Правда о Булгакове-2

Лилия Брудницкая
О том, что в романе «Мастер и Маргарита» обыгрывается тема Жертвы, свидетельствует эпиграф. Маргарита в «Фаусте» Гёте отдала свою жизнь и душу за почти спасение Фауста. Почему «почти», пытался объяснить Булгаков.
У Гете Фауст не попадает в Рай. На поверхности – причина в обращении к Мефистофелю, то есть, к темным силам. Как полагает Булгаков в «Мастере м Маргарите», истинная причина заключается в жертвенности, которую в свое время пытался остановить Иешуа. Не случайно Булгаков, в отличие от Бронте, ведет повествование сразу в двух исторических эпохах, словно накладывая их одну на другую.

Зачем ему такой паралеллизм? Вставить отрывки из ненаписанного (или недописанного, или утраченного – как иначе в то время автор мог намекнуть о существовании такого романа?) романа о Понтии Пилате – рациональный мотив. Но, как и все у Булгакова, параллелизм эпох имеет два-три мотива и несколько скрытых значений.

Мы считаем, что в «Мастере и Маргарите» идет не сопоставление, а совмещение эпох. Наслоение их одна на другую. Иосифу Сталину было бы лестно, конечно, что его сравнивают с Понтием Пилатом или с Воландом, но вряд ли Булгаков стал бы перед смертью возврачаться к данной теме, исчерпанной в «Кабале святош». Он наслаивает две эпохи, чтобы показать цикличность некоего процесса.
Здесь уместно вспомнить о современных гипотезах пространственно-временной петли. Гипотезы взяли на вооружение мистики, объясняя временными петлями циклияеские процессы в жизни людей и государств. По одной из теорий, Земля с 1986 года (Чернобыль, катастрофа) оказалась во временной петле. Выход из петли возможен только после осознания объектом не только своего пребывания именно в такой петле, но и причин попадания в нее. Как только осознание происходит в полной мере, процесс течения пространства-времени в замкнутом контуре делает «разворот» и события приближаются к моменту, когда возможен выход. Моменты выхода могут повторяться, то есть, шансы на выход есть. Но чем дольше человек в петле, тем трагичнее становятся события, тем тяжелее вырваться из петли, тем больше требуется энергии для этого. Если же из петли не выйти, жизнь человека (или государства) начнет разрушаться. 
Теперь предположим более глобальную временую петлю, в которую попала Земля. Это механизм жертвы и воздаяния, концепт «Бог карающий», когда плохое делать нельзя не по внутренним убеждениям, а из страха перед наказанием. Лавина насилия действительно ведет в тупик, где личности и государства стремительно деградируют. Жертвенность, возможно, хороша для стабилизации, но она же губит и развитие.

 Разомкнуть петлю люди оказались неспособны, застряв в своем развитии. Высшие Силы послали своего Сына (Иисуса Христа, Иешуа в романе). Он должен был разомкнуть петлю и дать человечеству шанс вырваться из нее.
Как он бы это сделал? У Булгакова есть ответ на этот вопрос. Вспомним яркую сцену допроса Иешуа Понтием Пилатом. Иешуа утверждает, что любой человек – добрый, нужно с ним, разве что, побеседовать. Пилат поверил, но - внимание! – запретил это делать, чтобы не потерять своих легионеров. 
Обратимся к Библии. Иисус Христос настаивал на двух тезисах: Бог есть Любовь и «я пришел дать вам Новый Завет». В его проповедях и в дошедших до нас фразах в живом бытовом общении нет и намека на жертву, жертвенность и т п. Вспомните, что в знаменитой сцене в Гетсиманском саду Иисус Христос запретил Петру мстить за себя.

С этой версией не увязывается знаменитое предательство Иуды. Но только на первый взгляд. Иуда мог и не предавать, - первосвященники, конечно, могли догадаться об истинной цели прихода Иисуса Христа. Это грозило катастрофой: религия и государство базировались на жертвенности, в храмы стекались громадные средства, политическая борьба с Римом за независимость провинции Иудея потеряла бы всякий смысл. Поэтому первосвященники, вероятно, сами вышли на окружение Иисуса Христа, нашли, как им показалось, «слабое звено» и организовали, говоря современным языком, спецоперацию по задержке Христа.
Почему не вмешался Пилат? Ему было на руку ослабление первосвященников (и Булгаков жестко показывает вражду между Пилатом и Каиафой), неминуемое при аресте невинного Иешуа. Мы помним, что Пилат не нашел никакой вины в поступках и словах Иешуа. Не нашел вины и марионеточный иудейский царь.
По Библии, вопрос решил сам народ. Следовательно, люди оказались не готовы выйти из временной петли жертвенности. Поэтому Иисус Христос был распят, по этой же причине его жертва оказалась напрасной, так как, породила Воланда – князя Жертвенного мира.

Вернемся к совмещению эпох. Булгаков, по сути, описал момент выхода из временной петли. «Сегодня такая ночь, когда все долги оплачены и все счета закрыты», - говорит Воланд. «Мне больше нравится Рим», - говорит в другом эпизоде Азазелло. Императорский Рим, построенный на жертвенности и славивший жертвенность (в раннем Древнем Риме самоубийство во имя государства было доблестью), убил Иешуа. Москва, после завоевания Византии, считалась «Третьим Римом». Естественно, князь мира жертвы Воланд мог  приехать «с инспекцией» только в Москву. На момент его приезда в Москву наступал период возможного прорыва из петли времени. Судя по сцене в варьете, шансы имелись высокие.
Почему же прорыва не произошло?