Правда о Булгакове-4

Лилия Брудницкая
Булгаков завершает роман оптимистически для Пилата и трагически для Мастера и Маргариты, даровав им покой, то есть, сон без сновидений. Кажется, все относительно довольны. Но почему-то упускаются из виду два момента: концовку романа дописывала супруга по дневникам, у самого автора было несколько вариантов и неизвестно, какой именно бы в итоге был в романе, если бы Булгаков успел додиктовать, и – судя по сцене путешествия Иешуа с Пилатом в луче света по направлению к полной Луне, высока вероятность, что весь финал – иллюзия.

Истинный финал или намек на него – сценка с Иваном Бездомным. Который и является центральным героем романа. Потому что, именно ему был дан шанс разорвать петлю времени. Если взять за версию наслоение эпох из-за временной петли, то Иван Бездомный в какой-то мере – ипостась Иешуа (у Иешуа нет дома, и Иван – Бездомный). Не случайно они начинают спор о Боге. Если бы Иван уверовал в Бога, точнее, в Сына Божьего, ипостасью которого он, возможно, является (не случайно в его стихах «Христос как живой!»), Воланд должен был бы исчезнуть, а мир – обрести цельность и выйти на новый уровень развития.
Поэтоу именно к нему подсаживается Воланд. Отрезанная голова Берлиоза не менее чем голова Иоанна Крестителя, вместо Иезавели – Аннушка, вместо миро – бутыль подсолнечного масла. Иоанн Креститель должен был, в библейскую эпоху, возвестить о приходе Сына Божьего. Тогда он смог это сделать и даже крестить Иисуса. В современную эпоху Берлиоз делает прямо противоположное и блокируется Воландом за счет отсечения головы. Если бы Булгаков хотел показать злую суть Воланда, он бы залил Патриаршие пруды кровью всех присутствующих (как то сделали змеи в «Роковых яйцах»). Однако он не тронул Бездомного. Потому, что они равны. Слабость Ивана в том, что он не осознает своей сути. Его суть – это его главный козырь. Задача Воланда – спутать карты, что он и сделал.

Все же, потрясение сказалось на Бездомном, он осознает ужас, исходящий от Воланда и бросается ловить его. Знаменитая погоня, совершенно бесполезная в романе, завершается купанием в реке.Таков современный Булгакову парафраз крещения Иисуса в Иордане. Обращает на себя внимание пустячный эпизодик с иконкой, вырезанной из газеты, на кухне. Именно эту иконку берет Иван, а также свечку. То есть, он смутно ощущает необходимость противостоять Воланду, догадывается, кто на самом деле Воланд и хватается за икону и свечку как атрибуты церкви. То есть, Иван по тем временам становится воцерковленным, принимая еще и крещение водой.

Но куда он попадает? К Грибоедову, в ресторан, жутко напоминающий преисподнюю и таковой и являющийся. Здесь «Мастер и Маргарита» перекликается со знаменитым произведением Блока «Двенадцать». Революция 1917 года трактовалась мистиками как искупительная жертва, Иисус во главе и двенадцать вооруженных апостолов. Ведущих революционные массы. И, конечно, Иешуа в революционном исполнении отправился бы в преисподнюю. Если в библейские времена достаточно было народу не дать распять Христа и маховик жертвы-мщения был бы остановлен, то, по Булгакову, в его эпоху прорываться из временной петли пришлось бы намного тяжелее.

Итак, Иван в преисподней. Примчался за помощью и попал в капкан Почему? Ведь, если бы он осознал свою суть, у него хватило бы сил нейтрализовать Воланда, даже здесь, у Грибоедова. Во-первых, презрел свой талант, которым мог пробудить в людях свет и добро, о чем намекает Булгаков в сцене отправки Бездомного в психиатрическую лечебницу (Иван критикует свои же стих, отрекаясь от таланта). Во-вторых, Иван быстро осознал себя жертвой. Чем и продлил эпоху жертв. Момент выхода из петли был упущен. В-третьих, почему преисподняя называется «Грибоедов»? Потому, что горе – от ума: знаешь, что надо менять, но не знаешь – как одолеть темную силу, и отказываешься от попыток. Что и произошло с Иваном. 

В финале романа Иван Бездомный обречен жить жизнью обычного человека. Спустя почти полвека будет снят фильм «Последнее искушение Христа» приблизительно на ту же тему.

Москва не стала точкой выхода из временной петли по многим причинам. Главная – люди не изменились, что констатировал сам Воланд в сцене в варьете. «Квартирный вопрос испортил их», - поставил о диагноз. Если бы люди смогли прогрессировать в условиях временной петли в концепте жертвы и жертвенности, Воланд бы исчез из варьете и из Москвы, не причинив никому вреда, а жизнь совершила бы качественный прыжок уровнем выше. Этого не произошло. Временная петля пошла на новый виток, где стали видимы и проявлены ведьмы, мертвецы, русалки и прочая нечистая сила.

В сцене в варьете есть один момент – отрывание головы конферансье. Воланд тестировал массы на сострадание. Массы в варьете тест прошли успешно, - сострадания они не утратили, конечно, но дальше сочувствия дело не пошло, и этого Воланду оказалось достаточно, чтобы быть уверенным в своих силах.
Итак, Иван Бездомный, не догадываясь, кто он на самом деле, сломлен в психбольнице. К нему наведывается опустошенный Мастер. Маргарите здесь явно нет места. Она и не появляется ни в одной сцене в больнице, кроме прощальной. Почему, если роман о Мастере и Маргарите?