Кудряшка жизни

Лес49
               
(Посвящается моей матери Сабуровой (Барашковой) С.Г.)

АХ,  БЫЛО ОЧЕНЬ БЫ СМЕШНО,
КОЛЬ НЕ БЫЛО БЫ ТАК ГРЕШНО
НАД СТАРОСТИЮ ПОТЕШАТЬСЯ…..
…. КАК  БУДТО НЕЧЕМ БОЛЕЕ ЗАНЯТЬСЯ.

   **************************

 Однажды мне  рассказали  удивительную историю, которая произошла с одной пожилой женщиной.  Близкие  очень смеялись над ней, практически определив диагноз старушки как, -  «ну не совсем дура, но...».
Меня ввело в умиление их ограничение диагноза,  как нечто весьма «гуманное». Ведь могло быть и хуже.
Мне предложили, чтобы по этому сюжету я написала юмористический рассказ.
Но на юмор у меня как-то совсем не поднимались руки, а  сюжет всё же не давал покоя, поскольку он мог быть поучительным для многих других.   Где-то внутри царапало по сердцу.  И вот  наболевшее вылилось  в рассказ.

***********

Гале, так почему-то иногда звали её внуки, было 79 лет. Пожилая женщина, некогда закончила институт точной механики и оптики, и большую часть времени проработала в Государственном Оптическом институте  и в Физтехе. Она закончила также аспирантуру, и была кандидатом технических наук.
Высокая, статная, уверенная  в себе, она и до сих пор сохраняла подтянутый вид, твердость суждений, вызывая в детях, и даже во внуках уважение и своего рода гордость за умного «предка».
- «Бабуся у нас не так себе, не простая какая-нибудь, а кандидат…», - часто отмечал старший внук.  А младший Петька вторил: «Да, … не совсем дура!», - вкладывая  в характеристику известную долю современного молодёжного  юмора.
Наверное, это на их  жаргоне выглядело как  умная, человек достигший в жизни многого, и достойный за это уважения. Одно слово – «клёвая».  Вот такие хорошие понятия о своей бабушке Гале они уместили в термин удачливой рыбалки.
Трудно порою уловить красную нить мышления и образования новых извилин в человеческом мозге некоторых молодых индивидуумов. Но аллегория, хотя и примитивно, всё-таки отражала суть дела. И всех вокруг это как-то не коробило.
Галя жила вместе с дочерью. Муж дочки  давно оставил семью, и Оля одна растила ребят. Мама помогала.  Да и как не помогать, если здоровье Оли желало лучшего.
Галина Ивановна взяла на себя и строительство дачного домика, построив его буквально на гроши, экономя на всём.  Всё лето пропадала она на дачном участке: выращивала овощи, ягоды, фрукты,  консервировала, а осенью всё везла на такси или со знакомыми в квартиру. Зимой Галя даже умудрялась делать вылазки на дачу, чтобы сбивать «сосули» с крыши, которые, падая, портили растущие прямо под ними кусты черной смородины и пионы.  А внуки потешались над нею за это смешное выражение «сосули»,  словно бабуля  далеко ушла в своей речи от  их «клёвых» словечек. 
6 мая, хотя можно было бы вполне и быть на даче, Галя находилась дома. Не представилось оказии, как говорила она, с кем-нибудь туда уехать.  Возможно это получится ближе к 9 мая.
Весь день был заранее распланирован ею, и план лежал на краю стола.  Галя хотела просмотреть его ещё раз, но вдруг зазвонил телефон. Она взяла трубку. Приятный молодой мужской голос спросил:
- Добрый день! Могу ли я поговорить с Галиной Ивановной Нечаевой?
- Добрый день! Я Вас слушаю.
- Галина Ивановна, я врач-геронтолог больницы, где вы состоите на учете. Я хотел бы отметить, что судя по вашей личной медицинской карточке, Вы очень исполнительная пациентка, постоянно следите за своим здоровьем, посещаете клинику и выполняете все рекомендации.
- Благодарю Вас! А с кем я разговариваю?
- Я Лев Сергеевич Спиваковский,  не так давно работаю в этой клинике. Цель моего звонка в том, чтобы оповестить Вас, что в клинике начинается  выборочная  диспансеризация людей пожилого возраста, пенсионеров. Всё делается избирательно, но по очереди. И вот очередь дошла до Вас. Вы добросовестно относились к назначенным лечениям, а значит Вас серьёзно беспокоит ваше здоровье. Учитывая это, мы выбрали Вас и включили в инновационную программу обследования.
Галю сразу обрадовало, что такое уникальное обследование выпало именно ей. А ещё её обрадовало, что обследование, оказывается, будет проводиться на дому, а значит не надо мучиться в очередях в больнице, дышать этим спертым воздухом, наполненным лекарствами и тревогой.
Лев Сергеевич  передал трубку медсестре и та начала исполнение программы.
Сначала Галину  попросили измерить давление, т.к. она имела аппарат. Давление надо было померить в положении сидя, лёжа и стоя. Она добросовестно  выполнила всё и «отчиталась» о результатах.
Медсестра на том конце провода поблагодарила и похвалила её, т.к. в её возрасте не все могут справиться даже с этим. Затем она спросила, есть ли у неё сотовый?
Да, - ответила Галя. И тогда женщина попросила завернуть его в фольгу и положить в холодильник.
Галя удивилась! А для чего? Милый голос девушки объяснил, что это нужно для того, чтобы он «своим излучением не искажал результаты исследований».
Галя напряглась, осмысливая сказанное, но победило  то, что было сказано медсестрой дополнительно и в назидательной форме : «результаты исследований искажать нельзя».
- Да, нельзя, - эхом повторила Галя, завернула сотовый телефон в фольгу и положила в холодильник.
Медсестра передала трубку снова Льву Сергеевичу. Бархатный голос дал указания:
- Галина Ивановна, проведём ещё один тест. Не так давно научно разработано новое «сенсорное  высокочувствительное оборудование  (типа хроматографа нового поколения), к которому, в виде особого исключения и ради проводимого обследования, подключили  и ваш  телефон. Надо  набрать воздуха  в лёгкие  и глубоко подышать в трубку.
Галина Ивановна с полной ответственностью подышала.
Далее опять заговорила медсестра. Она просила подождать немного, пока идёт обработка  результатов с применением новейших нано технологий.
Наконец она констатировала:
- Всё у Вас весьма-весьма не плохо Галина Ивановна, с учетом вашего возраста,… кроме головы…..
Медсестра помедлила и печально добавила:
- Проблема состоит  в том, что у одного из сосудов головного мозга наблюдается известкование на 80%.
Потухший голос на том конце провода тихо произнёс:
- Немедленно требуется операция или…   Результаты в таких случаях … Это просто не совместимо с жизнью…..
Галя, так много уже думавшая о смерти в её возрасте, как-то даже не ужаснулась, а начала лихорадочно думать:
- Как же быть?
Как сказали, операцию надо делать немедленно.  А как же дочка, внуки, дача? Она спросила, нельзя ли сместить сроки? Но голос Льва Сергеевича, ставший металлическим, объявил:
- Нет! Что Вы! С вашим диагнозом медлить нельзя. Срочно в больницу и сейчас же!  Попробуем оперировать Вас вне очереди, пока  ещё процесс  обследования не охватил большое количество пациентов.  Операция сложная, на новом оборудовании.  Гарантия успеха почти 100%. Но стоит это дорого - 320 т. р. Однако, это Ваша жизнь! И решать Вам!
Галя сникла и расстроилась. Таких денег у неё дома не было.
- А сколько у Вас есть на сегодня?  И есть ли остальные? Где они лежат?
- В Сбербанке.
- Хорошо, не вешайте трубку. Берите то, что есть в доме и срочно идите в сбербанк за остальными.
Галя оделась, нервно повязывая шарфик не шею.  Господи! Как всё разом!  Она знала, что денег, что в доме и в банке, немного не хватает до нужной суммы. Об этом она не сказала им, постеснялась что ли.  Взяла то, что есть в доме, и решила пойти к близким знакомым и попросить у них, а потом уже в Сбербанк.
Наверное есть всё же кто-то свыше, кто наблюдает за делами нашими суетными, а порою и грешными….
Галя вышла на улицу. Бедная старая женщина вся была взбудоражена произошедшим. Подкашивались ноги, колотилось сердце. Как-то потухло всегда волевое выражение лица, и фигура обмякла.  Войдя в арку между домами, она вдруг почувствовала себя плохо. Опираясь рукой о стену, Галина Ивановна вышла на свет….  У края тротуара стояла машина скорой помощи. Она  подошла к ней и, наклонившись к открытой двери, попросила медсестру сделать ей какой-нибудь укол.
- Не дойду дочка. Что-то плохо с сердцем…..
В скорой помощи Галина Ивановна  рассказала двум врачам и медсестре, что у неё за БЕДА :  страшный диагноз и предстоящая срочная операция….  Это были ребята не из «той  «бригады».  Они пожалели старушку и доходчиво объяснили, что она столкнулась с мошенниками. Успокоили и направили домой освобождать сотовый из плена в холодильнике…
Когда она вернулась домой, то из трубки телефона доносились короткие гудки…..

Внуки, узнав эту историю,  смеялись, держась за животы, а Петька ещё долго шутил, что с головой у бабули действительно худо, и что те … «из телефонной трубки», не ошиблись.  Но как-то мать решила поставить в этом вопросе точку, дав Петьке сзади по затылку большую затрещину, и сказав:
- Сначала доживи!  Потом покритикуешь!
А Галя оправдывалась. Было стыдно.  Объясняла, что стрессовое состояние затуманило разум. Смеялась и она потом со всеми. Фантазировали ещё о разных возможных методах отбора денег вот у таких стариков. А сама она даже как-то сказала:  «Отобрали бы деньги, а меня просто выбросили бы где-нибудь по дороге….. Разве ж они медики были, коли этим промышляли? Бандиты!»

*****************************
 

ДА, было бы смешно, если бы не было так грустно.
     Люди в пожилом возрасте, как Галя,  обычно, за редким исключением,  уже страдают чем-то  наподобие деменции, и им   изменяет реализм....
     Уходит жизнь, а с нею всё лучшее, что было.
     И человек, понимая это,  невольно мечтает остановить этот процесс и ждёт чуда. Хочется, что бы всё вернулось, хотя бы частично: здоровье, молодость, любовь, внимание  окружающих….
     Приходит время последней сказки в нашей жизни.
    Человек, понимая своё изменяющееся состояние, скрывает это, но так остро хочет  обновления, что ещё больше теряет реальность  и способность трезво мыслить.  Кажется, что вот-вот  за поворотом  чудо,  и кто-то поможет, что-то подскажет и начнется всё в жизни если и не с начала, то хотя бы наступят  частичные улучшения.  Кроме этого, вниманием многие из пожилых,  как   правило, обделены, и в основном предоставлены сами себе.  Близким кажется, что всё у них есть: сыты, обуты, одеты. В душу заглядывать, в сущности, и  некогда.  А признаки изменений в сознании часто и не замечают. Потому что это состояние переменчиво:  человек то вдруг в него входит, то выходит.  Да и сам он с трудом может провести грань между реальным своим состоянием и входом в прострацию, если можно так сказать. В таком возрасте, как Галя, старики становятся в чем-то детьми.
     Виток жизни достигает завершения – жизненное  кольцо почти  смыкается, лишь немного  отступая вверх    -   этакая спиралевидная     "кудряшка жизни»…...

                11.10.17.