Пьер Огюст Ренуар. Судьбы сестер Каэн д Анвер

Койфман Валерий
Мадемуазель Ирен, Каэн д'Анвер, 1880. Mlle. Irene Cahen d'Anvers (Ir;ne CAHEN d'ANVERS, 1872 – 1963).
Розовое и голубое, 1881. Pink and Blue (Alice Ferrers Townshend, 1876 - 1965 and Elizabeth Denfert-Rochereau, 1874 – 1944, - Cahen d’Anvers).

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

                ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

О портретах Ирэн и ее младших сестер написано множество исследований. За этими портретами во время оккупации Парижа охотилась специальная команда оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg - нацистская организация, занимавшаяся конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий, отправлявшая в Германию ценности еврейских семей). Картины составили «добычу» Геринга, а после войны картины были опознаны наследниками Каэн д'Анверов на выставке украденных нацистами сокровищ.

Розовое и голубое, 1881. Pink and Blue. С 1952 года находится в коллекции Художественного музея Сан-Паулу, Бразилия.
Особенно привлекателен двойной портрет младших сестер д’Анвер.
Портрет был написан в Париже в 1881 году, когда им было соответственно 6 и 5 лет.
Картина изображает сестер Элизабет и Али¬су, дочерей еврейского бельгийского банкира Луи Рафаэля Кахана Д'Анвер (1837 Антверпен – 1922 Париж) и Луизы Морперго, из богатой еврейской семьи из Триеста. Ренуар с увлечением работал
над портретами детей Каэн д’Анверов. Это гимн детскому очарованию, чистоте и естественности, настоящая жемчужина творчества мастера.

С банкирами Каэн д'Анвер Ренуара познакомил издатель Шарль Эфрусси. Вообще, благодаря Шарлю у Ренуара появились заказы на портреты парижской аристократии, портреты новых финансовых и прочих магнатов и членов их семей.
Шарль Эфрусси, сын крупных одесских финансистов и торговцев зерном, стал историком искусств, очень увлеченным любителем старых мастеров. Друг и меценат многих художников, он стал директором газеты «Ga¬zet¬te des Beaux-arts» и сделал ее самой влиятельной в мире изящных искусств. Он был в курсе современных тенденций живописи, и импрессионизм притягивал его все больше и больше - он начинает коллекционировать Дега и Моне. Эфрусси обеспечивает международную известность картин импрессионистов и рынок их полотен в Вене и Берлине.
Во Франции Эфрусси породнились с кланами французской еврейской знати: Камондо, Каэн д'Анверами, Рейнахами, Ротшильдами.

Ренуар поместил Шарля Эфрусси на одной из своих самых знаменитых картин: «Обед лодочников» (называемой часто «Завтрак гребцов»).
В глубине картины – за веселыми и беззаботными лодочниками в шляпах-канотье и их подругами, сидящими за столом, уставленном бутылками, – вполоборота к зрителю стоит Шарль Эфрусси в костюме денди: черный цилиндр, аккуратно подстриженная рыжая борода.

Вначале предполагалось, что Ренуар напишет три одиночных портрета этих девочек. Но после того, как художник сделал портрет старшей, семья решила, что двух младших он сделает вместе. Сам художник родителям не очень нравился – они любили академическую живопись.

Двойной портрет Ренуар создавал долго. Было много сеансов, но что-то Ренуара не удовлетворяло. Он работал с ними до конца февраля 1881 года.
Конечно, девочкам было скучно. Младшей Алисе было пять лет, а старшей, Элизабет, - шесть.
Но через много лет Алиса рассказывала, что скуку сеансов компенсировало удовольствие от их новых кружевных нарядов.

Эта работа, по праву,- одна из знаменитейших работ в мире, как представитель того высшего, что создал импрессионизм.

Как и положено, необыкновенная лёгкость и воздушность импрессионизма!! 

Просто посмотрите ещё раз, и вы почувствуете то же самое. Здесь совсем немного той наивной насиропленности и умилённости, часто характерной для детских портретов.
В то же время Ренуар показал, и так увлекательно показал, разный характер этих детей. И мы видим детское кокетство блондинки Элизабет и куда большую непосредственность скучающей Розовой Алисы.
 
 «Розовая» Алиса (1876-1965), сочетается браком с английским офицером, позднее генералом, сэром Шарль Вэ Феррэ Товнсханд, лордом, членом парламента.
«Розовая» малышка дожила до 89 лет и умерла в Ницце.

 «Голубая» Элизабет (1874-1944), сочетается браком с графом Жаном Forceville затем Альфреда Данфэ-Рошеро. Несмотря на то, что еще 50 лет назад перешла в католицизм, была арестована во время Второй войны в соответствии со своими         «еврейскими истоками». Нацисты и французские фашисты не отличали крещёных евреев от некрещенных. Элизабет умерла по дороге в Освенцим в марте 1944 года.
Такая нарядная девочка и вся в голубых кружевах.

Ирена (1872-1963), сочетается браком в 1891, в 19 лет, с графом Моисеем Камондо. Так она становится членом еврейской семьи Камондо, одной из самых богатых и знаменитых семей Европы, которых называли «Ротшильдами с Востока».
 У них родилось двое детей - сын Ниссим (1892) и дочь Беатриса (1894).

Моисей родился в Константинополе, образование получил во французском духе.
Спортивный и элегантный, настоящий джентльмен, он владел яхтой, много путешествовал, был бесстрашным автомобилистом (одним из первых во Франции в 1895 году приобрел автомобиль). В 1901 году он участвовал в автогонках Париж — Берлин. Моисей владел яхтами, увлекался охотой и много времени проводил на различных курортах, например, в Сент-Морице, Биаррице, Монте-Карло, куда ездил со своими детьми.
Ирэн, почти не таясь, допускала в свою жизнь любовные увлечения. Она посещала самые знаменитые клубы Парижа, любила лошадей, скачки, охоту.   

В 1902 году супруги разводятся. Ирэн ушла с учителем верховой езды, красавцем-итальянцем, оставив мужа и детей, чего Моисей не простил ей никогда, он предпочел одиночество и сосредоточился на главной страсти своей жизни, на искусстве.
Позднее в 1903 году Ирэн становится супругой графа француза Шарля Зампири, с которым она разведется в 1924 году.
Она дважды меняет фамилию, и это, видимо, спасет ей жизнь в годы фашистского террора.
Годы войны Ирэн тихо и спокойно прожила в Парижской квартире. После войны Ирэна оказалась единственной наследницей Командо. Она прожила 91 год до 1963 года.
Ее знаменитый детский портрет вернулся к ней после войны.
В 1949 году Ирэн продает его. Сегодня он хранится в Цюрихе в Музее Buehrle.

История семьи де Камондо.
Семья сефардских евреев Камондо, бежавшая из Испании в конце XV века, нашла убежище в Оттоманской империи. Здесь еще в XVIII веке они добились своего богатства и влияния. В 1802 году Исаак Камондо основал в Стамбуле банк, а позже привлек к нему брата Абрахама-Соломона. Они наладили связи с финансистами Вены, Лондона и Парижа.
В 1839 года Камондо становятся банкирами визирей. Они принимают активное участие в модернизации Стамбула, содействуют экономическому подъему Турции. Они основали еврейские школы с обучением на французском и турецком языках, где помимо религиозных предметов преподавались научные дисциплины.
В 1840 году, когда турецкий губернатор Родоса поддержал кровавый навет, по ходатайству Камондо Султан Абдул Меджид распорядился освободить евреев, обвиненных в ритуальном убийстве христианского мальчика. В ноябре того же года был издан высочайший фирман с осуждением кровавых наветов и антисемитских выступлений.
В 1865 году семья переходит в итальянское подданство. Король Виктор-Эммануил дарует Камондо титул графа. В истории Европы XIX века не было иной еврейской семьи, которая носила бы графский титул. Например, Ротшильды имели титул барона.
Позднее Камондо перебираются в Париж, их жизнь теперь неразрывно связана с Францией. Камондо становятся банкирами императрицы Евгении и принимают участие в строительстве Суэцкого канала.

Исаак (1851–1911). Кузен уже упомянутых Моисея и Ирэн  собрал также потрясающую коллекцию французской живописи, в том числе тридцать картин импрессионистов. В 1881 году собрание Камондо становится крупнейшей частной коллекцией произведений искусства.
У Исаака де Камондо не было своей семьи, поэтому в 1897 году он решил подарить часть своей коллекции Лувру. Он становится одним из спонсоров Парижской Оперы, а затем и театра Комической оперы.

 В 1903 году Лувр вновь принимает в дар экспонаты из коллекции Камондо.         Три дня понадобилось бригаде грузчиков, чтобы упаковать и перевезти картины в Лувр. Кстати, таким образом Моне еще при жизни, вопреки существовавшим правилам, вошел в Лувр, по единству картин, собранных Исааком Камондо.

В 1914 году в Лувре торжественно открывается галерея Камондо, а  в 30-е годы был зал Камондо, где собраны произведения искусства, завещанные им музею (теперь остались только таблички на золоченых рамах картин).                Ныне экспонаты его собрания находятся в Лувре, музее Орсе и Версальском дворце.
 Однако настоящую славу Камондо-коллекционерам составил все-таки Моисей. После смерти своего кузена Исаака Моисей стал главой фамильного банка и многочисленных компаний. Он был большим знатоком и коллекционером произведений французского декоративного искусства XVIII века, страстно собирал различные предметы того времени.
 В 1910 году он унаследовал от Елисейских полей дом родителей, особняк в чудесном парке Монсо, здесь и прошла его юность. Здание в стиле Наполеона III состарилось и обветшало, и  как только особняк был перестроен, началась Первая мировая война.
Сын Моисея и Ирэн, Ниссим, получил блестящее образование и при этом, так же как и его отец, был прекрасным наездником и охотником. Он готовился стать банкиром, но начавшая мировая война помешала его карьере. В 1914 году Ниссим был мобилизован, воевал в авиации, занимался воздушной разведкой и участвовал в боях под Верденом и на Сомме.
В бою в Лоррене 5 сентября 1917 года его самолет был сбит, Ниссим погиб.
В 1924 году Моисей де Камондо решает подарить свой дом и коллекцию французскому народу, «чтобы увековечить память моего отца графа Ниссима де Камондо и моего сына, пилота и офицера Ниссима де Камондо, погибшего в бою… Я завещаю все музею после моей смерти и прошу назвать мой дом “Музей Ниссима де Камондо”».
После смерти Моисея де Камондо 14 ноября 1935 года дочь Ирэн Беатрис Рейнах исполнила волю своего отца.
Музей был открыт 21 декабря 1936 года.
Так в Париже стало на один превосходный музей больше.
Во время оккупации музей был законсервирован и закрыт. Считалось, что этот музей, не принадлежал не евреям, а одной французской общественной организации, поэтому до его разграбления просто не дошли руки. И он остался таким образом существовать.
Но сама дочь Беатрис войну не пережила. Она, ее супруг и их дети, зная о колоссальных заслугах семьи перед Францией, даже не пытались покинуть страну, полагая, что находятся в безопасности. Все они были арестованы французской полицией и переданы в руки гестапо. 17 ноября 1943 года из Дранси в Аушвиц отправился конвой из 1200 французских евреев, среди которых были Леон, Бертран (19) и Фанни Камондо (22) .
В марте 1944 года все они были убиты. 17 марта того же года вслед за ними отправилась Беатрис, погибшая в январе 1945 года. Все молодое поколение погибло. Никого не осталось.
Род Камондо более не существует. На воротах дома 63 по улице Монсо есть табличка, напоминающая о трагической судьбе его обитателей. Стандартная надпись: «Погиб за Францию». Однако, зная обстоятельства их арестов французской милицией, кражи драгоценностей, которых хватило бы, чтобы им вырваться из комендатуры, – точнее было бы написать: «Преданы Францией».
Глядя на сестер д'Анвер, вспоминается путь их предков – из Иудеи, Испании, Великой Порты, Франкфурта, Одессы, Парижа - через вечность, в которой навсегда осталось очарование этих девочек.