Зачем, чему, как учиться?

Саша Погодинский
Зачем учиться?

Что мы унаследовали от прежних времён и как это претворилось в нашем настоящем.
Известно, что каждый ребёнок талантлив. Тогда откуда вокруг столько унылых бездарей, на которых без слёз не взглянешь? Ответ очевиден – виновата система образования. Просто потому, что все кроме беспризорников через эту систему прошли. По этой логике следовало бы сказать, что виноваты матери, ведь это они их всех родили.
На самом деле существует комплекс социально-исторических причин. Тысячелетиями складывалась структуры, где семья была непременным участником системы воспитания и образования. Советское государство недрогнувшей рукой изъяло детей из лона семьи Участие семьи в процессе почти исчерпывалось периодом грудного вскармливания. Это было логично, поскольку стране нужны были не чьи-то личные дети, а винтики строго определённого калибра для государственной машины. Надо сказать, что вытачивать их настропалились весьма искусно.
Теперь сломана и эта система. Государству больше не нужно воспроизводство кадров. Для бюрократических структур хватает детей сегодняшних чиновников. То же самое и для бизнеса. Правда часто оказывается, что доморощенные олухи способны пустить семейный бизнес под откоc.
(Впрочем, та же проблема существовала и до ВОР. И задолго, и не только у нас. Мало того, что дитя не хотело принимать из рук родителя доходный и налаженный бизнес. Ещё и уходило в революционеры и боролось вообще против власти капитала.)
Предприниматели запускают частую сеть в надежде выловить талантливых сотрудников. Но если их не готовят, то и вылавливать некого.
Итак – исходный материал талантлив, но потом всё это неотвратимо гибнет.
Кто виноват - выяснили. Что делать? Самим родителям заниматься собственными детьми. Да не отдавая их, перекрестившись, в дорогостоящее герметичное учебное заведение, а отслеживать весь процесс самим, проводя ребёнка через все ступени роста и становления. Не за то ли боролись? Ведь завоевали свободу и можем сами выбирать чем заниматься. А какое занятие благороднее, чем воспитание собственных детей? Вот и звери, тоже отрывают врямя от отдыха и даже от добывания пищи для воспитания.
Основная задача при этом  выявить, к чему всё же у ребёнка имеется склонность и способности. Для этого существуют различные тесты. Но результаты их часто непонятны самим же экспертам. Самое правильное – опыт. Благо у школьников есть ещё время, чтобы попробовать себя в разных видах деятельности
Так всё же, зачем учиться именно в современных, сложившихся условиях? Задавались ли вы этим вопросом? Возможно, кроме общих слов - «ученье свет, а неученье - тьма», «учиться надо, чтобы в дворники не пойти» и прочего, что вам внушали матери ещё в вашем детстве, вы ничего путного и не можете сказать. Всё это шелуха и мишура, которая безнадёжно устарела и облетела.
Представьте, как же могут ответить на вопрос дети с их несформированным умом,, не созданной системой ценностей и приоритетов. Раньше их и не спрашивали, надо и всё. Теперь они сами должны для себя решить, осознать необходимость образования
Что они делают в этом случае? Что должен делать человек разумный в этом случае? Правильно - НИ - ЧЕ - ГО!!!
Зачем двигаться вперёд, когда направление не известно. Зачем тратить усилия неизвестно на что.
Итак, зачем учиться в наше время? Стандартные ответы таковы:
а) Чтобы зарабатывать деньги. Ответ не верен. Зарабатывают большие деньги неучёные бандюки. Оказывается, и среди бизнесменов много с лёгкой степенью олигофрении. Казалось бы нонсенс. Но для успешности в бизнесе часто не так нужен высокий ум, как игнорирование опасности, рисковость. А олигофрения способствует тому, чтобы «край» не замечать.
б) Чтобы достичь вершин… Ответ не верен. Глядя в телевизор, мы видим, что вершин достигают порой полные кретины и недоумки. А люди вполне учёные перебиваются на пенсию или торгуют, хорошо, если книгами.
в) Чтобы заниматься любимым делом. Ответ абсолютно ошибочен. Этому образование часто мешает.
г) Чтобы было любимое дело. Вот, уже тепло. Похоже на правду. Но остаётся противоречие – дело –то любимое, а деньги у других. А без денег жена пилит и уже не до дела.
д) Чтобы быть образованным человеком. …Ну это вообще «масло масляное».
Итак – зачем учиться?  Не зачем, а почему надо учиться? Необходимо, неизбежно. Это условие жизни.  Таковы правила игры, в которую вы вступили, живя на Земле. Это правило не только для людей. Животные тоже учатся. И надо сказать, учатся упорно. Там цена плохой успеваемости – жизнь. Человечество обеспечило детям своим защиту, безопасность и комфорт. Как любое достижение человечество, это тоже вышло боком. Комфорт развращает. Он вреден объективно. Следствия?... Одно из следствий плохое здоровье ваших детей, второе – их нежелание учиться. Прикиньте, если бы они пробирались по лесу, добывая себе пищу и оглядывались на каждый шорох, как бы они хорошо учились искусству выживания. Примеров много, приводить не буду.
Учиться нужно потому, что ты человек. Значит обязан быть человеком и знать, что положено человеку (так же, как кошка должна знать что положено кошке. «Если тебе корова имя – у тебя должно быть молоко и вымя»).
Учиться нужно для того, чтобы самореализоваться. То есть, чтобы наилучшим образом реализовать заложенные в тебя генетически и воспитанием возможности.
Зачем этот голый рационализм? 1) Затем, что  правильно и оптимально реализованные способности приносят удовлетворение и даже счастье. 2) Затем, что тому, кто хорошо что-то делает платят хорошие деньги. Даже если он при этом ещё и кайф ловит. За кайф и счастливое выражение лица ещё и приплачивают. (Хотя в нашей стране бывало и иначе «Мы тут будем, кровь на рыле, топать к светлому концу? А ты там будешь -в Израиле, жрать подлец свою мацу???…»)
Учиться нужно, чтобы было интересно жить. Чем больше человек знает и умеет, тем больше для него интересного в жизни. Учёному хватает занятий до старости. Люди узкой специализации не знают чем себя занять кроме профессиональной области. Решают дурацкие кроссворды и ребусы или смотрят дурь по «ящику».
Учиться надо, чтобы достичь не просто высокого, а хорошего положения в жизни. Для того, чтобы находиться в хорошем обществе. Вот без знания английского сейчас молодых сотрудников в приличную фирму не берут. Это, скорее, мода, а не всегда вызвано необходимостью. По делу, может, лучше бы китайский знать. А вот владения русским литературным в фирмах не требуют. Разве что в пределах правил правописания, чтобы ошибок в деловых письмах не делал. На самом деле плохо быть недоучкой. Не замечаешь многих красок жизни. Обедняешь свою жизнь. Впрочем, это материя тонкая и об этом лучше читать у классиков.

Чему учиться?

Я б в сапожники пошёл, пусть меня научат…
Понятие, относящиеся к образованию нечётки, а границы познания беспредельны К тому же в нашем обществе существует целый ряд стойких заблуждений.
 Во первых, что школа может дать ориентир на будущее.
Во –вторых, что надо избирать модную и востребованную специальность.
В-третьих, о некоем наборе престижных профессий.
В-четвёртых, о том, что надо выбирать  какую-то профессию.
В-пятых, что можно выбрав профессию, правильно спрогнозировать свой жизненный путь.
В- шестых, что школа даёт хотя бы первоначальный запас знаний для некоторых профессий. И так далее.
Всё это в большей или меньшей степени заблуждения. И если сами эти заблуждения не страшны, то их последствия очень опасны.
Начнём с конца.
6) Школа не даёт никаких профессиональных знаний. Вообще, это не входит в задачи и функции школы. Школа и начальная и средняя лишь минимально и безадресно образовывают. Вы же не считаете, что умение пользоваться ложкой, унитазом или зубной щёткой – профессиональное умение.. Это необходимые навыки для жизни. Надо сказать, что и вузы в большинстве случаев профессиональные знания дают весьма ограниченно. Какому выпускнику МАИ можно доверить спроектировать самолёт? Или его ответственный агрегат? Он-то может и спроектирует, но  летать на таком самолёте не стоит.
Задачи школы: 1)  дать общий набор необходимых человеку нашего общества, либо одной из социальных полок нашего общества знаний и умений. Ну попросту, чтобы жить в нём. 2) подготовка к получению дальнейшего профессионального образования. Всё. Других задач у школы нет. Если ваш ребёнок случайно нашёл, учась в школе, своё профессиональное призвание – радоваться нечему. Это означает, что он кроме школы ничего в жизни не видел. Хотя бывают редкие случаи, когда это именно и есть его призвание: чистая математика, ядерная физика или педагогика.
5) Нельзя правильно спрогнозировать свой жизненный путь. Потому, что вы не Нострадамус. Да и он бы не смог. Есть некоторая вероятность угадать. Попытка сделать правильно заводит в кусты, сбив с верного пути. Правильный путь – получить фундаментальное образование. На хорошем фундаменте можно выстроить любой дом.
4) Не надо выбирать профессию. Правда, некоторые профессии не устареют. Сутенёр, массажист, костоправ. Список можно продолжить. Другие профессии быстро перестают существовать в наше динамичное время. Надо выбирать род деятельности, сродственный вам лично. Если ваше призвание — лечение человеческих душ, не важно где и как вы будете этим заниматься: в горном селе или на космическом корабле, в качестве психолога или пастора – это вопрос двадцатый. Главное – выбрать своё дело.
3) Нет набора специальностей. Вернее в школе о них нельзя узнать. Их в мире где-то тысяч сорок. Сколько из них вы можете узнать в школе? А вот видов деятельности гораздо меньше. И их надо попробовать. Не удастся, как в прежние времена, наняться в матросы, в грузчики, в лесники или в батраки. Попробуйте - наймитесь в космонавты, физики-ядерщики, хирурги-ортопеды… Надо смотреть, перебирать, судя по косвенным признакам, что привлекает ребёнка и может остаться увлечением на всю жизнь. И к чему у него есть способности. Это работа для профессионала. И для хорошего. Или очень заинтересованных родителей.
Я присутствовал при разговоре 15летней дочери таких родителей с профориентатором. Та посадила её перед компьютером с программой профориентирования. У них получился заинтересованный разговор специалистов. А потом говорила в основном девочка, а та слушала.
2) Ни в коем случае не следует ориентироваться на модную и востребованную специальность. Её можно выбрать, если честолюбие хлещет через край, а желание блистать здесь и сейчас превышает всякие границы. Тогда драйва может хватить на то, чтобы стать первым и никогда не пожалеть о своём выборе. Из соображений рациональных следует выбирать не модную и не востребованную специальность. Потому, что давки не будет.
1) Школа ориентиров не даёт. Может иногда сориентировать, но для большинства - нет. Смотри выше. Это в её функции не входит. И там не Ванги работают. Ориентир можно выбрать только индивидуально, только свой.
Итак, преамбула закончена. Чему всё же учиться?
Выбейте из головы своих детей дурацкие идеи о том, что школа даёт образование. Наша школа, как правило, образования не даёт. Что такое образовывание. «Придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ чего  из сырья, обтёсывать или обихаживать» Даль. В сущности - образование личности. Что может образовать наша школа?
Впрочем, дети сами многое понимают. Поэтому, расценивают школу, как ступеньку, трамплин. Но и вуз они расценивают, как трамплин. Куда? И зачем? Вот это то, что нужно уже знать – зачем вы учитесь. Прежде чем задаваться вопрос – чему учиться.
Что может школа? Дать необходимый минимум, набор качеств человека нашей культуры. (Нет, не культурного человека). То, что необходимо. Знать литературу нужно, чтобы разговор поддерживать, чтобы в дома приличные пускали. Это как галстук завязывать и макияж наносить. Чтобы торговкой или бомжом не выглядеть. То же и другие учебные предметы — необходимый минимум культурного человека.
Но в то же время, в школе, при везении и желании, можно научиться многому. Если правильно манкировать занятиями и верно выбирать приоритеты. В школе можно заложить фундамент того, что после станет специальностью.
Исходя из своих представлений о собственных предпочтениях нужно выбирать вуз. Согласен – сложно. Скажем, ваш ребёнок с трудом поступит, вы выкинете кучу денег и до конца жизни будете слушать упрёки. В другом случае всё будет не трудно. И бесплатно. И вы попадёте в десятку.
Это произойдёт в том случае, если выбор будет сделан правильно.
Это можете выбрать только вы вместе со своим ребёнком. Надо чтобы он думал, искал активно. Внимательно. Надо затратить труд. Люди ценят не то, что дорого стоит, а то, что дорого им досталось. Дети тоже люди.
Людей интересует то, что они знают. Не по верхушкам пройдясь, а добыв знание. В свою профессию нужно втравиться.
Как это сделать? Ребёнка, чем он меньше, тем легче заинтересовать. Но для выбора нужен набор вариантов. Главное, что нужно выяснить в школьные годы, это — где учиться и как туда попасть. То есть учиться выбирать цель, собирать все наличные ресурсы и выкладываться для достижения цели. Достигать и ставить новую цель. Но стараться, чтобы магистральный путь был один.

Как учиться.

Система образования несовершенна. Но другой нет – как использовать эту?
Можно искать и выбирать. Можно пристраиваться в этой. Можно игнорировать её совсем либо частично.
Но в любом случае нужно знать, чего хочешь и активно стремиться к цели.
Надо найти школу. Не обязательно в дорогой, престижной школе хорошо учат. Не обязательно плохо учат в районной под окнами.
До школы, в школе, в вузе никто не заменит родителей. Не надейтесь спихнуть детей. Если надеетесь – смиритесь с результатом и не пеняёте на воспиталку, школу, или государственную систему.
До школы надо с ребёнком заниматься. Любить надо ребёнка и проводить с ним время. Но не тупо. А со смыслом. Дети тоже любят смысл и биологическая программа на успех у них есть. Прислушивайтесь, присматривайтесь, вникайте. Читайте. И занимайтесь своим ребёнком.
Как? Например, прошёл день. Разговорите его, что видел, что заинтересовало, Что понравилось, что нет. Нарисуйте то, что видели. Пусть это будет дневник ежедневный. Непреложный. Не надо писать. Но когда научится, пусть рисунок пояснит. Лепите из пластилина то, что увидели. Добивайтесь качества работы. Не сходства с оригиналом, не соответствия классическим образцам, а тщательности, терпения, аккуратности. Это как раз то, чего чаще всего не хватает. И что дороже всего ценится в работе.
Вы не будущего скульптора готовите. Вы развиваете мозг ребёнка и учите его работать. Приготовили рабочее место, поработали - убрали. Это понадобится везде и всюду. Если вам аккуратность или собранность не свойственны – это ваши проблемы. Не создавайте их своему ребёнку.
Не дёргайте ребёнка попусту. Не подменяйте отсутствие времени на общение интенсивностью воспитательных воздействий.
Не запрещайте ребёнку ничего. Но то, что нельзя – крепко. Нельзя выбегать на  проезжую часть. Но не кудахтаньем куриным, а вплоть до оплеухи. Это нельзя! Зато всё остальное – можно.
В младших классах надо выбирать учительницу. Походите, поспрашивайте. Школу выбрать сложно. Спрашивайте выпускников. Если достаточно много спросите, достаточно точно узнаете. Ну это общие места. Зайдите в школу, послушайте, посмотрите. На перемене как себя ведут. Какие глаза у детей. Какие голоса во время урока несутся из-за дверей. Если в классе тихо, это не значит, что там хорошо учат. Сложно выбрать.
Поэтому, не надейтесь на школу. Учите и учитесь сами. Не повезло вам с профессией? Наймите репетитора, хотя бы и в младшем классе. Просто для того, чтобы время от времени контролировать уровень.
Но главное, найдите ребёнку занятие. Не важно, кем он будет. Постарайтесь его занять  теми предметами, которые он изучает. Чтобы приучался всё в жизни делать не из под палки, а по желанию и осмысленно.
Я верю в метод проектов.  Увлеките ребёнка проектом. Путь это будет проект душа на даче. Но с составлением задания, чертежом и даже макетом. Или найдите где он может этим заняться. Такие места всё же есть. Может в вашей же школе кто-то из учителей занимается проектами.
Проекты, которыми занимаюсь я хороши тем, что можно делать что угодно. Нельзя только ничего не делать. Хочешь - микробиологией, химией, физикой, электротехникой, рисованием, историей, литературой. И всё это будет один и тот же, но разносторонний проект.
В вузе. В каждом вузе есть библиотека. И лаборатории. Этого достаточно тому, кто хочет выучиться. Есть приличные преподаватели, которым нужны ученики. Лучше, если с другой кафедры. Ты не за оценку работаешь, а за интерес. Если ещё и деньги хочешь получать, тогда сложнее. Меня школьники спрашивают – А нам за проект платить будут? - А что вы умеете? Если вы так проектируете, что вам платить должны, я вам телефон дам, где требуются конструктора.