Правда о Булгакове-2

Лилия Брудницкая
Хотя меня неожиданно вышвырнуло из комнаты Булгакова, я успела понять главное: он и равнодушен ко всему, и притворяется, чтобы завершить роман. Он одержим этим. Он не может оценить, безопасны ли "Золотые грифоны" для простого земного читателя. В этом и заключается внутренняя тюрьма Булгакова после смерти. 
Роман "Мастер и Маргарита" часто называют Библией наоборот. У меня "Мастер и Маргарита" ассоциируется не с Книгой книг, а с "Грозовым перевалом" Эмили Бронте. Различие методов, эпох, - и удивительная схожесть идей. Если смотреть сквозь оба романа на то основное, что в них заложено, произведения вообще совпадают. В обоих - идея общения простых смертных с Высшими силами НА РАВНЫХ.

Кто знает, может, Булгаков - реинкарнация Эмили Бронте?

Оба из семьи священника. Оба - бунтари по натуре, оба - мистики, оба восставали (мысленно) против Высших Сил. Если Эмили Бронте не смогла реализовать себя в полную силу в ту эпоху, то для Михаила Булгакова были созданы идеальные условия: война, революция, ожесточенная борьба за выживание. Он никогда бы не написал "Мастера и Маргариту", если бы жил спокойно и счастливо.

Эмили Бронте горевала по сестричке, по отцу, особенно - по одному молодому человеку, также священнику, безвременно ушедшему. И, задохнувшись в той эпохе, лишенная любви и полной реализации, ушла. Булгакову суждена была настоящая любовь, и он эту любовь растоптал, как его Маргарита топтала лепестки розы, из которых были сшиты ее бальные туфли. Даже в романе он пренебрегает той любовью, презирая жертвенность Фриды.
Хитклиф у Бронте - существо высоких мрачных страстей, которое могло стать незаурядным человеком, если бы Кэтрин не проявила слабость духа. Они погибли, реинкарнировали (возродились в детях) и обрели искомое счастье, наконец-то поняв друг друга. Но в романе есть намек, что их души все же не обрели покоя, хотя дети счастливы. Поэтому можно предположить, что Мастер и Маргарита - Хитклиф и Кэтрин, перенесенные в исторический период романа Булгакова.

Мастер, в отличие от Хитклифа, не нашел своей любви, поскольку не искал таковой. Он оказался неспособен и на высокие демонические страсти. Выхолощенный, пассивный, лишенный силы и цели, Мастер испугался борьбы. Маргарита-Кэтрин, в отличие от него, осталась главной, какой была в паре "Хитклиф-Кэтрин" у Бронте.
"Ты всегда будешь следовать за мной!" - бросает Кэтрин Хитклифу. "Следуй за мной! - говорит Мастеру Маргарита. - Твой покой буду беречь я".

Фраза "он не заслужил света" применительно к Мастеру имеет множество толкований. Мы предлагаем свое.

Если исходить из нашей версии о параллелизме романов "Грозовой перевал" и "Мастер и Маргарита", главные герои сделали заявку на равноправный диалог с Высшими Силами. Это бунт. Первым бунтарем был сами знаете кто. По этой причине Хитклиф и Кэтрин отданы в ведение Темных сил. Они реинкарнировали в Мастера и Маргариту, чтобы оказаться бунтарями внутри бунта и самим найти дорогу к свету.

Как следует из "Мастера и Маргариты", герой этот путь и не искал, предпочтя смирение. Смирение трактуется как добродетель, но Булгаков считает смирение маской трусости, тягчайшего греха по версии Иешуа. Именно для этого в романе появляется такой необычный и до жути достоверный Пилат. Если Эмили Бронте подвергает сомнению идиллическую концепцию христианства с Богом карающим и милосердным за смирение и покорность, где послушание является платой Богу за всевозможные блага, а тяготы и горести - наказание за грехи, то Булгаков не оставляет от этой картинки камня на камне. Далее мы увидим, почему.

А как же смелая Маргарита, которая, как и Кэтрин, ничего не боится? Почему она наказана так же, как и Мастер, почему привязана к нему навеки? Ведь у Хитклифа и Кэтрин была равноправная свободная любовь, любовь высокая. И только когда Кэтрин сначала поддалась соблазну тихой комфортной жизни, струсила перед внутренней бурей (как ей дотянуть до себя Хитклифа?), ее жизнь трагически оборвалась. Маргарита также была замужем без любви. Переродившаяся Кэтрин искала, конечно, своего Хитклифа. И, как ей показалось, нашла. Но в какой-то момент струсила, оставила его, а затем решила искупить свой "грех" перед ним и поэтому на нее вышли не Светлые силы, не посланцы Иешуа, а свита Воланда, - князя мира Жертвы.

Почему же она не вытянула своей жертвенностью Мастера к Свету? Потому, что Иисус не был жертвой. Или, скажем так, был итоговой жертвой. После чего все жертвы должны были быть прекращены. Жертвенность - это скрытое самоубийство, отрицание самоценности и, таким образом, самоубийство даже и не тела (которое, как в случае с Мастером, может неплохо функционировать), а души.
Поэтому Кэтрин и Хитклиф получили шанс на перерождение, а Мастер и Маргарита - нет.
Получается, перед нами два романа, разделенные веками и составляющие единый цикл.
Не исключено, Булгаков знал об этом. Знал он и о серой комнате, и об окне, и о строго-равнодушном Некто. Поэтому так торопился закончить "Мастера и Маргариту", введя в роман еще неясные для него самого элементы "Золотых грифонов". Возможно, надеялся продиктовать их. Не успел.