22. Что же тогда духовность?

Ольга Кузнечик
Читая святоотеческую литературу,не всегда понимаешь - почему о Боге каждый пишет что-то свое? Что - Он не Один? Их - множество? Или авторы пишут не о Боге, а о Его домашних, описывая, скажем, один Архистратига Михаила, второй - одного из Престолов, и так далее?

Наверное, все дело в том, что Бог - на самом деле непознаваем и очень огромен. Настолько, что пребывает в вечности, которая одна и в состоянии поместить Его в себя. Тут очень похоже на ересь: невмещаемого Бога вместила в Себя Пречистая Дева, она что - "параметр времени", если уж говорить о вечности?

Наверное, нужно определить, что безвремение - это категория по нашим телесным понятиям более похожа на координату, относительную нам, людям: мы, наша планета, солнечная система, галактика, вселенная находимся на кончике стрелок часов. А часы - на руке Бога, только смотрит Он на них не для того, чтобы понять - который час, а чтобы, наверное, свериться: уже конец времени или еще нет? По моим ощущениям: "докатились люди до конца времени, доломали стрелки, или еще крутятся?". Насколько эти ощущения догматичны - судить не могу, но это удобно - так думать. Это шанс вместить в себя понятие "безвремение" в относительности "Бог - человек".

Что же "духовность"?
Читая Иоанна Лествичника понимаешь ее через иконопись: это обратная перспектива. Кто знает изобразительные искусства и видел хотя бы одну икону - поймет, о чем речь: это глубина внутренних переживаний, производимых внешним воздействием.

Если и дальше эксплуатировать пространственное воображение, то можно представить себе духовность так, как ее описывает Лукьяненко в "Дозорах" (я имею в виду книги, а не фильм), как ее описывает М. Фрай, и даже Д.Р.Р. Толкиен (на этот раз именно в кино-интерпретации): сумерки. Безмолвная речь. Умение видеть невидимое.

Дионисий Ареопагит, будучи первоисточником, то есть, человеком, который лично видел Пречистую Деву, имел прекрасное духовное зрение, вот то внутренне, которое "всем выйти из сумрака!", и он описывает духовность - труднопостигаемо: есть энергии, их две: созидания и разрушения. Они не связаны с нашими, человеческими представлениями "хорошо-плохо", они связаны только с Промыслом Божиим, который созидает то, что хочет создать и разрушает то, что хочет разрушить, способы Он выбирает Сам (желает чего-то и попускает что-то, но всегда властен прекратить попускаемое разрушение, приостановить желаемое созидание и так далее, тому масса примеров в Священном Писании).

Если проще: радуга. Бог - это Свет, он чист, поскольку нетварен. Радуга - имеет спектр, так Божественный свет преломляется - чем?.. Каплями. Тварными, Богом сотворенными каплями, каждая из которых есть вода, но каждая - не похожа одна на другую, как снежинки.

Что же такое "капли"? Это - образы. Как-то классифицировать их лично не возьмусь, ибо это занятие из разряда "пересчитать песок морской", но хоть какое-то представление надо зафиксировать, поэтому:
- Испостаси - это образы Бога. Бог Отец имеет свою Ипостась (Он творит Лично, Сам), Бог Сын имеет Свою Ипостась (Он творит угодное Богу Отцу, и по Его Слову Бог Отец творит угодное Богу Сыну), Святой Дух - есть ли у Него Ипостась?  (др.-греч. - основа; существование, реальность, действительность; сущность; личность) Для этого нужно понимать Его природу - Дух Святой есть Дух Истины, Он есть что-то из разряда "Бог сказал "Да будет свет", и Дух Святой преобразовал Себя в свет. В землю, воду и все живущее в них, поскольку Дух Святой - Жизнодавец, и каждая тварь Им преисполнена. "По Лукьяненко" - сумрак, изнанка видимости, по Фраю - "магическая составляющая мироздания", по христиански - Дух Святой.
- Архетипы - "по-нашенски": штампы, образцы для подражания, уподобляясь которым - как бы "подставляешь рот под снежинки", ловишь благодать, разлитую в мироздании. Удобнее - по Нагорной проповеди (блаженные нищие духом и так далее).
- Лики - внешние проявления Божественного, то, как мы можем его видеть.

А как мы можем видеть Божественное? В основном - через слова, составленные в предложения, сформированные в различные Книги Священного Писания и Предания, от Первой Книги Бытия до жития Матроны Московской и Преподобного Гавриила Ургебадзе, и далее - история не стоит на месте.

Это всё - образы. Слово, которое вмещает в себя образ жизни, мыслей, чувств, поступков, слов.

Что же такое духовность?

Есть еще понятие из этой области, ключевое: подобия. Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Что такое "подобие"? Это - логическая категория, которую изучают в школе в рамках предмета "геометрия". Бог сотворил мир Словом. Пречистая Дева родила Иисуса Христа верой по Слову Духом Святым. Иисус Христос Собой сотворил Нового Адама.

Человек творит "сразу всё" - мироздание (каждый наш шаг влияет на мироздание в целом: задавили муравья - повлияли на природу. Мизерно, но можно застрелить тигра. Вполне легально. Плюнули мимо урны - повлияли на ребенка, который это увидел. Мизерно, но можно присесть на Красной Площади и покакать. Подали нищему - отняли у собственного ребенка. Мизерный кусочек жизни - одну мороженку, но можно продать квартиру и пожертвовать на приют для домашних животных. А ребенка? - ну... Я уж молчу про "сходить на выборы").

Человек творит других людей - каждого, с кем соприкасается, делая кого-то лучше, кого-то хуже.

Человек творит себя - запрещая себе одно и разрешая другое.

Этим человек ПОДОБЕН Господу - способностью творить.
Любой человек.
Подобен Господу.

Что же такое "духовность"? Наверное, это способность сводить воедино - ОБРАЗ и ПОДОБИЕ. То есть - знать Бога и заставлять себя быть подобным именно Богу, а не соседу, который пьет запоем, и не Кияну Ривсу, который киноактер, и не священнику, который священник. Знать себя - свое место в мироздании, - и подтаскивать его, место, к Богу. Вместе с собой.

Сводить воедино образ и подобие. Выбирая из Ипостасей - Троицу (мы не Свидетели Иеговы и не Евангелисты), из Архетипов - ничего не выбирая, пусть Они светят нам так, как считают нужным, они ближе к Богу. Выискивая Лики - в жизни. В нашей реальной, такой непростой жизни. И св. Иоанн Крондштадский жив и рядом с нами, и молится за нас, и помогает. И св. Лука Крымский...

***
Инструменты духовности - это телескопы и микроскопы, которыми можно фиксировать влияние невидимого на очевидное.

Это - внимательность, осторожность, сдержанность и терпение.

О смирении говорить не буду, ибо это относится к категории "плоды трудов", ибо стяжается через длительную процедуру наблюдения за мирозданием в поисках "а где тут духовность?" и приобретением выводов, раз за разом: "Бог есть! Я Его вижу! И Он  - далеко не таков, каким Его нарисовали в нашем воображении за время безбожия".

Поняв эту простую мысль смиряться с Богом становится просто: Он нас любит. Каждого. И о каждом - заботится так, как ни один человек не в состоянии позаботиться.

По сути это и есть - духовность: умение доверять Богу больше, чем себе.