Байка из письма солдата Бухарского облвоенкомата

Юрий Назаров
По окончании учебки войск связи курсант мог попасть куда угодно. Связь востребована всюду – от простейших коммутаторов стройбатов до стационарных Узлов Связи и станций радиолокации РВСН, насквозь прощупывающих недра, атмо... и гидросферу Земли. Связь – основа управления войсками!

Ниже история, практически дословно переданная со слов Дмитрия Шевцова, после учебки получившего направление в Бухарский облвоенкомат… Итак, его письмо:

Расскажу шоколадную историю, но сначала немного о Бухарском облвоенкомате!

Начну с того, что это был военкомат без призывников! Призывом занимался городской военкомат, а областной – это территориальное учреждение штаба округа. Занимал, если не путаю, здание дореволюционного Русско-Азиатского банка и территорию бывшей танковой части, которую делил с Отдельным батальоном химзащиты. Большая часть химбата, меньшая наша!

На территории: казарма на 20 человек, военторг, небольшой плац, умывальник с летним душем, туалет с выгребной ямой и бывшие танковые боксы, часть из которых использовалась под склады (консервы, обмундирование, оружие и боеприпасы), в остальных стояли аппаратные для развертывания полевого УС. Под землей размещался запасной командный пункт. По сути, даже не один, а три полноценных узла связи!

Историческое здание так же было поделено на две части. В одной находился собственно военкомат, в другой располагалась квартира военкома с отдельными двориком и входом. Был при облвоенкомате ещё небольшой огород, где солдаты выращивали огурцы и помидоры, про виноград и абрикосы нечего распинаться – это само собой!

Личный состав: 24 офицера, 13 солдат и сержантов, ну и десяток гражданских. Три отделения: ЗАС (телефон-телеграф), радиотелеграфисты и кодировщики. Прямых и непосредственных начальников пять человек – военком, начальник 1-го отделения, начальник 8-го отделения, начальник УС и техник.

Из Самарканда мы приехали втроем: Игорь Чиригба -  телеграфист-ЗАСовец, Володя Лизунов - дальник, и я. Чуть позже из Ленинабадской учебки приехали: Мехман Исмаилов  радиотелеграфист, Сережа Каверин, - телеграфист-ЗАСовец, а из Ашхабада сержант Дима Пысин (радиотелеграф). Володе пришлось переучиваться на телефониста ЗАС, так как дальней связи на узле конечно же не было! Самое забавное, что Батыр Кушаков, узбек по национальности и очень хороший парень, был кодировщиком, хотя первое время почти не говорил по-русски, и даже не окончил учебку! Про старшие призывы пока писать не буду, скажу лишь, что ребята были неплохие, за исключением пары индивидуумов. Вся дедовщина, в таком маленьком коллективе, заключалась в уборке территории и поддержании чистоты в казарме. То есть, если дневальным заступал дед или черпак, единственной его обязанностью было сходить с кем-то из молодых за едой в химбат – своей кухни на узле не было.

Начальником УС был майор Бревнов, здоровый мужик, сосланный из ГСВГ в ТуркВО за какую-то провинность и застрявший в вечных майорах! При нем на узле был наведен порядок и введена относительная уставщина. По рассказам заставших лучшие времена дембелей, до Бревнова у солдат, служивших в облвоенкомате не было даже формы, так как оная была продана местным жителям. Питались они в гражданской столовой по талонам, а в город, свободные от дежурства, могли выйти в любое время!

С приходом майора на узел, с партизанщиной было покончено! Для начала он объяснил политику партии распоясавшимся бойцам, выбил для них новую форму, запретил гражданское столование, а особо непокорных отправил вычищать ведрами отхожие места! Связисты народ неглупый, всё поняли, и со старыми порядками было покончено раз и навсегда. Майор человеком был крутым, но отходчивым – коли попал под горячую руку стой смирно и молчи, глядишь, гнев и поутихнет! Пил много, но не пьянел. Мог одним махом выпить кружку неразбавленного технического спирта – здесь наступала прекрасная возможность сходить в город. Выпив, Бревнов добрел и, видимо, не желая, что бы солдаты учуяли запах, останавливал на дальних подступах и издали выслушивал, что хочет солдат.

В общем, хороший был командир, понятный и не подлый, чего не скажешь о нашем технике-прапорюге. Вот его фамилия забылась, а имя и в армейские годы запомниться не могло, т.к. был он туркменом, и имя у него было, соответственно  туркменское труднопроизносимое! Поэтому он всем представлялся как Коля! От него многие солдаты натерпелись, особенно по молодости. Но все возвращается, вернулось и ему...

Весной 90-го в Узбекистане стало очень плохо с бензином, говоря проще бензина просто не стало... А на узле бензина было много, потому что в боксах стояли всегда заправленные две КШМ-ки ГАЗ-66, и три 131-х ЗиЛа – два ЗАСовских и один Р-161. Каждая из машин имела по два бака, заправленных вожделенным горючим под завязку! Не трудно догадаться, по ночам к забору, ограждающему военкомат от древнего города, выстраивалась очередь страждущих! В итоге баки скоро опустели, но оставался НЗ в канистрах, на случай перебоев с электричеством – в то время свет в Бухаре отключали довольно часто, и солдатам приходилось выкатывать и запускать генератор!

Прапорщик Коля был очень жаден, и как большинство  прапорщиков не отделял понятия своё и армейское, одно от другого! В итоге был пойман с поличным майором Бревновым, когда в один субботний день сливал последний бензин из бака генератора. На вопрос начальника узла связи, что случится, если отключат свет, а в генераторе нет бензина, Коля ответил, что возьмет горючее в машинах! Наивный, он не знал, что солдаты жалели (разумеется не даром) бедных жителей Бухары, и давно опустошили бензобаки машин связи. Майор хмыкнул, сказал, если связи не будет, прапору звездец, и уехал домой.

И надо же было такому случиться – в воскресенье отключили свет ... У Коли выходной, начальник на дежурстве, света нет, связи тоже нет, ибо генератор без бензина почему-то не работает! Бревнов берет бойца, открывает первый бокс и пытается слить бензин с КШМок! Бензина нет! Все повторяется снова и снова и, проверив последний бензобак, майор удивлённо произносит: «Странно, и тут слили что ли?» – после чего разражается трехэтажным матом!

Но не все потеряно – за забором химбат, а там склад ГСМ. Одна беда, день выходной, начальника склада в части нет, местный старшина пьян в говно, а отпустить горючее никто кроме них не может. Связи не было часа четыре, пока не дали свет. Благо выходной и никто из вышестоящих начальников из Ташкента не решил воспользоваться ЗАСом. Наш майор был разгневан, ибо подозрение, в первую очередь пало на прапорщика Колю!

Коля получил своё по полной, чуть не вылетел со службы! Спасло его то, что имел шестерых детей и военком его просто пожалел. Коли уже нет с нами, поэтому о других его проказах я вспоминать не буду!

ГСМ это вечная тема, так же, как и ремонт и строительство дорог. У облвоенкомовцев своего склада ГСМ не было, а случай этот приведён как показатель непомерной жадности и полного отсутствия мыслей о последствиях! Человек слил последний бензин, в результате чего связь отсутствовала целых четыре часа. Можно было под трибунал угодить!  Тем паче следить за наличием горючего в баках –  это тоже прямая Колина обязанность.

Иное дело большая воинская часть, - тем же летом из Венгрии вывели в город Каган гвардейский вертолетный полк! Каган – это город в 16-ти км от Бухары, там находился  вокзал (в самой Бухаре вокзала не было), и крупный ж\д узел, через который потоками шли эшелоны из Восточной Европы.

Облвоенкомовцы решили съездить в Каган поискать знакомых земляков. Первое, что увидели, переходя через железнодорожные пути в Кагане, это большое количество военных составов  на приколе и чью-то тощую жопу, торчащую из под вагона - пьяный прапорщик-танкист вылез из теплушки на утренний променад! Причем, идущие мимо и с визгом разбегающиеся, при виде этого чуда духтарчи, его совсем не смущали - ему было пофиг, т.к. эшелон уже неделю стоял без движения. Видимо высокие начальники не знали, куда девать образцово-показательную часть из Германии!

Пообщавшись с танкистами, солдаты отправились на поиски вертолетчиков. Им повезло больше - их расквартировали в самом Кагане на месте какой-то расформированной части. Нашли ребят и потом регулярно ездили друг к другу в гости! На примере этого полка наблюдал как элитная часть за три месяца превратилась в банду оборванцев!

Удручающее зрелище! Вот уж где ГСМ воровали не по-детски! Водители бензовозов уезжали на дембель  богатыми, по советским меркам, людьми, про складских начальников я вообще молчу! Остальные тащили и продавали все, что только можно! Офицерам было все равно, видимо они были в легком шоке от внезапно постигшего их массового изгнания из армейского эдема в туркестанскую глухомань!