Интервью с Борисом Евгеньевичем Патоном в апреле 2

Виктор Новицкий 2
Германии для победы не хватило одного человека - Евгения Оскаровича Патона…
   Та далёкая война всё дальше, участников той войны всё меньше. Мне удалось побеседовать о событиях давно минувших дней с Президентом Национальной академии наук Украины, академиком Борисом Евгеньевичем Патоном. Сегодня имя и дела почётного гражданина Киева, дважды Героя Социалистического Труда, первого Героя Украины, обладателя высших научных степеней и наград, государственных премий  Б.Е. Патона известно во всем мире. А 22 июня 1941 года…Слово Борису Евгеньевичу.
     Сын, отец и начало войны.
; Борис Евгеньевич! Где и как вы встретили 22 июня 1941 года?
    22 июня 41-го года я встретил походом в Киевский индустриальный институт, после войны -- КПИ, куда нас, дипломников, срочно вызвали на защиту дипломов. Было раннее утро, но трамваи не ходили. Мы с товарищами только дошли до нынешней площади Победы, как началась бомбёжка. Гул моторов, залпы зениток. Осколки стали падать на площадь. Мы были настолько наивными и глупыми, что забежали в ближайший подъезд, решив, что это – самое лучшее бомбоубежище. Слава Богу, пронесло, немцы улетели, мы благополучно добрались до КПИ. Защитились все, получили дипломы…(Знали бы немцы, чей сын прячется в подъезде, плюнули бы и на завод «Большевик», и на «Ленинскую кузницу», но площадь Победы, тогда, в простонародье — Евбаз, «Еврейский базар», уж постарались бы разнести по кирпичику…Авт.)
; К такому повороту событий Вы готовы не были?
   Как все нормальные люди, мы предчувствовали, что война будет, но к тому, что она начнётся в ту ночь – готовы не были. Как и многие люди повыше и поважнее нас…
; А ваш отец, Евгений Оскарович?
   Конечно, предчувствовал, но тоже не думал, что война начнётся 22 июня.  В тот день отец, назначенный Государственным советником по сварке, был в дороге на Урал, куда ехал из Москвы, где был тогда его рабочий кабинет, чтобы инспектировать машиностроительные заводы, на которых ему Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 20 декабря 1940 года вменялось в обязанность внедрять автоматическую сварку под флюсом. Отцу поручили 20 таких заводов, огромных, как в Свердловске, и поменьше. И вот на одной из станций из громкоговорителя он узнал о начале войны. Что делать? Отец не вернулся ни в Москву, ни в Киев, а продолжил командировку. Тогда же Евгений Оскарович решил, что Институт электросварки должен перекочевать именно на Урал, и заняться автоматической сваркой военной продукции.
; Без участия Сталина Государственным советником Е.О. Патона наверное не назначили бы?
Безусловно. Но началось с Н.С. Хрущёва, тогда первого секретаря ЦК КПБУ. В начале декабря 1940 года отец пригласил его в институт сварки, размещавшийся тогда в маленьком здании на Владимирской, на месте которого ныне Воронин шьёт костюмы, и показал Хрущёву новый способ сварки. К чести Никиты Сергеевича, он это дело настолько высоко оценил, что написал Сталину. Сталин, узнав, что существует такой способ сварки, обеспечивающий многократное повышение качества и скорости выполнения работ, да ещё и не требующий сварщиков высокой квалификации, дал указание подготовить проект постановления о внедрении нового способа сварки. Так в бюро по машиностроению при СНК СССР, которое возглавлял Вячеслав Александрович Малышев, появился Государственный советник по сварке Евгений Оскарович Патон…
; Со Сталиным Евгений Оскарович  встречался?
    Ни разу в жизни. Но Сталин о нём знал. Перед выходом того постановления он спросил у Хрущёва: «А справится Патон с таким большущим и срочным делом?» Хрущёв ответил: «Справится». На том и порешили…(Е. О. Патону в 1941 году исполнился 71 год. Он родился в марте 1870 года. Ровесник Ленина, академик Патон ушёл из жизни в один год со Сталиным, пережив его на 5 месяцев и 8 дней. Авт) 
                От Горького до Нижнего Тагила
; Вас распределили в Горький на Красное Сормово…
   Меня распределили на судостроительный завод им. Жданова в Ленинграде. Там я проходил курсовую и дипломную практику. Тема моего, инженера—электрика, дипломного проекта также была связана с судостроением. («Красного диплома» студент Борис Патон не получил из-за того, что по «марксизму-ленинизму» была четвёрка. А вот его диплом комиссия оценила как «выдающийся». Авт.)
    Мне очень понравился Ленинград, его люди. Отец, дававший нам определённую свободу выбора, против моего возможного переезда не возражал. Но, пока мне оформляли документы, Ленинград уже был закрыт, поэтому меня направили в Горький. Из Киева я выезжал в начале июля. Поезда регулярно не ходили, кое- кто паниковал. Но всё же была уверенность, что Киев не сдадут. Выехал я с эшелоном, которым в Уфу эвакуировалась Академия наук. Доехал до Куйбышева, оттуда добрался до Горького…
    На «Красном Сормове» я занимался обеспечением эксплуатации энергооборудования. Немцы долетели и туда… Бомбили ГАЗ, «Красное Сормово». Мы, военнообязанные, должны были сбрасывать с крыш зажигалки. Две бомбёжки на крыше сидел… Одна бомба упала рядом с нашей электролабораторией. Огромная воронка была… На «Красном Сормове» работал до начала 42-го года, потом перевели в Нижний Тагил. Лютая зима была…Долго в Горьком на вокзале от холода «танцевал», ожидая поезд. Отморозил нос, щёки, уши. Но всё-таки попал на 3-ю полку пассажирского поезда… И кто только тогда в поездах не ездил! В каком состоянии! Когда добрался до Нижнего Тагила, пришлось меня от вшей отмывать…
                Танкоград в Нижнем Тагиле.
«»»»»Как обстояли дела на нижнетагильском «Уралвагозаводе», куда эвакуировался Институт электросварки?
     До войны «Уралвагонзавод» производил вагоны, цистерны, а надо было переходить на выпуск танков Т-34. Начало этому положил эвакуированный из Харькова завод имени Коминтерна (теперь — им. Малышева). Перестроить такое предприятие на выпуск танков – дело сложное. Не шли танки в требуемом количестве! А Сталин справку о выпуске танков требовал каждый день… И вот поставили директором И. М. Зальцмана, бывшего директора Кировского завода. Очень талантливый организатор был, энергичнейший человек. Жил на территории завода в служебном вагоне. Буйствовал невероятно. Маленького роста, невероятно изобретательный матерщинник, Зальцман всегда ходил с «парабеллумом». Чуть что - «Всех к стенке поставлю!» Никого к «стенке» не поставил, но интересный метод повышения производительности труда он изобрёл. Собирал бригаду мастеров—сборщиков, и ставил задачу: к такому-то часу выдать танк! А в корпус собираемого танка клал хлеб, водку, табак, другие продукты и говорил: «Как соберёте – ваше». И танки пошли… ( Институт электросварки сборкой танков не занимался. А вот производительность сварки танковых корпусов после внедрения разработанной институтом автоматической сварки под флюсом повысилась в 5 и больше раз. Общая длина швов танков Т-34, сваренных патоновскими автоматами, более 4 000 километров. Это столько, что «патоновских» танков хватило бы на комплектование целой танковой армии. Авт.)
                Оценка пройденного пути
; Сваркой под флюсом одновременно с Патоном стали заниматься и немцы, и американцы. «Обмен опытом» до войны был?
Не было. Конечно, во время войны немецкие подбитые танки разбирались на кусочки и тщательнейшим образом изучались.
   --Когда Т-34 проектировался, его конструкторы с Евгением Оскаровичем по сварке консультировались?
    Обязательно! Со спорами, с дискуссиями, но вместе добивались оптимальных решений. Внедрение автоматической сварки танковых корпусов – это инженерное чутьё отца. Ведь достаточно квалифицированных сварщиков не хватало, качество ручной сварки было невысокое… В общем, много обстоятельств, которые просто призывали к введению автоматической сварки под флюсом…
; Дело за малым: нужен был Евгений Оскарович Патон… А как немцы сваривали корпуса?
    Вручную. Штучными электродами. Автоматизация сварки у них почему-то не получилась. Может быть, считали, что и тех танков, что собираются вручную, им хватит… Хотя, вообще – то, они и применяли сварку под флюсом, но до освоения технологии  сварки танковой брони, а это сталь высоколегированнная (с добавлениями к железу разных компонентов, вроде хрома, марганца, никеля и других, Авт.), они не дошли. А мы эту технологию освоили, причём - в тяжелейших условиях, с людьми, абсолютно далёкими от сварки. Чуть ли не дети могли работать на наших сварочных автоматах…
   Ну, такой пример. Верхний стык танкового корпуса находился достаточно высоко от земли. И мы видели, как девушка—сварщица, чтобы достать до кнопки управления сварочным автоматом становилась на ящик… Совсем маленькая. Её фамилия была, как мы позже узнали, Огородникова. После войны она приезжала к нам в институт. Интересная была встреча!
                Возвращение
; В 1943 году Вас наградили орденом Трудового Красного Знамени. Это Ваш первый орден? Такие ордена даром не давали…
    Работать действительно приходилось много…А второй, я считаю - тоже орден - значок «Отличник социалистического соревнования в танковой промышленности». Его вручал наркомат. И ещё есть награда, несколько необычная… Когда закончилась война, всех, кто отличился в выпуске танков Т-34, наградили пластмассовыми моделями танков чёрного цвета. Он у меня до сих пор дома стоит. Отца наградили танком белого цвета. Единственным…
--По Киеву скучали?
Да некогда было… Возвращались весной 44-го. В теплушках. Эшелон заночевал в Дарнице. И вдруг -- бомбёжка, все — врассыпную… Кое-кто кричал: «Зачем этот Патон отправил нас сюда? Другие сидят в Москве и дальше, а мы на фронт попали…» (Сам «Б.Е.», как, подчёркивая  «нашенскость» и доступность,  называют его сегодня сотрудники, вспоминая о той ночи, улыбается… Авт.)
; А почему так рано Евгений Оскарович вывез ИЭС в Киев?
Потому, что он считал, что танковая  эпопея закончилась, наша технология сварки внедрена на всех танковых заводах, на конвейерах по сборке авиабомб, наставала пора восстанавливать институт, надо было думать, где и как применить нашу технологию сварки дальше. И вот тогда появилась сварка под флюсом в судостроении и мостостроении. К отцу же вернулась тяга к мостам, он вновь жил мечтой создать цельносварной мост, который начали проектировать ещё до войны…
; Евгения Оскаровича немцы украсть не хотели?
Не знаю. Но охраны у него не было. В командировки поездом ездил. Первый раз в жизни самолётом полетел с Малышевым в Москву в 43-м, когда ему должны были вручить Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Одну из первых…
--- Ваше мнение о Победе?
Я считаю, что это величайшая Победа, а та война была для нас именно Великой Отечественной войной, войной всего Отечества. И праздновать 60-летие Победы должен каждый честный человек бывшего Советского Союза, прежде всего – ветераны войны… Ведь следующую круглую дату праздновать может быть уже некому. Ещё пару лет назад в ИЭС тех, настоящих ветеранов-фронтовиков, были десятки. Сегодня их осталось всего девять…
 «»»»»»»»Борис Евгеньевич! Пару лет назад я  наблюдал башню немецкого танка Т-4. Экипаж в танк залезал через дверцы в боковых сторонах башни. Места, где их края ложились на поверхность башни, дабы дождь не просачивался через стык внутрь, немцы закрыли козырьками, которые, вместо того, чтобы их к башне приварить, прикручивали восемью болтами. Если бы ваш отец заметил такой инженерный ляпсус, прошёл бы он мимо? Не пристыдил бы конструкторов?
   Евгений Оскарович такого бы не допустил. Он был очень экономный человек, ценил время и материалы, заботился, чтобы каждая деталюшечка была и технологичной, и надёжной…

А я прикинул: на то, чтобы изготовить и установить такие козырьки, минут двадцать, как ни крути, надо потратить. Танков Т-4 немцы за войну сделали около 5 тысяч. Простой расчёт показывает, что на козырьки в общей сложности ушло 138,8 суток. За это время можно было бы дать не один десяток танков,  которых вермахту так не хватило в битве под Курском…
 Вот и выходит, что, как ни крути, Германии не хватило инженерного таланта одного человека - Евгения Оскаровича Патона. Но русский инженер Патон, получивший инженерное образование в 19 веке в Германии, в 20-м веке по зову совести  воевал на другой стороне. Как и его сын, Патон Борис Евгеньевич…
      Степан ТЕРЕНТЬЕВ (Виктор НОВИЦКИЙ, 27 апреля 2005 года)