Раечка

Ольга Кукина
Когда увидела эту фотографию, то не могла оторвать глаз от растения.
Столько всего напомнило..
И из моей жизни и..
Целую жизнь другого человека.
Нашей соседки


Жила в нашем доме-подезде женщина Рая. С мужем, сыном, но главное с собакой. Тогда казалось, что с просто собакой, потом узнали что один из родителей у собаки был шелти..
Сын у Рай был тихий по причине равнодушия к миру. Ему все было неинтересно. Муж был пьяницей-одиночкой, а так у Раи родители были чистокровные казаки, то скандалы мужу она устраивала знатные, с киданием в него шахматных досок, когда он тихо и тверезо сидел во дворе с другими мужиками..За что в ответ была бита уже в квартире. Соседи вздыхали, но Раю не жалели...И не любили. По нескольким причинам.
Первая ее собачка Кукла, милейшее на вид существо, не больших размеров, но с не вероятным голосом и желанием демонстрировать его на улице. Особенно летом при распахнутых окнах и часов эдак в шесть утра. Дом у нас был тогда рабочий, пенсионеров не было, а завод наш и до сих пор работает в две, а кое-какие цеха и три смены..Так что голосом Куклы наслаждались все с особыми чувствами. Это с утра, а днем Кукла уже не просто демонстрировала голос, а кидалась с лаем на детей. Те визжали, Кукла лаяла, Рая орала на детей что они пугают ее собаку и что..ну да - она не кусается. Шум поднимался такой что представить его сможет только тот кто знаком с югом и казаками..Родители за детей не заступались. Папы были либо на работе либо заняты домино. Мамы не рисковали вступать в перекрик. К тому же никто не хотел портить с Раей отношения. Она была продавщицей магазина одежды.А всем хотелось носить платья и ходить рядом с мужьями в костюмах. И за это Раю тоже не любили
Она высветляла волосы перекисью и делала высокую "халу" и встречая соседей всегда жаловалась что угробила все здоровье стоя на бетоне и смотря вдаль, чтобы наглые покупатели не украли все костюмы..А соседи так легко устроились каменщиками-штукатурами, литейщиками и токарями..
Я тогда еще ребенок с ужасом представляла полы типа бараков концлагерей и ряды темных костюмов уходящих за горизонт...Пока моя мама не сказала что под магазин отдана обычная квартира на первом этаже такого же дома и даль не более 10 метров..
Потом Рая в очередной раз уехала в санатории, сын уже служил в армии. Муж напился так что вначале перепутал этаж где живет (прожив уже пять лет в нашем доме) потом решил что потерял ключ (который лежал у него в кармане), потребовал пропустить его на балкон, прорвался туда, начал перелазить и упал с третьего этажа. Я до сих пор помню этот звук...Без крика. Но такой страшный..Не живой..
Когда Рая вернулась, то была одна. Только с Куклой. И моя мама предложила ей приходить к нам . Я тогда учила вязать всех кто хотел. Рая согласилась. И ..стала Раечкой. (Нет, она не изменилась, просто мы даем свои имена всем знакомым) Она приходила с вязанием рассказывая что вот-вот рухнет от боли и по три-четыре часа сидела особо не шевелясь и не замолкая..Я до этого не представляла, что можно так не любить абсолютно всех людей, завидовать совершенно всем людям. Считать злом любые проявления человечности. Раечку раздражало все. Как-то я рискнула спросить почему ей не мешает спать грохот холодильника, но раздражают тихие разговоры у подъезда? Раечка ответила что не переносит все что исходит от людей..Но она сильно стремилась к...нет, не к людям, а к тем кто ее будет молча слушать...Этим человеком оказалась я. Я учила ее вязать. Как-то она захотела палантин. Вязание штука математическая, схемная, но Раечка разбираться в схемах не собираюсь. И я переводила все в слова. Рисовала огромные схемы, чтобы увеличить то что буду диктовать..
Как-то в то время мама проснулась ночью от шума, это я во сне бормотала :" Две вместе снизу, накид, пять лицевых"..Это был единственный раз когда я говорила во сне.
Потом вязать Раечке надоело и она приходила меня "спроведать".Это были долгие посиделки, где я была тем кого "спроведовали" (придуманный Раечкой глагол). Родители общество своей сверстницы не переносили. Я? Думала что так и надо. Надо молчать и слушать.. Хотя много лет не понимала, почему после таких "спроведовании" я всегда жутко хотел есть и был полный упадок сил, пока не услышала о "энергетических вампирах" и насмеявшись в волю взяла и поставила защиту. Просто положила ногу на ногу. Совершенно не веря ни во что подобное. Но в то "спроведование" Раечка ушла сердитой, а я не оказалась ни голодной, ни морально измочаленной. С того раза я так и делала все больше задумываясь, а за чем? Но я знала, что Раечка давно на пенсии (на работе ее дотерпели только до пенсии) сын женился и Раечка люто ненавидит невестку за то что та не генеральских кровей, а работает в цехе вместе с сыном Раечки. Я знала, что она начинает любить родню-друзей только после смерти, навещая их могилы. Я знала что кроме меня ее никто не слушает. Да, и она никого не слушала, но мне всегда жаль одиноких людей. Почти бесконечно жаль. И я жалела Раечку много-много лет. Правда, энергией "не кормила" и Раечка становилась все злее ко мне и не примеримиее)
Она не могла понять почему я в разговоре хочу высказывать свое мнение, а я не могла понять почему нет? И один раз на громкий крик Раечки: "Ты что считаешь себя умной?!" не сдержалась и сказала: "Да!"
Она соскочила с дивана и убежала с криком, что ноги ее больше не будет в нашем доме..И не приходила. Мы почувствовали себя свободными. А я сделала шаг к себе. Поняв, что иногда я важнее всех.
Это было десять лет назад. Этим летом Раечки не стало. Она умерла скоропостижно, на рассвете и ни кто из соседей не слышал ни приезда скорой, ни полиции, ни катафалка. И даже я спящая, почти у двери в подъезд - не слышала ничего...

При всей своей раздражительности и злобе, Раечка была совершенно не жадным человеком. Могла отдать последнее, всегда делилась урожаем с дачи. А еще ее любили цветы..За все годы она не посадила ни одного цветка-дерева во дворе, критикуя и ругая тех кто
садил Но в квартире у нее зацветали самые безнадежные цветы. Раечка отсаживала детки-луковицы-отростки, раздавала всем кого знала, но ни разу ни у кого ни один цветок не прижился..
Через десять дней как Раечки не стало, ее внучка выкинула все ее вещи и цветы.. А растение с фотографии выставили в подъезд умирать. Внучка каждый день проходила мимо пока оно засыхало. И стояло засохшим укором, пока "ремонтники" подъезда не вынесли его на улицу, так как он мешал красить откосы.
Жил человек и... Ни чего не осталось..Только память.. И почему-то горько думается только моя..
Вот и такая история у такой простой фотографии..