Лёгкие деньги

Серёга Высотник
  Посвящается моей бабушке.

  Был в советской истории момент, и не один, когда руководство страны решало, что надо поэкономнее расходовать средства. С чем был связан именно этот случай, с гонкой ли вооружений или с запуском в космос кучи ракет и спутников, увенчавшемся полетом Юрия Гагарина, я не знаю. А только было это в конце пятидесятых годов двадцатого века.

  Валентина работала инженером в службе аэрофотосъемки геодезического управления, в поселке Ягодное Хабаровского края.

  Дед Вали с семьей еще при царе бежал из Смоленской губернии, где был голод, в Сибирь. Сын его Денис, крестьянским трудом заниматься не захотел и пошел работать писарем на железную дорогу. С него и начался новый семейный уклад. Все дети учились и шли работать на "железку". В тысяча девятьсот двадцать третьем году родилась Валюша - пятый ребенок в семье. Отец ждал второго сына, а получил четвертую дочь. Наверное поэтому, Валю шибко не нежили и росла она "пацанкой". На фото тридцатого года, рядом с сидящим на стуле отцом, стоит семилетняя девочка в высоких ботинках на худеньких ножках, в простеньком платьице, подстриженная "под мальчика".

  В школе Валентина училась хорошо, но вопреки семейному обычаю не пошла в железнодорожный техникум, а поступила в геодезический институт, на факультет аэрофотосъемки. Пока наши войска тяжело и не сразу расправились с фашистами, студентка не запросто, но уверенно одолела науку и получила диплом инженера.

  Гадкий утенок с короткой стрижкой остался в детстве. Образованная и красивая девушка уверенной походкой шагнула в жизнь. Любовь и замужество за красавцем офицером. Жизнь в послевоенной Германии по распределению мужа. Крушение любви и брака.

  Бежать на край света...

  Так Валя оказалась на Колыме.

  Вернемся же к экономике и экономии. Если уж решает руководство экономить, то частенько начинает с людей. В службе аэрофотосъемки самые большие, заработки были у пилотов съемочной авиации. И отправилась наша героиня, по заданию начальства, посмотреть, проверить и выяснить, как те пилоты работают, за что получают столь большую зарплату. Ну, и дать основание, зарплату эту урезать.

  С пилотом по имени Екатерина, Валя знакома раньше не была. В лицо, конечно знала, видела в управлении и на доске почета. Катя - невысокая жилистая женщина лет сорока усмехнулась: "Добро пожаловать на борт. Инспектируй."

  Полет длился не слишком долго. Участок снимали небольшой. Но и полутора часов в тряском кукурузнике было более чем достаточно для "инспекции". Валя вспомнила многое, о чем, казалось давно позабыла. Как мать принесла в дом и поставила на стол мыльную воду, почему-то в кастрюле, и они с братом Веней, схватив ложки, нахлебались, прежде, чем поняли ошибку. И автобус, который вез её по горной дороге. И катер на черном море, который прыгал и раскачивался на волнах. Вспомнила даже свои ощущения во время первого триместра беременности.

  Наконец кукурузник коснулся своим шасси посадочной полосы, прокатился, тормозя, и замер. Люк распахнулся и инспектор зеленого цвета выкатилась, упала под крылом и долго, до судорог, выворачивалась наизнанку.

  Кто-то хлопал её по плечу. Рядом на корточках сидела Катя. По-доброму, но без особого сочувствия, железная женщина-пилот усмехнулась: "Ну что, увидела, как нам денежки-то достаются?"