Стресс и примитивные реакции подсознания

Александр Шевкопляс
Эмоциональные реакции сужают осознанность человека, и могут полностью её блокировать в крайне ярком реагировании. Это, например, такое состояние, как аффект. Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей человека при условии отсутствия усвоенного стереотипа реагирования.
В этих обстоятельствах возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация. После завершения этой ситуации человек не помнит своих действий.

Из-за отключения сознания реакция может сопровождаться ступором движений и потерей речи, отсутствием понимания происходящего. Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич  — индифферентное отношение к действительности, как защитный механизм подсознания на неразрешимую опасную ситуацию, и чрезмерная расслабленность  мышц.

Таким образом, вследствие серьезных жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд человек может погрузиться в депрессивное состояние, в котором наблюдается полное блокирование сознания, как защита от переживаний.
В это время подсознание отключает максимальное количество зон мозга и прекращает решение ими текущих задач, включает одну из программ примитивного поведения, и концентрируется на энергоинформационном посыле сопереживающим членам своей общности, содержащем желание перестроить модель восприятия реального мира с учетом произошедшего события.

Подсознание, не располагая программой эффективных действий, включает программу беспомощного поведения, рассчитанную на заботу окружающих. В поведении индивида могут появиться особенности речи и мимики, свойственные детскому возрасту и может возникнуть приобретенное снижение интеллекта.

Важность происходящего пробуждает душевные муки,  которые усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события, что ещё более усиливает энергоинформационный посыл членам сообщества. 

Различают степени эмоционального воздействия на человека, которые не полностью отключают сознание. Так, поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения, но действия его постепенно теряют осознанность и самоконтроль. Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.
Чем более важная и опасная ситуация, тем большая часть сознательных операций мозга отключена:

Отсутствие стереотипа реагирования подвигает на спонтанные действия.
На первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность разумно действовать.
Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том, что у человека происходит полная или частичная потеря самоконтроля. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью.
Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно люди впоследствии жалеют о содеянном в состоянии стресса.

Тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная ре¬акция на опасность.
В состоянии тревоги сознание тоже частично отключается - теряется определённая доля рассудительности:

Человек с трудом способен опреде¬лить объект или причины своего состояния. Лицо, нахо¬дящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

Для того чтобы сохранить осознанность в экстремальной ситуации следует задаваться вопросами, которые уточнят ваши возможности и определят ваши рациональные действия, это вопросы типа: «Что я могу сделать в сложившейся ситуации? Чем я могу помочь?»

Подсознание во всём, что усвоено как  важное, всесильно, и для реализации своей власти отключает сознательное сопротивление их выполнению - сознание частично отключено.
Нервное возбуждение при переходе в эмоциональное состояние может включать устойчивые автоматические режимы выполнения подсознательных программ. В этих состояниях могут появляться навязчивые мысли.
При этом логика бесполезна  - подсознание настойчиво диктует действия. Разум эти действия может осознавать неправильными, но не может противиться их выполнению.

Аддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности.  Это относится к таким явлениям, как лекарственная зависимость, наркомания, и поведенческим зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т. п.
В медицинском смысле, зависимость  - навязчивая потребность в использовании привычных стимулов.

Навязчивые мысли, постоянно лезущие в голову, могут очень мешать жить.
Вас может раздражать собственное поведение, но вы чувствуете себя бессильным что-то изменить.
К примеру, навязчивые мысли могут начать докучать перед сном и создавать активное возбуждённое состояние. 

Такие навязчивые состояния могут переходить в невроз. В этих случаях можно говорить о наличии обсессий – постоянно возникающих опасений, назойливых мыслей, образов и побуждений, вызывающих тревогу, и компульсий (ритуалов) – стереотипно повторяющихся поступков, призванных снизить тревогу.

Предположительно, именно высокие требования, предъявляемые людьми самими к себе, заставляют человека испугаться впервые появившихся «плохих» мыслей, придать им большое значение, и начать попытки их блокировки. Борьба с навязчивым состоянием усиливает нервное возбуждение и фиксирует на проблеме.

Навязчивые состояния делятся на 2 основные группы: в первом случае, навязчивое состояние вызывает определенное действие, ритуал, выполнение которого не возвращает нервную систему в нейтральное состояние, не снимает её побуждающее воздействие. Или удовлетворение от выполненного действия может быть кратковременным, и через некоторое время новый устойчивый цикл возбуждения требует нового цикла действий, которые позволят ощутить удовлетворение от  изменения окружающей среды.
Люди внушают себе, что их реакция на возникающую проблему не эффективна, и поэтому необходимо повторное действие.

Например: неудовлетворённость чистотой создаёт желание мытья рук или "стерилизации" комнаты, потребность проверить по многу раз, закрыта ли дверь или выключен ли  газ, выполнение мистических действий (посчитать до определенного числа, дотронуться до того или иного предмета и т.п.).

Вторая группа навязчивостей, именуемая Pure-O (чистая обсессия), имеет в своей основе назойливые мысли, не сопровождаемые очевидными ритуалами, но содержащие возбуждение и зацикливание мысли на необходимости определённых действий, направленных на устранение раздражения. Это возбуждающие мысли об опасности чего-либо или  важности использования внушённого себе стереотипа, которые частично отключают сознание.

Например: мысли о жестокости или агрессии по отношению к близким, навязчивые  мысли о нравственности или духовности, определенная фраза и т.п. 

В этом случае, как правило, человек развивает со временем  схемы поведения, направленные на  избегание ситуаций, активирующих назойливые мысли.

Вот самые распространенные навязчивые мысли и состояния:
• Мысли о возможной агрессии по отношению к окружающим (сильное желание выехать на встречную полосу, ударить кого-то ножом и т.п.)
• Мысли, связанные с чрезмерной личной ответственностью (а не обидела ли я свою сестру; не подвёл ли я родителей; не сбила ли я, случайно, пешехода на тротуаре;  точно ли я закрыл дверь; а  вдруг я не выключил свет? и т.п.).
• Состояния, связанные с гигиеной и чистотой (многократное мытье рук, стерилизация посуды, избегание «загрязненных» мест, длительное и тщательное бритье и т.п.)
• Ритуалы «чтобы не допустить беды» (подсчет чего-либо определенное количество раз; стучание по столу; покупка только "правильных" вещей или каким-то определенным, "правильным" образом;  потребность увидеть кого-либо или что-либо и т.д.). 
• Наведение порядка: предметы расставляются в строго определенном порядке, каждый имеет свое место. Например, стулья стоят строго симметрично и  т.п.
• Переживания, связанные с сексом (боязнь оказаться педофилом или  гомосексуалистом и т.п.)

Таким образом, любое проявление аддикции связано с нервным возбуждением от определенного раздражителя, следствием которого является стимулирование  исполнительной системы организма в виде желания активных действий, и подавление сознательного реагирования.
Почему факт удовлетворения потребности не отключает стимулирование   исполнительной системы?
Любое реагирование на важную ситуацию рождает поощрение от аналитической системы. Мысль об опасности ситуации возбуждает, а реагирование на неё усиливает удовольствие от решения проблемы. Возбуждающая мысль об опасности усиливает и привычные ощущения: 

Мысль о грязи на руках – ощущение очищающих воды и мыла;
незнакомые и потенциально опасные люди и нож в руке;
опасность потери имущества и закрывающийся дверной замок;
пожароопасный утюг и разъединяемые розетка и вилка утюга;
край обрыва или крыши и удерживающее равновесие напряжение ног;   
почти касающийся встречный поток машин и напряжение рук на руле.

Любые мысли о важности или опасности усилят связанные с ними действия.
Такими усилителями ощущений пользуются многие люди:

Несомненно, возбудит и усилит впечатления влюблённой пары от посещения ресторана то, что мужчина и женщина знают, что она пришла без нижнего белья.

Опасность возбуждает сексуальные чувства эксгибициониста.

От ощущения опасности осуждения окружающими возбуждает секс в общественном месте.

Мы любим смотреть страшный фильм с тарелкой чего-нибудь вкусного – еда снижает нервное напряжение, помогая бороться со страхом, а страх усиливает удовольствие от еды.

Или известный приём усилить впечатление: расстроить человека («ничего не получилось…») перед тем, как сообщить приятное или вручить подарок.

По аналогичной схеме получают ощущения дети, когда, возбудившись, непрерывно что-то делают с помощью очень понравившейся игрушки, и весь день, даже во время обеда и сна, не выпускают из её рук. За такую игрушку они могут пожертвовать многим.

Цель, которую преследует аналитическая система организма, не в изменении важного взаимодействия с окружающей средой, а в  получении сильного ощущения удовлетворения от сопутствующих действий.

Именно энергоинформационное взаимодействие с активированными  пользователями этого стереотипа стимулирует системообразующую потребность и не даёт успокоить нервную систему. В результате чего подсознание создаёт прилив сил, сохраняет нервное возбуждение и желание выполнить вновь соответствующий этому желанию стандартный набор действий, а аналитическая система ждёт ощущений.

Для того чтобы освободиться от стимулирующего воздействия энергоинформационной структуры необходимо разрушить механизм обращения подсознания к соответствующему усвоенному стереотипу и таким способом разорвать связь с источником стимулирования действий.

Связь человека с закреплённым в подсознании стереотипом достаточно прочна, другие активные пользователи этого стереотипа укрепляют и стимулируют эту связь, а разум, реагируя на стимулы, лишь формулирует мотивы.
Взаимодействие с одной энергоинформационной структурой легче разрушить с помощью другой, усвоив её замещающий стереотип.



Источники: http://vk.com/what_you_want_book «Стресс и примитивные реакции подсознания» статья о книге "Выбери себе судьбу".
Александр Шевкопляс