Церкви и священники Новосильского уезда

Антонина Балабанова
  «Отрадно, что наше поколение всё чаще обращает свой взор к седой старине, пытаясь с обретением исторического самосознания найти ту силу, которая могла бы противостоять разрушительному веянию сегодняшнего времени» - пишет наша землячка В. Корнева в книге «Град на Острожной горе».
Церкви долгое время были единственным центром культурной и нравственной жизни. В них переписывались и украшались книги, а школы духовного ведомства были в середине XIX века, пожалуй, единственным источником воспитания и просвещения для выходцев из низших сословий. В храмах совершались обряды бракосочетания, крещения, отпевания…Именно поэтому, думаю, потомкам новосильских жителей будет интересно познакомиться с  историей храмов земли новосильской.
Подробно  историю каждого прихода Новосильского уезда можно узнать из переизданной в 2010 году книги  «Приходы и церкви Тульской  епархии». Я же остановлюсь только на церквях Новосильской волости, т.е. расположенных когда-то на территории нынешнего Новосильского района. Названия многих из них отражены ныне лишь в престольных праздниках наших сел. А фамилии священнослужителей и  вовсе канули в лету. С помощью «Памятных книжек Тульской губернии» и некоторых других архивных материалов нам удалось их установить.
В церковно-административном отношении Новосильский уезд разделялся в конце XIX века на три благочиннических округа, в 1916 году – на пять округов.
Благочинными были священники:
В 1 округе – священник Николай Борисоглебский,
Во 2 округе – протоиерей с. Нижнее Скворчье Василий Раевский
В 3 округе – протоиерей с. Вяжи Иосиф Вознесенский
В 4 и 5-м, соответственно, священники Петр Зайцев и Сергей Черников, за ним – Сергей  Вельтищев.
  Соборная Успенская церковь г. Новосиля по времени своего происхождения самая старая. В ее приход входила первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также гражданские  чиновники и  деревня Михалева Пустошь, что в шести верстах от города. Самые ранние сведения об этом храме относятся к концу XVII столетия. Последний по времени каменный храм был освящен в 1893г. Священники: Петр Благосклонский, Иоанн Попов, Константин Архангельский, Александр Шаховцев, Иоанн Баженов.
Церковные старосты: Николай Иванович Ворогушин, Иван Николаевич Ворогушин, Александр Иванович Белевцев.
   С 1883 по 1887 г. велась переписка Городской думы с Тульской духовной консисторией о разрешении на постройку каменной часовни на главной торговой площади Новосиля между церквями Николаевской и Соборной. Часовню предполагалось построить в память бывшего Соборного храма(деревянного) и в "бозе почившего" Государя Императора Александра II.Первоначально часовню  планировали соорудить близ тюремного замка, в память бывшего Соборного храма, но,так как место то находится в отдалённости от города и дороги и окружено оврагами, то постановили: на том месте....поставить кирпичный памятник столбом, а часовню устроить внутри города на площади близ торговых рядов. 
   Никольская церковь. В состав прихода, кроме городской части, входили деревни Петровка (ныне Тюково), Чернышино и Сорочий мост.  До 1810г. храм был деревянный, позже  на его месте была выстроена часовня. Каменный храм строился в 1810-1813г.г., освящен в 1838г. Каменная колокольня была выстроена в 1858г.,  новая в 1997г. стараниями протоиерея Василия Сороки. Здание включено в Каталог памятников архитектуры Орловской области. Священниками в этой церкви были Михаил Петров, Петр Воскресенский, Пётр Щеглов, Венедикт Орлов, Евгений Дагаев. Пётр Андреевич Воскресенский был законоучителем приходского мужского училища.
   Казанская кладбищенская церковь с приделом во имя Всех Святых. Первое упоминание о ней относится к  1802 году. В 1877 году пристроена трапезная и колокольня; тогда же, очевидно, и была освящена.  Не сохранилась. Священники: Андрей Каркадиновский(1910г), Николай Борисоглебский.
   Духовенство в России было тем социальным слоем, который в силу условий своей жизни был ближе всего к простому народу, особенно к крестьянству. Особенно широко деятельность духовенства в области народного образования развернулась в сельской местности. По указу синода от 29 октября 1836 г. обучение "поселянских детей" возлагалось на духовенство, которое "сим средством и случаем должно воспользоваться для исполнения своей беспрекословной обязанности наставлять детей в вере и благочестии".
   Закон Божий  бабушкам и дедушкам сегодняшних взрослых новосильцев доносили до ума и сердца  священники Пётр Андреевич Воскресенский в мужском, Александр Захарович Шаховцев – в женском приходских училищах(1895). Протоиерей Соборной церкви благочинный  Иоанн Васильевич Попов  значится законоучителем уездного училища.
Накануне 1917 года  законоучителями в учебных заведениях нашего города  были:  в Высшем начальном училище – священник   Константин Иванович Архангельский, в мужском приходском – священник Венедикт Петрович Орлов, в женском –  священник  Николай Николаевич Борисоглебский.

Клировые ведомости Соборной г.Новосиля церкви за 1916 г. Ч..2. (Послужные списки) сообщают нам биографические сведения о священниках:

       Протоирей Успенской церкви Александр Захарович Шаховцев родился в 1842г. 3 сентября в с.Покровском  Одоевского уезда, скончался 11 ноября 1911 г. После окончания Тульской духовной семинарии был священником в с.Парахино, Спасское тож  Белевского уезда, занимался обучением крестьянских детей и преподаванием Закона Божия  нижним воинским чинам. С 1869г. 11 ноября переведён на настоящее место. Тогда же награждён набедренником.
1875г. – бархатной фиолетовою скуфьею; 1879г. – Законоучитель в Новосильском женском училище;  1883г. – утвержден духовником по г.Новосилю. 1882г. – назначен штатным помощником настоятелю  определением Св. Синода, награжден камилавкою. 1886г. – назначен законоучителем в частном училище Рогожиной. 1891г. – высочайше  награжден наперсным крестом. 1894г. – назначен наблюдателем ЦПШ и школы грамоты по г. Новосилю.
1894г. – Медаль  Александра III, Орден Святой Анны 3 степени; 1903г. – Орден  Св. Анны  2-й степени; 1908г. – удостоен награждения  саном протоиерея.
Жена – Шаховцева  Александра Владимировна (1847г. )
   Дети:
1. 1866г. дочь Мария – в замужестве за священником  Баженовым;
2. 1874г. – дочь Елена – в замужестве  за священником села Горбачева Иваном Алексеевичем Покровским;
3.  1876г. – дочь Анна (в замужестве Ивановская);
4.  1881г. – сын  Сергей;
5. 1883г. – дочь Ольга (в замужестве Губарева);
6. 1885г. – дочь Александра.
(Потомки  по линии Шаховцевых  и сейчас  проживают  в Новосиле.

          Протоиерей Иоанн  Николаевич Боженов родился в 1861 году 27 мая. Сын псаломщика  на дьяконовской вакансии Соборной Крестовоздвиженской г.Черни церкви. (вдове протоиерея Шаховцева зять).
 Окончил полный курс в Тульской духовной семинарии по 2 разряду (1881г). По окончании курса проходил должность учителя в начальной школе с.Тургенево Чернского уезда ( с сентября 1881 по май 1883гг.). Высокопреосвященным Никандром определен в священники в Дмитриевской церкви с.Литвинова Белевского уезда (6 июня 1883г). Там же Высокопреосвященным Никандром  рукоположен во  священника (август 1883г);  Преосвященным  Питиримом перемещен по прошению  в священники к Михайло-Архангельской церкви с.Архангельского Новосильского уезда(февраль 1897г);  Высокопреосвященным  Парфением  перемещен по прошению на священническое место к Соборной Успенской г.Новосиля церкви (август 1912г).
   Состоял законоучителем в Земской школе с.Литвиново (февраль 1897г); Законоучителем и заведующим школы грамоты сельца Юрикова прихода села Литвинова (1884г. по 1897г.);  Состоял законоучителем в Архангельской земской школе ( с 1897г. по сентябрь 1912г.).
    Состоял заведующим и законоучителем:
1) Церковноприходской школы с.Архангельское(октябрь 1899г);
2) Церковноприходской школы д.Калгановки;
3) Школы грамоты д.Дальновидовки прихода с.Архангельского(1910-сент.1912);
4) Утвержден Его Высокопреосвященством Заведующим и  законоучителем в Новосильской церковно-приходской школе ( октябрь 1912г).
5) Состоит заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в   д.Михалевой пустоши (сентябрь 1912г)
6) Состоял учителем в открытой им женской школе грамоты с.Архангельского,  преобразованной в церковноприходскую.(окт. 1899-сент.1903)
    Проходил должности:
Члена Благочиннического Совета по 2 окр. Белевского уезда (1894 -1897г.);  Депутата от духовенства по 3 Новосильскому округу (1905 -1910гг); Постоянного члена Новосильского отделения Тульского Епархиального училищного Совета ( май 1908г.);  Миссионера по Новосильскому уезду (октябрь 1910г).
По определению  Высокопреосвященнейшего  Парфения от 7 мая 1913 года назначен настоятелем Соборной  церкви(1913г).        Высокопреосвященнейшим Парфением возведен в сан Протоиерея (6 мая 1913г).
Состоял руководителем по Закону  Божию на педагогических краткосрочных курсах для учащих в начальных училищах Новосильского Уезда по предложению директора народных училищ Тул.губ. (1914г.).
       1892г. Награжден набедренником за одобренное пастырское служение и за полезное и усердное  законоучительство.
       1896г.Преосвященным Иринеем Награжден скуфьею за полезное пастырское служение и усердное и полезное законоучительство в школах.
       По определению Св.пр.Синода  от 18 апреля 1903г награжден за заслуги по духовному ведомству камилавкой, согласно ходатайству Епархиального начальства.
       По ходатайству… от 30 марта 1910г. награжден наперсным Крестом за заслуги по духовному ведомству.
       Определением Свят. Синода от 11 мая 1912г. награжден Библиею за труды по обучению детей в школах.
      Жена его Мария Александровна  дочь Протоиерея Собор. церкви. Шаховцева, род. 1886г.9 января.
Дети их:
 Александр, род. 1883г. 20 ноября, состоял преподавателем в Реальном училище г.Павловска Воронежской Губернии .
 София, род. в 1889г. 13 февраля , состоит учительницей в Высш. Начал. Училище. г.Новосиля.
 Владимир, род.1891г.7 июля, обучается в Харьковском Ветер. Институте на содержании отца.
 Николай, род. 1896г. 1 января ,обучается в том же Институте на содержании отца.
 Анна, род. 1893г.4 января, обучается в Харькове на Высш.  Жен. Курсах, на содержании отца.
 Вера, род. 1894г.10 апреля. С 1912г. состояла воспитательницей  в Белевском Епарх. Жен. Училище. С 10 декабря 1915г. состоит учительницей в Новосильском Начальном училище.
 Алевтина, род.  1898г. 16 июля. Обучается в Белевском  Епарх. Жен. Училище  на содержании отца.
 Зинаида, род.  1899г. 9 августа. Обучается там же на содержании  отца.

    Сахаров Семен Васильевич, священник, уездный наблюдатель церковных школ Новосильского уезда. Родился в с. Вяжи в 1864г. Сын священника. Окончил полный курс наук в ТДС по 2 раз. (1884г.). Проходил должность учителя в Вышнескворченской Земской школе (1884-1886гг.), определен на должность псаломщика к Николаевской  г.Новосиля церкви (1886г); Там же определен во священника и посвящен к Дмитриевской церкви с.Ямской Слободы Новосильского уезда (1890г). Состоял заведующим, законоучителем и учителем в открытой им школе грамоты, преобразованной в церковно-приходскую (1891г.). Состоял следователем по первому Новосильскому округу (1894г). Состоял законоучителем и учителем Задушенской и Ямской церковно-приходских школ (1897г). Назначен наблюдателем церковно-приходских школ Новосильского уезда (1902г.).
    За ревностное пасторское служение и труды по народному образованию награжден набедренником (1895г); Скуфьею (1903г), Камилавкою (1906г). Награжден Наперсным крестом (1914г.). За двенадцатилетнюю службу в должности наблюдателя ЦПШ  награжден орденом Св. Анны 3-й степени (1915г).
    Жена: Мария Николаева, дочь священника с.Вышнего Скворчьего (1874г).
Дети их: Александра (1889г.), Нина (1895г).

     Соборный диакон Лебедев Иоанн Алексеевич,  родился в селе Новоспасском,  Петровском тож Епифанского уезда (1868г.). Сын псаломщика. Псаломщику Бажанову шурин. Уволен из 3 кл. ТДС. Определен во псаломщики к Соборной г. Новосиля церкви(1893г.) Определен и посвящен во дьяконы к  Соборной Крестовоздвиженской г.Черни церкви (1898г). Назначен помощником делопроизводителя Черн. ТЕУ (1899-1904гг.). Состоял заведующим Чернского свечного склада (1899-1904гг.).
Перемещен по прошению к Соборной Успенской г.Новосиля церкви (1904г). Состоял заведующим Новосильского свечного склада Тул. Епар. свечного завода (1905-1911гг.)
        Посвящен в стихарь (1894г). Имеет темнобронзовую медаль за труды по всеобщей народной переписи населения 1897 года. Имеет грамоту и Указ о перемещении.
 Жена: Анна Николаева, дочь обер-офицер.сына (1874г.)
    Дети их:
 Таисия (1895г.) обучается в Москве на высших женских курсах;
 Андрей (1897г) обучается в ТДС на содержании отца;
 Михаил  (1899г) состоит на военной службе;
 Дмитрий (1902г)  обучается в Сувалкской классной гимназии на содержании отца;
 Мария (1903г) обучается в выс.нач.училище;
 Елизавета (1905г) обучается там же;
 Георгий (1908); Вениамин (1909г); Зинаида (1911г).

Тихоновский Николай Семенович. Соборный псаломщик, дьякон. Сын псаломщика. Родился в с.Зайцево Белевского у. (1872г). Псаломщик с.Зайцево Белевского у. (1891г). Перемещён в с. Архангельское Новосильского уезда (1896г). Перемещён к Соборной г. Новосиля церкви (1898г). Посвящен в дьяконы Соборной Успенской Новосиля церкви на псаломщицкой вакансии (1916г). Был избран духовенством распорядителем Новосильского свечного склада (1899-1904гг.) Имеет темнобронзовую медаль за труды по 1-й всеобщей переписи населения 1897г. Грамоту имеет.
    Жена: Александра Дмитриева (1873г), дочь псаломщика с.Архангельского Новосильского уезда.
    Дети: Анна (1901г), обучается в  ВНУ;  Николай (1906г.); Александра (1907г).

 Бажанов Иван Иванович, соборный псаломщик. Родился в 1874г. в Подмосковном сельце Кунцево. Сын священника. Дьякону Лебедеву зять.
 По увольнении из 2-го класса ТДС (1892)  определен во псаломщики Казанской кладбищенской г. Новосиля церкви, по прошению (1893г).; перемещен к Соборной Успенской г. Новосиля церкви, по прошению (1900г.)
    Посвящен во стихарь в  1893г. Грамоту имеет.
    Вдов по 2 браке. Дети его: от первой жены Владимир (1895г); Николай (1896г)- на военной службе; Александр (1898г);
     от второй жены Валериан (1906г).

Из ведомости об учителях церковно- приходских и земских школ:
          Учительница Новосильской ЦПШ мещанка Софья Васильевна Сучкова, с 1 сентября 1912г.  Обучалась в Богословской церковно- учительской школе, выбыла из нее в 1912г.
  Учитель Михалевской ЦПШ гражданин Николай Никитович  Смыков, с 1 февраля 1916г.  Обучался во Второклассной школе, откуда выбыл в 1904г. Имеет свидетельство на звание учителя церковноприходских школ.  В Бурдуковской ЦПШ Веневского у. (1904г-1907г). В Александровской ЦПШ Новосильского уезда (1908г), в Орловской (1910 г), вторично в Александровской (1913г), в Песковатовой (1914г.) в Гнидовской (1915).
   
   В 1815 г. для обучения детей священнослужителей были основаны ДУХОВНЫЕ  уездные и приходские училища в Туле, Белеве, Епифани и Новосиле. Училища в Епифани и Новосиле также существовали ранее, с 1803 года, но в 1815 году все три духовных училища были преобразованы и получили новые названия.  Окончание училища давало  право быть рукоположенным в священный сан. Во главе Новосильского уездного Духовного училища в 1862 г. стоял инспектор, студент Духовной семинарии  Дмитрий Иванович Богословский. Смотрителем и учителем был надворный советник Семён Иванович Орлинский. Через пять лет   смотрителем указан воспитанник Духовной Академии Василий Иванович Прозоровский.
 
А теперь переходим к сельским храмам. В скобках после названия храма даётся дата его освящения. Фамилии священников взяты в основном  из Приложения к «Памятным книжкам Тульской губернии» на 1891-1892 г.
                Первый округ
Покровская церковь, с. Заречье (1881).   Священники: Иоанн Вознесенский, Пётр Щеглов.
Церковные старосты: казённый крестьянин  Семён Кукин, Дмитрий Алексеевич Букреев, Семён Васильев.

Вознесенская церковь, с. Н. Пшев (1757). Александр Речкин.
Церковные старосты: крестьянин д. Шеино Козьма  Евтихиевич Вепрынцев, казённый крестьянин Яков Полухин.

Михайло-Архангельская церковь, с. Голянка (1866). Сергей Вельтищев, Сергей Болоболин (последний назван старожилами).
Церковные старосты: казённый крестьянин того же села Иван Кириллович Сальков, казённый крестьянин Василий Вепринцев.

Георгиевская церковь, с. Петушки (1838). Пётр Щеглов, Георгий Борисоглебский, Иоанн Тихомиров.
Церковные старосты: казённый крестьянин Амвросий Иванович Сигарёв.

Дмитриевская церковь, с. Ямская Слобода (1810). Василий Сахаров,  Семён Сахаров.
Церковные старосты: казённый крестьянин того же села Семён Зубов, Афанасий Ефимович Зубов.
                Второй округ
Богоявленская церковь, с. Бедьково (1769). Андрей Остроумов.
Церковные старосты: крестьянин-собственник Петр Семёнович Семёнов.

Михайло-Архангельская церковь, с. Воротынцево (1858). Михаил Вознесенский.
Церковные старосты: казённый крестьянин д.Соколье  Пётр Алексеевич Ломакин.

Дмитриевская церковь, с. Вяжи (1852).Василий Григорьевич Сахаров, Андрей Любомудров,  Семён Богословский, Иосиф Вознесенский.
Церковные старосты: казённый крестьянин того же села Федор Дорофеевич Кудинов, крестьянин Иван Зубов.

Казанская церковь, с. Глубки (1871). Иаков Калинников, Иоанн Архангельский.
Церковные старосты: казённый крестьянин того же села Кондратий Филиппович Грошев.

Успенская церковь, с. Жердево (1772; 1891). Георгий Виноградов, Владимир Сахаров.
Церковные старосты: новосильский купец Александр Иванович Турчанинов.

Георгиевская церковь, с. Игумново (1801). Пётр Кедров, Иоанн Троицкий.
Церковные старосты: крестьянин д.Толстенково Тимофей Ермолаевич Камышников, Евсевий Филиппович Оленин.

Кирико-Иулитская церковь, с. Кириллово (Кирики. 1801). Дмитрий Кудрявцев.
Церковные старосты: крестьянин- собственник того же села Фёдор Филиппович Фомичёв.

Николаевская церковь, с. Пруды (1777). Михаил Руднев.
Церковные старосты: крестьянин того же села Пётр Николаевич Репкин.

                Третий округ

Покровская церковь, с. Голунь (1800). Василий Руднев, Андрей Руднев, Сергей Черников.
Церковные старосты: новосильский  2 гильдии  купец Иван Иванович Кириллов.

Крестовоздвиженская церковь, с. Подъяковлево (1795).Ксенофонт Сахаров, Василий Дмитревский.
Церковные старосты: казённый крестьянин того же села Фёдор Маркович Ермаков; дворянин, помещик Александр Иванович Шеньшин

Космо-Дамиановская церковь,  с. Перестряжь (1785).  Дмитрий Добронравов, Василий Знаменский, Иаков Случевский.
Церковные старосты: землевладелец, генерал-лейтенант Даниил Евфимович Жуков.

          Из родословной священника  Голунской церкви Покрова    Андрея Васильевича Руднева. Его сын – Николай Андреевич Руднев(1862-?), врач, закончил медицинский факультет Московского университета. Статский советник, последний вятский губернатор(1915-1917). После революции  перееехал в Москву. Внучка, Татьяна  Николаевна, была  замужем за Добронравовым А.Д., сыном священника Космо-Дамиановской церкви в с.Перестряжь Дмитрия Васильевича Добронравова. Василий Петрович Добронравов(1808-?) после окончания семинарии был диаконом в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с.Ушаково Одоевского уезда.
(Информацией  поделился праправнук  священника Руднева  А. Добронравов).

   Священник Соборной Троицкой церкви г. Ефремова Андрей Петрович Любомудров  сам был сыном протоиерея и пошел в профессии по стопам отца. Он окончил Тульскую духовную семинарию, учась там так хорошо, что еще во время обучения был лектором по греческому языку в низшем отделении семинарии. С 1832 по 1836 гг. он преподавал латинский язык в Духовном училище г. Новосиль, затем стал священником Дмитриевской церкви села Вяжи Новосильского уезда(1838-1841 годы). Живя в уездном городе Новосиль с 1832 по 1841 год, он совмещал обязанности священника с общественной деятельностью: был членом ревизионного комитета училища, депутатом. С сентября 1841 г. Андрей Петрович был перемещен в г. Ефремов на место протоиерея Соборной Троицкой церкви. Умер А.П. Любомудров 5 августа 1855 г. от холеры. («Тульский краеведческий альманах», 2008 -№6).
       И закончить я хочу словами нашего земляка, краеведа и поэта Владимира Лякишева(1938-1997):
 «У каждого россиянина две Родины: большая, имя которой Отечество, и малая – дом, где родился, дерево у дороги, остов полуразрушенного храма, могилы ушедших в мир иной близких. С глубокого осознания этих, казалось бы, незначительных понятий, и начинается понимание Родины в великом её значении». И в этом основа нашего духовного возрождения.