Дорогая, Раиса Степановна!

Федорова Любовь Алексеевна
В жизни каждого человека, что-то всегда происходит впервые: первый зуб, первые шаги, первые слова, первый класс и первый учитель. Мне в жизни очень повезло: моей первой учительницей была молодая выпускница педагогического училища Раиса Степановна Чеботарева, которая по распределению приехала в наш шахтерский поселок. Думаю, что повезло всему нашему классу. Свой первый выпуск, помнила она до конца своих дней. А в мою душу она запала на всю жизнь. Небольшого роста, всегда с аккуратно убранными волосами на затылке, заколотыми шпильками, в своем сером в мелкую клеточку костюме, со строгим выражением лица, для большей уверенности. Она всего на каких-то лет 10-12 была старше нас. У нее, в нашем поселке, после института работала горным инженером старшая сестра Валентина, с которой они стали жить в одной комнате в общежитии. В том самом общежитии, где работала моя мама вахтером. Еще задолго до первого сентября, мама и Раиса Степановна подружились. Я запросто ходила к ней в гости пить чай. Раиса Степановна делилась с мамой всеми своими новостями. И, однажды она сказала маме, что у нее есть жених, которого она ждет из армии, а служить ему целых три года. А когда он вернется, сыграют свадьбу и будут жить или тут в поселке, или уедут на родину к Алексею.

 Какова же была моя радость, когда на линейке первого сентября меня зачислили в 1А класс к Раисе Степановне! Мне было с ней очень интересно. Я видела, что она жалеет меня, что у меня нет отца, а моя мама инвалид по слуху. Раиса Степановна всегда входила во все жизненные ситуации, и разрешила моей маме не приходить на родительские собрания, а беседовала с ней отдельно, потому что приходилось говорить ей очень громко. Бывало, что еще чьи-то родители не приходили на собрание и она просила детей объяснить причину. Тогда некоторые ребята кивали на меня, что мол, у Любы вообще мама никогда не приходит. На что она доступным языком объясняла им, что мама у Любы всегда в курсе всего, и она с ней беседует каждый день, а кричать на собраниях и мешать другим классам, она не видит смысла. Тогда, у кого не приходили родители, она шла к ним домой сама. И таким образом, смогла достучаться до каждого из нас.

Раиса Степановна старалась быть с нами даже после уроков и в выходные дни. Мы с ней  ходили в походы, в кино или просто гуляли. Никогда не забуду свою поездку вместе с ней в Ленинград. Небольшую группу ребят она повезла в культурную столицу Советского Союза. Как сейчас помню, что она долго уговаривала мою маму, что Люба, то есть я, запомню эту поездку на всю жизнь. А мама говорила, что путевка на 10 дней очень дорогая целых тридцать рублей, да еще надо дать денег с собой, а она получает в месяц только 60 рублей, работая на двух работах. Да и пальто Любашке надо новое купить. Я не плохо закончила четвертый класс, и мама все же, после моих уговоров,  эту путевку  выкупила. Да еще мне купила красивенные оранжевые туфли  и на дорогу дала целых пятнадцать рублей! Для меня это было целое состояние. Раиса Степановна провела с нами инструктаж, особое внимание уделила деньгам, чтобы мы их убирали подальше, что это огромный город и тут процветает воровство. Поселили нас в здании школы прямо в центре Ленинграда на канале имени Грибоедова. Все ребята от такой красоты были в восторге, да и сама Раиса Степановна, которая так же как и мы, приехала в Ленинград впервые, наслаждалась каждой экскурсией. Чего мы только не посмотрели и где только не побывали за эти десять дней. Я впитывала в себя информацию, как губка. Побывали на Авроре, в храме Спас на крови, Исакиевском соборе, Зимнем дворце, Петропавловской крепости. А от Петродворца были в таком восторге, что рассказывали дома наперебой про фонтаны и всякие там царские причуды. Что говорить, ровесники слушали с завистью, как мы катались под землей в метро, и сколько всего успели увидеть своими глазами, ведь в нашем небольшом уральском поселке ничего подобного не было. И про Ленинград мы знали только по учебнику истории.

Деньги, а именно десять рублей одной купюрой, как учила Раиса Степановна, я убрала подальше: в новую оранжевую туфлю под стельку. И каждый день проверяла, как она там лежит. Но не разворачивала ее. Лежит и лежит. У меня еще мелкие деньги не кончились. В Ленинграде, почти каждый день, шли дожди. И вот, проверяю я свою денюжку, а она вся мокрая, да еще и цвет свой поменяла, стала ярко оранжевой, как будто не настоящая. Все, думаю, теперь ее ни за что не возьмут в магазинах. А в магазинах тут чего только нет. В то время были в моде цветные чулки и гольфы, а так же в продаже были очень вкусные шоколадные и недорогие конфеты "Кавказские", вот эти подарки я и хотела купить домой на свою десятку. Стала стирать ее с хозяйственным мылом, все равно же она уже мокрая. Затем полоскала, сушила и гладила утюгом. И моя десяточка почти приняла первоначальный вид. Пошла в магазин за конфетами, денежку взяли. Ура! Затем накупила чулков и гольфов. Когда подарки были все куплены, то у меня еще остались деньги для всякой вкуснятины, в виде мороженного и газировок.
 Жаль было покидать самый  красивый город нашей страны. На прощание, я мечтательно сказала: "Вот бы пожить в таком городе!" Став взрослой, и выйдя замуж за питерского парня, я живу в этом красивом городе. Городе своей детской мечты, а первую свою поездку помню до сих пор, особенно, проходя по каналу Грибоедова. В прошлом году я выставила старую фотографию нашей поездки в Ленинград на Одноклассниках. И мне откликнулись ребята, которые со мной ездили: Славик Мухутдинов, Люда Глушкова, Рита Мигунова, Витя Клюсов. Это как напоминание из детства и память о Раисе Степановне. Ведь, ее ничего тогда не держало съездить одной, без нас, за которых надо нести ответственность.

Как-то Раиса Степановна, раздав на уроке тетрадные листочки, сказала, что будем писать сочинение или стихи, кто как пожелает, про осень. Я выбрала стихи. Помню не все, только начало: "Осень наступила, солнышко не так блестит, А под нашими ногами лист сухой уже шуршит. Золотая осень, как красива ты, и хочу я чтобы исполнились мои мечты!... " А потом был школьный конкурс, где я получила за свое первое стихотворение грамоту и фарфоровую статуэтку. Мы тогда на уроке даже не догадывались, что участвуем в конкурсе. Думаю, она это сделала, чтобы нас не смущать и чтобы мы не отказывались от участия. Таким образом она раскрывала в нас таланты. Очень много хорошего могу сказать о Раисе Степановне. Она была, словно мой Ангел-хранитель. Если я что-то делала не так, всегда разбирали вместе. Ну кто бы еще так мной занимался?! Я по-прежнему ходила к ней в гости, особенно когда ее сестра Валентина уезжала в командировки, тогда я у мамы отпрашивалась к ней с ночевкой. Она кормила меня сладостями, делала из моих длинных волос всякие прически, проводили с ней викторины, или просто играли.

Сердилась на меня Раиса Степановна всего два раза в жизни. Это когда перед самым праздником, где у меня была роль узбечки, а я отрезала свои косы, сделав себе модную молодежную стрижку. И, второй раз, когда я рано, как она считала, вышла замуж в восемнадцать лет, а не поступила в институт. И в девятнадцать у меня родилась дочка, которая прожила только восемь с половиной месяцев и умерла от врожденного порока сердца. Она это объясняла моей незрелостью и неопытностью материнства. Сама же Раиса Степановна так и не вышла замуж, все ждала своего Алексея. Ее жених к ней не вернулся, в армии женился на другой и остался там, как часто бывает. Видимо, Раиса Степановна была однолюбом и к любви относилась очень серьезно, не смотря на предательство ее любимого человека. Родить ребенка, как приводила в пример себя моя мама, она не решилась. Затем, она уехала одна на свою родину в Волгоградскую область. Там проработала очень долго завучем в Урюпинской районной школе. Жила в родительском доме, откуда когда-то в молодости уезжала за своим счастьем. Связь я с ней не теряла до самой ее смерти. Она интересовалась не только моей жизнью, но и жизнью своего первого выпуска. О ком знала, я ей писала. Она всех помнила. Видимо мы, ее первенцы, то же запали ей в душу.

О смерти Раисы Степановны я узнала из письма незнакомого мне человека- почтальона Урюпинского отделения связи. К письму незнакомой женщины была приложена моя Новогодняя открытка и последнее письмо Раисе Степановне. Она рассказала, что хоронили ее всем миром. Уважаемый она там человек была. Умом я понимаю, что без смерти нет эволюции, что каждое новое поколение умнее, что такова наша жизнь. Но сердцем, не могу принять то, что уходят твои близкие и любимые люди, какой,  например, в моей жизни была моя первая учительница Раиса Степановна Чеботарева.