Давным-давно в долине Ла

Александр Бармин
               
                ВВЕДЕНИЕ
               

  Куда можно добраться на машине времени.

  Мы живем в трехмерном пространстве, в котором можем самостоятельно перемещаться в трех направлениях. И еще в одном измерении – времени – мы перемещаемся не по своей воле.  От прошлого к будущему – всегда вперед. Это можно сравнить с ощущениями  червя, ползущего по плоскому  столу, а стол этот кто-то поднимает вверх. А было бы интересно этот стол опустить вниз, вот бы червяк и оказался в своем прошлом. А потом опять в будущее.  Вот бы  сделать такую машину, чтобы перемещаться во времени, отправиться в прошлое, поболтать  с Иваном Грозным и, если он будет в хорошем настроении, можно будет даже безнаказанно вернуться назад. Или обогнать время, попасть  в будущее, набрать там модных штанов – и назад.  Но как,  переместившись во времени, попасть в то же самое место, откуда стартовал? Наше солнце движется вокруг центра галактики со скоростью 250 км в секунду, Земля движется вокруг солнца со скоростью 30 км в секунду. И даже сама земля вращается вокруг своей оси в наших широтах со скоростью 0,3 км в секунду.  Так что, переместившись во времени даже на несколько секунд,  можно так заблудиться, что домой уж и не вернешься.  Слишком мала в космосе та точка, где бы нам хотелось путешествовать во времени.  Чтобы разогнаться до такой скорости, чтобы не отстать безнадежно, для автомобиля массой 1 т надо затратить столько энергии, сколько расходует город с миллионным населением за сутки, или израсходовать  тяжелый железнодорожный состав с бензином. Вполне доступно путешествие во времени с помощью воображения и совершенно  реально по следам.  В доисторические времена люди оставляли много следов. Благо они использовали долговечные материалы – камень, керамику.  Можно даже догадаться, о чем думал человек, оставивший следы.  Надо только внимательно смотреть.  Надо просто представить себя на том месте и в то время. Как бы сам себя повел? Человек со временем не меняется. Меняется его окружение: климат, пища, инструменты, косметика, соседи. А мотивы поведения и ценности те же, что и у нас.  Археологи любят примерить то, что найдут. Так они лучше понимают тех, кого изучают. Я, конечно, не археолог,  но  когда я нашел свой первый неолитический  памятник и потрогал вещи древних людей, то почувствовал себя не только на  5 тысяч лет моложе, но и  как бы   у них в гостях.  Высшее мастерство  следопыта – понять того, кто оставил следы. Попробуем.  Внимательно смотрите под ноги, по сторонам, думайте, фантазируйте, и пожалуйте путешествовать в прошлое.  Археологических памятников нет только там, где их не ищут.
      Это не учебник и не научная статья. Это, скорее, пособие по доисторическому краеведению.   Надеюсь,  Вы еще сделаете свое научное открытие.   
 
 Гл.1. Тайная тропа через топь
 
      Сильный ветер рвал пожелтевшие  листья с дубов и осин, гнал волны по сухой траве. Вся огромная низменность колыхалась, дышала. Долина была так велика, что дальние синие горы на горизонте казались маленькими  островками среди равнины.  Заснеженные хребты на краю долины увидеть нельзя, так до них далеко.  Гусь может перелететь долину поперек за день. А вдоль не сможет. Когда в верховьях пройдут летние дожди, эта  вода в нижней части долины  появится  через месяц.

 Месяц  или луна – это время от новолуния до новолуния, равно 29,5 земных суток. По половине  лунного диска  добавляется или убавляется каждые  7 дней. Отсюда в нашем  календаре месяц и семидневная  неделя.

По долине текли реки. Одна - самая большая. Так ее всегда и называли –  Река или Большая Равнинная Река.

    В русском языке употребляется  одно слово «река». В тунгусских языках отдельное слово для горной реки - «бира» и другое для равнинной реки - «монгбо». Та река, которую мы называем Амур, в нанайском - Даи Монгбо (Большая Равнинная река), в нивхском - Ла. В нивхском языке для обозначения реки употребляется   слово  «эри». А для обозначения ветра употребляется слово ла с уточняющим словом: «оск ла – встречный ветер, ларвил ла – штормовой ветер, ла ыс – властелин  ветра». Слово Ла пожалуй, можно перевести как «Поток». Из современных языков нивхский язык ближе всего к языку древних жителей долины. Мы тоже  будем называть Большую реку «Ла».

 Было  несколько больших притоков  и множество мелких речек, ручьев, проток и озер.  Редкие холмы среди травяного моря поросли лесом. Долина была похожа на степь, только наоборот. В сухой степи лес растет в низинах, где воды побольше. Здесь же деревья растут на склонах, где есть сток воды и не так сыро. Лес растет на холмах, по краям оврагов и берегам рек. На ровных местах так сыро, что  даже кочки тонут. Местами озера заросли и превратились в гиблые болота.  Все лето долину заливали дожди, потом вода долго стекала в реки. И вот пришла осень. Через бескрайние пространства суши прорвалось первое дыхание зимы. Скоро оно станет ледяным, долина  застынет до следующей весны. А пока в долине кипела жизнь.  Звери шли, обгоняя морозы и снегопады. Цепочками  брели вдоль берегов озер косули – мелкие олени. Мелкими группами шли изюбры – крупные олени. Бежали кабаны с подросшими поросятами. Изредка проплывали над травой рога огромного лося. Крупные бурые медведи шли в другую сторону – к северным горам, спать в берлогах. В темном  лесу на холмах среди огромных кедров и лип подстерегали добычу хищники – серые и красные волки,  рыси, барсуки и их злейший враг – самый крупный полосатый хищник этих мест. Низко над лесом, борясь с ветром, летели гуси. По озерам сидели многочисленные утки. Тут же по берегам в поисках рыбы и мышей бродили трусливые болотные собаки и лисы.  Тысячи лет дышит долина. Весной тает снег, поднимается трава,  и звери идут в эту гигантскую кормушку, осенью большая часть зверей уходит за  Ла, где меньше снега. Часть зверей остается, спит, достает траву из-под снега или  охотится. Здесь все места заняты и всем хватает места.

Среднеамурская низменность имеет длину 670 км,  ширину – от 100 до 200 км. Высота над уровнем моря от 30м до 80 м с несколькими небольшими хребтами до 1000 м. В нижнем течении река Амур протекает по гораздо более узкой долине с большими озерами. Этот участок – около 200 км. Вверх по Амуру и его притокам поднимаются проходные лососи - до 1500 км.  На всей этой территории сейчас  живут крупные звери: медведи двух видов – 8 тысяч, косули – 100  тыс,  изюбры – 20 тыс., кабаны – 40 тыс. , лоси – 10 тыс.  В лучшие годы уловы рыбы в реке составляли 150 тыс. тонн проходных лососей и 70 тыс. тонн частиковых рыб.

      Во всем этом порядке выделялась одна фигура. Она двигалась то в одну сторону, к заросшему берегу озера, то вдруг резко поворачивалась и прыжками уходила к холму, то пряталась в высокой траве и ползла среди кочек. Человек был весь одет в рыбью кожу. Куртка, составные штаны, сапоги и даже шапочка были сшиты из выделанной рыбьей кожи. Как же он попался в ловушку, как глупая болотная собака? Он осторожно обходил чужой самострел на тропинке, хотел все рассмотреть и наступил на колючку-ловушку. Он смог уйти и даже вырезал зазубренную  колючку из ступни. Но яд уже попал в кровь. Теперь кровь не остановится. С каждым шагом на траве будет оставаться капелька. Если до следующего рассвета не принять противоядие, человек умрет. Если сейчас отправиться в поселок, кровяной след укажет дорогу через болото. Человек знал, что из леса на холме за ним следят, иначе его бы уже догнали. Они там ждут, что он им укажет дорогу. Надо до утра попасть в поселок, предупредить своих, а след не оставить. Человек путал следы и ждал ночи. Тени стали длиннее, солнце поползло за горизонт. Человек уже долго бродил по воде вдоль берега озера. Уже и цвета стали неразличимы, только светились полоса на горизонте и яркая  звезда вслед за солнцем. 

   Это не звезда, а планета Венера. В ясную погоду ее можно видеть днем невооруженным глазом, а темной ночью ее света хватает, чтобы падала тень.

 Прокричала ночная болотная птица. В камышах завизжала зверюшка. Кого-то загрызли. Наступила ночь. Пора. Человек отжал сапоги, набил туда свежего мха.  У рыбьей кожи есть интересное свойство – отжал ее, и она сухая. Теперь кровяного следа недолго не будет. Лук и чехол со стрелами человек держал над головой. Хотя они и пропитаны специальным отваром и не боятся воды, а долго в воде им находиться нельзя. Человек брел по отмели, обходя островки лотоса и водяного ореха, переплыл глубокую яму и добрался  до плавучих островов. Он нырнул под слой травы и вышел с другой стороны на тайную тропу. Теперь это место не найдет никакой следопыт и даже специально обученная собака. Когда человек выбрался из болота и подошел к песчаным холмам возле Синей реки, была уже глубокая ночь. Зимнее созвездие Небесного Охотника поднялось над горизонтом. Стареющая  луна светила достаточно, чтобы видеть дорогу.
Созвездие Ориона или Небесного Охотника также,  как и созвездие Большой Медведицы,  являются главными небесными указателями в северном полушарии. С их помощью можно найти на небе  главные звезды и созвездия. Этим пользовались люди с древнейших времен.
 Под холмом сопел огромный медведь. «Какой глупый зверь», - подумал человек. Он подошел поближе и громко крикнул: «Вя-я-я!». Медведь поднял голову, хорошо были видны его круглые уши. Зверь оскалился и рявкнул. Вдруг он прижал уши и низко опустил голову. Сейчас он пойдет в атаку.  «Что за день? – подумал человек, - все перевернулось наоборот. Когда это медведь рычал на охотника?» Времени не оставалось. Человек привычно мгновенно изготовил лук и  достал сигнальную стрелу. Понеслась в черное небо стрела с глиняной свистушкой. Раздался страшный вой. Это сигнал идущих в бой людей, одетых в рыбью кожу. Звук, от которого враг замирает от страха, а  зверь бежит, не разбирая дороги. Мало кто из чужих слышал этот голос смерти   и остался жив. Из-за холма взлетели три огненных полосы. Это ответили из дома.  Медведь молча поднял голову и медленно уступил дорогу. Человек   шел по холму к дому. Сил у него осталось мало, но он свое дело сделал. Он брел и пел песенку. Приближался рассвет. Наступал новый день.  Новый день конца  каменного века – Энеолита.

Гл.2.   Голоцен. От Эдема до Каина

    С кем  олени борются за жизнь? Борется не олень с волком, а олень с оленем. Кто быстрее, тот и выживет и оставит потомство. Потомки продолжат борьбу. Волк в данном случае выступает в роли судьи. Смотрит, кто быстрее. Или у кого рога длиннее. Того волк и оставит продолжить род.  Естественный отбор так отшлифует нужные признаки, что утка примет форму идеальной капли, рост косули будет идеально подходить к высоте травы. Тело кабана станет идеальным клином.  А кто решает, какой волк продолжит род? Получается, олени. В борьбе за жизнь победит самый быстрый и зубастый волк. Еда решает, какому едоку жить. А кто же проводил отбор у людей? Ну, микробы выбирали людей с самым сильным иммунитетом. Так это у всех животных. А еще кто? Наверное, еда.
    Когда люди жили присваивающим хозяйством: охотой и собирательством, плотность населения была 0,01 человека на квадратный километр. Такой образ жизни больше всего был  похож на жизнь Адама и Евы в Эдеме, описанную в Ветхом Завете. Может, не так сытно и тепло, как в Раю, но принцип тот же: дело человека – съесть то, что ему дано, а откуда это берется, его не касается. Стандартная группа из 20 -25 человек занимала промысловую территорию в виде квадрата 50х50 километров. Дальше жили соседи. Такие участки постоянно перемещались вслед за стадами зверей, и покрывали всю Ойкумену.  Это была очень стабильная и уравновешенная система – сеть из крепко связанных цепочек. Мир, в котором человек за всю свою жизнь встречал всего 200 – 300 особей своего вида. В стандартной группе было двое взрослых мужчин-охотников и двое подрастающих. Самым дорогим  в такой группе-семье  был  мужчина-охотник. Потеря одного охотника – страшное бедствие, потеря двоих – гибель всей группы.  А следом – вырождение всех соседних  групп от близкородственного скрещивания.    Самым важным следствием низкой плотности населения было отсутствие войн и вообще убийства. Так что большую часть своей истории суперхищник-человек был  самым мирным видом на Земле и оберегал  своих соседей. Это был не выбор людей, это был выбор эволюции.  Если и находился какой-нибудь злодей и убивал соседа, то обрекал на голодную смерть соседнюю семью и  на вырождение все свое потомство.  Это место занимали другие семьи.  Времени было много. Сохранять другие виды людей, с которыми сапиенсы не скрещивались, нужды не было. Они и вымерли. Почему вымерли неандертальцы, а не сапиенсы? Неандертальцы имели больший объем мозга, заботились о старых и больных неандертальцах. Они были лучше приспособлены к условиям оледенения, лучше охотились. У них были все данные, чтобы заселить Землю. Они были более самостоятельные и замкнутые,  реже встречались и обменивались с другими семьями. И это оказалось решающим.    30 тысяч лет назад исчез неандерталец и остался один вид людей. «Райская» жизнь присваивающего хозяйства  продолжалась весь палеолит, это примерно 200 тысяч лет. Кочевая жизнь небольших, общающихся семей оказалась очень устойчивой к природным катаклизмам. Наступит засуха,  наводнение или оледенение  -   группы откочуют в другое место и живут, как прежде. При оседлой жизни рядом с источником пищи,  например в пещере, все умрут в случае засухи или наводнения. Так и происходило, потом за много тысяч  лет все восстанавливалось. В сплошной сети, состоящей  из человеческих семей, появлялись дыры, зарастали, но не появлялись сгустки-узелки. Это потому, что люди не контролировали источники пищи. Конечно, они всегда пытались сами производить еду.  Много раз люди кусали  запретный плод с дерева познания, но никак не могли покинуть Рай. Стихийные бедствия – засухи, наводнения,  эпидемии – все это возвращало людей в палеолит.  20 – 16 тысяч лет назад произошел тяжелейший экологический кризис. Рост ледников, опустынивание, вымирание привычных промысловых животных -  все это вызвало многочисленные разрывы в сети палеолитического населения.  Но потом наступил Голоцен, последний этап геологической истории Земли. Начали таять ледники. Самые быстрые изменения произошли 10 тысяч лет назад. Потекли реки, разлились озера. По сухим местам зацвели луга. Быстро восстановились стада диких зверей. Вот тогда и появились сгустки населения. В некоторых местах  на площади 50х50 км стали жить не 20, а 2000 человек.  Подробности до сих пор не известны, но люди вырвались из Рая и стали сами контролировать источники пищи. Кто был старше – Каин или Авель? Что было раньше – земледелие или скотоводство? Раскопками подтверждено, что  9 тысяч лет назад было  земледелие, скотоводство, поселки с населением более тысячи человек.   Все это случилось очень быстро.  Произошла неолитическая революция. Самым революционным было то, что люди от семейного образа жизни перешли к общественному. И сразу людям стало тесно.   Плотность населения превысила порог, за которым можно было не ценить отдельного человека. Земледелец Каин убил брата Авеля. Первое убийство, действительно, оказалось связанным с земледелием. В  первообществе того времени не было привычного нам неравенства, это были общины из нескольких равных  семей. В раскопках поселков того времени все дома  одинаковы. Нет хижин, нет  и дворцов.  Добротные постройки на большую семью. Рядом с таким поселком были поля и луга.
      Избыток еды не менее опасная вещь, чем ее недостаток. Только нехватка еды – это проблема для живущих сейчас, а избыток – проблема для их внуков. Когда еды много, население растет, но посевные площади имеют предел. И вот наступает время, когда пашни на всех не хватает. Тогда наступает голод, от которого погибнет весь прирост населения. А это не 20 – 30 человек, как в палеолите. Но тут гомо сапиенсу повезло. Наступил Плювиал, «влажный неолит». Три тысячи лет погода с каждым годом становилась все лучше. Луга и леса наступали на пустыни. Все больше становилось мест, пригодных для земледелия и скотоводства. Хорошая поддержка была у неолитической революции.
   
    В начале неолита (8 тыс. лет назад) все население Земли было около 10 миллионов человек. В конце Плювиала  (6 тысяч лет назад)  на Земле жило  50 миллионов человек.

   Самые крупные культурные центры раннего неолита ( 9 – 7 тыс. лет назад)   были с населением 3 тысячи человек (Иерихон) и даже   до 8 тысяч (Чатал-Гуюк). Даже на менее плодородной  Южнорусской равнине, где тогда еще не было чернозема, были поселения трипольской земледельческой культуры до 500 человек.  Множество людей обменивались достижениями и изобретали новое. Новые инструменты, технологии, материалы очень быстро становились достоянием всего человечества.  Конечно, не всегда погода была прекрасная. Но главное  -  сельскохозяйственные площади все время росли. Постоянно росло и население. Вдруг 5 тысяч лет назад крупные  поселения стали уменьшаться, разоряться и через несколько сот лет совсем исчезли. Это закончился Голоценовый оптимум.  Стало суше и холоднее. Плодородные земли Западной Азии и Северной Африки за два столетия превратились в пустыни.   Голод. Люди пришли в движение.   Очень болезненным был конец   климатического оптимума.  И, конечно, не без зверств,  людоедства и переселения народов. Это было первое переселение народов, потому что до этого и народов-то не было.  Но  численность человечества уже стала достаточной для того,  чтобы заработал коллективный разум.  Люди ушли к рекам, стали строить дамбы, стали контролировать не только еду, но и среду. Концентрация населения увеличилась еще в 10 раз. Тяжелые природные условия привели к развитию цивилизации.  Началась металлургия, строительство городов, письменность. Энеолит, да и только.  Но как же такие вольные животные, как сапиенсы, смогли ужиться в плотных и крупных поселениях?    Как  общины, состоящие из нескольких семей, смогли собраться  в общество? Таким группам  объединиться для совместных действий невероятно трудно. Всем действовать заодно, отказать себе в чем-то ради общественной пользы. Как вообще это могло случиться?  Объяснения этому так и не нашли и предположили, что человек – животное общественное. Сейчас уже достаточно данных, чтобы убедиться, что это не так. Человек – семейное животное, приспособившееся жить в обществе. Почему у других животных жизнь простая, а у людей такая сложная?  Почему только наш вид делает вещи, противные своей природе? Войны, зверства, паразитизм, тирания, самоуничтожение  и самоубийства никак не были заложены в гены человека. Это все следствия перехода  к общественной жизни. Слишком быстро все произошло,  и не было достаточно времени, чтобы к такой жизни нормально приспособиться. Приспособились кое-как:  насильно, с насилием.   Процесс превращения свободных общин в социум все еще идет. И куда повернет, неизвестно. Известно, что  5 тысяч лет назад  в междуречье Тигра и Евфрата возвышается Шумерская цивилизация с металлургией, письменностью и городами с населением до 40 тысяч человек. Вскоре и в долине Нила поднялось мощнейшее государство.  Человечество сделало первый шаг из медно-каменного  в медный век.
      На севере и востоке Евразии в это время  климат менялся не так резко, как на западе. Не было такой засухи. В долине Ла сохранилась растительность Голоценового оптимума.  По всей низменности росли кедрово-широколиственные леса, те, что сейчас сохранились на самом юге долины. В низовьях реки, там, где сейчас растут по марям редкие лиственницы, были южные темнохвойные лиановые леса. Такие  как сейчас растут в Корее и Японии. По берегам Ла и притоков росли огромные кедры, ясени, ильмы и липы по 30 и более  метров высоты. Перекаты были завалены толстыми бревнами, горами плавника. Можно было даже не валить деревья в лесу. Древесина кедра и липы как будто специально создана для каменного инструмента: мягкая и хорошо колется. По старицам повсеместно росли лотос и водяной орех. По лугам -  заросли крапивы, ягодников, орешника. В то время, когда по Ойкумене бушевал энеолит, здесь было еще спокойно и стабильно. Лето было теплее, чем сейчас на 3 градуса. Зимой в долине был и мороз за 30 градусов, и ветер. Но было больше снега, земля промерзала меньше.   Густые леса по берегам и верховьям рек сглаживали наводнения и не давали притокам промерзать. Для частиковой речной рыбы и проходных лососей это были лучшие годы в истории  реки Ла. По всей реке оседло жило примерно 10 тысяч человек.  Половина всего населения располагалась на протяжении 200 километров от устья. Там плотность населения была достаточной, чтобы уже тогда, в неолите, возникли воинственные родоплеменные союзы и начала прорастать цивилизация. Но не проросла.   Воинственность была, а цивилизации не получилось. Хозяйство было присваивающим. Источники пищи контролировались не самими людьми, а чем-то свыше. Сюда, конечно, докатились волны тех событий, которые произошли на западе Евразии, но на жизни местного населения не сказались. Через двести километров выше устья  долина Ла расширялась, и плотность населения была порядка 1 человек на 100 кв. км, стандартная для присваивающего хозяйства того времени.

Сейчас охотнику-промысловику в этих местах выделяют участок 30 кв. км.

   За последние 5 тысяч лет условия жизни на реке мало изменились. Те же тучи разнообразного гнуса летом и обжигающий ледяной ветер зимой. Да и люди те же.   Магазинов, школ, контор и клубов у них не было. Но аналоги уже были. Каменными инструментами они делали вещи не хуже, чем мы можем сделать сейчас. Мы находим каменный топор, который из-за негодности кто-то выбросил несколько тысяч лет назад и удивляемся его примитивности и тупости. А если сейчас найти на свалке старую бензопилу  и попытаться ей распилить бревно?  Или купить в магазине новую косу, не отбить и не наточить, много ли травы  можно накосить? Каменный инструмент надо уметь приладить и настроить.   Важнее всего без всякого высокомерия понять наших предков.  Мы с ними  одного вида. Значит, врожденные черты у нас одинаковые. Нравы могут отличаться, но чувства – нет. Можно воспитать и обучить человека чему угодно, но чувство естественного и противоестественного у него всегда сохранится. Представим, что было естественно для охотников на берегах Ла 5 тысяч лет назад и как они жили.

  Гл. 3. Поселок на берегу реки

    Было тихое, ясное утро. Солнце уже взошло и ослепительно сияло, отражаясь в синей реке. Река Синяя – крупный приток Ла, ныне судоходная река, только сейчас место, где стоял поселок, находится на обмелевшей старице. Река ушла в сторону. А тогда  коса под обрывом  была завалена бревнами, корягами, отдельно собраны топляки – бревна, долго мокнувшие в воде. На высоком берегу, на самом мысу стоял  навес, крытый корой. Подальше от берега были два больших  дома и два поменьше: прямоугольные покатые  полуземлянки 16 Х 12 и 8 Х 6  шагов с отверстием в крыше и низкой боковой дверью.

 Через 5 тысяч лет  от жилищ остались сильно оплывшие ямы-западины. Когда  одно такое  здание раскопали и восстановили, то решили, что дымовое отверстие служило входом, потому, что там была лестница. Но, скорее всего все это жилище повторяло переносной чум, а лестница была нужна для того, чтобы регулировать размер и направление дымового отверстия. Ну и выйти можно было при необходимости.  Я измерял ямы-западины на всех найденных мною памятниках.  Внешне ямы выглядели, как круглые, а по измерениям  всегда оказывались с соотношением сторон 4:3. Это  говорит о том, что жилища были прямоугольные, и строители жилищ знали теорему Пифагора, по крайней мере, ее приложения.  Вопрос: какова длина диагонали жилища?

  Кроме зимних домов в поселке было еще с десяток летних шалашей на столбах;  лабаз из бревен для сушеной рыбы; лабаз с полками для орехов, ягод и кореньев; мастерская с большим валуном-наковальней и ямой для костра; ступа под навесом,  и самое крупное сооружение поселка – навес с разборной крышей  для вяления рыбы из двух частей, каждая часть  размером 10 Х 20 шагов. На косе горели два костра. На одном в больших горшках варилась рыба. В любое время можно зачерпнуть уху и выбрать сварившуюся рыбу. По мере поедания, рыба добавлялась. Здесь же на большом куске бересты была насыпана куча толченых орехов.   В другом костре горел высохший гнилой плавник (деревья, долго находившиеся в воде) – для получения золы. Зола играла в питании ту же роль, что у нас соль.
Если нет соли, человеку нужно не менее 1 кг золы в год. 
   В поселке жило: 5 взрослых мужчин-охотников, 10 женщин разного возраста, 10 подростков (те, кто мог помогать по хозяйству), 20 детей, 1 старик, 2 старухи, 1 колдун, 1 помощник и ученик колдуна, 15 собак (10 ездовых, 5 охотничьих ).  И еще один необычный   человек – для того времени очень большая редкость.   Для оседлого поселения  рыболовов и охотников времен неолита это был очень крупный поселок.  Обычно в одном месте жило не более 30  человек. Состав же  населения поселка  вполне обычный и для нашего времени: 50%  добытчиков и обработчиков, 50% - иждивенцы.
   Возле костра, где жгли плавник,  неспешно беседовали хромой светловолосый  мальчик в халате из рыбьей кожи и седой старик в меховой безрукавке, кожаном фартуке и кожаной шапочке с вороньим пером. Темно-красное лицо   старика, казалось, состояло из одних морщин.  Старик подбросил дров в костер и присел на бревнышко. Послушаем, о чем они говорят. Язык их близок к современному языку нивхов.  Я сразу переведу  их разговор  на наш современный язык, без всяких украшений, архаизмов, специальных терминов  и прочих языковых орнаментов.

Гл. 4. Рассказ старого Ворона

Старика звали Ворон, а у мальчика имени не было. Его все называли «мальчик», он был рабом.   Это и был тот самый редкий для того времени человек.

До Советской Власти домашнее рабство встречалось  у Амурских аборигенов.  Рабство тоже может быть с человеческим лицом. Такой раб - скорее приемный ребенок, чем слуга.  Я сам знал  такого раба. Дед Миша родился айном. После русско-японской войны японцы заняли юг Сахалина. Родителей его убили, а самого продали в рабство береговым орочам. Потом орочи подарили мальчика амурским нанайцам. Там ему дали родовую фамилию. В советское время Миша учился в школе, воевал под Сталинградом, потом работал в леспромхозе. Детей своего хозяина он называл братьями и сестрами и был с ними в добрых отношениях. Только родителей у него не было, а отчество ему дали по названию реки – Гурыч.

Старик присел на бревнышко, потер грудь:
- Совсем старый стал, сил нет. Пора, давно пора мне уходить в Белую Страну. 
У людей реки Ла траурный цвет был белый, как у многих народов на Востоке. Это цвет зимы, холода и сна.
- А там хорошо, дедушка Ворон? – спросил мальчик.
- Да уж, наверное, раз оттуда никто еще не вернулся.
- Как же можно узнать про страну, из которой никто не приходил?
- Ну,  вот  ты во сне был где-нибудь, что-нибудь видел?  Это твоя душа ходит по другому миру. Душа может туда заглянуть и вернуться. А может и не вернуться, тогда человек умирает.
- А наш колдун Петух каждый день улетает.  То обкурится, то мухоморов наестся. Глаза выпучит, ревет и ничего не соображает.
- Для людей старается, будущее узнает. Это не каждому дано, талант надо иметь.
- Да, талант. Всю жизнь, как во сне,   ходит, балдеет и мухоморы жрет.
- Где ты таких слов набрался?  Это все молодежь на осенней встрече на перекрестке рек. Нечего тебя с собой брать на Большой Перекресток к  скале с рисунками.  Учишься не хорошему, а всяким гадостям.
- Я больше не буду.

   Со времен палеолита в тех местах, где встречались семьи, люди оставляли петроглифы. Какая информация фиксировалась таким образом? Сейчас аналоги петроглифов используются только в ритуальных целях.  Оставлять рисунки и надписи на стенах и заборах – видимо, врожденный инстинкт человека.  Медведь, царапающий дерево выше, чем отметка соперника, наверное, испытывает те же чувства, что и мастер  графити.
 
    Тем временем из маленькой землянки на краю поселка раздался страшный вой, визг, рев. Повалил черный дым, и выкатился человек, весь в белой глине, саже, в листьях и соломе. Ремешок с фазаньим пером сбился с головы и болтался на шее. Человек с диким ревом побежал к реке, упал в воду, поплескался и с недоумением уставился на старика с мальчиком. Это и был славный колдун Петух.
- Когда ж ты, Петух, уймешься? На что оболдень-траву переводишь? – возмутился старик.
Колдун повращал глазами и стал приходить в себя:
- Я видел самого Черного Змея. Он сказал: «Уходите».
- А что еще видел? Как там Белая Страна? – съехидничал мальчик.
- Погоди, малыш, это очень серьезно, - сказал старик. Он отвел колдуна в сторону и о чем-то тихо спросил. Потом  сказал:
 - Надо всех собирать. Поздно бы не было.
Мальчик притих и принялся ворошить костер. Старик опять присел на бревнышко.
- Дедушка, дедушка,  расскажи про чешуйчатых, - стал приставать мальчик, - что, на них чешуя растет, что ли?
- Да какая чешуя? Они нашивают на халаты   костяные пластинки, их не берет стрела, копье, даже не всякий топор. Неуязвимые люди.

   С того момента, как люди стали воевать, для войны они использовали все самое лучшее. Чтобы оценить уровень развития общества археологу надо найти не плуг или строительный мастерок, а оружие. А вот если повезет, и найдется защитный доспех, значит, его хозяин был профессиональным военным. А такие профессионалы были только в сформировавшемся государстве. НАШЕЛСЯ ЩИТ, ЗНАЧИТ  БЫЛО ГОСУДАРСТВО.

- Дедушка, расскажи про Оружие, - мальчик почувствовал, что удастся разговорить старого Ворона. – Расскажи про Мудрого Змея и славную битву.
- Да уж куда славнее. Столько людей пропало, страх и ужас. Но пришлось. Иначе всех бы нас убили и, пожалуй, даже съели. Давно это было. Тебе сколько лет?
- Полный круг.

Двенадцатилетний цикл в восточном гороскопе, видимо, имеет происхождение от цикла Юпитера. Эта яркая, заметная планета обходит звездное небо за 12 лет.
 
- Двенадцать лет назад в конце зимы   издалека пришел целый народ. У них там был голод и пожары. Они съели всех собак и уже ели друг друга. Взрослых охотников у них было больше, чем нас всех вместе с собаками. Оружие – это не просто сильный яд, это сама смерть. Если бы не Оружие, они бы нас на куски разорвали. Они шли цепью по льду, урчали, стучали, все вместе, дети и взрослые, все с белыми волосами, в рваных шкурах, многие босые. Они решили или умереть или всех нас убить. Вот тогда старый Мудрый Змей вынул из своей потайной  ямы горшок. Ветер был от нас. Мы постелили солому, облили ее из горшка. Змей увел всех подальше. Я тогда был его помощником. Он дал мне факел, надел на меня маску с белой водой, велел поджечь солому, не дышать и бежать против ветра. Враги бежали через дым  и падали. Тот, кто пытался двигаться, умирал сразу, кто лежал, умирал дольше. Выжил только один младенец, у него отнялись ножки, но я его взял и выходил, хотя сам сильно отравился. Меня лечил Мудрый Змей.  Потом мы всю зиму таскали мертвецов и сбрасывали в прорубь. Вскоре Мудрый Змей умер. Он был очень старый. Я занял его место, стал хранителем. Мое время кончается. Я думал поставить тебя, малыш, раз ты выжил, значит, яд тебя не берет. Но это должен решить большой осенний совет у Черной скалы.
Колдун Петух потоптался и сказал:
- Ну что, я пойду сигнал сбора поджигать? К вечеру и соберутся.
- А где твой помощник Сом? В землянке обкуренный лежит?
- К рыбакам пошел. Первую рыбу берет. Лучше бы с охотниками на дурного медведя пошел. Сам Лось решил медведя  найти. А что его искать? Ждет в кустах, когда рыбу разделывать начнут. Собаки найдут.
-  Ты Гуся вылечил? Он  хороший охотник, а еле до дома добрался.
- Кровь-то я остановил, отвар коры быстро действует. А вот что это был за яд, узнать невозможно. Если бы он хотя бы колючку принес. Сам выздоровеет, время только пройдет.

  Сильное кровоостанавливающее средство – отвар коры калины благодаря содержанию в этом растении гликозида вибурнина и дубильных веществ. В наше время применяется при внутренних кровотечениях.

Колдун Петух ушел. Мальчик сказал:
- Вот колдуны дурные.  Бездельники. Петух хоть людей лечит, будущее предсказывает. А этот ученик его, Сом, вообще ничего не делает, только в истории попадает. То заездок сломал, то пожар устроил. Как таких в ученики берут?
- А, завидно рабу, - съехидничал старик, - этот Сом еще ребенком съел целый мухомор. Думали, умрет, а он проспался, пропоносился и хоть бы что. Старейшины решили, что это знак от лесных духов. Такой человек, когда вырастет, может много мухоморов есть и далеко вперед видеть.
- Так ты же и есть старейший, сам и выбирал.
-  Да, выбирал.  А видишь, что получилось. Я и когда  тебя выходил, думал раз на тебя яд слабо действует, то из тебя выйдет хороший хранитель оружия. А ты -  вон какой злой вырос. Таким нельзя.
- Я больше не буду.  А  еще когда-нибудь  пользовались Оружием? –  поспешил перевести разговор  мальчик.
- Было еще один раз. Это уже, когда я был хранителем. Человек десять чешуйчатых зимой погнались за нашим охотником через озеро. Мы вышли их встречать. Я с горшком и двое охотников с луками. На морозе яд не опасен. Мы взяли наконечники с горящей смолой. Перед выстрелом я смазывал каждую стрелу. Когда она попадает в цель, яд тает. Можно даже не попасть в чешуйчатого, рядом куда-нибудь, он уже не встанет. Трое из них бросились бежать. Мы их специально отпустили. Теперь все знают об Оружии и никто не сунется. Ходят вокруг, но боятся. Это все Мудрый Змей постарался. Ученый и очень умный был человек. А уж скромный какой. С таким Оружием, всей Ла мог бы владеть.
- А что же ты, дедушка Ворон сейчас всей Ла не владеешь, тоже скромный?
- Это само собой. Но дело здесь в великой тайне, которую только я знаю, и Мудрый Змей знал. Если все обойдется, то и после меня кто-нибудь будет знать.
- Вот люди говорят про хитрого Лиса. Будто он хотел быть хранителем и сбежал.
- Кто эти люди? Болтуны. Не знают, а сплетничают. Ладно, тебе расскажу. Было это больше, чем 2 полных  круга назад. Лис был очень любопытным, не хотел он быть хранителем, просто сунул свой нос, куда не положено. Залез он в запретную землянку, пока не было Мудрого Змея, и заглянул в горшок с мертвой водой. Снадобье не было готово, поэтому он остался жив, но ослеп.
- За такое любопытство положена смерть, - сказал мальчик.
- Ишь ты, какой злой, как чешуйчатый. Что мы, дикари что ли? Живых людей убивать. Жил Лис в поселке, кормили его. Был у него прирученный красный волк. Водил Лиса, дорогу показывал. Ходили они на прогулки по замерзшему болоту. А один раз зимой и не вернулись. Метель была, потом  искали их, но исчезли оба. Может быть, в промоину провалились, может, шатун унес. Нет и не надо. Лис-то умный был,  все к знаниям стремился. Мудрый Змей как оружие нашел? Он замечал, где по Черной речке дохлая рыба всплывает. Было такое и только на Черной речке но не каждый год, а когда вода долго стоит, а потом быстро падает. И нашел он озеро, где в конце лета собирается мертвая вода. Сама вода не такая ядовитая, как наши охотничьи яды из корней. А Мудрый Змей нашел траву, которая яд усиливала. Сок этой травы. Он мне говорил, что помог ему сам Большой Черный Змей. Вынырнул и хвостом ударил, когда он траву эту сорвал. А время было, когда болотные змеи уже спят. Вот такой знак был. Вот эта трава и есть секрет. И еще: если плохой  человек попробует яд сварить, то пропадет совсем.
- А белый камень?
- Это как раз не тайна. Вода от белого камня любой яд ослабляет. Но ее тоже смывать нужно, а то ожоги остаются.

То, что жители поселка называли «белым камнем», - это известняк, мел. В необожженном виде он широко применялся как отощитель при производстве керамики. Известняковая добавка позволяла обжигать глину в костре  при температуре ниже, чем в печи. Обожженный известняк – негашеная известь – самый доступный источник щелочи. И сейчас в деревнях жители  сами изготавливают известь для побелки. Легенды о мертвой воде связаны с отравлением водоемов водорослями. Сильнейший яд может появиться в воде, рыбе и моллюсках  при размножении ядовитых водорослей. Сине-зеленые водоросли пока еще слабо изучены. Некоторые выделяют так много ядовитых соединений, что приводят к тяжелым отравлениям животных и людей. Кислотная среда усиливает действие яда, а щелочная анактивирует. Случается, что водоросли поселяются  в водопроводных сетях.  Тогда вода имеет сильный рыбный запах. Характерный симптом отравления – резкая боль в мышцах при малейшем напряжении. Воду, которая пахнет рыбой, надо долго кипятить. СЫРОЙ ПИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Из-за поворота тяжело вышла большая тупоносая лодка  с привязанной  маленькой остроносой.
Сейчас большую долбленую тупоносую лодку повсеместно называют «бат», а маленькую остроносую долбленую, берестяную  или дощатую -  «оморочка». 
Два гребца осторожно провели лодку в обход залома и так же тихо и плавно подошли к поселку.
- Да это же Еж с еженком! - удивился старик. - Им еще дней пять надо было лодку делать. На сырую что ли слепили? Что случилось?
- Костры видели на Белой горе. Сушить лодку уже  некогда было. Весь груз привезли. Тут и белый камень, и черный, и прозрачный из пещеры, - сказал опытный охотник и мастер  по имени Еж. – А на слиянии на стрелке навес кто-то сжег. Что-то страшное творится.
- Ну и хорошо, что успели. Сегодня будет общий сбор. Не одни вы видели странные вещи. А лодку потом досушим, если все обойдется.

Глава 5. Технологии, материалы, мифы неолита

    Охотник по имени Еж и его  помощник еще по большой воде свалили в верховьях реки толстое дерево, подготовили и поставили на козлы.
В наше время бат делают обычно из чозении. Это крупное дерево семейства ивовых. Чозения растет по руслам горных рек, достигает высоты 35 м и до 75см в диаметре.
Обычно на изготовление бата грузоподъемностью 1 тонну уходит 2 недели. Сердцевина вырубается большими кусками. Потом идет тонкая обработка, сушка, окуривание берестой. В случае острой необходимости лодку можно   изготовить за 3 дня, но служить она будет не долго и ходить плохо. Обязательное условие: лодка должна быть сделана из живого дерева. Современные жители тайги объясняют это тем, что в лодке должен жить дух  дерева, иначе лодка будет служить недолго или разобьется.  По этой же причине в пень от срубленного дерева нужно вставить живую веточку, чтобы дух дерева не умер.

    Люди издавна замечали, что если нарушить определенный порядок, то и получится что-то не то. Как с деревом для лодки. Объяснение, конечно, странное, но действительно, древесина у свежесрубленного дерева и у мертвого отличается. В чем отличие, это люди узнали гораздо позже. А пока не узнали, пытались как-то объяснить. Мифы – это не просто досужие вымыслы и сказки. Это попытка людей объяснить вещи, которые они понять не могут. Так им понятнее. Обжигая керамику,  люди заметили, что если на поверхность нанести рисунок, то посуда не трескается. Откуда им было знать про поверхностные натяжения при обжиге и их снятие при увеличении поверхности с помощью царапин. Но орнаменты стали наносить на все, что надо сберечь. По всей Ла в неолите были в ходу солнечные орнаменты – спирали, волны и еще свой собственный – Амурская плетенка. Сетка из ромбиков с углами 60 на 120 градусов. Наносился такой орнамент с помощью штампа. При домашнем производстве орнаменты сохраняются по всей территории, где живет один народ и не меняются  тысячелетиями.  При фабричном – формы и орнаменты на изделиях  - свои на каждой фабрике   и меняются очень быстро.

  Вопрос:  Как сделать на штампе ромб с углами 60 на 120 градусов? Попробуйте взять 4 спички и сделать из них такой ромб. А если взять 5 спичек?

 В то время уже был известен гончарный круг. Но на Ла посуду еще лепили из раскатанных глиняных лент. Характерно было то, что лепили горшки кольцами  из отдельных лент, а не одной сплошной лентой по спирали и соединяли ленты на косом срезе. Горшки, изготовленные по такой технологии, пролежав 5 тысяч лет в земле, разделяются на ленты. А вот дно всегда прочное и плоское. Плоское дно – обязательный признак наличия мебели. Из другой кухонной утвари были интересны наборные ножи. В прорези в плоской кости вставлялись острые каменные отщепы и все это шлифовалось. Это такой прототип пилы и современного ножа с волнистым лезвием. Таким инструментом легко разделывался лосось на традиционные пять продольных слоев. В нивхском языке для каждого слоя есть свое название. В середине остается хребет, а две боковины режутся еще вдоль на две части. Такие тонкие пластики быстро высыхают, не успевая портиться.  В ходу были также дисковые ножи для разделки мяса и деревянные для снятия рыбьей кожи. Рыбу ловили острогами, крючками и одностенной сетью из крапивных нитей, пропитанных кровью зверей. Чтобы беззаботно прожить зиму, надо было заготовить 1 тонну рыбы на человека. Это 200 осенних  кетин.  Со всей пойманной  рыбы снималась кожа. На одну пару обуви надо было взять кожу с трех рыбин. Сапоги из рыбьей кожи служили примерно месяц. Так что только на обувь требовалось 40 рыбин. Еще нужно было шить одежду. Можно было прожить и имея 100 рыбин на человека. Но тогда нужно было дополнительно охотиться и ловить речную (частиковую) рыбу. На весь поселок на Синей реке нужно было за путину заготовить 50 тонн рыбы. Железнодорожный вагон.
Осенняя кета идет около месяца, но основное стадо проходит за 3 дня. У реки Синей два крупных нерестовых истока, поэтому  идет два стада.  Плотный ход длился с перерывом 6 дней. Вот за это время нужно было добыть и обработать 10 тысяч рыбин. В пересчете на работоспособных жителей около 200 рыбин в день. Вполне посильно.

  Мне как-то пришлось разделывать кету под засолку пластом. 200 рыбин я разрезал за полдня. Конечно, разделать на пластики под макури ( по-нанайски - сушеная рыба, по-нивхски -  ма) и снять кожу я бы за день не успел. Но это от отсутствия сноровки.

   За косой ниже поселка русло реки разделялось на два рукава: на широкий и  мелкий,  и на узкий, быстрый, заканчивающийся глубоким омутом. Вот здесь и ловили кету. Мелкую часть перегораживали забором из жердей. Рыба задерживалась  в омуте. Тут ее  черпали двадцатиметровой крапивной сетью. Здесь же на берегу и обрабатывали. Потом развешанную на жердях рыбу переносили под навес. В низовьях Ла разные виды проходных лососей идут 3 месяца, и путина длится около 100 дней. В Синей реке надо все успеть за 5 – 6 дней. Поэтому в поселке к рыбалке готовились тщательно. Готовили инструменты, снасти, кучи жердей, коры, рулоны бересты для укрытия рыбы во время дождя. Рыбу разделывали на больших плахах, которые обновляли каждый год.  На время лова и обработки рыбы всем руководила Большая мама. Звали ее старуха Ракушка.

  Титул «даи эниэ» и сейчас существует у нанайцев. Старшая женщина в роду, в переводе – «большая мать».

    Мастер Еж с помощником привезли около тонны камней. Это были: известняк, кремень, кварцевые кристаллы из пещеры, вулканическое стекло, найденное в горном ключе, галька хорошей формы.  Да еще набрали на отмели ракушек жемчужницы. Все эти предметы можно найти только в верховьях реки.
  Хотя и говорят, что каменный век закончился не потому, что закончились камни, хороших камней всегда не хватало. Наиболее доступной была галька. Ее обрабатывали расщеплением, ретушированием,  оббивкой, отеской, шлифовкой. Более ценным сырьем были кремень и обсидиан.
 Возле поселка встречается только стланец и песчаник. За хорошим сырьем надо было плыть три дня к Белым горам, где жили охотники на оленей.
        На берег вышла старуха Ракушка, осмотрела лодку, обрадовалась:
- Как много ракушек  набрали, крупные какие. Будете готовить, смотрите жемчуг, мне несите.
 Когда в 50-х годах 20 века для пуговичной фабрики заготавливали речные раковины, жемчуг находили в одной раковине из 200. Сейчас, конечно, меньше. Да и даурская  жемчужница -  в Красной книге.
- Чего ты пришла? Иди, к рыбалке готовься, - сказал Ворон.
- Рыбы нет. Два раза черпали, десяток поймали. Но вся очень крупная. Да вон, все возвращаются. Медведя везут. Сом медведя колом убил. Герой!
    Обязательное правило охотничьих селений: «Никаких зверей возле человека». Появился медведь возле поселка – убить. Зарычала собака на человека – убить. Никаких брошенных и бесхозных животных –  всех убить. Иначе они причинят вред человеку. Вчерашний медведь, который бродил вокруг поселка, вероятно в ожидании рыбьих потрохов, подлежал немедленному уничтожению. Для такого важного дела  пошел старший охотник рода по имени  Лось. Лось попал медведю в бок отравленной стрелой, но зверь оказался сильный  и сразу не упал, пополз к реке. Это увидел Сом, схватил кол и проткнул медведя. Прославился. Все, кто был у омута, побросали дела и повезли медведя на лодке в поселок. По берегу гордо шел Сом, силач, ученик колдуна и, судя по всему, паренек придурковатый.  Сом помогал выгружать и тащить медведя к кострам. Потом стал помогать Ежу разгружать камни, нагрузил сразу две корзины, упал, рассыпал, все поломал и пошел искать колдуна Петуха, подвигами хвалиться.

Глава 6. Большой совет

    Когда солнце пошло к закату, Все жители поселка собрались на центральной поляне у большого костра. Заранее приготовили медвежатину, вареную и печеную рыбу с корневищами  водной кубышки, ягодами, орехами. Все самое вкусное. К самому началу совета успели вернуться   еще два охотника – Карп и Выдра. Утром они ушли на оморочке на разведку вниз по реке  и привезли тревожные вести. Когда все наелись, наговорились и притихли, глава рода по имени Лось начал совет.
- Пусть Гусь расскажет, что он видел и что понял.
Очень бледный охотник с трудом поднялся. Видно было, что он еще очень слаб, но говорил внятно и четко, мысли его не путались:
- Я видел, как шесть человек тащили две оморочки через перевал. Пятеро были в чешуе, а один был одет в какую-то странную одежду. Я слышал про ткань, может быть это она и есть. С ними были два безрогих оленя со сросшимися копытами. Они ушли в верховья Красной речки. Тех, кто меня караулил, я не видел. Я проявил неосторожность, это моя вина, но я все исправил. Нашу дорогу никто не нашел.
- Нет здесь твоей вины, - сказал старый Ворон  - Это я должен был всех предупредить про хитрости чешуйчатых. Вот колючку ты не донес, это плохо. А безрогие олени с одним копытом – это лошади. На них в дальних странах возят грузы и сами ездят.
- Что видел Еж? - спросил Лось, - пусть расскажет.
Мастер Еж стал чертить на земле план своей поездки вверх по реке:
- Вот здесь был сгоревший навес. Вот здесь мы делали лодку, а вот здесь, на склоне Белой горы все ночи  горели три костра. Охотники на оленей столько времени не стоят на месте. И костров слишком много. След оленя с одним копытом я видел там, где сгорел навес. Я про таких зверей не слышал, подумал, больной какой-то. Странно все это, вот я и решил лодку не доделать и вернуться раньше.
- Правильно вернулся, - одобрил Лось.
- Почему три костра? – задумался Ворон. – Что, так много  людей, что у одного не поместились? А что видели разведчики.
Охотник Карп сказал:
- По Красной речке идут  две оморочки. В одной двое в чешуе, в другой трое: двое в чешуе, один в странной одежде. Он не греб, больной, что ли?  Это наверняка те, кого видел Гусь. Один чешуйчатый остался с этими однокопытными оленями, а остальные плывут к нам. Так они к утру и будут здесь.
- И те сверху, которых видел Еж, тоже завтра  могут быть здесь. – Сказал Лось. – Что же, война? Ну этих, пятерых бояться нечего. А сверху, сколько может быть людей? Побоятся или нет, доставай, старый Ворон горшок. Всегда нас выручало  Оружие и сейчас спасет. Сунулись, теперь  пусть все умрут.
- Но вы же все знаете запрет, табу. С середины лета до заморозков воевать нельзя. Мы же всегда  отбивались, когда враги приходили по замерзшему болоту. Пока тепло, нельзя ядом пользоваться.
- Что, яд не действует? – Табу, не табу, а жить надо. – Смерть врагам. – Принялись все кричать и уж не разобрать, кто чего хочет.
- Послушайте меня, - остановил крикунов Ворон, - яд есть, действует,  но применять его до заморозков нельзя.  Хуже будет. Почему? – это тайна, которую мне доверил Мудрый Змей. И никто ее не узнает. А вот если враги узнают, про нашу тайну, то нам не устоять. Сейчас нам надо уйти. Уйдем все за болото на острова. Переждем до заморозков. Ну, рыбы не заготовим, но проживем зиму.
- Не годится нам, которых все боятся, бегать в болото, - сказал Лось. – Будем драться. Да они и не сунутся. Как рассветет, подкараулим тех, что снизу идут. Мы их убивать не будем, в воду сбросим и переловим. Наша река, она нам поможет. За  Темным омутом, на прижиме, на большом заломе не пройдут, бревнами завалим.  И никто нашу тайну не узнает. Как думаешь, Карп, доплывут они до утра до омута?
- Если всю ночь грести, то все равно не успеть. Успеть можно только по берегу, волоком, если дорогу знать.
- На волок  пошлем сторожа. Кого послать попроворнее? Главное, сигнал успеть подать
- Я, я справлюсь, - полез вперед Сом. Да я их колом и голыми руками.
-  Ты смотри, это тебе не медведь, думать надо. Ну ладно, луна взойдет, так и пойдешь. Не проспи, смотри.
- Не проспит, - сказал колдун Петух, - я сам прослежу.
- Поколдуй, Петух, - сказала старуха Ракушка, - попляши, постучи в бубен, отгони злых духов.
- Идите  спать, не время плясать, завтра будет трудный день, - сказал Ворон.

Глава 7. Ночь у костра

   Все пошли спать. У костра сидел и  дремал, чего-то нажевавшись,  колдун Петух, безмятежно спал Сом. В сторонке сидел, смотрел на небо и думал старый Ворон. Высоко среди звезд кричали гуси. Для охотника звездное небо – такая же окружающая природа, как окрестные горы, реки и леса. Обыватель в  неолите знал звездное небо лучше, чем обыватель нынешний. Как солнце движется из созвездия в созвездие. Какие характерные точки при равноденствиях, при солнцестояниях, на какой широте  находится наблюдатель. Тогда все это было так же важно, как знание дорог и ориентиров. Звезды летнего треугольника идут вслед за солнцем. Близко осеннее равноденствие. Человека, живущего в природе, окружает много разных существ и явлений. Они ему не враждебны. Если вести себя правильно, то силы природы не вредят человеку.  Общение с высшими силами сводилось к мантии (гаданию) и магии (влияние на высшие силы – колдовство). Добросовестные шаманы и колдуны магией не занимались. То, что так любят туристы – пляски с бубном – добросовестный шаман считает кривлянием и избегает. А вот совет шамана по части охоты и рыбалки в среде охотников ценится. Шаман должен знать зверей лучше охотника.

  Что будет завтра?  Мы со своими библиотеками и вычислительными центрами, мобильной связью и интернетом не знаем, что будет завтра. Способность предвидеть и планировать будущее – особое  свойство человека разумного. У других животных такого отдела мозга, которым можно планировать, нет. Нам представить образ мыслей собаки можно, пожалуй, сравнив наши ощущения во сне. Что-то происходит, но что будет потом, не известно. И изменить ничего нельзя. Так собака и смотрит сон своей жизни и наяву и во сне – все сон. А человек за свое предвидение будущего платит страхом. Страхом перед тем, что будет завтра. Помогает с этим справиться вера.  Каким бы умным ни был человек, как бы много он  ни знал, а все равно, что-то придется ему брать на веру. Все равно приходится решать,  во что верить. Развивалось человечество, развивалось и то, что было сильнее человека. В палеолите охотничья семья шла за стадами диких зверей и от них зависела. На кого охотились, тот зверь и был покровителем – тотемом. Много покровитель не требовал, разве что уважения. Ну, а изменит тотем человеку, можно на другого зверя охотиться или уйти в другую местность. Когда человек стал возделывать поля и пасти скот, от высших сил стало зависеть намного больше. Будет засуха – нечего есть тысячам человек, случись наводнение – пропали стада. Боги отдалились от людей, забрались на высокие горы и стали требовать все больше подношений. Люди старались задобрить богов, потому что стали сильнее зависеть от чего-то неизвестного. Потом люди добрались  до горных вершин, и боги переселились на небо, а потом еще дальше,  но на вопрос: «Что будет завтра?»  ответа так и не было. Приходится брать на веру,  кому и во что верить.  Полезным оказалось верить в то, во что верили предки, родители и их родители. Не знаешь, но верь тем, кто был до тебя, они плохого тебе не желали.

 Старый Ворон верил в покровителя рода, Большого Черного Змея. Он поможет.  Конечно, если делать все правильно, соблюдать заветы и табу. Неспокойно было и тяжело старому Ворону. Бросил он в костер кусочек еды хранителю огня, плеснул отвара из ковшика. Нет ответа от духов. И пошел в землянку спать. Завтра все решится.

В неолитических поселениях чаще всего встречались изображения тотемных животных – лося и кабана. Видимо, на них и охотились. Рыбы в качестве тотемов применялись редко. И все жилых  речных видов – щуки, сазана.

   Колдун Петух чего-то нажевался и сидя качался у костра,  то уходил в себя, то возвращался. Поднялась Луна, он растолкал Сома:
- Пора, иди осторожно, увидишь что-нибудь, не подходи, сразу беги назад.
Сом поднялся и спросил:
- А что это за велика тайна? Почему нельзя ядом пользоваться до заморозков? Ты знаешь?
- Я-то знаю, да тебе не надо знать, - и Петух опять ушел в себя.
- Так скажи, я же твой ученик.
Колдун очнулся и сказал:
- Не секрет это для того, у кого весь ум в голове. Ты сам таскал лед в ледник. В середине лета весь лед растаял. Теперь нового ждать надо. Иди, давай.
Сом ушел по тропинке вниз по реке. «Шумно идет, - подумал колдун, -Такой и в болоте утонет». 

Наверное, для людей,  выросших на краю болота,  это все равно, что  нам  утонуть в унитазе.

Глава 8. Поражение

   Сом быстро шел по тропинке. Луна светила достаточно, чтобы далеко за холмом  просматривался луг и редкие деревья. Кричали гуси, ревели косули. Звери ходят, значит, людей нет. В реке  что-то плеснулось. Сом сошел с тропинки и нагнулся над обрывом. Больше он ничего не помнил. Сильный удар по голове надолго погасил его сознание. Очнулся он связанный, где-то в кустах. Над ним склонились двое. Один в панцире из костяных пластин и шлеме из кожи  водяной черепахи.  Другой  -   в диковинной одежде. Сшита, как из рыбьей кожи, а не кожа.  Ткань, наверное.  На груди рисунок, знаки непонятные, лисий хвост.  Чешуйчатый что-то говорил, ничего понять нельзя. Странный, фыркающий язык. Вдруг тот, что в странной одежде заговорил:
- Здравствуй добрый человек, меня зовут Лис Великий. А тебя как зовут? Болотная собачка? Сам в руки охотника идешь. Расскажи, много ли охотников в поселке. Жив ли ваш мудрый хранитель Ворон? Про тайну расскажи, будешь большим человеком в нашем краю. Начальником будешь.
Горько стало Сому, стыдно. Попался, как глупая болотная собака. И решил он геройски погибнуть от рук врага, но своих не выдать и злодеев испугать. И как крикнет:
- Всем вам конец! Бегите и спасайтесь. С первым заморозком всех перебьем.
- А почему не сегодня? Что, яд не действует? – вкрадчиво спросил Лис.
- Ты дурак! Действует, еще как действует, только нельзя. Но лед будет, всем вам конец. Ничего больше не скажу.
- А и не надо, ты уже все сказал, - засмеялся Лис и стал приплясывать, - Попались, все попались. А я-то все понять не мог, почему они в конце лета не воюют, а убегают, прячутся.
Лис поговорил с воином на их фыркающем языке. Тот быстро побежал по тропинке к волоку. Потом Лис развязал Сома и сказал:
- Беги к своим. Пусть ждут меня в гости. Я приду один без брони и оружия. Буду говорить.  Надеюсь, ваш вождь поумнее тебя будет.
Сом бежал по поселку и кричал, всех перебудил. Охотники выстроились на берегу с копьями. Дети и женщины собрались в одной центральной землянке. Стало светать. Лось сказал:
- Собирайтесь, как рассветет, уходим за болото. В темноте не пойдем.
Вдруг со стороны воды раздался голос:
- Не спешите, поговорим. Я один, воинов нет. Лука, копья нет. Оружия нет. Я вам родственник, сын слепого Лиса.
- Откуда ты? Из подземного мира? Лис ушел два круга назад и не вернулся,- крикнул старый Ворон.
- Если ты – старый Ворон, иди на берег, будем говорить, воевать нам не нужно. У меня тридцать воинов на реке  ниже залома, и пятьдесят идут сверху от Белой горы. И твою тайну я знаю.

   Такой отряд, 80 воинов по тем временам был целая армия. Столько воинов  под силу  снарядить племени, численностью не менее 10 тысяч  человек. Столько людей в то время жило на всей Ла.

Стало достаточно светло, чтобы различить берестяную лодочку на берегу. Рядом стоял человек с расписанным щитом на груди и с лисьим хвостом. Ворон пошел на берег. Говорили недолго и вернулись к главному костру уже вдвоем с человеком в странной одежде. Ворон сказал:
- Ну-ка, мать Ракушка, подойди, посмотри, на кого похож гость?
Ракушка подошла поближе и ахнула:
- Вылитый Лис. Внучек, дай я тебя обниму. А что это за одежда на тебе?
- Этот обнимет, - сказал Лось, - всем понравится.
- А где этот шустрый малый, у которого язык отдельно от головы? – спросил Лис. – Пусть из лодки принесет мешки с подарками.
Лис вытащил из мешка кусок льняной ткани, горшок  с крупой, драгоценный камень ну, сушеные фрукты и медный брусок.
- Это что? Мягкий камень? – спросил мастер Еж. – Я про него слышал. Что же, нагретый  любую форму примет?
- Можешь попробовать, не бойся, не сломается, - сказал Лис, - Ну а нам с мудрым Вороном поговорить нужно вдвоем. Угощайтесь, смотрите, все это вам.

Глава 9. Сделка

Старый Ворон за свою жизнь видел много страшных вещей, но в такое ужасное положение он еще не попадал. Он знал, что чешуйчатые не оставляют в живых взрослых, а детей угоняют с собой в далекие степи пасти свиней и каких-то овец. В один день потерять все, что было тебе дорого и вообще все, что было. Не поддаться панике, выдержать, спасти детей. Надо думать быстро, действовать решительно,  ошибиться нельзя. Понятно, что Лис младший пришел за секретным оружием. Но, когда он его получит, придет конец всему рыбьекожему  населению. Когда они удалились в пустую землянку, Ворон  попросил:
- Расскажи, что случилось со слепым Лисом два полных круга назад, что было потом.
- Отец рассказывал, что решил он тогда уйти в метель и замерзнуть. Но его ручной красный волк все вел и вел  его. И попались они конному отряду степняков, вы их называете чешуйчатыми. Привезли отца в столицу. Там он научился говорить на степном языке. Он много знал из жизни вашего народа. Кормили его, дали жен. Научил он  меня всему, что знал. Я там большой человек. Каждое  лето  я уходил с товарами на Ла. Менял ткани и камни на шкуры. А зимой в эти поселки  приходили отряды воинов, все забирали, детей уводили. Там, в степи у них настоящая жизнь, а что они здесь видят?  Рыбьи шкуры, грязь, дикость. Вы нам нужны. Ваш поселок никто не тронет, будем вас даже охранять. Занимайтесь знаниями, как завещал Мудрый Змей. Секрет Оружия передадите мне и будете моими помощниками. Жить будете так, как представить себе не можете: рыбу вам будут приносить уже готовую, зерно, одежда, будут рабы, которые сами себя кормят, их кормить не надо.  Ну, а если нет, до заморозков от поселка и следа не останется. Буду каждый день по ребенку разрывать на куски, пока не согласишься.
    Ворон уже решил, что будет делать, и сказал:
- Вот смотри, племянник мой Лис. Если я тебе отдам секрет, то мы уже все тебе не будем нужны. Ты всех и убьешь. Если сейчас  всех убьешь, ничего не узнаешь. Сделаем так: я тебе покажу озеро с мертвой водой, секретную траву, а ты всех отпустишь. Пусть уйдут на Ла. С первым заморозком  мы с тобой приготовим  яд. Получишь все, что хочешь, а меня увезешь в степь. Буду там большим человеком. Можешь считать это предрассудком, а только Оружие в плохих руках не получится. Большой Черный змей не позволит.  Я тебе нужен, и сделаю все, что просишь, только отпусти наших людей.
   Подумал Лис и согласился. Столько сил потрачено на поиски секретного оружия, а случись что со стариком, из лодки выпадет, или от пыток помрет, все пропало.  Порешили так:  съездить за составными частями, а потом все рыбьекожие  и уйдут. Один старик останется. К полудню уже вернулись с мертвой водой. А трава секретная к удивлению Лиса оказалась съедобной кислой травой – щавелем.
Щавель съедобен в начале лета, когда в нем много яблочной кислоты, а к осени он накапливает щавелевую кислоту, и его есть нельзя.
 Все знает Лис, кроме последнего страшного секрета. Кое-что коварный Лис напоследок припас. Но и Ворон не так прост. Люди собрались уезжать. Заняли все лодки. Вещей с собой не брали – места мало. Одежду на себя, инструмент, сеть крапивную – большую  ценность по тем временам. Еду в дороге раздобудут. Осень. Рыбы и дичи полно. Подошел старый Ворон попрощаться. Все кричат: «Предатель, продался чешуйчатым и нас продал». А Ворон тихо Лосю говорит, чтобы никто не услышал:
- За заломом вас ждут, не выпустят. Знаешь волок за поворотом на Гнилой ключ. Туда перетащитесь и добирайтесь протоками до Ла.  Идите к Большому озеру.  Там помогут. А чем все кончится, узнаете уже по морозцу. Верь мне, сынок, хоть и поймали нас, а все будет хорошо. Правда за нас и предки за нас.
Тихо пошли лодки. От родного места, от уютных землянок в неизвестность, в чужие края, к чужим людям. Только выла и ругалась старуха Ракушка, сорвала с себя ожерелье из раковин  и бросила в воду. Только кричал хромой мальчик:
- Дедушка, я знаю, я понял.
 - Что знает? Что понял? Раб дурной, - старик отвернулся и стал тереть глаза. Вечером в поселке хозяйничали чешуйчатые. Они пришли снизу на двух лодках. Что-то говорили Лису, а он злился и бил их палкой. Старик понял, что план его удался, своим удалось уйти. Чешуйчатые  молча и почтительно обходили старика, замирали перед Лисом. Доедали медведя, били копьями рыбу, гадили у центрального костра, ночлег оборудовали под навесом для сушки рыбы. Привели лошадь. Старик с интересом и со страхом  рассматривал диковинное животное. Ждали заморозков.
 
Глава 10. Тайна Черного Змея

    Осень была особенно теплая. Стояли тихие и солнечные дни. Рыба пошла. Только ловить ее некому. Чешуйчатые развлекались, били рыбу копьями, подсекали баграми. Съедали головы и икру, остальное выбрасывали.  Луна состарилась, народилась заново. Приближалось полнолуние.

Ближайшее к осеннему равноденствию полнолуние – так называемая «урожайная луна».  В средних широтах северного полушария в это время она восходит быстрее и светит ярче, чем обычно.

  Старик готовил посуду. Обжигал и гасил известь. Часто ходил на озеро, ждал знака от Черного Змея. Лис не отпускал его ни на шаг и все вел беседы. Конечно, он понял, что рыбьекожие обошли засаду. Преследовать их было бесполезно. На земле столько человек оставят заметный  след. А среди проток по пойме всегда можно скрыться без следа.
- Э, дедушка, обманул ты меня, - хихикал Лис. – А я вам всем только добра желаю. Будете в домах  жить. Даже твоего хромого раба будут на руках носить. Вся степь у твоих ног. А тут, что? Рыба сушеная, грязь и дикость.
- Пусть уж раб сам ходит, - отвечал Ворон. – Наше место здесь. Тут наши предки, так всегда было. Ну чего ты, внук Лис, в чужой стороне хорошего видел?
-  Мне та сторона не чужая. А папаша мой, что он здесь видел? Ослеп. Обузой вам был. А там он был большой человек, уважаемый. Если бы его взбесившийся раб не зарезал, до сих пор бы жил.  Ты, мудрый Ворон, не понимаешь, что у тебя в руках. Все у тебя в руках, все люди и звери мира. Поедешь со мной, все увидишь. Я тебе могильник построю. Курган целый.
- Это  чтобы не выбрался, что ли? Что за смысл жизни – чтобы тебя после смерти поглубже закопали.
- Смысл в том, чтобы и в подземном мире жить хорошо. А там жить придется долго.

     Когда люди  стали подолгу  жить на одном месте, они заметили, что неубранные покойники могут навредить живым, вызвать болезни.  Стали их закапывать в землю или сжигать. Потом заметили, что опасными могут быть и вещи покойного.  Стали и их хоронить вместе с умершим. Обычай ломать предметы, закапываемые в могилу, возник тогда, когда появились черные копатели-мародеры.  Древние захоронения донесли до нас много такой информации, которую другим способом и получить-то невозможно.
 
- Я и в этом мире  прожил слишком долго, - вздохнул Ворон. Он не сомневался, что как только Лис  узнает тайну, то его убьет. Может быть, и свидетелей убьет. - Вот ты говоришь, раб взбесился. А если они все взбесятся? Как вообще  можно человека заставить делать то, чего  он не хочет?
- Это политика: одного бьешь, другого кормишь. Потом наоборот. Тогда они друг с другом враждуют и подчиняются. Все подчинятся. А я выше всех.
- Как  это раба не кормить? Помрет или заболеет. Как он  дело будет делать? – Недоумевал старик.
- В степи много людей. Помрет раб, другого  найдем. Еще лучше. Другие будут бояться и лучше работать. Кто сильнее, тому все служат.
 Что важнее для человека – он сам или окружающие? Во многих случаях человеку приятнее делать добро для других, чем что-то для себя. Но другие бывают разные.  Как человек определяет, ради кого можно пожертвовать собой?  Кто его семья? В то время, когда у людей формировался социальный инстинкт, люди жили группами по 20 – 30 человек и контактировали с соседними группами.  Люди общались со своими  соседями. Соседи со своими соседями  и так далее. Разных языков еще не было, а один общий язык менялся от соседа к соседу, и далекие группы уже не понимали друг друга. Тот, кто тебя еще понимает, тот свой. А далее – это враги.  Такое инстинктивное понятие до сих пор и остается. Сейчас плотность населения так высока, что есть группы, которые говорят на одном языке, а не понимают друг друга.  Вроде, родные, а враги.
Перед полной луной выпал иней, но льда на лужах не было.
 Потянулись нескончаемые  стаи журавлей,  предвестники морозов. Воины стреляли из своих боевых луков по птицам. Промахивались. Попадал только один – десятник.
- Плохо стреляют, - говорил старик.- Что это за воины?
- Это военные, а не охотники, - отвечал Лис. – От  них нужно повиновение. Настоящий воин не знает ни страха,  ни жалости, выполнит любой приказ десятника, не думая. Думает десятник. Такая десятка действует,  как один человек, и всех  победит.  Побеждают дружные и послушные.
- А если десятника убьют?
- У нас закон – с десятником уходит вся десятка. Жизнь – залог крепкой  дружбы.
   И вот потянул с низовьев реки холодный  ветер. Вода в заливах за день покрылась тонкой коркой. За ночь лед окреп. На следующее утро старик набил большой горшок льдом, унес в землянку и накрыл мхом, приготовил  горшок поменьше, с крышкой, чтобы помещался в первый. Это для мертвой воды. Еще два горшка с рыбьим жиром и соком щавеля, он поставил в землянке у очага. Защитные маски из лыка, набитые мхом, он пропитал  известковым раствором. Лис внимательно наблюдал за приготовлениями. В таком деле каждая мелочь играет роль. Слова  еще  надо знать заветные.

   В заклинаниях главную  роль играют не слова, а их количество. Скорость речи у человека постоянная, поэтому, если нужно отмерить короткий промежуток времени, его отмеряли по какой-нибудь фразе.
 
 Солнце ушло за горизонт, и сразу же взошла красная луна. В землянке в очаге уже давно горел огонь. Было светло и жарко. Старик надел маску на Лиса, закрепил, надел на себя. Потом придвинул к огню горшок с крышкой. Молча ждали, когда горшок зашумит. Старик приказал Лису отодвинуться. Быстрым движением  он вылил в воду горячий  рыбий жир, сок щавеля и принялся все это помешивать. Говорил он что-то вроде детской считалочки, но можно было просто посчитать до десяти. Потом быстро закрыл горшок крышкой и поставил его на лед.
- И вся тайна? – удивился Лис.
- Вот в чем тайна, - сказал старый Ворон.
Слишком поздно понял хитрый Лис, в чем страшный секрет Оружия. Из горшка, опрокинутого старым Вороном,  яд  потек по раскаленным камням, по красным углям. Хороший, крепкий яд сварил старик. Ничего не спасет от ядовитых паров. Оба сразу отправились в подземный мир. Чешуйчатые воины долго ждали в стороне от землянки. Когда огонь внутри вдруг потух, один из них поднялся и заглянул в отверстие в крыше, тут же упал замертво. Другим показалось, что в этот момент над крышей поднялся и завертелся огромный черный змей. В ужасе бросились воины прочь от этого места.

   Люди  больше не вернулись в поселок. Так он и стоял заброшенный, покрываясь слоем почвы. 1 сантиметр за 100 лет.  Потом река промыла себе новое русло. На месте старого русла  среди холмов образовалось заросшее озеро.  В озере я поймал змееголова, было жарко,  и, чтобы его сохранить, я стал копать  яму .  На глубине полметра  я нашел обломки керамики с «амурской плетенкой», расколотую гальку, камни, покрытые охрой. Долго я пытался привести туда археологов, а потом на этом месте колхозники устроили скирду и все сравняли бульдозером. Сено сгорело, колхоз развалился. Только змееголовы ловятся такие же крупные, как много лет назад.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    С того времени, как гомо сапиенс перестал жить, как все нормальные звери, прошло 10 тысяч лет. Жестокое, несправедливое и противоестественное существование в обществе, где пищу добывают одни, а сохраняются и размножаются другие. Но именно такая система позволила людям заселить всю Землю, выйти за ее пределы и даже уйти в четвертое измерение. Врожденное стремление предвидеть будущее и сильнейший инстинкт сохранения и передачи информации дали нам то, чего нет у других животных. Но только всем сразу, а не кому-то одному.
   Чтобы дойти  до ближайшей горы,  хватит сил и средств одного человека.  Для дальнего похода нужны помощники. Чтобы Колумб переплыл Атлантический океан, его экспедицию финансировала уже целая империя. Послать человека на Луну по средствам самым богатым странам мира.  А чтобы переместиться во времени,  нужны усилия не только живущих сейчас, но и тех, кто жил прежде. Всю полученную  информацию мы сохраним и передадим тем, кто будет после нас. Так же, как это делали наши предки. Оказывается, у нас с древними людьми  не только общие чувства, но  и общее дело – запасать и сохранять информацию.   В этом смысле можно говорить о бессмертии души. Действительно, человек – единственное животное, которое может жить после своей  смерти.  Но бессмертная душа, она штука не индивидуальная, а одна общая на всех. Одна большая и вечная у тех, кто был давным-давно, есть сейчас и будет потом.  Называется Культура.

   Есть на Большой реке Черный утес. В этом месте старое русло выходит из озера, а новое круто поворачивает на север и бьет в берег, подмыв несколько базальтовых валунов.   Твердой  рукой древнего мастера вырублен на валуне  портрет. Спокойно смотрит на реку строгий морщинистый старик. Кто этот человек? Что он сделал такого, что пережил своих друзей, своих врагов и своих потомков?  Кто знает?

Ноябрь 2017.