.
Некоторое время они шли молча, углубляясь все дальше в лес, среди которого был расположен лагерь. Потом Игорь спросил:
- А ты живешь рядом с заводом?
- Да. А ты?
- Я в центре города с мамой и папой и еще младшим братом.
- А в какой школе ты учишься?
- В первой. Она уже старая, здание несовременное, но учителя очень хорошие. И директор классный мужик, очень хорошо относится к ученикам. Его все родители уважают.
- А у тебя кто родители? Мои простые люди, папа токарь на заводе, а мама в детском садике работает воспитателем.
- Моя мама учительница русского языка и литературы в старших классах, а папа заведующий кафедрой в институте, профессор.
- У вас, наверно, дома большая библиотека. Я заметила, какой ты начитанный.
- Да, библиотека большая, и я люблю читать.  Интересно же узнавать что-то новое. А ты любишь читать?
- Да не очень. Все как-то не получается. Родители мне много поручений дают, надо что-то  сделать в квартире, да и к урокам готовиться надо. У нас дома мало книг, мне иногда подружки дают свои почитать.
- А ты хочешь, чтобы я давал тебе интересные книги, которые сам люблю?
- А это можно? Тебя родители не будут ругать за это?
- Но так ведь ты их будешь возвращать, верно?
- Конечно, я всегда подружкам их книги возвращаю в целости и сохранности.  Но тогда мы с тобой будем дружить?
- Конечно! А ты, что, против?
- Но я же младше тебя и из простой семьи, тебе со мной скучно будет.
- Не будет. Ты активная, мне такие нравятся. Папа называет это активной жизненной позицией, и меня учит таким быть.
- Так у тебя папа профессор, а мой папа рабочий.
- Ну и что? У меня папа очень демократичный. Он не сразу профессором стал. Мой дед обычный служащий, а прадед вообще крестьянин.  Так что мой отец уважает людей труда.
- Ты обо всех своих предках знаешь? А я только про бабушку с дедушкой, родителей мамы.
- Мне отец много что рассказывает.  Очень интересно. Вот мы будем вместе с ним беседовать, ты много нового узнаешь.
- Да я не против.  Мне это тоже интересно.
- Мы с родителями на эти темы много говорим. Вот отец моей мамы был спецпереселенец,  она только после его реабилитации смогла в институт поступить.
- Ой, как все интересно.
- Да если бы не революция, ни мой отец, ни мать не стали бы грамотными людьми, коль их предки крестьяне. Папа рассказывал, что многие крестьяне вообще неграмотными были. Это ему его дедушка рассказывал.
- Игорь, ты такой интересный и так много знаешь. Почему ты со мной хочешь дружить?
- Я тебе уже сказал, что мне твое отношение к жизни понравилось. Ты не вертихвостка, как некоторые. И красивая.
От этих слов юноши у Маши буквально остановилось сердце и перехватило дыхание. Никто из мальчишек никогда не говорил ей такие слова.  Она замолчала, смутившись. Смутился и Игорь, тоже впервые сделавший такой комплимент девочке.  Потом он сказал:
- Пойдем обратно, надо уже всех ребят спать укладывать.
- Да завтра же домой, пусть пообщаются.  Ты разве против?
- Я не против, но все равно какой-то порядок должен быть. Да и начальник лагеря, скорее всего, меня уже потерял.
- Ну,  тогда пойдем. 

Подойдя к спальным корпусам, они увидели несколько групп пионеров, которые вели разговоры. Время было за  полночь, поэтому на призыв вожатого расходится, девчонки и мальчишки, прикрывая ладошками зевоту, пошли в свои комнаты в корпусе. Когда Игорь подал Маше руку, чтобы попрощаться, Маша неожиданно для себя шагнула к юноше,  неумело чмокнула того в щеку, и сразу же убежала в корпус. Ей так хотелось как-то выразить свое отношение к  Игорю, что этот поцелуй получился совершенно спонтанно. А Игорь еще долго стоял в задумчивости, поглаживая щеку, в которой остался влажный след от поцелуя девочки, которая ему очень нравилась.

На следующее утро они расстались. Прощаясь, Игорь вложил в руку Маши записку и сказал:
- Звони, там номер телефона.
И пошел к автобусу, который вез пионеров в центр города, а Маша поехала на том, что привез их во двор школы.  Еще в автобусе Маша прочитала записку, где красивым почерком был написан адрес, номер телефона и имя отчество родителей и имя младшего брата  Игоря. Когда Маша оказалась дома, там никого не было – родители были на работе. Девочка сходила к маме на работу в детский садик, взяла у неё ключ,  и пришла в знакомую до каждой щелочки  в полу квартиру.  Поставила на плиту чайник,  села на кухне за стол, размышляя обо всем, что  произошло  с ней в пионерском лагере. И самым важным в этих воспоминаниях было знакомство с Игорем. Даже при упоминании его имени у девочки возникало какое-то волнение.

Вечером, когда они после ужина остались с мамой   вдвоем на кухне, а отец пошел смотреть телевизор, Маша спросила:
- Мама, а твои родители были колхозники?
- Да, доченька, колхозники.
- А крестьяне это кто?
- Ну как тебе сказать.  Вот мои родители и были крестьяне, только вступили в колхоз и стали называться колхозниками.
- А, понятно. И твои бабушка и дедушка тоже были крестьянами?
- Конечно. Все мои потомки были крестьянами.
- А дедушка и бабушка были грамотными?
- Дедушка умел читать и писать, а бабушка нет.
- А дедушку кто научил читать и писать?
- Были до революции церковно-приходские школы, вот там и учили грамоте.
- А ты же закончила школу. Где она была?
- в 30-е годы в СССР объявили борьбу с безграмотностью, построили школу в нашем селе. Вот я её и закончила.  7 классов, потом надо было уезжать в интернат учиться дальше, я не захотела, надо было помогать родителям. Вот поэтому вначале поработала, потом училище закончила и,  когда уехала в город, познакомилась с твоим папой, стала работать вначале в одном детском саду, а когда завод построил свой ведомственный садик, перешла туда работать.
- А у папы кто были родители?
- Папа его был токарь на заводе, а мама нормировщица на том же заводе. Но во время войны папу забрали в армию, он там получил ранения, и после войны через два года умер. Тогда папе был всего годик.
- А кто дедушка был у папы?
- Тоже крестьянин, но в 30-е годы уехал в город и стал работать на строительстве металлургического завода, то есть тоже стал рабочим.   А почему тебя это вдруг заинтересовало?

И Маша рассказала матери все. И как она познакомилась с мальчиком, пионервожатым, как они разговаривали и о чем, сказала и в дружбе, которую предложил этот Игорь.   Мама долго слушала дочь, не перебивая, но потом задала вопрос:
- Этот Игорь тебе понравился, дочь?
- Да, мама, понравился. Он совсем не похож на мальчишек из нашего микрорайона. Взрослей и самостоятельней. Мне понравились его рассуждения. Он обещал, что его отец расскажет еще очень много интересного.
- Так ты собралась дружить с ним? Но он же тебя старше и так далеко живет?  Да и его родители не чета нам с папой. Отец профессор, мать учительница. Интеллигенция.
- Игорь сказал, что его папа очень уважает людей труда. Его прадед тоже был крестьянином.
- Тогда понятно. Но все же я не очень понимаю, почему он предложил тебе свою дружбу?
- Я ему понравилась, что такая активная в пионерской работе. Мне вон и грамоту поэтому вручили, и подарок. И еще он сказал, что я красивая. Я правда красивая, мама?
- Конечно, красивая. Для своего возраста, но тебе еще расти и расти, взрослеть. Много воды утечет, прежде чем ты станешь девушкой, которой можно будет выходить замуж.

Поздно вечером, когда все легли спать,  мать рассказала отцу о разговоре с дочерью, и промолвила:
- Не очень я одобряю дружбу Маши с этим Игорем. У него отец профессор. Правда. Маша сказала, что он очень уважает рабочих.
- Мать, ну когда ты перестанешь комплексовать перед интеллигенцией? Вспомни, что было после революции? Диктатура пролетариата! А я кто? Рабочий, т.е. пролетарий. А сейчас у нас полное равноправие в стране, и все твои комплексы от старых крестьянских предрассудков.  Пусть дружит с этим мальчиком. Им обоим интересно, и узнает много нового в их семье. Учиться будет лучше, а то сплошные четверки, а ведь может и пятерки получать.

И мама Маши согласилась с отцом. Действительно, если девочка будет узнавать что-то полезное от самого мальчика или от его родителей, это будет полезно для её учебы. Судя по рассказу дочери, мальчик был серьезный, не избалованный, хоть и профессорский сынок. И родители спокойно уснули, ведь их единственная дочь была дома, и спокойно спала в соседней комнате.

Но Маше в эту ночь не спалось. Она была под впечатлением  и предложением Игоря, и разговором с  мамой. С утра решила пересмотреть семейные фотографии. Многие из них, уже старые и пожелтевшие, она  видела очень давно, и плохо помнила. Интересно, у Игоря в семье много фотографий? Наверное, есть фотографии и его прадедушки, и дедушки.  И девочка подумала, что ей повезло, что заболел их первый вожатый, и ему на смену приехал именно Игорь.  И с образом так понравившегося ей мальчика она уснула.

На следующее утро она пересмотрела старые родительские фотографии с гораздо большим интересом, чем ранее. Читала на обороте фоток пояснения, кто изображен на фотографиях. Она после вчерашнего рассказа матери стала лучше разбираться в своих родственниках. Ведь в жизни она видела только одних  бабушку и дедушку, когда она с родителями ездила к ним в гости, на родину её мамы. Но это было уже давно.

Около 12 часов Маша решилась,  и набрала номер телефона, который был написан в записке Игоря. В трубке раздался приятный женский голос:
- Алло.
Маша назвала имя отчество матери Игоря, глядя в записку, и попросила позвать Игоря к телефону. На эту просьбу все тот же голос ответил:
- Это наверно, Маша? Игорь пошел в магазин и попросил тебе передать, если ты позвонишь, что он  будет дома в 2 часа дня. Перезвонишь, Машенька?
- Да, конечно, обязательно перезвоню. До свидания.
Голос в трубке попрощался,  и раздались короткие гудки.

Маше стало приятно, что Игорь предупредил маму, что ему может позвонить девочка, которую зовут Машей. Видимо, он тоже рассказал своим родителям о знакомстве с ней, Машей. Она включила телевизор.  Пощелкала тумблером переключение передач и на первом канале увидела концерт артистов советской эстрады. Певица Анна Герман пела песню «А он мне нравится, нравится, нравится». Машеньке нравилась эта польская певица за очень красивый голос,  и эта песня с такими словами  легла на сердце девочке, у которой впервые в жизни появился мальчик, которому она симпатизировала.  И она все время по 2 часов повторяла слова этой песни.

И когда в 2 часа дня она снова позвонила, в трубке услышала знакомый юношеский голос Игоря:
- Алло, вам кого надо?
- Это я. Маша, - почему-то чуть слышно пролепетала в трубку девочка.
- Ты? Вот здорово. Я ждал твоего звонка. Давай встретимся сегодня?
-  Давай.  Когда и где?

Я не буду дальше передавать разговор девочки и юноши, которые назначили свою первую встречу. Вдруг вы, уважаемый читатели, захотите увидеть героев моего рассказа. Пусть уж их первое свидание пройдет без свидетелей. Договорились?