The Simpsons - Мо Моррис Лестер Шизлак

Василий Токарев
Написав эссе о Мардж, я задумался, а кто ещё в сериале имеет в активе не только сломанную судьбу, но и реальную возможность на возрождение? Мо оказался первым, кто пришёл на ум. Я сперва даже удивился. Почему не Карл и Ленни? Пришлось прокрутить в голове лишний раз мои знания о персонажах. Чем примечательны друзья и коллеги Гомера? Да ничем. Я не смог вспомнить ничего такого эдакого. Да, Ленни Леонард вполне интересный мужик с дипломом по ядерной физике, успешный писатель, Мардж носит его фото в причёске и сумочке, дети знают, кто сменит Гомера в случае смерти. Но в нём нет искры страсти, он просто человек. Что-то изменить он не может, мы так и не знаем, живёт ли он в трущобах или всё же в приличной квартире. Он выиграл большие деньги в лотерею и куда это ушло? На прекрасный банкет в честь своих друзей. Благородно? Я думаю, нет. Что это дало, кроме удовлетворённого тщеславия? Деньги просто проели и пропили. Скучно. Плюс постоянные намёки, что он гей.
Карл Карлсон? Хм. Его считают единственным честным человеком в городе, но как только в его руках оказались деньги его друзей, он, не задумываясь, уехал на родину, чтобы решить свои семейные трудности. Всё остальное также просто биография простого человека.
Какими бы ни были у них задатки и способности, их время вышло, они не способны сделать что-то интересное.

Вернёмся к Мо. Во-первых, у меня на этого персонажа стойкая ассоциация "человек с ружьём".
Народ, мужик с ружьём это сильно. В США есть расхожее выражение «Господь бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными». На самом деле это умелый обман. Даже при наличии в стране оружия в свободной продаже, не каждый человек сможет его применить, не каждый способен выстрелить в другого, ибо психологически люди не равны. Мо может, и это автоматически возвышает его над толпой. Мужик! Была серия про оружие, нам показали, как к нему относится Гомер. Фу! Откровенный фетишизм. Мо достаёт ствол по делу – когда надо защитить бар или поучаствовать в беспорядках. Это достойно уважения. В паре серий мелькало упоминание, что он взялся за ружьё ещё в подростковом возрасте, защищал своих товарищей.
Кроме того, был профессиональным боксёром. Мужик!

Во-вторых, он любит Мардж, не оставляет попыток заполучить её. Вроде бы, мелочь? Нет. Скажи мне, какую бабу ты хочешь, и я скажу, кто ты. Во Вселенной Симпсонов лучше Мардж женщины нет. Это неявно, нужно внимательно смотреть и много думать, но Мардж надёжная, умная, верная. Мо не разменивается на мелочи, он хочет настоящую женщину. Мужик!

В-третьих, у него весьма своеобразный характер. 99% эфирного времени мы видим его в баре. И только кусочками прорывается:
- волонтёр в приюте;
- учился на бармена, то есть, есть спецподготовка;
- с легкостью берётся за разные аферы, которые не несут большого криминала, и являются бизнесом на грани фола, то есть, как и вся система частного предпринимательства;
- смог принести в жертву личную жизнь ради спасения друга;
- несколько раз полностью менял профиль заведения;
- после пластической операции имел успех у женщин и успешно снимался на ТВ;
- даже со своим страшным лицом имел романы с двумя куколками;
- у него ясный ум, работал судьёй-критиком на разных шоу;
- читает книги.
Последний пункт выбивает из колеи, в США людей планомерно на государственном уровне отучают читать, а какой-то бармен спокойно читает что-то чисто для себя, без выгоды.
Проследив за его жизнью на втором плане сериала, я пришёл к выводу, что Мо глубоко разочарован в этом мире. Он очень многое не доделывает до конца, потому что просто не видит в этом смысла.
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы в баре? А смысл? Это быдло пьёт, не глядя по сторонам.
Открыть модное заведение? Открыл. Ну и придурки ко мне стали приходить!
Семейный ресторанчик? Хм, в этой стране отцы с детишками и жёнами не шибко отличаются от пьяного быдла.
Куча баб это, конечно, здорово, но это не Мардж.
В его жизни было много взлётов, и он падал обратно в свой бар, потому что США не прощают ни одного самого маленького промаха. Когда его акции взлетели до небес, всего лишь не тот костюм оттолкнул от него публику, только вчера боготворившего нового мессию. Вы знаете, после этой серии у меня снялись последние претензии к Мо. Да как вообще можно чего-то желать, когда тебя окружает такая примитивная толпа? Я видел, как Мо мог заработать кучу денег и стать миллионером, обеспечить себе стабильный, надёжный доход, и как он уходил, ибо были другие смыслы жизни, более ценные. Мужик! Человек! Друг!
Он даже самоубийство рассматривает, как ещё одну досадную условность этого свихнутого мира.
Я считаю, что ему не хватает смысла, мотивации. Ну, не делает человек что-то, если ему это не надо.
Небольшое отступление. По версии Мо, его предки были барменами у русского царя. В царской России барменов не существовало, вместо них работали буфетчики, но смысл близок. Если у Мо русские корни, очень многое в его поведении становится логичным. Нет смысла – нет мотива, нет мотива – нет действия, даже если светят большие бабки. Его способность строить свою жизнь исходя из смысла, а не прибыли, это ближе к нам, славянам. В тех сериях, где у Мо появлялся смысл деятельности вроде совместного бизнеса с Мардж или роман с девушкой (дожили, теперь нужно уточнять, с кем именно роман), он становится совершенно адекватным человеком.
Итак, Сизлаку нужен смысл. Прикинем варианты.

Вернуть себе нормальную внешность.
Было не раз и не так уж клёво оказалось. Конечно, ему в любом случае придётся носить хорошую одежду и привести бар в порядок, но не это будет локомотивом деятельности. Всё же, это внешние формы, это не смысл, это инструмент, а Мо сам толком не знает, чего хочет.

Женщина.
Ещё одна? Есть проблема. У Мо серьёзные тараканы в голове, с ними надо жить, их надо направлять, корректировать, терпеть. Все его бывшие просто ушли, у них не хватило ни ума, ни такта, чтобы взяться за мужика и помочь ему справиться с тараканами. Например, в серии «Мошенничество со страховкой» его девушка повернулась и ушла, вместо того, чтобы дать ему подзатыльник и сказать, Мо, окстись. Вопрос-то был грошовый – удержать мужика от фантазий и вернуть его на грешную землю, что является прямой обязанностью жены. Нет, женщины США вряд ли тут помогут.

И тут я вспомнил, что Мо обожает детей. Есть серия, где он длительное время ухаживал за Мэгги. Полностью адекватный папаша получился. С учётом его агрессивности Мэгги нечего было бы бояться с таким отцом, он ради неё в любую секунду готов был кинуться в драку. Это вариант.

Итак, сидит Мо в своей грязной холостяцкой квартире, болтает по телефону, и тут ему сообщают, что один из его дальних родственников умер, оставив двух детей сиротами. Думаю, поначалу Мо и бровью бы не повёл, тоже мне важность. Наследство маленькое, долги весомы, никакого удовольствия, одни хлопоты. Мо приезжает на похороны и вот оно – дети. Опыт общения с Мэгги поможет лишь частично, как снятие первого стресса. Всё же, она слишком мала, уход за ней совсем другой. Новых родственников двое - мальчику Адаму десять лет, девочке Еве шесть. Хочу именно такую комбинацию. Брат будет защищать сестру, решать проблемы, обеспечивать протекцию. Сестра будет подкладывать ему своих подружек. Но это в будущем. А пока Мо понимает, что детей нельзя вести в грязную тесную холостяцкую квартиру. Детям нужен дом и много вещей. Для тех, у кого ещё нет детей, поясню, что под «вещами» я подразумеваю не планшеты, телефоны, куклы и машинки. Одна только еда способна обвалить бюджет семьи, если ребёнок аллергик, и нуждается в особом питании. Одежда это отдельная статья расходов, особенно для девочки. Если мальчику на весь сезон хватит трёх комплектов, то девочке нужно около пяти. Это не роскошь, а необходимость. У меня у самого ребёнок выбежал в чистой одежде на улицу и с разбега прыгнул в лужу. Я в первый момент просто глазам не поверил. Вернулись, всё сняли и запихнули в стиральную машину, взяли чистый комплект. Вернулись с гулянья, посмотрели, во что превратилась одежда, вытащили первый комплект, повесили сушиться, а второй запихнули стираться. В третьем ребёнок пошёл в садик наутро, пока первые два сохнут. Обувь тоже считается отдельно, школьные принадлежности и прочее, прочее. Нет, один ребёнок это одна зарплата. И Мо понимает, что влип. Он снимает номер в мотеле, кормит детей в кафешке, укладывает спать и садится за расчёты. Бизнес надо менять, старая схема приносит денег только для себя любимого. У него большой опыт, он знает, как можно выжимать деньги из тунеядцев. Ему не нравились эти способы, но сейчас не до капризов. Надо решать параллельно сразу две проблемы: обустройство детей и развитие бизнеса. Пока пишутся бизнес-планы, Мо водит детей по домам, чтобы выбрать жилье на ближайшие годы.
Я хочу сделать отступление, оно повлияет на весь дальнейших ход событий. Много лет назад по российскому ТВ транслировался сериал про состоятельную бездетную супружескую пару, которая, по законам жанра, всё время влипала в неприятности. В одной из серий им подсунули мальчика, типа, папа, это твой внебрачный сын. Пока суть да дело, мальчику же нужен уход. Папа хороший, он мигом накупил ребёнку полный двор игрушек. Подводит его к качелям, которые построены по последнему слову техники, и понимает, что ребёнок ошарашен. Спрашивает озабоченно, что не так, сынок? А ребёнок отводит глаза от металла и пластика, от суперконструкции, и говорит:
- Ну, для качелей нужны дерево, доска и верёвка.
Мужик поворачивается к дворецкому и спрашивает:
- У нас есть что-нибудь в этом роде?
- Я думаю, найдём, сэр.
Это американский сериал, и эта сцена говорит, что не все там ещё свихнулись на культе потребления.
Возвращаясь к теме рассказа. Адам и Ева из бедной семьи, не привыкли к роскоши, умеют видеть функционал, а не избыточность. Они тронуты грубоватой простотой Мо, его прямотой и искренностью. Они разговаривают с ним откровенно. Зачем нам дом на миллион долларов? Чем он отличается от дома за пятьдесят тысяч? Оформление, престиж, расположение на модной улице? Дядя Мо, мы не богачи, давай не будем изображать из себя то, чем не являемся, давай не будем врать. Не надо тратить лишнего, побереги деньги. Не надо скупать для Евы весь магазин детской одежды. Купи четыре комплекта, но хороших, качественных. Не надо для Адама скупать весь отдел спорттоваров. Купи стандартный детский спортуголок. И так далее.
Нужны деньги. Много денег. У меня растёт сын, я давно понял, что ребёнок это ещё одна зарплата, выкручивайся, экономь, отказывай себе, потому что нельзя уклониться от трат на ребёнка, они неизбежны. Теперь у Мо два ребёнка, ему нужно утроить свои доходы, и это как минимум. Эх, придётся возвращаться к тем доходным предприятиям, от которых раньше отказался.
Открываем модный клуб. Ну что, придурки, транжиры, снобы и декаденты, снова добро пожаловать к Дядюшке Мо. И как логичное продолжение темы, открываем розово-голубой бар. Не фи! Деньги не пахнут, а ему двух детей растить. Лесбиянку Пэтти Бувье ставим управляющей.
Берём наработки Мардж Симпсон, букет роз и отправляемся к ней с повинной. В прошлый раз не получилось, давай попробуем ещё раз, я буду стараться. Снова открываем британский паб, зазываем старую клиентуру, раскручиваем, открываем второй в Шелбивилле.
Домашняя кухня, ресторанчик для семей? Прошлый раз сорвалось лишь потому, что замкнутый Мо не выдерживает потока разноплановой информации – тут и дети со своими проблемами, и мамы со своими заскоками, и папы со своими тараканами в голове. Не беда, наймём того, кто легко справляется с семейными парами. Добро пожаловать в семейный ресторанчик Дядюшки Мо.
Мо может и хочет больше, но его тормозят дети. Дядюшка, деньги это хорошо, но нам нужна семья. Всех денег не заработаешь, а близких можно потерять.
Мо играет на грани фола – и бизнесом занимается, и теряет деньги, когда дела семьи требуют присутствия. Это очень опасно в деловом мире. В одном фильме я услышал хорошую фразу. Семья может заменить всё, поэтому выбирай, что ты хочешь – всё или семью. Мо должен удержаться, и он удержится, потому что находит верных помощников. Сперва его тянет Мардж, которая впряглась ради его племяшек, хоть и у самой дел выше крыши. Поставив бизнес на стабильные рельсы, она полностью погружается в свои дела, сколотив для Мо небольшую команду помощников, с помощью которых он следит за бизнесом, а сам продумывает развитие. Вариантов нет, нужны сети, одинокий паб не выживет. Заключаем договоры с поставщиками и рекламодателями, начинаем открывать пабы и домашние ресторанчики в других городах.
Дела криво-косо, но идут, проблем море, решаются, племянники тоже скучать не дают. Всё хорошо. Пока. Как бы.
Мо старается дать детям реальное образование. Поменьше компьютеров, побольше практики, экскурсий. Дети вживую видят, как создаются вещи, как играют липовыми ценностями на бирже, много обсуждают с Мо, который и сам в этом не разбирается, учатся вместе.
Постепенно ему вырисовывается довольно-таки противная перспектива. С одной стороны, Америка реально рулит. Взять ту же войну санкций. Европа сократила торговлю с Россией, а США расширили. США рулят, они впереди планеты всей. Однако, есть проблема. Века торговых войн привели к тому, что бал правят ТНК, частнику не пробиться, ему уготована роль пушечного мяса. Мо становится ясно, что его бизнес включён в чужие расчёты, он мал и слаб. Как бы он ни старался, акулы спокойно заберут всё, что он наработал. Как быть? Социальные лифты сейчас отключены, попасть в круг избранных практически невозможно. Надо искать другие пути. Вспоминаем мудрость – враг моего врага мой друг. Надо играть там, где у ТНК нет власти. И надо думать на много лет вперёд. Действительно, глупо рвать жилы и строить сеть кафе, если у тебя это потом заберут. Думаем на перспективу. А что у нас в мире перспектива? Россия и Китай. Как русских ни бьют, они всегда встают. Вроде, и СССР уничтожили, и бандитов к власти привели, и страна разворовывается тридцать лет, а всё равно держатся на плаву, и правители брыкается, не уступают. Не зря ведь США санкциями больше Европу нагнули, чем русских. И Россия остаётя пока что страной, которая способна на полный цикл производства – от разработки идеи и фундаментальных исследований до продаж и внедрения готового продукта. Единственной в мире после США. А зачем нам Китай? После того, как США спихнули в него всё производство, Китай научился делать хорошие вещи, встал на ноги, и теперь упрямо гнёт самостоятельную линию. Страной полного цикла ему ещё долго не стать, но и имеющиеся мощности заставляют считаться. Идея проста – Мо нужны Россия и Китай, только там, на территории врага, его не достанут ТНК. Адам отправляется учиться в Китай, Ева в Россию. По-другому никак. Русские, хоть и говорят «курица не птица, женщина не человек», по факту зажимают женщин лишь по карьерным вопросам. Моя жена поехала на китайский завод по вопросам рекламации. Смеялась до слёз. Китайцам в голову не могло придти, что приехала не блондинка эскорта, а ведущий технолог, поэтому они спокойно показали ей всё, что она попросила. Жена поняла, где проблема, и стала задавать настолько неудобные вопросы, что спорный вопрос тут же решился в нашу пользу. В России женщина, при всех стеснениях, самая свободная в мире. Как Запад ни доказывал, что мы варвары, но на Руси женщина гораздо раньше западных сестёр получила право голоса, наследования имущества, усыновления детей. И ведьм у нас сожгли мало, по пальцам пересчитать можно, поэтому и генофонд в целостности, русские красавицы за границей за версту сияют. И подготовка в России до сих пор держится на достойном уровне, и уже начался отказ от навязанных нам педагогических приёмов, убивающих образование. И в быту русская женщина свободна, может жить, не прикрываясь тысячами законов, без которых её тут же разорят и посадят.
Итак, Ева получит в России образование, здравый ум, а Мо через неё – прямые связи с русскими промышленниками.
Адам едет в Китай. Китай является крупнейшей мастерской мира, он рядом с Россией, он обязательно договорится с русскими, он влияет на политику на всём Востоке. Китай это совершенно иная психология, и её надо понимать, если собираешься работать с Востоком. Прошли времена, когда можно было ввести флот, расстрелять из пушек город, и заставить подписать разрешение на торговлю опиумом. Теперь надо работать гораздо тоньше и умнее. Такие огромные мощности, такие ресурсы! Столько политических возможностей!
Не рассматриваем, как Мо это сумел, это другая тема. Берём, как решённую задачу, что он нашёл единомышленников и в России, и в Китае. Бизнесмены среднего звена, отлучённые от кормушки, которые могут в любой момент вылететь в трубу по произволу чиновников или силовиков. Они тоже заинтересованы в налаживании связей, которые позволят им подстраховаться, стать относительно независимыми от мировых потрясений, снизить ущерб от кризисов.
На выходные вся семья строго обязательно собирается вместе и где-то зависают. Дети в восторге, они видят мир, узнают массу нового, а главное, они понимают, что получают значительное преимущество перед сверстниками, ибо у друзей может быть лучшее образование в США, но у них-то будет много шире кругозор, и не просто связи, а возможность быть принятыми в чужой стране. Пусть не родными, но желанными гостями.
Дальнейшая история не может быть рассказана сегодня, это будущее ещё только формируется. Для нас важно то, что Мо имеет реальный шанс выйти за рамки системы, отправиться в свободное плавание, скрепить части бизнеса так, что семья может не опасаться кризисов. Не так, как не боятся банкиры, потому что сами их начинают и наживаются, а потому, что связывают возможности трёх стран, и всегда имеют место для манёвра, всегда имеют дополнительные ресурсы. Мо важен для нас, как борец с системой. До знакомства с племянниками его противостояние было пассивным – он не делал того, что ему не нравилось, невзирая на финансовые потери. Новые смыслы заставили его искать новые пути.
Он обязательно женится. Как только появятся деньги, нарисуются охотницы. Дети помогут отсеять мошенниц. Семья только сильнее станет.
В добрый путь, Мо.