Дни рождения. Юность, зрелость

Вера Звонарёва
Люблю вспоминать. От лени это наверно. Сяду в кресло, прикрою глаза и перелетаю в другую жизнь. Сегодня листаю  запомнившиеся Дни рождения своей юности, зрелости. Погружаюсь в былое…

   Мне 20 лет. На работе   дарят  огромного размера торт в прозрачной коробке, в которой во весь рост стоит шоколадная бутылка шампанского, лежат цветы   из крема, написаны  поздравительные слова.
Наш дом на Новинском подлежал сносу. Большинство соседей уже выехали, а  мы задерживались с переездом. Соседняя большая комната  уже освободилась, и день рождения отмечали в ней, а не в нашей 11-метровой.  Можно было пригласить много друзей. Леша сделал предложение, а Володя  просто ухаживал, но ни  один из них мне не нравился так, чтобы воспринимать все эти ухаживания всерьез, а. голова кружилась от счастья, танцев, от  молодости.

.
 
  Геннадий, мой двоюродный брат, историк и литератор, повез меня на 10 дней в Ленинград. Я первый раз в жизни  в этом городе. Мне 22 года. Геннадий так рассказывает интересно, столько увидела!  Спасибо, Геночка, за этот подарок на всю жизнь

 
   Мне 25 лет. Я учусь в МГУ, моим сокурсницам  по 18-19 (я поступила после техникума) Девчонки всегда считали меня ровесницей, вдруг  новость для них, прямо испуг, удивление - такая старуха? А мне смешно - чувствую себя, даже моложе их.

 День   рождения в Индии. Мы приехали в конце июня 1966 года,(Мишу послали работать переводчиком на два года), а в августе  мы собрали  новых друзей. Знакомились ближе, болтали  почти до утра, а Витька Линник -тоже переводчик, взял гитару  и запел «Снег, снег, снег… над палаткой кружится», а в Индии - 48 градусов в тени .Взгрустнулось...Как там в Москве? Снег увидим еще так не скоро
 
 
  1968 год. Звонарев в командировке,  а у меня День рождения. Собираю   друзей, Запекаю большущего гуся. Валька Мохов виртуозно его разрезает, но гусь подскакивает и почти падает на пол - по всей кухне полно жирных брызг, особенно около стола строгой соседки, я в ужасе, а всем смешно,  всё вкусно,  весело, только жалко, что Миши нет, а ночью  он неожиданно вернулся - вот это подарок.


  Мы с Мишей на байдарке, идем по реке Керженец.  10 августа.  Миша дарит мне несколько плиток  шоколада  и полевые цветы. Погода чудесная, дома все хорошо - мы звонили, чтобы поздравить маму. Прямо в лодке открываем банку сайры да с белой булочкой. Жую шоколад , кругом  стрекозы, ( они любят садиться  на серебристое весло),  тишина,  гладь воды, Миша вытаскивает очередную рыбу – вечером сделаем пир  Мы  молодые, загорелые, здоровые, дочка в Артеке. Я люблю и любима  - вот оно счастье!


  Мама испекла огромный пирог, на котором косичкой из теста выложено
"Верочке 35 лет" Это сейчас я пишу и плачу от нежности, любви и понимания, а тогда - с трудом скрываю удивление и раздражение - зачем же афишировать такую "жуткую дату"...

Застучали колёса жизни. Мне сорок. С утра хочется петь что-то очень грустное, жизнь подходит к концу."Снегопад, снегопад, не мети мне на косы, не стучись
в мою дверь..."    Пришли неожиданно коллеги - заведующие, а в библиотеке ремонт. Кое-как собираем стол, а у них  целая программа поздравлений. Экспромт, а получилось прекрасно. Жизнь продолжается!!!

  50 лет отмечать не хочется. Ах, эти рубежи 10-летий! Куда бы сбежать? Моя лучшая подруга  говорит: «Надо». Накрываю длинный стол, масса вкусностей – юбилей. Приглашаю много народу. Впервые в жизни такой облом  - одни заболели, у других горящая  путевка, у третьих  какие-то проблемы с детьми и т д. За сдвоенным столом  человек шесть... Беру  себя  в руки, один стол отставляем, усаживаемся  потеснее, и каждый  присутствующий старается скрасить неловкость - всё получается просто великолепно

  55–летие пришлось отмечать широко. В конференц - зале  библиотеки столы поставлены буквой П. Масса гостей: коллеги, родственники, друзья, общественность. Открывает вечер народный артист России  Давид Михайлович Лернер - мой давний друг. Он исполняет полонез Шопена. На вечере присутствует мой приятель А.Г. Коган, талантливый литературовед, который каждый тост переводит в стихи. Начальник управления культуры  поет мою любимую «очарована , околдована», столько посвящений, слов, подарков, цветов – но я совсем не чувствую себя пенсионеркой.

 60 лет - нет этого просто быть не может! Нет, нет и нет! Ко мне эта цифра совершенно не относится.
 У  мужа уже кончился отпуск, а я с внуками продолжаю отдыхать в деревне, что в
Тверской области. Женька уже несколько дней что-то делал из глины: месил, обжигал, возился в краске. И вот у меня в руках прекрасная дощечка,  очень красивой и необычной формы с объемной розой. На ней написано "С 10 августа" Берегу до сегодняшнего дня как самый дорогой подарок, а маленькая Настя сначала немного растерялась, а потом вырвала самую большую морковку с грядки, чтобы тоже не с пустыми руками бабушку поздравлять.
Вечером приехал муж и привез ближайшую мою подругу . Хорошо-то  как за столом под августовскими звездами!!!

В 65 лет подаю заявление об уходе. Принимаю очень непростое решение - пора! Надо уметь уйти достойно и вовремя,  а не ждать, чтобы начальство намекнуло.
Прощальный вечер: слезы, объятия, слова, цветы - ведь  35 лет отдано любимому  делу. Многие стали уже близкими и родными. Хочется попробовать пенсионной жизни, пока есть силы, здоровье, желания.

70 лет встречаю радостно, спокойно и с благодарностью Всевышнему. Теперь каждый год как подарок. С самого раннего утра столько звонков! Ах, как приятно, что помнят. Звонят  внуки, дочь, зятья (их у меня несколько)     Приходят соседи по даче. За столом так тепло в прямом и переносном смысле
. Тосты такие, что глаза увлажняются. Фотографируемся. Бежим купаться. Что наши годы!  Как хорошо, что у нас гостит моя школьная подруга.  Мы с ней радуемся, как дети.  Столько воспоминаний, смеха, шуток.

В 75 – ломаю ногу. Сложный перелом в двух местах. Оступилась на лестнице и полетела со второго этажа, но даже в этом есть что-то хорошее – зять на руках носил, а потом на костылях научилась ходить.

А вот и 77.  Красивая цифра. Интересно, а смогу я на прыгалках хоть несколько раз.
Мне кричат: « Не смей, вспомни, сколько тебе лет» А я уже бегу на крыльцо, где в ящике лежат внучкины скакалки, желтенькие с красными ручками.  Поправляю только что подаренную мне широкополую соломенную шляпу, и  вот я уже отрываюсь от земли, дух захватывает. Смогла , получается!! Три, пять, десять, тринадцать…
Август. Впереди осень и только потом зима и снег.