Охранитель. Сценарий короткого метра

Андрей Турапин 3
ОХРАНИТЕЛЬ

Жанр: Фантастика, драма



1. НАТ. 1913 ГОД. ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. УЛИЦА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДКА - ВЕЧЕР

Солнце уже закатилось, по сумрачному небу катятся мрачные тучи. Ветер гонит по брусчатке мостовой одинокие багровые листья.

ТИТР:

«Тамбов. Октябрь. 1913 год»

Дождь косыми полосами льётся с неба на голые ветви деревьев, стучит по желобам водостоков, потоками льётся по обочинам мостовой.

На ободранной афишной тумбе трепещет надорванным углом афиша: «Последний день в Тамбове! Блистательный Сергей Колесников в роли Короля Лира!»

Ветер рвёт афишу, гонит её большую половину куда-то в темноту улиц…

Одиноко качается фонарь на столбе, выхватывая фасад местного театра…

2. ИНТ. 1913 ГОД. ТАМБОВСКИЙ ТЕАТР. СЦЕНА - ВЕЧЕР

Только что закончился спектакль «Король Лир», артисты бисируют, раз за разом выходя на поклон. В центре кланяющейся труппы - СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ (50), высокий, статный актёр, настоящая столичная «прима»…

Из зала ему приносят букеты, он принимает их снисходительно, улыбается зрителям, приветственно машет рукой.

После очередного поклона к нему подходит слуга, что-то шепчет на ухо, он слегка морщится, ещё раз кланяется, посылая в залу воздушные поцелуи и поспешно покидает сцену.

3. ИНТ. 1913 ГОД. ТАМБОВСКИЙ ТЕАТР. КОРИДОРЫ - ВЕЧЕР

Колесников идёт стремительным шагом, пересекает несколько полутёмных коридоров и, распахнув дверь, шагает в гримёрку…

4. ИНТ. 1913 ГОД. ТАМБОВСКИЙ ТЕАТР. ГРИМЁРКА КОЛЕСНИКОВА - ВЕЧЕР

Артист бросается на диван в углу комнаты, делает приглашающий жест… Незаметный до этого давешний слуга шагает к нему, протягивая на подносе старинный вычурный телефонный аппарат, почему-то без шнура… Сергей берёт трубку.

КОЛЕСНИКОВ
Да, на проводе… Только что закончился… Что!?

Он вскакивает, начинает нервно ходить по гримёрке, не переставая говорить. Слуга степенно взирает на всё это.

КОЛЕСНИКОВ
Да, конечно… Если это действительно требует моего присутствия, а сама ты не готова к разговору… Да, душа моя, естественно, буду… Считаешь, лучше именно там? Хорошо, так и передай ему, в течение получаса приеду… Ну, мне же надо ещё переодеться и хоть дух перевести… Целую, дорогая…

Он протягивает аппарат слуге, некоторое время смотрит рассеянным взглядом в зеркало, взъерошивает и без того кудрявую шевелюру…

КОЛЕСНИКОВ
(слуге)
Чего ждём? Сюртук мне, сорочку посвежее и мускус… Этот мерзавец Генрих в отношении одежды - педант… одно слово: немчура. Отъеду я на пару дней. Директору труппы скажешь: к маменьке, мол, барин отбыл, здоровье проведать. Буду к четвергу как штык, пусть не мандражирует.

Кивнув, слуга степенно выходит. Колесников садится к зеркалу, за гримёрный столик. Пожевав губами, качает головой…

КОЛЕСНИКОВ
(словно про себя)
Как вы не вовремя, сударь, и почему вас всегда приносит накануне каких-нибудь глобальных пертурбаций? «Буревестник» хренов…

Он одним взмахом руки гасит свечи в канделябрах и широким шагом выходит из гримёрки. Гаснет квадрат закрываемой двери. Темнота.

5. НАТ. 1913 ГОД. УЛИЦА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДКА ПЕРЕД ТЕАТРОМ - ВЕЧЕР

Распахивается служебный вход театра, и Сергей, стараясь не попадаться на глаза клубящейся у главного входа толпе поклонников, надвинув на глаза шляпу и укрываясь воротником от косых струй дождя, перебегает улицу, прыгая по лужам и скрывается за обшарпанной дверью заведения с надписью на фронтоне дома: «Трактиръ «У Саныча».

6. ИНТ. 1913 ГОД. ТРАКТИР «У САНЫЧА». ЗАЛА- ВЕЧЕР

Обычный трактир начала двадцатого века. В белесом от табачного дыма зале кучкуются несколько человек, больше работяги, если судить по одежде. Висит сдержанный гул голосов.

За стойкой перетирает чистым полотенцем бокалы сам хозяин заведения - Саныч, высокий широкоплечий детина, по виду - точная копия слуги Колесникова, только с окладистой бородищей.

Звякает колокольчик над входной дверью, и в зал стремительно входит Колесников, на ходу снимая шляпу и смахивая воду с её пол и плаща.Окружающие на мгновение поднимают головы от кружек, на секунду прерывает гомон, но уже в следующую минуту до гостя никому нет дела.

Колесников проходит к барной стойке, облокачивается на неё, смотрит в глаза Санычу. Тот перестаёт перетирать стаканы,на мгновение словно окаменевает. Потом, обмякнув, отставляет стакан, вешает полотенце на плечо.

САНЫЧ
Вам, барин, как обычно, или что позабористей?

КОЛЕСНИКОВ
Пожалуй, позабористей… Баварское есть?

САНЫЧ
(весело)
Как не быть! Для вас-то, барин, всегда найдётся!

Он берёт с полки кружку, отвернувшись от гостя, наливает из бочонка пенное пиво, протягивает кружку Сергею и хитро кивает в сторону обшарпанной двери в углу, за стойкой…

Отхлебнув пива, Колесников секунду смотрит в глаза Санычу, тот чуть кивает.

САНЫЧ
Точно так, барин, карета, как говорится, подана… Приятно провести вечерок…

КОЛЕСНИКОВ
И вам - приятностей, Артемий Саныч.

Отставив кружку на стойку, он направляется к двери. Саныч за его спиной проворачивает кран пивной бочки, только вот пиво из него не льётся.

Колесников берётся за потемневшую от времени и частого употребления бронзовую ручку двери, секунду замешкавшись, проворачивает её и входит в темноту комнаты…

Саныч возвращает кран в исходное положение.

7. ИНТ. 1913 ГОД. ОСОБНЯК В БАВАРИИ. ЗАЛ - ВЕЧЕР

Открывается дверь в зал, и входит Колесников, бросает мокрый плащ на спинку венского стула, секунду оглядывается, словно ожидая каких-то перемен в обстановке, видит на столе бронзовый колокольчик, берёт его, звонит.

ТИТР:

«Где-то в Баварии. Октябрь.1913 год»

Входит слуга, тот же, точнее - копия, что в театре и за стойкой бара, только одет по немецкой моде начала двадцатого века. Склоняется в строгом поклоне.

СЛУГА
(по-немецки)
К вашим услугам, герр барон.

КОЛЕСНИКОВ
(по-немецки)
Бокал мадеры и свежую газету… И доложи госпоже баронессе, что я дома.

СЛУГА
(по-немецки)
Да, герр барон. Сию минуту, герр барон.

Поклонившись, он выходит. Колесников сбрасывает сюртук, ослабляет бант на шее, плюхается на диван, откидывает голову назад, прикрывает глаза.

Открывается дверь, давешний слуга проходит в комнату и ставит на ломберный столик перед Сергеем серебряный поднос с бокалом вина и газетой.

СЛУГА
(по-немецки)
Баронесса сейчас будут.

КОЛЕСНИКОВ
(по-немецки)
Свободен.

Слуга выходит, а Сергей, пригубив вина, открывает газету, быстро пробегает пару-тройку страниц, что-то привлекает его внимание… Читает.

КОЛЕСНИКОВ
«…Известный предсказатель и чревовещатель Вагнер сулит гибель Европе»… Вот ведь шельма, Генрих… Как там у Пушкина: «Ай, да сукин сын!» Ну, я тебе задам, голодрань пустотная…

Распахивается дверь, и в залу входит МАРИЯ (36), супруга Сергея, высокая, статная женщина в строгом платье, в руке у неё палитра с кистями, передник, небрежно надетый поверх платья, в пятнах масляной краски…

Колесников поднимается навстречу супруге, сделав пару широких шагов, стискивает её в объятиях, она чуть отстраняется, смеясь, чтобы не запачкать его краской…

МАРИЯ
С приездом, дорогой! Как добрался?

КОЛЕСНИКОВ
Твоими молитвами, милая, и заботами Саныча. У вас, я смотрю, тоже разверзлись хляби небесные?

Оба смотрят на окно, по стеклу которого в свете последних солнечных лучей скатываются крупные капли, рисуя извилистые дорожки.

МАРИЯ
Мне надоела эта погода. Слякоть, слякоть и слякоть… Хочу уже петербургскую зиму! И чтоб саночки, снежки и каток в Петергофе, как в прошлом году!

КОЛЕСНИКОВ
(обнимая её)
Всё будет, Машенька, всё будет, душа моя… Вот раскидаюсь с Генрихом, в Тамбове гастроли сверну, и переберёмся в Северную Пальмиру, меня небось уже тамошнее общество заждалось…

МАРИЯ
(хитро)
По своей княжне… как её там? Соскучился…

Сергей, смеясь, подхватывает её на руки, кружит по залу, потом плюхается на кушетку, сажает её на колени.

КОЛЕСНИКОВ
Ты - моя княжна, ты - моя царевна! А эти придворные вертихвостки… Тьфу на них, так, мелкие шалости.

МАРИЯ
(смеясь)
Вот я покажу тебе «мелкие шалости»! Выцарапаю глаза этим кошкам драным, вот увидишь… А если серьёзно, зачем Генрих прибывает? Как думаешь?

Колесников осторожно сажает её рядом с собой, она склоняется головой на его плечо.

КОЛЕСНИКОВ
Не знаю… Не к добру всё это… Мы же с тобой уже уяснили для себя, что этот… господин… Всегда появляется накануне мировых потрясений и не без выгоды для себя. Вот и всё. Примеров - полно из истории наших с ним отношений. Привести?

МАРИЯ
Не надо…
(тихо)
Мне страшно, Серёжа…

Колесников гладит её по пышным волосам, целует в затылок.

КОЛЕСНИКОВ
Этот мир слишком велик и прекрасен, чтобы такие, как Генрих, смели на него посягать. Поверь мне.

МАРИЯ
Верю…

Колесников осторожно от неё отстраняется, берёт со стула сюртук, надевает его, поправляет бант на шее. Оглядывается на супругу.

КОЛЕСНИКОВ
Ну, как я?

МАРИЯ
(смеясь)
Выглядишь как артист без ангажемента. Может, фрачную пару?

КОЛЕСНИКОВ
Буду выглядеть, как Ллойд Джордж на собрании пэров… Генрих птица не того полёта, чтобы перед ним слишком расшаркиваться… Сойдёт и так. В конце концов, я действительно артист, правда, с ангажементом.

В этот момент он прислушивается: откуда-то издалека начинает возникать непонятный стонущий звук, постепенно переходящий в пронзительный свист.

Мария зажимает уши, Сергей, помотав головой, тоже прикладывает ладони к ушам.

На столе начинает дребезжать бокал на подносе.

8. НАТ. 1913 ГОД. БАВАРИЯ. ОЗЕРО В ОКРЕСТНОСТЯХ ОСОБНЯКА - ВЕЧЕР

Двое рыбаков-немцев, в добротных куртках, тирольских шапочках сидят в лодке, глядя на застывшие поплавки.

Солнце уже почти зашло, облака разбежались, открывая тёмное осеннее небо.

В этот момент раздаётся пронзительный свист, а затем - резкий хлопок, словно в небе что-то взорвалось.

По небу расходятся концентрические круги ударной волны, она проносится по кронам деревьев, поднимает бурун на глади озера, лодка резко кренится, рыбаки, взмахнув руками, валятся в холодную воду.

Над лодкой что-то проносится и скрывается за кромкой близкого леса.

Один из рыбаков выныривает, нахлобучивает на голову размокшую шляпу, оборачивается ко второму, плюющемуся и кашляющему.

РЫБАК
(по-немецки)
Мой Бог, что это было?!

Оба смотрят в ту сторону, куда скрылся странный предмет.

9. ИНТ. 1913 ГОД. ОСОБНЯК В БАВАРИИ. ЗАЛ - ВЕЧЕР

Колесников сидит на кушетке и смотрит на входные двери сквозь бокал мадеры. Дверь открывается, давешний слуга входит с баварским достоинством, останавливается на пороге.

СЛУГА
(по-немецки)
Маркиз Генрих Вагнер, ваша светлость.

КОЛЕСНИКОВ
(по-немецки)
Проси.

Слуга кланяется, распахивает дверь, а в залу входит излишне легко одетый в костюм тропического покроя, загорелый, весь мокрый от дождя молодой человек. Это - и есть маркиз Генрих Вагнер.

Отставив бокал на столик, Сергей поднимается навстречу гостю, одновременно кивком головы отпуская слугу. Тот выходит.

КОЛЕСНИКОВ
Маркиз…

Вагнер элегантно кланяется.

ВАГНЕР
Барон…

Теперь официально-церемонно кланяется Сергей. Сразу видно, что между гостями отнюдь не приятельские отношения. Барон указывает гостю на кресло.

КОЛЕСНИКОВ
Прошу, маркиз. Есть желание выпить с дороги?

ВАГНЕР
(присаживаясь на краешек кресла)
Отчего бы и нет? Только, пожалуйста, не местное вино: меня от него, пардон, пучит…

КОЛЕСНИКОВ
(усмехаясь)
Увы, о ваших предпочтениях я не осведомлён… Что изволите?

ВАГНЕР
Пожалуй, лучше русской водки. Держите, надеюсь, в доме сей напиток? На удивление энергетический конгломерат…

КОЛЕСНИКОВ
(хмыкая)
Ещё бы: чистая этиловая составляющая и родниковая вода.

Берёт со стола колокольчик и звонит. Входит слуга.

КОЛЕСНИКОВ
(по-немецки)
Водки маркизу. Закуски не надо.

Слуга кивает и выходит. Колесников опускается на свою софу.

КОЛЕСНИКОВ
Итак, Генрих, что на сей раз привело вас в мою обитель?

Вагнер пожимает плечами.

ВАГНЕР
Надеюсь, вы понимаете, что по пустякам я бы вас не побеспокоил?

Колесников согласно кивает. В этот момент входит слуга с подносом, на котором красуется заиндевевший графин и стакан объёмом примерно в поллитра. Вагнер удивлённо чуть приподнимает брови. Колесников смеётся.

КОЛЕСНИКОВ
Он помнит ваши вкусы, маркиз… Поллитра враз и без закуси… По-русски, что называется…

Слуга степенно выходит, предварительно наполнив стакан до краёв. Маркиз некоторое время изучает его взглядом, потом берёт в руку, словно бы взвешивает…

КОЛЕСНИКОВ
Да полноте, маркиз, голову даю на отсечение: чистая «смирновская», только что из Санкт-Петербурга, можете не сомневаться.

ВАГНЕР
(брюзгливо)
А я и не сомневаюсь в вас. Я сомневаюсь в напитке… Местные технологии ещё не достигли уровня стопроцентной идентичности. Не всё то, что пил вчера, можно употреблять сегодня.

КОЛЕСНИКОВ
(разводя руками)
Спорить не стану, но всё же отведайте, сделайте милость…

Покачав головой, Вагнер залпом опрокидывает стакан, некоторое время сидит неподвижно, прислушиваясь к внутренним ощущениям, потом на лице его появляется блуждающая улыбка.

Колесников понимающе кивает.

КОЛЕСНИКОВ
Я же говорил, что продукт тот ещё! У Степаныча другого не держат.

ВАГНЕР
Вот ей Богу, барон, только этот процесс и делает мои визиты к вам более-менее терпимыми. Эти переезды-перелёты…

КОЛЕСНИКОВ
(весело)
Кстати, о перелётах. Что-то вы мокрый, Генрих… Стоило ли сажать скутер в лесу, когда возле дома есть прекрасная лужайка?

Генрих смотрит на него долгим взглядом, едко усмехается.

ВАГНЕР
Может вам и невдомёк, дорогой хозяин, но ваш маяк вот уже как два месяца не подаёт пеленг, приходится садиться вручную, а при отсутствии навигационных ориентиров, сами понимаете, неизбежны погрешности…

Колесников на секунду задумывается, видит, как маркиз вертит перед глазами пустой бокал. Усмехается.

КОЛЕСНИКОВ
Да полноте, маркиз, не смущайтесь, наливайте этого пойла сколько душе угодно. В Российской Империи вас, голубчик,посчитали бы записным пьяницей.
ВАГНЕР
(доливая водку из графина и залпом выпивая)
У нас другой метаболизм,барон, для моего народа этот напиток, что для вас столь любимый некоторыми дамами в обществе шипучий содовый лимонад.

КОЛЕСНИКОВ
Тем более… Так что же вас привело сюда, в этот уединённый уголок Европы? Судя по вашему костюму, откуда-то из тёплых стран?

ВАГНЕР
(брюзгливо)
Из Бразилии,я гастролировал в Сан-Паулу, когда это случилось…

КОЛЕСНИКОВ
(подхватывая)
И немедленно дали интервью в газету о грядущем конце света?

Вагнер смотрит на него долгим взглядом, потом поднимается тяжело, идёт к окну, отдёргивает портьеру и долго смотрит на темнеющий в сумраке вечера далёкий лес.

ВАГНЕР
(после паузы)
Я обязан был привлечь внимание к проблеме.

КОЛЕСНИКОВ
(с интересом)
Привлекли?

ВАГНЕР
Судя по газете у вас на столике - да! В какой-то мере…

КОЛЕСНИКОВ
Вы напоминаете своими пророчествами приснопамятную Кассандру…

ВАГНЕР
(едко)
Коли уж вы вспомнили миф, так вспомните тогда, чем вся эта история закончилась!

КОЛЕСНИКОВ
(быстро)
Гибелью её семьи и падением Трои.

ВАГНЕР
Вот-вот, барон! Падением Трои!

Колесников откидывается на спинку дивана, зажигательно, даже где-то артистически хохочет. Потом выпрямляется, смотрит прямо в глаза гостю.

КОЛЕСНИКОВ
Знаете, что вас действительно роднит с древней прорицательницей?

ВАГНЕР
И что?

КОЛЕСНИКОВ
(торжествующе)
То, что ни ей, ни вам никто не верил и не поверит. А вот конечные результаты будут кардинально иные, уж я об этом позабочусь. Хватит нам уже ваших миссионерских подвижек. Четыре тысячи местных лет назад такого наворочали, мы потом ещё две тысячи лет расхлёбывали… Всё об этом, тема снята. Выкладывайте, что вам стало известно. Вы знаете Кодекс Конвента.

Он поднимается с кушетки, проходит к шкафу, открывает его ключиком, который хранится на цепочке в жилетном кармане, достаёт оттуда какую-то коробочку. Вагнер морщится.

ВАГНЕР
(недовольно)
Это-то зачем?

КОЛЕСНИКОВ
А затем, любезнейший, чтобы Конвент узнал правду от первого лица, так сказать, и вашим… так называемым Хозяевам было невозможно впоследствии передёрнуть факты. Говорите уже, ну!

Он замирает у стола, скрестив руки на груди. Вагнер отходит от окна, возвращается в своё кресло. Сожалеючи смотрит на графин, потом на Сергея.

КОЛЕСНИКОВ
(примирительно)
Договаривайте, а потом я прикажу принести ещё водки.

Вагнер вздыхает, достаёт из кармана небольшую палочку, не больше зубочистки, кладёт на стол. Колесников вопросительно приподнимает брови.

ВАГНЕР
Это - официальное донесение. Мы опять запускали хроносканер…

КОЛЕСНИКОВ
Так…

ВАГНЕР
И он смог теперь углубиться в будущее на целых полтора года…

КОЛЕСНИКОВ
Так… И?

Вагнер некоторое время молчит, разглядывая свои холёные руки, потом поднимает глаза на Колесникова. В них - боль.

ВАГНЕР
Они создали или создадут в ближайшие месяцы оружие массового поражения.

Колесников выпрямляется на диване, глаза его становятся стальными.

КОЛЕСНИКОВ
Не может быть… Они так далеки от решения практических принципов деления вещества…
Вагнер усмехается.

ВАГНЕР
Это - уникальная цивилизация в плане изобретения средств умерществления себе подобных!

КОЛЕСНИКОВ
(резко)
Что это будет?

ВАГНЕР
Не поверите: газы.

КОЛЕСНИКОВ
Когда и где?

ВАГНЕР
Через год, осенью, в войне против Англии.

КОЛЕСНИКОВ
С чего вы решили, что начнётся война? Ведь реальных предпосылок нет!

ВАГНЕР
Дикая случайность: выстрел идиота-студента в Сараеве. А воевать-то уже и сегодня все готовы…

КОЛЕСНИКОВ
Итак, через год… Количество жертв?

ВАГНЕР
Относительно немного. Но уже в апреле 1915-го на реке Ипр их будет гораздо больше. Мы не могли и представить себе, что пары обычного хрома можно применять столь нетривиальным способом!

Колесников усиленно трёт шею, прикладывает ладонь к затылку, словно там у него кто-то вбил гвоздь… Сильно зажмурив глаза, открывает их, в глазах непривычно-стальной блеск.

КОЛЕСНИКОВ
Хорошо, маркиз, считайте, что я вас услышал.
ВАГНЕР
Это не все, что я имею вам сообщить, барон.
(вскакивает)
Мои… Моё правительство требует разрешение на активное вмешательство в процесс…

КОЛЕСНИКОВ
Процесс… Чего?

ВАГНЕР
Процесс подготовки стерилизации этой планеты! Да, чёрт возьми, именно стерилизации! Цивилизация, играющая с оружием массового поражения недостойна существовать. Можно пойти двумя путями: полностью санировать планету, и к этому склоняется большинство в моём правительстве, или заняться конкретным вмешательством в её внутренние дела. Дать местному прогрессу пинка под зад. Помочь проскочить критический период истории. Под нашим неусыпным руководством, естественно…

КОЛЕСНИКОВ
(холодно, уточняя)
Под ВАШИМ, маркиз?

Маркиз тушуется, отводит взгляд, потом поднимает глаза на Сергея, теперь в его взгляде - твёрдость.

ВАГНЕР
Да, барон. Под руководством правительства моих миров.

Колесников подходит к шкафу до потолка, открывает потемневшую от времени дверцу. За ней - коллекция холодного оружия: шпаги, рапиры, даги, эспадроны. И возле каждого клинка - тот или иной предмет мужского туалета - то разорванная печатка, то пробитая пулей шляпа, то просто платок с тёмными пятнами, подозрительно напоминающими кровь.

Колесников достаёт первую попавшуюся шпагу, делает клинком несколько изящных пируэтов. Маркиз наблюдает за его действиями исподлобья.

ВАГНЕР
(с холодным интересом)
Убьёте меня? Как всех этих…

Кивает на шкаф с трофеями дуэлей. Колесников усмехается, убирает клинок на место.

КОЛЕСНИКОВ
А знаете, Вагнер, иногда мне кажется, что это было бы радикальным решением проблемы! Другого бы не прислали. Не так ли?

ВАГНЕР
(вызывающе)
Ваш Конвент не справился с ситуацией на Земле. Дайте нам дорогу, у нас есть апробированные на сотнях миров методы…

КОЛЕСНИКОВ
(усмехаясь)
Видел я ваши методы. Построить стартовую площадку, которая уже успела попасть во сколько-то там чудес света. Это как называется?

ВАГНЕР
(брюзгливо)
Если вы про Баальбекскую веранду, то это - издержки попыток ранней колонизации.

КОЛЕСНИКОВ
В галактической юридической практике это называется «активное вмешательство в мирах иного этногенеза». Об ответственности просветить?

ВАГНЕР
Не надо… Нам и так запретили здесь появляться на несколько сотен лет…

КОЛЕСНИКОВ
Так какого рожна вы теперь-то снова лезете?

ВАГНЕР
Так газы… Новое оружие…

Колесников шумно выдыхает, подходит к столу, проводит рукой над коробочкой, лежащей на столе. Над ней возникает изображение самолёта братьев Райт, потом чертёж самолёта Можайского. Их сменяют силуэты «альбатросов» и «ньюпоров».

КОЛЕСНИКОВ
Смотрите, юноша… Позвольте, я буду вас так называть, поскольку вы. в отличие от вашего покорного слуги, варитесь в этом котле всего-то пару веков. Итак, они прошли путь от теории воздухоплавания до практического применения авиации за какие-то полтора десятка лет. От первых опытов Маркони и Попова до практического телеграфа примерно за столько же. Дредноуты и линкоры не успевают сойти со стапелей - устаревают. Автомобили на европейских улицах уже никого не удивляют. И вы считаете, что цивилизация с таким уникальным потенциалом развития может сама себя уничтожить?

Вагнер молчит, рассматривая кадры хроники над коробочкой.

КОЛЕСНИКОВ
Чего вы молчите? Я кажется задал прямой вопрос?

ВАГНЕР
Эта цивилизация стремится уничтожить себя с маниакальной последовательностью!

КОЛЕСНИКОВ
(восторженно)
Так ведь не уничтожила же!
(ДАЛЬШЕ)

КОЛЕСНИКОВ (ПРОД.)
В наш с вами прошлый визит вы мне пророчили гибель человечества от внедрения пара. Мы пережили тогда ряд войн с применением первых паровых фрегатов, даже первых бронепоездов. И что же эти люди? Живы и здоровы!

ВАГНЕР
Ага, и успели изобрести смертоносные газы!

Колесников разводит руками.

КОЛЕСНИКОВ
(терпеливо)
Я уверен, они же и найдут способ с ними бороться, какой-нибудь респиратор…

ВАГНЕР
(горячо)
Вот я и предлагаю: давайте им подскажем! Я даже слово придумал: противогаз… На вашем любимом русском языке.

КОЛЕСНИКОВ
Знаете что, любезнейший, продолжайте лучше свою карьеру балаганного прорицателя, развлекайте публику. Судя по перстенёчку на вашем пальце, это - весьма прибыльное занятие.

ВАГНЕР
(возмущённо)
Барон!

КОЛЕСНИКОВ
(холодно)
Маркиз, не забывайте о моём записном бретёрстве и «коллекции голов» ваших предшественников.

Он кивает на только что запертый шкаф Вагнер вздрагивает.

КОЛЕСНИКОВ
Шутка, можете расслабиться… В общем так, мой приказ: вы немедленно свёртываете свою базу на обратной стороне Луны и перемещаете её куда-нибудь в Облако Оорта, к примеру, где она будет не в пример малозаметнее. Местные телескопы, дружок, отличного качества, и ваша окололунная активность уже ни для кого не секрет, и добраться до вас аборигенам лишь дело времени.

Вагнер ошарашенно молчит. Колесников усмехается.

КОЛЕСНИКОВ
С планеты уводите всех своих архаровцев, сами пока можете остаться, при условии, что будете регулярно делиться своими хроносводками. В противном случае…

ВАГНЕР
(поспешно)
Я понял, барон… Но местные…

КОЛЕСНИКОВ
С газами я разберусь без вас. Поверьте мне, это не самая большая угроза данной цивилизации. Гораздо больше вреда могут привнести «активисты» вроде вас со своими благими намерениями. Кстати, вы знаете, куда ведёт дорога, вымощенная такими намерениями?

ВАГНЕР
(глухо)
Нет…

КОЛЕСНИКОВ
И не стану просвещать, сами покопайтесь в здешних источниках. И давайте-ка дальше без самодеятельности: никаких скутеров, у меня прекрасно действует портал.
(ДАЛЬШЕ)
КОЛЕСНИКОВ (ПРОД.)
А геопозиционный маяк я завтра же настрою. По рукам?

ВАГНЕР
(неохотно)
По рукам…

Они пожимают друг другу руки, Сергей берёт Генриха под локоть, ведёт к дивану, пот дороге подхватывает колокольчик, звонит. Вошедшему лакею молча кивает на графин. Тот понимающе исчезает.

Вагнер между тем разглядывает череду портретов на стенах. На них почти одно и то же лицо Колесникова в одеждах разных эпох: от вельможи при дворе Ивана Грозного до современного буржуа…

ВАГНЕР
(иронично)
Галерея предков?

КОЛЕСНИКОВ
(в тон ему)
Типа того. Иногда заходят гости, надо же соответствовать эпохе…

Вагнер тем временем замечает несколько почти одинаковых пейзажей: на них явно запечатлено одно и то же поместье, только разнятся пейзажи на заднем плане…

ВАГНЕР
Это?

КОЛЕСНИКОВ
Пейзажи моей супруги. Вы же знаете её страсть к живописи.

ВАГНЕР
(присматриваясь)
Где это? Незнакомое место…

КОЛЕСНИКОВ
(задумчиво улыбаясь)
Это - моё имение под Петербургом, мы планируем через пару дней туда переехать.

ВАГНЕР
А Германия?
КОЛЕСНИКОВ
Судя по тому, что вы сообщили, здесь скоро будет плохо пахнуть… Газом.

Оба сдержанно смеются.

Крупно во весь экран - пейзаж с лесом на заднем плане и имением Колесникова на переднем.

Затемнение…

10. НАТ. 1913 ГОД. ОСОБНЯК В БАВАРИИ. ДВОР - ДЕНЬ

Слуга волочёт лестницу, Сергей идёт рядом, в его руках молоток и гвозди. Он рассовывает гвозди по карманам, молоток затыкает за ремень. Они подходят к старому тополю, слуга приставляет лестницу.

СЛУГА
(по-немецки)
Господин барон, позвольте мне?

КОЛЕСНИКОВ
(по-немецки)
Э, нет, Якоб, надо и мне жирок растрясти. К тому же дело это тонкое.

Он поднимается по лестнице, и теперь видно, что к дереву приколочен красивый скворечник. Добравшись до него, Сергей что-то делает, отчего передняя стенка отворяется на манер дверки.

Сергей суёт туда руку, вытаскивает кучу мусора, веток, птичьего помёта…

КОЛЕСНИКОВ
(недовольно)
Вот ведь устроились, бродяги!

МАРИЯ
(за кадром)
Зачем тебе это? Если через пару дней всё рано будем перебираться в Петербург?

Сергей смотрит сверху вниз на подошедшую супругу, широко улыбается. Мария стоит в мольбертом на плече, весело смотрит на него.

КОЛЕСНИКОВ
А ты забыла, дорогая, что я переезжаю всегда вместе со своим имением? А значит, и это дерево переберётся с нами. А скворцы настолько загадили прибор геопозиционирования, что бедный Генрих не смог взять пеленг.

Оба смеются. Сергей закрывает дверцу, осматривается по сторонам. Вокруг возвышается лет, за его синевой - вершины Баварских Альп.

КОЛЕСНИКОВ
(задумчиво)
Да, пора домой…

Он спускается вниз, и в это момент их накрывает тень, словно наступило солнечное затмение… Мария и Сергей поднимают головы: почти над самыми кронами деревьев величаво проплывает громадный «цеппелин» с кайзеровскими крестами на крутых боках…

Сергей опускает взгляд на картину в руках Марии: этюд с изображением озера, имения и леса на горизонте… Картина просто таки источает мир…

11. НАТ. 2017 ГОД. ЛЕТО. КОТТЕДЖ КОЛЕСНИКОВА. ОКРЕСТНОСТИ ПИТЕРА - ДЕНЬ

ТИТР:

«Окрестности Санкт-Петербурга. Наши дни»

Крупно в кадре - та же самая картина, только на горизонте, далеко за линией леса - силуэты большого современного города.

Мария дорисовывает этюд, как вдруг слышит постепенно нарастающий гул. Она прикрывает руками уши и поднимает голову к небу…

Она берёт с раскладного стульчика трубку мобильного телефона.

12. НАТ. 2017 ГОД. ЛЕТО. ОКРЕСТНОСТИ ПИТЕРА - ДЕНЬ

Двое рыбаков-селян сидят в надувных лодках, уныло глядя на застывшие поплавки.

Солнце сияет вовсю, высоко в небе - лёгкие облачка.

В этот момент раздаётся пронзительный свист, а затем - резкий хлопок, словно в небе что-то взорвалось.

По небу расходятся концентрические круги ударной волны, она проносится по кронам деревьев, поднимает бурун на глади озера, лодки резко кренятся, рыбаки, взмахнув руками, валятся в воду.

Над перевёрнутыми лодками проносится какой-то предмет и скрывается за кромкой близкого леса.

Один из рыбаков выныривает, нахлобучивает на голову размокшую бейсболку, оборачивается ко второму, плюющемуся и кашляющему.

РЫБАК
Вася, что это было?!

ВАСЯ-РЫБАК
А хрен его, Лёха, знает! Гребём к берегу!

Оба смотрят в ту сторону, куда скрылся странный предмет, потом начинают энергично плыть к берегу, позабыв про снасти.

13. ИНТ. 2017 ГОД. ЛЕТО. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА ТЕАТРА - ДЕНЬ

Кабинет директора питерского театра, на станах афиши спектаклей, на некоторых - сам сергей Колесников. Сергей сидит в директорском кресле, он вроде бы немного заматерел, лёгкая седина проглядывает на висках. Но всё столь же остёр и точен.

Он перебирает бумаги на столе, когда раздаётся стук в дверь.

КОЛЕСНИКОВ
(кричит)
Кого там принесло? Войдите уже…

Входит монтировщик ДЯДЯ ВАСЯ (65), чуть навеселе, но в целом - «погружённый в себя». Он снимает помятую кепку, теребит её в руках…

ДЯДЯ ВАСЯ
(невнятно)
Данилыч, тут… Эта…

КОЛЕСНИКОВ
Говори уж, не томи, дядя Вася… Что там опять у вас в цеху приключилось…

ДЯДЯ ВАСЯ
Так эта… В Вологду декорации отправили, фуру-то… Позавчерась…

Колесников напряжённо пытается следить за полётом монтировочной мысли…

КОЛЕСНИКОВ
Отправили… Дальше?

ДЯДЯ ВАСЯ
Так она, эта… Без трона ушла! Вот…

КОЛЕСНИКОВ
(терпеливо)
Без какого трона?

ДЯДЯ ВАСЯ
(расстроено)
Так Борискиного… Годунова, то есть… Как есть забыли в монтировочной, отреставрированный…

КОЛЕСНИКОВ
(вкрадчиво)
А что он делал в монтировочной, почему на складе не был?

ДЯДЯ ВАСЯ
(убито)
Так мы как его с реставрации забрали, так у себя сначала поставили, некому тащить на склад было - спектакль выставляли. А потом… Ну, кушали там на нём…

КОЛЕСНИКОВ
После реставрации…

ДЯДЯ ВАСЯ
(ещё тише)
Ну да…
(ДАЛЬШЕ)

ДЯДЯ ВАСЯ (ПРОД.)
В общем, товарищ директор, можно трон сей отправить до Вологды, затолкаем во вторую фуру, если как-нибудь упрессуем оркестр… Только эта… И так шибко народ запарился…

КОЛЕСНИКОВ
(грозно)
Я что-то не понял: кресло кто не донёс до склада? Я что ли?

ДЯДЯ ВАСЯ
Дык мы…

КОЛЕСНИКОВ
А оставил его в вашей коптёрке тоже я?

ДЯДЯ ВАСЯ
Ну, Данилыч… В первый раз такое!

КОЛЕСНИКОВ
Знаю я ваши «первые разы», не первый год в театрах… Значится так: кресло упихайте в фуру как хотите, но чтобы завтра оно было в Вологде, ясно?
(дядя Вася обречённо кивает)
И вот вам «сверхурочные», прессуйте музыкантов.

Он кладёт перед дядей Васей пятисотрублёвую купюру. Дядя Вася стремительно хватает её и, на ходу нахлобучивая кепку, устремляется к выходу из кабинета. В этот момент звонит мобильник.

Дядя Вася останавливается на пороге, хочет что-то добавить, но Колесников только машет ему вслед, мол, вали уже…

КОЛЕСНИКОВ
(в трубку)
Да, радость моя? Что? ! Опять? А портал зачем тогда? Как маяк не работает?
(ДАЛЬШЕ)

КОЛЕСНИКОВ (ПРОД.)
Работал же, я его когда чистил-то… Как в семьдесят пятом? Ну да, «Союз-Аполлон», помню… Точно, семьдесят пятый… Ну, займи его чем-нибудь, я скоро буду… Чем-чем? Там в холодильнике литр «Посольской» остался, порадуй парня… Я скоро буду.

Сергей поднимается, надевает пиджак, до этого покоившийся на спинке директорского кресла, убирает бумаги в сейф, закрывает его, ключ кладёт в карман. Берёт со стола мобильник, ещё раз оглядывается и выходит из кабинета.

14. НАТ. 2017 ГОД. ЛЕТО. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. СЛУЖЕБНЫЙ ВЫХОД ИЗ ТЕАТРА - ДЕНЬ

Колесников выходит из театра, привычно озираясь в поисках поклонниц, перебегает через дорогу, там, на другой стороне улицы бар со знакомой надписью «У Саныча».

Ухватившись за массивную ручку, Сергей открывает дверь и ныряет внутрь…

15. ИНТ. 2017 ГОД. ЛЕТО. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. БАР «У САНЫЧА» - ДЕНЬ

В баре полутемно, интерьер ультрасовременный, стиль «хай-тек» народу мало, никто не обращает внимание на вошедшего Колесникова, кроме бармена, привычно перетирающего бокалы за стойкой.

Это - тот же самый Саныч, что и в 1913-м году, даже не постаревший. Завидев вошедшего Колесникова, кивает ему, ставит на стойку бокал, наливает пива.

САНЫЧ
Особый пожелания будут?

КОЛЕСНИКОВ
(пригубливая из кружки)
Что-нибудь местное, домашнее…

САНЫЧ
Это можно…

Он оборачивается к бочонкам, поворачивает кран на одном из них, кивает Сергею. То отставляет бокал и идёт в сторону подсобки, к неприметной двери. Открывает её…
16. НАТ. 2017 ГОД. КОТТЕДЖ КОЛЕСНИКОВА. ОКРЕСТНОСТИ ПИТЕРА - ДЕНЬ

Сергей стоит напротив своего дома - точной копии имения в Баварии, напротив него - Мария и Генрих, он теперь одет в какой-то малахай и унты…

На вопросительный взгляд Сергея, переминается…

ВАГНЕР
(смущённо)
Меня выдернули из Анкориджа, там пока ещё прохладно… Готовится ядерная провокация в Пакистане… Моё правительство…

КОЛЕСНИКОВ
(устало)
Можно я угадаю с одного раза?

Мария смеётся. Сергей смотрит на пейзаж на её мольберте, там всё тот же солнечный день под вечным солнцем.

Колесников поднимает голову и вглядывается в высокие летние облака… Будущее только начинается!

ТИТР:

КОНЕЦ