Скоттиш Горби

Илья Голощапов
Когда я был маленьким, одной из любимых книжек был "Сборник шотландских баллад" в переводе Маршака. Из-за одной - про вересковый мёд - страшно переживал. Суть там была в том, что где-то на британских островах жил-был древний народ малорослых пиктов. В один непрекрасный день к ним пожаловал шотландский король с армией и покорил их (или перебил? Там не очень ясно было об этом сказано). В довершение ко всем бедам пиктов, шотландские захватчики захотели ещё и рецепт национального напитка прихватить (видимо, заводы по производству виски ещё не вышли на нужную Шотландии производственную мощность).

- Из вереска напиток забыт давным-давно,

- А был он слаще мёда, пьянее, чем вино...

И когда всех медоваров перебили, то последний старичок-носитель древнего рецепта совершает подвиг (ценой жизни собственного сына), унося секрет с собой в могилу.

- А мне костёр не страшен, пускай со мной умрёт

- Моя святая тайна - мой вересковый мёд!

Шотландский король остаётся с носом, а весь его несчастный народ и по сей день не может вкусить прелести этого самого "мёда".
Я, разумеется, кипел от возмущения, рвался ехать спасать бедных пиктов и тайно ненавидел шотландские футбольные клубы...

А когда поступил в медицинский, то в конце второго курса нас накрыл горбачевский антиалкогольный указ. Ликеро-водочные магазины и пивбары превратились в кафе-мороженое и районные клубы "Общества трезвости"...
И что-то стало будоражить мою память. Где-то я это уже слышал. Точно! В балладе. Сразу всплыло второе четверостишие.

- В котлах его варили и пили всей семьёй

- Малютки-медовары в пещерах под землёй...

И сразу появились вопросы.
Во-первых, объёмы приготовления напитка ("в КОТЛАХ его варили"), а во-вторых - масштабы алкоголизации населения ("и пили ВСЕЙ семьёй")!

В таких случаях Лев Толстой говорил: "А хорошо ли это?".

Получается, что король Кеннет Первый "Смелый", который объединил скоттов и пиктов в девятом веке и стал первым монархом Шотландии, был передовым руководителем горбачевского типа - прекратил самогоноварение и повальное пьянство среди пиктов. Молодец! В помощь этому утверждению служит и тот факт, что у пиктов наследование шло по женской линии, т.е. мужчины уже плохо соображали. А когда я узнал, что английское название баллады "Heather Ale" (вересковый эль) - а хороших британских элей было отведано немало - то захотелось просто расцеловать "брата" Кеннета Первого!
Ну, действительно! Захотел монарх выпить хорошего эля, а группа бухих медоваров противится этому. Приходится (по законам тех суровых времен) принимать "непопулярные меры". Тоже мне, секрет формулы "Кока-колы"...

Август 2017