Ф. И. Тютчев некоторые особенности творчества

Сергей Сиротин
Лекции для…

Ф.И. Тютчев – некоторые особенности творчества (1803-1873).

Творчество Федора Ивановича Тютчева многие исследователи  считали по уровню духовного осознания жизни и её лирического переживания ничуть не уступающим поэтическому наследию А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Но если поэзия этих поэтов озарена ореолом трагического конца в молодом возрасте, то Тютчев, перстрадавший многие трагедии души, дожил до семидесяти лет, но ещё Лермонтов утверждал, что часто история души челловеческой может быть содержательнее  истории государств и народов – именно это и стало основным стержнем поэтического творчества Тютчева, которого как поэта современники узнали и оценили лишь в конце его жизни.
Поэт своими стихами уводил читателя прочь от вздора и мелочной суеты реальной жизни, учит тишине и сосредоточенности при осознании бытия,внятности мысли, глубине смыслов, адекватности слова и понятия.
Творчесство Тютчева созвучно не не просто состояниям природы, оно переносится на всю вселенную в её всеобъемлимости, совершенно воспроизводит  физические явления миросоздания, не только материии, но и состояния живой души, связывая их в единое неделимое целое… Ещё известный русский философ В.С. Соловьёв писал: «Если вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин – поэтической и научной так же не может быть, как двух, исключающих друг друга «высших благ» или целей существования». Красота и тайна природы у Тютчева нене пустой звук: она накладывается на его миропонимание блеском молодой весны, светлостью осенних вечеров, сверканием зарниц и туманом ночного моря – природа словно открывает ему свои магические тайны…
Не то, что мните, вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Поэт считает, что собственная слепота и глухота людей не позволяет им ощущать внутреннюю жизнь природы.
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах,
Для них и солнца, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах…
Сам Тютчев в поэзии космогоничен, он считал, что само безобразие, хаос есть необходимый фон всякой земной красоты, и эстетическое значение таких явлений, как «бурное море» или «ночная гроза» зависят от того, что «под ними хаос шевелится». В изображении явлений земной природы в их взаимосвязи с макрокосмом  поэт не имел себе равных… (Ст-я: «Не остывшая от зною…», «Одни зарницы огневые»). Частные явления природы в понимании Тютчева есть знаки общей сущности вселенной, которые читает поэт и поясняет их смысл: «Таинственное дело», «заговор глухонемых демонов» – вот начало и основа мировой истории.
Положительное, светлое начало космоса сдерживает эту тёмную бездну и постоянно преодолевает её. В высшем произведении процесса мироздания – человеке высший свет природы становится внутренним светом сознания и разума. Поэт говорит о неразделимой взаимосвязи человека и космоса:
И в чуждом неразгаданном, ночном
Он узнаёт наследье роковое.
Смысл человеческой сущности – сам человек, но не как раб или орудие злой жизни, а как её победитель, владыка.
Лирический герой Ф.И. Тютчева считает, что только духовный человек может стать действительным и вечным царём мирозданья, а «исход из злой жизни», с её раздвоением и вечными противоречиями, в том, чтобы примкнуть к «вождю на пути совершенства», заменить роковое и убийственное наследие древнего хаоса духовным и животворным наследием «Сына человеческого – первенца из мёртвых».
Поэту свойственна и высокая нота любви к Отечеству, он пророчествовал великое призвание России, предписывая ей держаться единства, основанного на духовных началах, «не гнилою тяжестью земного оружия», но «чистою ризою христовою». Поэт считал, что бытие России ещё не определилось оконча-тельно, оно ещё двоится, увлекаемое в разные стороны противоборствующими силами…
Поэт философского осознания мира Ф. Тютчев признаёт, что лишь от исхода внутренней нравствен-ной борьбы светлого и тёмного начал в душе самого человека зависит воплощение в жизнь света исти-ны. Он считал, что если Россия будет «христианским царством правды и милости» – всё остальное к ней приложится.  И, раздумывая о будущем мира и России, явно полемизируя с первым канцлером Германии Отто фон Бисмарком, писал:
«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом и лишь кровью»;
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней…
Фёдор Иванович мудро понимал скоротечность человеческой жизни и принимал её вечное обновле-ние, что и выразил в одном из своих последних стихотворений «Когда дряхлеющие силы…»

С.М. Серотян