Лексикон. Х

Александр Павлов 6
ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН.Х.
(навеяно Г. Флобером)

Христианство. Освободило рабов.
Художники. Все шутники.
Восхвалять их бескорыстие (старо).
 [Флобер. Лексикон прописных истин.]

ХАЙКУ.
– наиболее поэтичный из всех поэтических жанров, так как трёхстишие конденсирует пространственные связи явлений и предметов в единой временной точке [по Масаока Сики – гениальный поэт и литературовед японского Серебрянного века]:
*
Через забор
Заглянул потихоньку – а там
Мак опадает…[Масаока Сики].
*
В лунную ночь
загорелась на небосклоне
среди прочих моя звезда…[Такахама Кёси].
*
Хоть и зовётся
Цветок этот «белый пион» –
В нём алых прожилок сеть…[Такахама Кёси].

ХВАСТАТЬ.
– И вот повалил Бонапарт на Москву – и конца-краю ему нет. Скрып от войска идет... Мы всей деревней в лесах укрывались. Ни тебе огня развести, ни голосом покричать. Натерпелись горя-горемычного.

Ведь, он, нехристь, с иноплеменниками своими царя Александру в полон звал. В святом Кремле нечисть завел. Нутро, можно сказать, русское опоганил... Хвастался – всю-де страну покорю, вере басурманской предам всех... А Бог и не потерпел удали его, да и послал на него Кутузова-батюшку с ополчениями бессметными... [К. Петров-Водкин].
*
Что вам кажется искренним, нам кажется навязчивым и нескромным... Что для вас просто и ясно, для нас запутанно и темно... Вы хвастаетесь тем, что мы скрываем: где же нам понять вас! [И. Тургенев].

ХВОСТ.
Гагин находился в том особенном состоянии художнического жара и ярости, которое, в виде припадка, внезапно овладевает дилетантами, когда они вообразят, что им удалось, как они выражаются, «поймать природу за хвост». [И.Тургенев].

ХВЫЛЯ. Актёр Александр Хвыля. С детства запомнил его слова, сказанные зычным голосом (кажется, в финале фильма «Дети капитана Гранта»,1936 г.):

Все живы – значит всё в порядке.

ХИВРЯ.
«Вот беда! Не ушиблись ли вы, не сломили ли еще, боже оборони, шеи?» лепетала заботливая Хивря.
«Тс! ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна!» болезненно и шопотно произнес попович, подымаясь на ноги: «выключая только уязвления со стороны крапивы, сего змиеподобного злака, по выражению покойного отца протопопа».
«Пойдемте же теперь в хату; там никого нет. А я думала было уже, Афанасий Иванович, что к вам болячка или соняшница пристала. Нет, да и нет. Каково же вы поживаете? Я слышала, что пан-отцу перепало теперь немало всякой всячины!»
«Сущая безделица, Хавронья Никифоровна; батюшка всего получил за весь пост мешков пятнадцать ярового, проса мешка четыре, кнышей с сотню, а кур, если сосчитать, то не будет и пятидесяти штук, яйца же большею частию протухлые. Но воистину сладостные приношения, сказать примерно, единственно от вас предстоит..» [Н. Гоголь].

ХИРОСИМА.
Наверное, не будет большой ошибкой утверждать, что все наиболее крупные и значимые открытия и изобретение человечество, в первую очередь, обращало в оружие, направленное на истребление себе подобных.

К сожалению, открытие радиоактивности не стало исключением.

Хиросима была основной целью первой американской ядерной бомбардировки (запасными были Кокура и Нагасаки). Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва умерли мгновенно, их тела обратились в уголь. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе, а сухие, возгорающиеся материалы, такие как бумага, воспламенялись на расстоянии до 2 км от эпицентра. Световое излучение вжигало тёмный рисунок одежды в кожу и оставляло силуэты человеческих тел на стенах. Находившиеся вне домов люди описывали ослепляющую вспышку света, с которой одновременно приходила волна удушающего жара. Взрывная волна, для всех находившихся рядом с эпицентром, следовала почти немедленно, часто сбивая с ног.

Тень человека, в момент взрыва сидевшего на ступеньках лестницы перед входом в банк, 250 метров от эпицентра.

Количество погибших от непосредственного воздействия взрыва составило от 70 до 80 тысяч человек. К концу 1945 года в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек.

ХИТРИТЬ.
– Лета ихние! Что делать-с! – заметил Гедеоновсвий. – Вот они изволят говорить: кто не хитрит. Да кто нонеча не хитрит? Век уж такой. Один мой приятель, препочтенный и, доложу вам, не малого чина человек, говаривал, что нонеча, мол, курица, и та с хитростью к зерну приближается – все норовит, как бы сбоку подойти. [И. Тургенев].

ХИТРЫЙ ДУРАК.
… опыт службы привил в нём вкус к закручиванию интриг и созданию конфликтных ситуаций. Так вот, по словам Юрия Пастушенко, он спросил его:
– Как Вы работаете с Павловым? Всё нормально?
Пастушенко ответил, что всё в порядке, работа спорится. Завхоз удивился:
– Странно. А ведь он знает, что ты выступал против выделения ему квартиры. (Кстати замполит сам же мне и раскрыл этот «секрет»). Знаешь он либо очень хитрый, либо – дурак.

Что я мог на это ответить?
– Да ведь работа есть работа. Но водку пить с вами, Юрий Николавевич, я никогда не сяду.

ХЛЕБ.
Лицо его добродушно сияло, глаза весело смеялись, и, как от хорошей, здоровой русской бабы, от него пахло свежевыпеченным хлебом. [Горький].

ХЛЕБНУТЬ ТОСКИ.
Старуха не смахнула слезу – и она долго искрилась на её щеке... Помолчала. Вздохнула.
– Да, внучек, не дай Бог злому ворогу столько тоски хлебнуть, сколько мне пришлось после мужа любезного... До того дело дошло – чужому и не выскажешь. Приходит бывало час, улягутся ребятишки, а я сяду на лавку как очумелая и жду... И хлеб-соль на столе поставлю. А он в сенное оконце: тук, тук и – входит, сокол мой ненаглядный... За стол со мной сядет, а уж я смотрюсь не насмотрюсь на него... Слезы так и хлещут... . [К. Петров-Водкин].

ХЛЕБНЫЕ ПРИКАЗЧИКИ.
Перевоз зерна начинался не сразу. С большой оглядкой действовал его главный поставщик. Чует он удочки, заброшенные Махаловыми, Узмиными вокруг него, – не влопаться бы, не напороться. И вот нагрузится мужик бабьим продуктом, картошкой или капустой, приедет в базарный день в город и встанет, как ни в чем не бывало, на Нижней площади. Начнет прислушиваться, расспрашивать о ценах, большой ли привоз и «как в Расее воопче уродилось», с большим ли ражем рыщут по базару хлебные приказчики. [К. Петров-Водкин].

ХЛЕБОСОЛ.
Сын Андрея, Петр, Федоров дед, не походил на своего отца; это был простой степной барин, довольно взбалмошный, крикун и копотун, грубый, но не злой, хлебосол и псовый охотник.[И. Тургенев].

ХЛЕСТАКОВ Иван Александрович.
Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. [Н. Гоголь].

ХЛЫНОВСК.
   Родные моего отца были из старых обитателей города Хлыновска, осевших здесь во времена разбойные. …
Начало Хлыновску было положено рыбаками-монахами Троице-Сергиевой лавры на Сосновом острове, начинающемся верстах в десяти выше города и делящем Волгу на два рукава собственно Волгу и Воложку. Эта двенадцативерстная полоса заливных лугов была и есть одно из богатств Хлыновска. [К. Петров-Водкин].

ХМУРИТЬСЯ.
 Его радовало видеть, как свободно и грациозно сгибался её стан, как розовая рубаха, составлявшая всю её одежду, драпировалась на груди и вдоль стройных ног; как выпрямлялся её стан и под нестянутой рубахой твердо обозначались черты дышащей груди; как узкая ступня, обутая в красные старые черевики, не переменяя формы, становилась на землю; как сильные руки, с засученными рукавами, напрягая мускулы, будто сердито бросали лопатой и как глубокие чёрные глаза взглядывали иногда на него. Хотя и хмурились тонкие брови, но в глазах выражалось удовольствие и чувство своей красоты. [Л.Толстой].

ХОДИТЬ.
Не ходите девки замуж. [Фильм. Реж. Е. Герасимов]/

Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
бубенчик не смолк под дугой…
Две верных подруги — любовь и разлука —
не ходят одна без другой. [Б. Окуджава].

ХОЗЯЙКА.
Было пять часов утра. Ванюша раздувал голенищем самовар на крыльце хаты. Оленин уже уехал верхом купаться на Терек. (Он недавно выдумал себе новое удовольствие – купать в Тереке лошадь.) Хозяйка была в своей избушке, из трубы которой поднимался черный густой дым растапливавшейся печи; девка в клети доила буйволицу. «Не постоит, проклятая!» – слышался оттуда её нетерпеливый голос, и вслед за тем раздавался равномерный звук доения. [Л.Толстой].

ХОККЕЙ.
Суровый бой ведет ледовая дружина
Мы верим мужеству отчаянных парней
В хоккей играют настоящие мужчины
Трус не играет в хоккей
Трус не играет в хоккей. [Н.Добронравов].

ХОМА.
 Один раз во время подобного странствования три бурсака своротили с большой дороги в сторону, с тем чтобы в первом попавшемся хуторе запастись провиантом, потому что мешок у них давно уже был пуст. Это были: богослов. Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець.
… Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, – говоря, что чему быть, того не миновать. [Н. Гоголь].

ХОРОШО.
Я
земной шар
чуть не весь
обошел,–
И жизнь
хороша,
и жить
хорошо.

А в нашей буче,
боевой, кипучей,–
и того лучше. [В. Маяковский].
*
– Грех? Где грех? – решительно отвечал старик. – На хорошую девку поглядеть грех? Погулять с ней грех? Али любить её грех? Это у вас так? Нет, отец мой, это не грех, а спасенье. Бог тебя сделал, Бог и девку сделал. Все он, батюшка, сделал. Так на хорошую девку смотреть не грех. На то она сделана, чтоб её любить да на неё радоваться. Так-то я сужу, добрый человек. [Л.Толстой].

ХОХОТ.
– Что ж Марьянку не обнимаешь? Всех бы по порядку, – сказал Назарка.
– Не, моя старая слаще, – кричал казак, целуя отбивавшуюся старуху.
– Задушит! – кричала она, смеясь.
Мерный топот шагов на конце улицы прервал хохот. [Л.Толстой].

ХРАНИТЕЛЬ.
Вспомнилось ему, как в детстве он всякий раз в церкви до тех пор молился, пока не ощущал у себя на лбу как бы чьего-то свежего прикосновения; это, думал он тогда, ангел-хранитель принимает меня, кладет на меня печать избрания. [И. Тургенев].

ХРИСТИАНИН.
– Христианином нужно быть, – заговорила не без некоторого усилия Лиза, – не для того, чтобы познавать небесное... там... земное, а для того, что каждый человек должен умереть. [И.Тургенев].

ХРИСТОС.
Христос был свободен, Будда - тоже, и оба приняли на себя грехи мира, добровольно пошли в плен земной жизни. И дальше этого – никто не ушел, никто. А ты, а мы – ну, что там! Мы все ищем свободы от обязанностей к ближнему, тогда как чувствование именно этих обязанностей сделало нас людьми, и не будь этих чувствований – жили бы мы, как звери...[Л. Толстой; у М. Горького].

ХРУСТ ХРЯЩЕЙ.
 Ели из общей миски. В суп или щи крошились куски мяса, которые до условленного знака нельзя было брать. Жидкость съедалась. Миска доливалась снова. Тогда Стифей, как-то незаметно, очевидно, по летам получивший право старшего за столом, ударял ложкой по краю миски и произносил отрывисто: «Таскать». Ложки начинали вылавливать начинку. К чавканью присоединялся хруст хрящей и мяса. Жаркое, накрошенное порциями, елось в таком же порядке. На третье на стол подавалось большое, глубокое блюдо молока: каждый начинал крошить в него недоеденный хлеб, пока в блюде не получалось больше хлеба, чем молока. Стифей уминал ложкой куски хлеба, помогая им набухнуть. Затем делал удар в блюдо и произносил: «Таскать». [К.Петров-Водкин].

ХУДЕНЬКИЙ.
Назарка был одних лет с Лукашкой и тоже с весны только поступил в строевые.
Он был малый некрасивый, худенький, мозглявый, с визгливым голосом, который так и звенел в ушах. Они были соседи и товарищи с Лукою. Лукашка сидел по-татарски на траве и улаживал петли. [Л.Толстой].

ХУДОЖНИК.
Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников… а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь – нет! трудиться ты не будешь…[И. Тургенев].