Флешмоблю на Красной площади

Любовь Матвеева-Поротикова
               
             "Москва верстой далека, да сердцу рядом." (русск. пог.)

             Родилась я в Казахстане в год тридцатилетия Советской власти - в 1947 году. Впервые попала в Москву 7 ноября 1967 года, когда страна отмечала 50 лет Советской власти, а я - свои двадцать. Сам парад наблюдала на площади Маяковского - к Красной днём и близко не пускали. Колонны шли и шли... Только глубоким вечером попала в самый эпицентр. Мой восторг трудно передать - высоко в тёмном небе реяло, поддерживаемое аэростатом, огромное освещённое красное полотнище знамени Страны Советов, а сама брусчатая тогда площадь своей выпуклостью наводила на мысль - не пуп ли Земли находится прямо здесь? Зрелище было грандиозное, незабываемое,окрашенное в ярко-красные цвета флагов, транспарантов и гвоздик  - цвета пролитой за счастье трудового народа крови!
            А я... Я впервые ехала на Кавказ в свой первый трудовой отпуск... По бесплатной путёвке...
            Почему бы мне, всем обязанной Советской власти, не поехать на её 100-летие?.. Почтить, так сказать, память власти трудящихся, почившей в бозе…
Задумано – сделано. Прибываю в Москву рано утром 7 ноября 2017 года. Иду на площадь,  Красную-прекрасную. Как и раньше – не пускают. Рамки, охранники, пропуска… У меня пропуска нет…  Подхожу к БОЛЬШОМУ театру, где готовится БОЛЬШОЙ концерт… Рамки, охранники, пропуска… У меня нет… Но должна же я куда-нибудь попасть! Обхожу вокруг Большого театра, дёргаю все двери - а их много.  Ни одну не забыли запереть... Возвращаюсь к центральному входу:
             - Пропустите меня к организаторам! – требую я с полным чувством права на это, внушённым мне ещё Советской властью. Пропускают. Вторая линия рамок, охранников, пропусков… Вижу: нелегально – никак! Действительно, подхожу к организаторам:
            - Я корреспондент и писатель из Казахстана (ну, загнула!) Специально приехала на праздник 7 ноября! Прошу меня пропустить! На площадь не пускают, в театр не пускают -  не по-советски это!..
            Главный организатор выслушал меня, велел принести  пригласительный билет,  и протянул мне:
            - Пожалуйста, проходите (поверил!)
            Прохожу, удобный лифт поднимает меня на мою галёрку – балкон третьего яруса. Там раздеваюсь и иду на экскурсию по театру – после ремонта я ещё здесь не бывала. Фотографирую прекрасные интерьеры, заслуженных людей, ветеранов войны (как мало их осталось) и труда, кое с кем знакомлюсь.
              Больше всего запомнилась колоритная женщина с белой-белой головой и чёрными-чёрными бровями - полька Ольхова Ксения Максимовна, 1930 года рождения. В 13 лет она была связной  подпольщиков с Варшавским гетто, потом -  заключённой Освенцима. Попав после войны в Советский Союз, так как на родине потеряла всех родных, она прожила достойную жизнь, возглавляла работу одного из музыкальных училищ, часто встречалась со школьниками,  проводила большую общественную работу. Награждена многими государственными наградами. 
             Начинается концерт - в Историческом зале Большого театра! Сначала выступает мэр столицы Сергей Собянин, потом одна за другой звучат арии и песни в исполнении лучших солистов оперы: «Обнимая небо», «Звать любовь не надо», «Заветный камень», «Песня о тревожной молодости». А потом на сцену выходят все артисты, и запевают песню "Моя Москва". Зал - почти четыре тысячи человек - встаёт, подпеваем сначала неуверенно:
            - Я по свету немало хаживал,
            Жил в землянке, в окопах, в тайге,
            Похоронен был дважды заживо,
            Знал разлуку, любил в тоске. - Оказывается, я не забыла ни одного слова, хоть много лет не вспоминала! Наши голоса крепчают:
            - Но всегда я Москвой гордился,
            И везде повторял я слова:
            Дорогая моя столица,
            Золотая моя Москва! - Блестят глаза всех поющих:
            
            - Я люблю подмосковные рощи
            И мосты над твоею рекой,
            Я люблю твою Красную площадь
            И кремлёвских курантов бой. - Ещё как любим! Хоть живём вдали, в других республиках, и бываем здесь редко, Москва для всех нас - родная столица:

            - В городах и далёких станицах
            О тебе не умолкнет молва,
            Дорогая моя столица,
            Золотая моя Москва! - В горле нарастает ком:
   
            - Мы припомним суровую осень,
            Скрежет танков и отблеск штыков,
            И в веках будут жить двадцать восемь
            Самых храбрых твоих сынов! - Да, двадцать восемь молодых героев-панфиловцев, моих земляков-казахстанцев, с честью защищавших рубежи столицы, не допустивших врага в неё, остались здесь навсегда:

            - И врагу никогда не добиться,
            Чтоб склонилась твоя голова,
            Дорогая моя столица,
            Золотая моя Москва! - с особенным энтузиазмом выводит весь зал последний куплет песни, ставшей московским гимном. Мы скрываем близко подступившие слёзы. Здесь, наверху, много приглашённой молодёжи. Их щёки горят, и… они тоже знают слова старой  песни! Сомневаюсь, что ТАК они знают современные. По-моему, современные невозможно запомнить…
            Вместе со всеми, охваченная одним чувством патриотизма с залом, выхожу из Большого театра и я, человек с зелёным паспортом, гражданка Казахстана... Завтра холодная Москва в очередной раз лягнёт меня копытом, выплюнет прочь из столицы (рассказ "Кольцевая, переход, радиальная..."), но сегодня моё сердце принадлежит ей!
            Безответная любовь... Сколько таких энтузиастов, граждан других республик, не могут получить Российское гражданство! И двадцать восемь героев, о которых поётся в песне, тоже бы сейчас имели зелёные паспорта, и вместе с другими были бы отвергнуты Москвой...
              Когда выходим после концерта, уже разрешён допуск на Красную площадь, но сначала я иду к месту, где был убит Борис Немцов. С грустью стою перед его портретом. Красавец! Умница! Успешен! Но... токсичный либерал... Помогал врагам продумывать санкции против своей Родины - чтобы побольнее, чтобы достало... Должна же родина защищаться против врагов не только внешних, но и внутренних, чтобы избежать ещё больших жертв! Даже если они - её граждане!
              Потом иду в Зарядье... Новый парк... О нём я знала из новостей... Оказывается, это совсем рядом с Красной площадью! Потом - на саму Красную площадь. Везде – большое гуляние. Наступает долгожданный момент. Я достаю пять припасённых флажков с  Лениным, которые пролежали у меня почти тридцать лет без дела, и «флэшмоблю» с детьми, со взрослыми - это сейчас так современно! Выложу в интернете!
              Было двадцать лет, теперь мне семьдесят… Почему и мне не быть современной, я же ещё не стала прошлым?.. Ещё поколоброжу! Потом раздаю людям эти вымпелы, кусочки Красного знамени, которое когда-то было священным. Они охотно берут. Теперь у меня ничего святого за душой  не осталось... Впрочем, нет - где-то припрятан комсомольский билет!
             А к Красной площади подходят какие-то странные колонны демонстрантов со знамёнами разных оттенков - белыми, жёлтыми, синими, со странными лозунгами - сейчас же наступила "свобода" волеизъявления. На знамёнах этих колонн оппозиционеров совсем другие цвета - цвет золота, валютной "зелени", плесени коррупционной грязи, информационной "чернухи". И, что грустно, таких людей немало...
            Иду к метро, спускаюсь под землю. Здесь попрошайки, нищие, потерявшие человеческий облик бывшие мои соотечественники. Да-а, Советская Власть такого бы не допустила... Вспоминаю, как мы недоверчиво воспринимали, что существует где-то безработица... Где теперь та страна, которая дарила всем нам надежду на светлое будущее, озабоченная нашим правом на труд, на отдых, на образование, на здравоохранение, на бесплатные путёвки?.. Теперь это кажется чудом, ушедшим в небытие, крылатой мечтой-птицей, которую мы держали в руках, да не удержали...
          Нет, я  - против того, чтобы коммунисты снова пришли к власти. Был у них шанс, ещё какой, но они им не воспользовались: у нас до сих пор всё - против народа. Но и нынешняя "демократия" - не демократия. А мы так забиты, что нами по-прежнему манипулируют все, кто хочет и может. А по сути - бывшие коммунисты...

          На следующий день я снова садилась в поезд, чтобы отправиться к Чёрному морю! Уже не помню - в который раз, по давно проторенной дорожке... Прощай, Москва! Одесса, встречай путешественницу!..